УДК 377.1

ОРГАНИЗАЦИЯ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ СТУДЕНТОВ СПО С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ ИНФОРМАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ (НА ПРИМЕРЕ СОЦИАЛЬНЫХ СЕТЕЙ)

Шубина Наталия Борисовна
Бюджетное профессиональное образовательное учреждение Республики Алтай "Горно-Алтайский педагогический колледж"

Аннотация
В статье описаны возможности визуализации образовательного процесса через современные формы организации самостоятельной работы студентов с помощью социальной сети.

Ключевые слова: визуализация, самостоятельная работа, социальная сеть, студенты


ORGANIZATION OF INDEPENDENT WORK OF STUDENTS OF SECONDARY VOCATIONAL EDUCATION WITH THE USE OF INFORMATION TECHNOLOGY (SOCIAL NETWORKING)

Shubina Natalia Borisovna
Affordable professional educational institutions of the Republic of Altai «Gorno-Altai Teachers College»

Abstract
The article describes the visualization of the educational process through modern forms of organization of independent work of students using the social network.

Keywords: Instagram, Pinterest


Рубрика: Педагогика

Библиографическая ссылка на статью:
Шубина Н.Б. Организация самостоятельной работы студентов СПО с использованием информационных технологий (на примере социальных сетей) // Психология, социология и педагогика. 2016. № 6 [Электронный ресурс]. URL: http://psychology.snauka.ru/2016/06/6895 (дата обращения: 20.11.2016).

Одной из основных идей современной педагогики является умение учиться, оно становится основополагающим в условиях развития теории непрерывного обучения (lifelong learning) и среди постоянно возрастающего объема информации, поэтому организация самостоятельной работы является одной из самых важных и сложных проблем в современном профессиональном образовании. Это предъявляет объективные требования к предметной и профессиональной подготовке будущих специалистов, полно и системно рассматриваемой в работах А.А. Вербицкого, В.А. Сластенина, В.П. Зинченко, В.В. Краевского, Н.В. Кузьминой, Н.Д. Никандрова, А.М. Новикова и др. [1, с.16].

В соответствии с требованиями ФГОС СПО, образовательная организация среднего профессионального образования «обязана обеспечивать эффективную самостоятельную работу обучающихся в сочетании с совершенствованием управления ею со стороны преподавателей и мастеров производственного обучения» [2]. В этих условиях значимой стороной профессиональной деятельности преподавателя является обеспечение эффективной самостоятельной работы, направленной на развитие творческого потенциала личности, формирование у обучающихся навыков самоорганизации, самообразования, обеспечивающих возможность непрерывного личностного и профессионального роста. В соответствии с ФГОС ведущим в подготовке выпускников образовательных организаций среднего профессионального образования является компетентностный подход, охватывающий все стороны образовательного процесса.

Чтобы рассматривать особенности организации самостоятельной работы студентов СПО с использование информационных технологий, вначале необходимо определиться с основными дефинициями, на которые мы будем опираться в своем исследовании: самостоятельная работа и информационные технологии.

Анализ современных психолого-педагогических словарей, монографических исследований и актуальных научных статей, посвященных проблеме самостоятельной работы, показал, что к трактовке данного понятия и сейчас нет общего подхода, в педагогической науке отсутствует его единое определение. В контексте темы нашего исследования наиболее полным нам видится определение самостоятельной работы, сформулированное в диссертационном исследовании А.В. Козловой, – это организованная и управляемая форма процесса обучения, обеспечивающая необходимую базу для дальнейшего самообразования, развития способности использовать полученные знания для решения реальных производственных проблем [3, с.76].

Информационные технологии понимаются исследователями по-разному. Толковый словарь терминов понятийного аппарата информатизации образования определяет информационные технологии как практическую часть научной области информатики, представляющую собой совокупность средств, способов, методов автоматизированного сбора, обработки, хранения, передачи, использования, продуцирования информации для определенных, заведомо ожидаемых результатов [4, с.13].

В педагогике существуют разные классификации этапов организации самостоятельной работы студентов в условиях компетентностного подхода (С.Л. Троянская, М.Г. Савельева, Е.Н. Трущенко, Г.Н.Диниц, Е.А. Касаткиной, Г.Н. Ахметзяновой и др.); мы в своем исследовании возьмем за основу таксономию, предложенную группой соавторов под руководством А.П. Тряпицыной [5] и отражающую этапы технологии организации и сопровождения самостоятельной работы студентов.

