УДК 316

ГОРОДСКАЯ СУБКУЛЬТУРА: СОЦИОЛОГИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ

Рачинская Екатерина Александровна
Московский государственный университет им. М. В. Ломоносова
студент

Аннотация
В статье проанализирована междисциплинарная категория «городская субкультура» как специфическая общность, функционирующая в рамках крупных современных городов и сформированная под влиянием повсеместной технологизации, информатизации и глобализации. В качестве основных составляющих городской субкультуры были изучены ее ценности, образ жизни и коммуникативная среда, предопределяющая способы и формы ее активности.

Ключевые слова: виртуализация, городская субкультура, городской образ жизни, коммуникативная среда города, массовизация, ценности горожан


URBAN SUBCULTURE: SOCIOLOGICAL ANALYSIS

Rachinskaya Ekaterina Alexandrovna
Lomonosov Moscow State University
student

Abstract
In the article an interdisciplinary category “urban subculture” was analyzed as a specific community functioning within large modern cities and formed under the influence of widespread technologization, informatization and globalization. Its values, lifestyle and communication environment, which determine ways and forms of its activity, were examined as basic elements of urban subculture.

Keywords: massification, urban communication environment, urban lifestyle, urban subculture, values of citizens, virtualization


Рубрика: Социология

Библиографическая ссылка на статью:
Рачинская Е.А. Городская субкультура: социологический анализ // Психология, социология и педагогика. 2016. № 6 [Электронный ресурс]. URL: http://psychology.snauka.ru/2016/06/6875 (дата обращения: 19.11.2016).

В современную постиндустриальную эпоху мы наблюдаем уже достаточно четко организованную, консолидированную городскую общность, впитывающую в себя результаты наиболее значимых сегодня процессов технологической модернизации и информатизации. Можно сказать, что горожане как особая группа являются олицетворением этих тенденций: будучи местом сосредоточения инновационного капитала, город пропускает через себя различные нововведения всех сфер общества, оставляющих отпечаток на ментальных и эмоциональных структурах человека. Под воздействием урбанизации городской человек создает неповторимую культуру со своими идеалами и ценностями, особенностями функционирования в социальной реальности, позволяющие его жизнедеятельности быть органическим целым с модифицированным пространством: так сформировалась качественно новая, автономная, исключительная общность – городская субкультура. Под городской субкультурой понимается «система ценностных, нормативных особенностей и поведенческих установок общности людей, проживающих на определенной городской территории и характеризующихся определенным образом жизни» [1, с. 11]. Структура городской субкультуры представляет собой три базовых элемента – ценности, образ жизни и специфическая коммуникативная среда, в которой они рождаются и функционируют.

Анализ коррелирующих между собой ценностных ориентаций и предпочитаемых видов активности современных горожан позволяет сделать следующие выводы [2, 3]. В современном городском сообществе зафиксирована тенденция к индивидуализации личности, ее нарастающей отчужденности, к ощутимому снижению ценности кровнородственных отношений и приоритета эгоцентрического мышления. Современный горожанин настроен на самосовершенствование и саморазвитие, независимость и автономность, базирующиеся на желании использовать свой доход только для собственных нужд. Данные тенденции ведут не только к разобщенности и разрозненности социума, негативные последствия которых не оставляют сомнений, но также и к разрушению института брака в обществе. Огромное количество семей сегодня характеризуются нестабильностью, непрочностью, непродолжительностью, что негативно сказывается на процессе социализации подрастающего поколения. Все большее число пар отказывается иметь и официально зарегистрированные отношения, и детей – снижается естественный прирост населения, свобода от семейных уз и обязанностей по воспитанию детей оборачивается одиночеством индивида. Лишаясь рекреативной, эмоциональной, восстановительной функций семьи, горожанин ищет альтернативные способы снятия стресса и напряжения, многие из которых серьезно подрывают его психологическое и физическое здоровье. Превалирующие в социуме ценности индивидуализма и материализма формируют специфический городской образ жизни, основные черты которого рассмотрены далее.

Мобильность горожанина и динамичность его социального статуса. Интенсивная горизонтальная мобильность в современном социальном пространстве сопровождается быстрой сменой интересов и предпочтений горожанин, его политических и религиозных убеждений, места жительства и работы и, как следствие, постоянным изменением состава социального окружения. Последствием такого беспокойного перемещения в социальной иерархии становится динамичность и неустойчивость социального статуса индивида, что позитивно выражается в разнообразии путей самореализации, но негативно отражается на эмоциональной и физической стабильности горожанина, умении сохранять прочный, качественный набор ценностей и установок, а также выстраивать долговременные жизненные стратегии.

