УДК 373.24

ЗНАЧЕНИЕ РАЗВИВАЮЩИХ ИГР В.В. ВОСКОБОВИЧА ДЛЯ ФОРМИРОВАНИЯ МАТЕМАТИЧЕСКИХ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ ДОШКОЛЬНИКОВ

Пахомова Мария Вадимовна1, Прозорова Марина Евгеньевна1
1Ставропольский государственный педагогический институт, студентка

Аннотация
В статье рассмотрены развивающие игры Вячеслава Вадимовича Воскобовича, определено их значение в формировании математических представлений детей дошкольного возраста, приведена классификация игр, выявлены их преимущества и недостатки.

Ключевые слова: Воскобович, дети, дошкольник, математика, развивающие игры, ребенок


THE VALUE OF DEVELOPING GAMES V.V. VOSKOBOVICH FOR THE FORMATION OF MATHEMATICAL REPRESENTATIONS OF PRESCHOOL CHILDREN

Pakhomova Mariya Badimovna1, Prosorova Marina Evgenevna1
1Stavropol state pedagogical institute, student

Abstract
The article deals with educational games Vyacheslav Vadimovich Voskobovich, determined by their importance in the formation of mathematical representations of children of preschool age, shows the classification of games, revealed their advantages and disadvantages.

Рубрика: Педагогика

Библиографическая ссылка на статью:
Пахомова М.В., Прозорова М.Е. Значение развивающих игр В.В. Воскобовича для формирования математических представлений дошкольников // Психология, социология и педагогика. 2016. № 6 [Электронный ресурс]. URL: http://psychology.snauka.ru/2016/06/6735 (дата обращения: 19.11.2016).

На настоящий момент математика продолжает проникать в разные области жизни и поэтому проблема обучения математике приобретает все большую актуальность на всех ступенях обучения. Нужно развивать математические способности детей, начиная с дошкольного возраста, об этом сказано не только во ФГОС ДО, дошкольных образовательных программах, но и в Концепции развития математического образования в РФ [1]. Игры Вячеслава Вадимовича Воскобовича – это одно из средств, развивающее математические представления дошкольников. Его игры погружают детей в мир сказки, помогают развить творческий потенциал, психические процессы и сенсорное восприятие. Замечено [2] что дети, обучающиеся по популярной методике В.В. Воскобовича, как в детских садах, так и дома, имеют высокую готовность к школе, владеют быстрой техникой чтения, выполняют математические задания быстрее сверстников. Такие дети имеют произвольное мышление и отличную память.

Анализ профессионального пути В.В. Воскобовича показал, что изобретатель не имел никакого отношения к педагогике в начале своей карьеры. Он был инженером-физиком, но при этом писал стихи и песни. В 90-е годы ХХ в. было тяжело приобрести игрушки детям, и Вячеслав Вадимович сам разработал развивающие игры и апробировал их на своих детях [2]. Сейчас им создана целая методика, включающая 40 развивающих игр. Методика Воскобовича пользуется большим спросом в развитии дошкольников как в условиях дошкольной образовательной организации (ДОО), так и в условиях семейного воспитания, ее часто обсуждают на семинарах, посвященных развитию детей. Открыт центр ООО «Развивающие игры Воскобовича», находящийся в г. Санкт-Петербурге на набережной Чёрной речки, 17, работа которого направлена на производство развивающих игр для детей и распространение соответствующей методики.

Все существующие игры Вячеслава Вадимовича можно классифицировать на игры:

  1. направленные на творческое конструирование;
  2. развивающие логику и воображение;
  3. обучающие чтению;
  4. развивающие математические способности.

Самыми известными и интересными играми являются «Геоконт», «Квадрат Воскобовича», «Конструктор букв», «Кораблик Брызг-Брызг» и др. Среди детей наиболее любимыми являются «Ларчик», «Игровизор», «Змейка», «Чудо Крестики», «Читайки», «Прозрачный квадрат» и многие другие [3].

Игра «Геоконт» предназначена развивать творческое конструирование у детей. В народе её называют «дощечка с гвоздиками». Помогают детям выполнять задания такие сказочные персонажи, как малыш Гео, ворона Метра и дядя Слава. С помощью неё дети могут увидеть и провести контуры геометрических фигур, протянув разноцветную резинку между гвоздиками. Игру можно усложнять для достижения наилучшего результата, она полезна для формирования и закрепления математических представлений, как у дошкольников, так и младших школьников [2].