Следует отметить, что ФГОС СПО содержит перечень общих компетенций, которые студент должен освоить за время обучения в образовательной организации, среди них имеются требования, касающиеся обязательного освоения студентами информационно-коммуникационных технологий: ОК 4. Осуществлять поиск, анализ и оценку информации, необходимой для постановки и решения профессиональных задач, профессионального и личностного развития; ОК 5. Использовать информационно-коммуникационные технологии для совершенствования профессиональной деятельности.

Анализ информационных источников показал, что продуктивность самостоятельной работы студентов возможно повысить посредством применения при ее организации методов и форм сотрудничества на основе целесообразного использования информационно-коммуникационных образовательных технологий, на что указывают результаты многих исследований в отечественной науке. Важная роль информационных технологий в качестве средства организации самостоятельной работы студентов рассматривается в исследованиях И.В. Роберт, А.А. Темербековой, Г.А. Байгонаковой, Л.К. Раицкой, А.Р. Ганеевой, Е.В. Филимоновой, В.Г. Магомедова, И.В. Дмитриева, Е.Н. Пряхиной, К.В. Капранчиковой, Е.Л. Медянкиной, О.Н. Грибана, Ю.Ю. Тимкиной и др. В частности, значение использования различных сервисов веб 2.0 в образовательном процессе, в том числе, при организации самостоятельной работы студентов, исследовалось в диссертационных изысканиях последних лет А.В. Козловой, Е.В. Захаровой, М.А. Одинокой, Я.И. Мельниченко, С.В. Кузьмина,  А.В. Филатовой, Ю.В. Шишковской, М.О. Ильяхова, Е.К. Герасимовой и др.

Путем анализа современной литературы мы выявили, что в целом управление самостоятельной работой студентов в условиях компетентностного подхода с использованием информационных образовательных технологий строится по принципам управления самостоятельной работой, сформулированных П.И. Пидкасистым, который рассматривал организацию самостоятельной работы как некоторый компонент управления ею: 1) членение учебного материала изучаемой дисциплины на учебные единицы; 2) определение дидактических целей учебных единиц с помощью терминов, выражающих контролируемую деятельность студентов; 3) управление самостоятельной работой студентов с помощью методических инструкций; 4) систематическая обратная связь, выступающая в виде самоконтроля и включающая также контроль со стороны преподавателя; 5) полное освоение соответствующих дидактических целей, перевоплощенных в познавательные задачи каждой учебной единицы [6].

Вместе с тем, факторами выбора того или иного подхода к организации самостоятельной работы с использованием ИКТ являются:

-       содержание обучения;

-       уровень оснащенности учебного процесса;

-       материальная база профессиональной образовательной организации;

-       наличие необходимого программного обеспечения;

-       обученные и желающие работать с информационными технологиями педагоги;

-       состав обучающихся: возраст, степень самостоятельности, физическое состояние, уровень подготовленности и развития, количество студентов в группе, поскольку это оказывает влияние на формы организации самостоятельной работы: индивидуальная, коллективная, групповая, парная, дистанционная, очная и т.д.

Анализ информационных источников показал, что для организации самостоятельной работы студентов в современном профессиональном образовании преподавателями используются информационные технологии, в том числе, разнообразные интернет-сервисы веб 2.0: интернет-порталы, мгновенные сообщения, облачные сервисы, чаты, блоги, социальные сети, веб-форумы, видео- и аудиоконференции, онлайн встречи, вики, электронные списки рассылки, «белые доски», группы новостей, ментальные карты и др. В рамках нашего исследования мы ограничимся изучением подходов к использованию в организации самостоятельной работы студентов таких сервисов веб 2.0 как социальные сети.