Кратковременность и поверхностность контактов. Городское пространство вынуждает каждый день взаимодействовать с большим количеством людей. Нахождение в транспорте по дороге домой или на работу, обеды в кафе и ресторанах, посещение магазинов и торговых центров, сопровождающиеся высокой концентрацией людей, скученностью, поверхностностью общения с незнакомцами, – все это факторы развития у человека таких качеств, как агрессивность и антагонистичность. Невозможность удовлетворить потребность в сохранении границ личного пространства вызывает у горожанина чувства беззащитности и уязвимости, которые он маскирует враждебностью и отстраненностью. Более того, частая смена социального окружения и ежедневные кратковременные, анонимные контакты с другими горожанами делают индивида равнодушным, безучастным и невнимательным к окружающим. Городской житель утрачивает способность устанавливать прочные социальные связи, поддерживать дружественные отношения с соседями и ближайшим окружением, быть эмоционально отзывчивым и участливым, становится отчужденным, пассивным и апатичным. Тем не менее, существуют и такие позитивные аспекты, как интенсивность межличностных контактов в городе, где проще и легче заводить знакомства. Технологичность городского пространства позволяет также устанавливать и поддерживать связь с кем-либо на расстоянии, а процесс глобализации помогает наладить международное сотрудничество.

Повышенное внимание к вопросам здоровья и внешнего вида. Высокая мобильность и динамика социального статуса формируют новый, городской ритм жизни: стремление сделать свою деятельность как можно более эффективной и продуктивной заставляет индивида насыщать свой день большим количеством задач и планов, осуществление которых оборачивается значительными физическими и эмоционально-интеллектуальными нагрузками. Горожане больше времени тратят на труд и работу и меньше - на сон и отдых, тем самым настраивая свой организм на искусственные ритмы жизни, отличающиеся от необходимых ему природных ритмов. В результате свободное время затрачивается преимущественно на восполнение энергетических запасов организма и восстановление физических сил, вытесняющих личные семейные отношения на второй план. Высокие темпы и стрессообразующий характер городской жизни сказываются также на здоровье горожанина – актуализируются проблемы истощения организма и слабости иммунитета, которые зачастую решаются посредством искусственного вмешательства, в частности, медикаментозного или хирургического. Нельзя также не отметить многозначительность вопросов красивого внешнего вида и привлекательного имиджа, ставшие в современном обществе индикаторами дохода и социального статуса и, как правило, навязанные стандартами и образцами массовой культуры.

Нейтрализация традиций и слабый социальный контроль. Повсеместная урбанизация стирает специфический культурный облик городов, а вместе с тем и социокультурные особенности горожан, самобытность их жизнедеятельности. Ранее почитаемые и строго соблюдаемые традиции, обеспечивающие солидарность населения и его культурную сплоченность, в условиях технологизации общества утрачивают свою значимость, уступая место массовым, шаблонным обычаям. Распространяемый процессом глобализации потребительский образ жизни разрушает исключительный культурно-исторический каркас городского общества, превращая его в штампованную, рассогласованную группу автономных индивидов. Вместе с отмиранием общепринятых духовно детерминированных ценностей и эталонов поведения и обретением безграничной свободы в любом виде активности горожанин более не контролируется неформальными институтами морали, что означает резкое ослабление социального контроля. Провозглашаемая свобода действия и слова, их безнаказанность со стороны права и законов допускают аморальное поведение индивида, ставящее под угрозу существование этико-нравственной составляющей социума, обеспечивающую его целостность и управляемость.

Расширение осведомленности и компетентности. Город – это бесконечное пространство непрерывно циркулирующей информации, знаний и новостей. В информационном обществе информация является доминирующим, наиболее ценным ресурсом, вследствие чего горожане стремятся достигнуть высокого уровня образования и получить доступ к различным знаниям. Интеллектуально развитые жители городов компетентны во многих областях науки, осведомлены о последних технических изобретениях и потому более адаптированы к инновациям по сравнению с сельскими жителями, в целом обладают более гибким мышлением и способностью быстро и точно находить нестандартные решения в сложных ситуациях.  Однако будучи фокусом модернизационных процессов, город регулярно наполняется неоднородными информационными потоками, постоянно обновляющимися, перегружающими индивида своим разнообразием. Необходимость воспринимать и усваивать большие объемы зачастую беспредметных и малосодержательных знаний и новостей засоряет разум горожанина, истощает его интеллектуальные ресурсы и возможности, рассредоточивает внимание, способствует умственному и духовному регрессу.