«Квадрат Воскобовича» помогает детям развить логику и воображение. Эту игру называют по-разному: «Косынка», «Вечное Оригами», «Кленовый листок». «Квадрат Воскобовича» представляет собой треугольники, приклеенные к тканевой основе. Одна сторона – зеленая, другая – красная. Квадрат может трансформироваться в другие фигуры. Помогают ребенку найти ответ в задачах папа Прямоугольник, мама Трапеция и дедушка Четырехугольник [3].

Навыки чтения можно сформировать с помощью игры «Конструктор букв». Фанерное поле для игры покрыто разноцветным покрытием. Игра содержит цветные модули, закрепляющиеся на поле с помощью резинок – модули располагаются под ними. Перед детьми стоит задача собрать правильно букву и разобраться с логическими задачами [2].

«Кораблик Брызг-Брызг» – это игра, развивающая математические способности. Мачты корабля построены по цветам радуги. Играющий ребенок должен правильно прикрепить флажки. Усложнить игру можно за счет выстраивания мачт по цветам радуги в диагональном или горизонтальном направлении. Как показывает опыт, такой кораблик надолго занимает внимание малышей [3].

Если рассматривать более подробно игры, развивающие математические способности, то можно выделить такие игры, как «Математические корзинки», «Волшебная восьмёрка», «Логоформочки», «Счетовозик» и др.

«Математические Корзинки» помогают ребенку запомнить числа, освоить счёт, научиться складывать и вычитать в пределах пяти, затем десяти. Заданием является сложить все грибочки в корзинки и заполнить ими весь формат игрового поля. Помощниками для детей в этой игре являются Ежик-Единичка, Зайка-Двойка, Мышка-Тройка и другие. Они помогают ребёнку и друг другу собирать грибочки. Таким образом, малыши наглядно видят и запоминают состав чисел.

«Волшебная восьмёрка» – это игра, которая позволит ребёнку научиться составлять двузначные числа, а также запомнить цвета радуги, развить мелкую моторику рук и логическое мышление. В этой игре используется интересная считалка для запоминания цветов радуги: «КОХЛЕ-ОХЛЕ-ЖЕЛЕ-ЗЕЛЕ-ГЕЛЕ-СЕЛЕ-ФИ». У всех деталей, из которых состоит цифра, одна сторона однотонного цвета, а другая окрашена в один из цветов радуги. Так ребёнок сначала учится собирать цифры, а потом осваивает и цвета. Данная игра имеет несколько этапов различных по сложности. Для начала, малышу предлагается собрать цифру одного цвета по схеме, а затем задачу можно усложнить на свой вкус.

С помощью игры «Логоформочки» дети знакомятся с геометрическими фигурами и узнают понятие симметрии. Игровое поле состоит из 25 квадратов, разделённых пополам пунктиром. В этой игре используется 5 эталонных фигур – круг, квадрат, треугольник, прямоугольник, овал. Они окрашены в красный цвет для более лёгкого запоминания их ребёнком. Суть игры в том, что ребёнок подбирает необходимый вкладыш к рамке и составляет фигуры по образцу. Дальше он может самостоятельно сложить другие фигуры или «дорисовать» силуэт, добавив к фигуре новые элементы.

«Счетовозик» – это увлекательная игра, в которой детям помогает Магнолик – пассажир паровозика. На первом этапе игры с ребенком проводится занимательная беседа о путешествии и хорошо, если он вспомнит какое-нибудь своё путешествие с родителями. В игре дети знакомятся с цифрами и осваивают счёт, выполняя задание: посчитать количество фонариков в окошке под определённым номером. Для этого им необходимо внимательно рассмотреть окошки поезда (каждое имеет свой номер) и узнать, сколько в каждом из них горит фонариков. Это помогает познакомить не только с цифрами, но и с их количественным значением. Со временем задача усложняется и ребёнку предлагаются более сложные вопросы вида: «В окошках с какими номерами сумма фонариков будет равна 6? (10? и т.п.)». Такие задания знакомят ребёнка с составом числа, с вычитанием и сложением в пределах 20.

Рассмотрим выявленные нами преимущества развивающих игр В.В. Воскобовича.