Большое количество публикаций в научных периодических изданиях последних лет говорит о том, что тема использования социальных медиа в образовательном процессе очень актуальна для ученых и практикующих педагогов: использование социальных сетей в образовании исследуют Е.Д. Патаракин, А.В. Фещенко, Н.А. Бем, А.С. Воронкин, Г.В. Можаева, О.А. Клименко, С.А. Золотухин, М.Ю. Лыскова, И.А. Небыков и др. М.С. Чванова, М.В. Храмова с соавторами подробно анализируют развитие социальных сетей и их интеграцию в систему образования России; О.В. Аронова, Е.В. Ануфриева и др. суммируют опыт отечественных исследований по использованию социальных сетей в образовательном процессе. Опыт интеграции социальных сетей в профессиональное образование рассмотрен в работах Э.Р. Диких, А.В. Фещенко, А.Б. Шалимова, Е.Ю. Луньковой и др.

А.Б. Шалимов констатирует, что на данный момент в мире пока не разработана четкая методика использования социальных сетей для образования, отсутствует описание эффективной модели их интеграции [7].

По данным системы мониторинга и анализа бренда в социальных медиа и СМИ Brand Analytics, самой распространенной в России является социальная сеть «ВКонтакте», и опыт использования ее возможностей для организации самостоятельной работы накоплен в нашем педагогическом сообществе довольно хороший. Мы не будем описывать уже известные приемы работы в данном социальном сервисе, а остановимся более подробно на использовании возможностей визуальных социальных сетей в образовательных целях.

Визуальные социальные сети – это лучший способ общения для тех, для кого вербализация отступает на второй план, уступая место зрительному ряду как наиболее приемлемому виду коммуникации. Е.В. Полякова, опираясь на анализ проведенных ей наблюдений, отмечает, что визуализация учебной информации позволяет решить широкий ряд педагогических задач, среди которых интенсификация обучения, активизация учебно-познавательной деятельности и др. Поскольку ведущим видом восприятия информации является зрительное, визуализация в виде дидактических инструментов ускоряет и углубляет понимание структуры знаний предметной учебной области, помогает глубокой обработке знаний, помогает связать понятия из разных областей [8, с.122].

Визуальные, или графические социальные сети обладают похожим функционалом; к ним относятся Instagram (Инстаграм), Pinterest (Пинтерест), Постила, Golbis (Голбис), Surfingbird (Сёрфинбёрд), Pinme  (Пинми), Миртесен и др. В основном их рассматривают как развлекательные сервисы, которыми, по сути, они и являются, но своими возможностями всё больше привлекают внимание работников бизнеса, рекламы, маркетинга.

Анализируя информационные источники, мы пришли к выводу, что социальная сеть Инстаграм, набирающая всё большую популярность в мире и в России, используется крайне редко для образовательных целей. В педагогическом сообществе только начинают появляться идеи по ее интеграции в образовательное пространство [9]. Поскольку функционал этой социальной сети не слишком широкий: ограничен загрузкой и обменом фотографий и видео, а также комментариями к ним, – целесообразно его использовать при организации такой самостоятельной работы студентов, где требуется визуализировать информацию.

Например, этапы подготовки и выполнения задания самостоятельной работы (физический опыт, процесс изготовления макета, наблюдение за расселением птиц в парке  и т.п.) зафиксировать с помощью смартфона, сделать серию фотографий. Затем фотоотчет следует загрузить в Инстаграм, пометить хэштегами, чтобы другие студенты и преподаватель могли оставить свои отзывы и комментарии.

На англоязычных сайтах мы нашли много рекомендаций по применению Инстаграм в педагогической деятельности, которые, на наш взгляд, подходят и для работы со студентами СПО [10; 11]., и объединили их в соответствии с этапами организации самостоятельной работы студентов (таблица 1).

Таблица 1. Организация самостоятельной работы студентов СПО с использованием визуальной социальной сети Инстаграм

Этапы

Рекомендации по использованию Инстаграм

 

Подготовительный этап – конструирование среды

Список книг, с помощью которых нужно выполнить самостоятельную работу, можно представить в виде фотоколлажа или серии фотографий. Такую фотосерию могут сделать и студенты для отчета о прочитанном материале, сопроводив фото своими отзывами, рецензиями.
Выполнение самостоятельных научных или квазинаучных экспериментов, проектов требует действия по инструкции и документирования процесса. В этом тоже поможет Инстаграм: инструкцию делает преподаватель и выкладывает ее в сеть в виде серии пошаговых фотографий, чтобы алгоритмом студенты могли пользоваться из любой географической точки в любое время.
 