Модификации коммуникативного пространства, а именно повышение значимости СМИ и распространение мультимедийных технологий также послужили источником изменений ментальности городского населения и его субкультуры, нашедших выражение в двух процессах: массовизации и виртуализации. Благодаря повсеместной технологизации СМИ в той или иной форме имеют доступ к любой точке городского пространства. Распространяемая таким образом массовая культура навязывает городскому жителю собственные знания, представления, ценностные ориентации, модели поведения – духовная структура индивида полностью поглощается массовизацией и стандартизацией. Речь идет о гомогенизации культурных запросов горожанина, ослаблении или полном отсутствии эстетической потребности, утрате стремления к духовному самосовершенствованию, замене освященных традицией моральных идеалов на шаблонное мировоззрение во главе с принципами индивидуализма  и гедонизма. Свободе в самореализации и развитии личностных черт предпочитаются продукты массовой культуры, формирующие стереотипизированное мышление и обедняющие интеллектуальные и креативные ресурсы горожан. Поверхностность предоставляемых СМИ знаний отнимает у индивида способность критически мыслить, анализировать получаемую информацию и вырабатывать собственное мнение на происходящие события. Так, масс-медиа получают возможность напрямую манипулировать сознанием, оценками и представлениями горожан, которые не стремятся ни вникать в суть назревших социальных и политических проблем, ни принимать участие в их разрешении.

Ситуация осложняется включением средств массовой коммуникации в виртуальное пространство и его активным использованием в распространении массовой культуры. Мультимедийные и интерактивные технологии, глубоко вживленные в городское пространство, находят свое воплощение в виртуализации сознания и мышления горожан: иллюзорность пространства подрывает устойчивость сознания, разобщает с реальной средой существования, лишает картину мира целостности и законченности. Тотальное погружение в медиапространство стирает саму сущность социального и культурного бытия человека, растворяя его в бесконечном виртуальном мире и создавая тем самым новое «Я» городского жителя в информационном обществе – медиагорожанина. Это «человек, всецело включенный во все пространства современного города и бескомпромиссно управляемый медиапространством, которое сформировано современными коммуникационными каналами» [4, с. 3]. Значительная часть повседневной активности горожанина осуществляется внутри и посредством виртуального пространства: всевозможные информационные ресурсы и онлайн-сервисы, сайты для общения и электронной коммерции позволяют индивиду осуществлять полноценную жизнедеятельность удаленно. В связи с этим нивелируется потребность взаимодействовать как с естественной окружающей средой, так и с другими индивидами в процессе живого общения – тенденции разрыва с природой и социального отчуждения возрастают в геометрической прогрессии, нарушается структура и функциональность всей социальной системы.

Приоритетными в данном контексте становятся задачи минимизации степени вовлеченности общества в искусственную среду и повышения уровня внутренней согласованности городского социума. Следует также уделить особое внимание стремительному процессу поглощения сознания и мышления горожан массовой культурой, стирающей не только индивидуальность отдельных личностей, но и исторически накопленное содержание всего города, его самобытность и своеобразие. Только внутренне органичный, эмоционально единый социум, богатый нравственно и культурно и заключенный в живое, духовно неповторимое пространство способен быть здоровым и деятельным, а значит, совершенствоваться и процветать.


Библиографический список
  1. Белоусова, Г. А. Городская субкультура в социокультурном пространстве Кавказских Минеральных Вод: дис. на соиск. учен. степ. канд. социолог. наук / Г. А. Белоусова.– Ставрополь : СГУ, 2007.– 170 с.
  2. Повседневная деятельность городских жителей в годы реформ: бюджет времени, ценности, тенденции (1986-2008) / Под общ. ред. Т.М. Карахановой. – М.: Изд-во Института социологии РАН, 2010. – 344 с.
  3. Муталова, Г. М. Ценностные ориентации и предпочтения в повседневной жизни горожан: автореф. дисс. … к. соц. н. Уфа, 2009. – 24 с.
  4. Паламарчук, М. Л. Медиагорожанин: штрихи к портрету современного городского жителя // Исторические, философские, политические и юридические науки, культурология и искусствоведение. Вопросы теории и практики. - 2011.  - №2 (8), 75 с.


Все статьи автора «RachinskayaEkaterina»


© Если вы обнаружили нарушение авторских или смежных прав, пожалуйста, незамедлительно сообщите нам об этом по электронной почте или через форму обратной связи.

Связь с автором (комментарии/рецензии к статье)

Оставить комментарий

Вы должны авторизоваться, чтобы оставить комментарий.

Если Вы еще не зарегистрированы на сайте, то Вам необходимо зарегистрироваться:
  • Регистрация