Развивающие игры автора достаточно многофункциональны: они могут начинаться с простых манипуляций элементами, а заканчиваться решением сложных многоуровневых задач; можно обучать счету или чтению, параллельно развивая мышление, логику, память и другие психические процессы. Таким образом, ценность игры заключается в ее способности всесторонне развивать и обучать малыша. По причине своей многофункциональности игра долго не надоедает ребенку, а родитель или воспитатель может придумывать все новые и новые варианты заданий.

Для ребенка интересны игры Воскобовича. В процессе игры ребенок открывает для себя новое и испытывает эмоциональное удовлетворение от процесса. Многие из игр Воскобовича содержат методические пособия с иллюстрированными сказками, в них нужно выполнить различные задания или ответить на вопросы. В игровой форме дети вместе с героями сказок осваивают не только новые знания, но и навыки общения.

Дети, выполняя различные задания по методике Воскобовича, быстро не утомляются, т.к. ребенок самостоятельно выбирает темп и нагрузку игры, переключаясь с одного задания на другое.

Игры Воскобовича способствуют развитию мелкой моторики рук детей.

Среди безусловных положительных сторон игр следует выделить и то, что любое пособие имеет несколько уровней сложности и подойдет как трехлетнему ребенку, так и старшему дошкольнику, а иногда даже младшему школьнику. В результате, при формировании предметно-развивающей среды в группе детей ДОО [4] эти игры будут с детьми на протяжении всего обучения в детском саду, а родителям не придётся загромождать свой дом бесконечными развивающими игрушками по мере взросления ребёнка.

Выявляя преимущества развивающих игр Вячеслава Вадимовича, мы выделили и недостатки, к которым отнесли сложность сделать игрушки самим в домашних условиях и высокую стоимость некоторых из них. К примеру, игра «Математические корзинки 10» стоит около 800 рублей, а игровой обучающий комплекс «Коврограф Ларчик» – не меньше 3500 рублей. К тому же, к некоторым играм прилагаются специальные авторские пособия или необходимо приобрести игровое поле, которое может быть использовано в качестве вспомогательного материла. Они продаются отдельно от игр и стоят от 70 до 1000 рублей, что также увеличивает стоимость игры.

Игры В.В. Воскобовича уже успешно внедрены в программы дополнительного образования и активно используются педагогами. Они официально рекомендованы для использования в ДОО. Данные игры известны во многих странах, а именно – в Израиле, Франции, Германии и Америке [5]. Сегодня продолжают появляться и новые игры этого автора.

Таким образом, игры Вячеслава Вадимовича Воскобовича не только знакомят ребёнка с математикой, но и погружают его в мир сказки. Такие игры являются очень результативными в развитии ребенка, их интересно использовать и взрослым и детям, как дома, так и в детском саду.


Библиографический список
  1. Киричек К.А. Подготовка бакалавров профиля «Дошкольное образование» к осуществлению математического развития детей в образовательных организациях // Кант. – 2016. – №1(18). – с.37-40.
  2. Воскобович В.В., Харько Г.Г., Балацкая Т.И. Технология интенсивного интеллектуального развития детей дошкольного возраста 3-7 лет «Сказочные лабиринты игры».- СПб.: Гириконт, 2000.
  3. Воскобович В.В. Развивающие игры и игровые технологии [Электронный ресурс]. URL:http://voskobovich.su/ (дата обращения 12.04.20016).
  4. Изюмова О.А., Киричек К.А. Роль развивающей предметно-пространственной среды в математическом развитии детей дошкольного возраста // Современные научные исследования и инновации. 2016. № 3 [Электронный ресурс]. URL: http://web.snauka.ru/issues/2016/03/65094  (дата обращения: 10.04.2016).
  5. Развивающие игры Воскобовича. Сборник методических материалов / под ред. Воскобовича В.В., Вакуленко Л.С. – М.: ТЦ Сфера, 2015.


Все статьи автора «sgpik»


© Если вы обнаружили нарушение авторских или смежных прав, пожалуйста, незамедлительно сообщите нам об этом по электронной почте или через форму обратной связи.

Связь с автором (комментарии/рецензии к статье)

Оставить комментарий

Вы должны авторизоваться, чтобы оставить комментарий.

Если Вы еще не зарегистрированы на сайте, то Вам необходимо зарегистрироваться:
  • Регистрация