 

Деятельность обучающихся

Продолжительную самостоятельную работу часто должны сопровождать ежедневные записи-отчеты, которые нередко превращаются в рутину или вообще не делаются. Визуальная социальная сеть Инстаграм может быть использована как бортовой журнал, дневник, в котором студенты будут отражать ежедневные рутинные дела в интересной форме и знакомить с ними своих одногруппников и преподавателя.
Визуальное сопровождение творческой работы. Обычное эссе по любой дисциплине можно сопроводить фотографиями с помощью Инстаграм. В том случае, если самостоятельная работа связана с выполнением литературного задания, можно предложить подобрать к стихотворению визуальный ряд в виде фотографий и поделиться в Инстаграм.
Для организации самостоятельной работы с помощью Инстаграм можно использовать игровые технологии: в какой обстановке мог бы сделать селфи исторический деятель, древнегреческий математик, известный русский классик? Студенты должны проявить не только творчество, но и знание исторического, литературного или другого материала.
 

 

Аналитический этап.

Рефлексия деятельности

Выставка (витрина) студенческих работ – результатов  самостоятельной деятельности, выложенная в Инстаграм для рефлексии и обсуждения, послужит хорошей мотивацией для дальнейшей деятельности.
Мотивировать студентов на достижение лучшего результата и для развивать навыки формирующего оценивания можно с помощью фотоконкурсов в Инстаграм, где предметом конкурса будет поделка, фотоэссе, результат опыта и пр.

Социальная сеть Пинтерест (от англ. pin – кнопка) – это еще один социальный сервис, фотохостинг, который позволяет пользователям добавлять изображения и видеоресурсы, делиться ими с другими участниками. Отличие Пинтерест от Инстаграм состоит в том, что здесь загружаемые или добавляемые изображения нужно формировать в определенные тематические группы, или коллекции, называемые «досками» (англ. boards). Таким образом, Пинтерест – это своеобразная коллекция иллюстрированных гиперссылок. У одного участника может быть неограниченное количество досок на любую тему: Пословицы и поговорки разных народов; Русская кухня; Животные Горного Алтая и т.п. Изображений и видео на доске тоже можно размещать в неограниченном количестве.

Помимо создания в Пинтерест собственных коллекций, возможно подписаться на доски других участников, а также организовывать совместные коллекции. Это открывает широкие возможности для групповой деятельности при выполнении самостоятельного задания: например, в составе малой группы сделать подборку инфографики по теме «Гигиенические требования к уроку письма», «Биохимия в схемах». Можно подобрать коллекцию картин художников-передвижников, где будет ссылка на информацию о каждой из этих картин от замысла и истории создания до экскурсии по музею, где она сейчас находится. Интерактивность достигается через функцию комментария, где участники группы или оппоненты должны выразить своё мнение относительно содержания коллекции в целом или отдельных ее компонентов.

На англоязычных сайтах есть многочисленные рекомендации, обобщающие практический опыт западных педагогов по использованию  визуальной социальной сети Пинтерест в образовательном процессе  [12-15]. и др. Вместе с тем, анализ информационных источников в российском интернет-пространстве показал очень малое количество идей использования этого социального сервиса для организации самостоятельной работы с обучающимися. Мы приняли за основу и несколько расширили тезисы Г.О. Аствацатурова [16]. и Е.А. Носовой [17, с.80-81], а также обобщили опыт, описанный на зарубежных сайтах [18], по организации самостоятельной работы студентов СПО с использованием Пинтерест (таблица 2).

Таблица 2. Организация самостоятельной работы студентов СПО с использованием визуальной социальной сети Пинтерест

Этапы

Рекомендации по использованию Пинтерест

 

Подготовительный этап – конструирование среды.

Органайзер. На разных досках Пинтерест можно сохранить найденные в сети идеи и назвать эти доски соответствующим образом, например, Литература по теме исследования;  Критерии оценки проекта;  Как оформить читательский уголок; Классные часы о здоровом образе жизни и пр.
Пинтерест позволяет реализовать дистанционное (online) обучение с широкой, разноуровневой и разновозрастной группой с помощью индивидуальных заданий, инструкций, которые преподаватель располагает на досках
Банк обучающих программ, тренажеров. На одной из досок преподаватель может разместить визуальные ссылки на обучающий софт по определенному курсу, которым студенты могут пользоваться при самостоятельной работе. Это могут быть и онлайн-тесты для самопроверки полученных в ходе самостоятельной работы знаний.
 

Планирование

Мозговой штурм. На этапе планирования совместной или индивидуальной самостоятельной деятельности можно предложить студентам поделиться идеями в Пинтерест, размещая на общей доске фото, ссылки на интересные ресурсы.
 

 

Деятельность

Процесс самостоятельной работы над проектом можно поэтапно фотографировать или снимать видеофильм, затем загружать на доску.
Пинтерест как опора для проектной деятельности, когда преподаватель становится не только носителем информации и контролером, но и напарником, партнером. В свою очередь, преподаватель может своевременно просмотреть и оценить работу обучающихся на протяжении всего проекта через свой аккаунт и дать необходимые корректирующие рекомендации каждому из участников проекта.
Получение информации на основе образов. Выполнение творческих самостоятельных работ может быть организовано путем комбинации инструментов визуальной социальной сети и геоинформационной системы или интеллект-карты, или ленты времени. Например, студенты получают задание выполнить виртуальную экскурсию по памятным местам. Для этого необходимо сделать фотографии определенных географических или архитектурных объектов, найти их описание по геолокации и разместить на доске в Пинтерест со ссылкой. По результатам такой самостоятельной творческой работы можно провести квест.
 

 

Аналитический этап. Рефлексия

С целью мотивации к дальнейшей деятельности, создания условий для формирующего оценивания итогов индивидуальной или совместной самостоятельной работы доску Пинтерест можно использовать как место для представления результатов своего или общего труда. Поскольку этот сервис позволяет помещать не просто фотографию, а вместе с ней ссылку на соответствующий ресурс, то посмотреть можно и результаты таких работ, которые были выполнены студентами самостоятельно с помощью каких-либо веб-сервисов. Например, интеллект-карта, лента времени, виртуальная экскурсия, интерактивный лист и т.д.
Доску Пинтерест можно использовать в качестве е-портфолио, размещая на ней сканированные копии сертификатов, грамот, фотографии.
Доска поощрения. Преподаватель или руководитель подгруппы создает доску и пин-код лучшей работы. Для расширения круга взаимодействия и стимулирования студентов к дальнейшей самостоятельной работе можно пригласить родителей, студентов других групп познакомиться с лучшими работами.

Теоретический анализ источников по проблеме использования социальных сетей в качестве одного из средств организации самостоятельной работы студентов СПО позволил нам сделать вывод, что не все авторы и педагоги-практики относятся к ней однозначно, существует много спорных моментов. А.В.Фещенко, анализируя зарубежный и собственный опыт использования социальных сетей в образовании, приводит более 20 аргументов в их пользу, но не обходит и проблемные точки: большие трудозатраты, не всегда качественный доступ к интернету, отсутствие удобного инструментария, наличие в пространстве социальной сети факторов, отвлекающих от учебной деятельности, нарушение авторских прав и др.[19, с.49]. Отдельно необходимо отметить проблему соблюдения авторских прав.

В методической и психолого-педагогической литературе подчеркивается наличие негативного воздействия на студентов средств ИКТ (С.Г. Григорьев, В.В. Гриншкун, З.Ю. Газимзянова, В.А. Красильникова и др.). Последняя отмечает, что вопросы изменений личности под влиянием информационных технологий еще не изучены в полной мере, хотя этому вопросу уделяется большое внимание в педагогике и психологии [20, с.212]. Среди опасностей называется формирование у обучающихся технократического мышления, развитие у них замкнутости, отчужденности, дефицит живого диалогического общения, свертывание социальных контактов, сокращение практики социального общения.

Педагоги, организующие самостоятельную работу студентов посредством информационно-коммуникационных технологий, должны иметь представление о возможных проблемах, уметь нейтрализовать или минимизировать их негативное влияние и создать условия, в которых в наибольшей степени смогут проявить себя преимущества этих средств обучения.

Подводя итоги вышесказанному, мы отмечаем, что в современном российском образовании имеет место организация самостоятельной работы студентов с использованием информационных технологий, в том числе, интернет-сервисов веб 2.0. Преподаватели СПО с успехом используют накопленный опыт школьных учителей и вузовских педагогов в собственной деятельности, но теоретический анализ информационных источников показывает, что имеющиеся ресурсы и преимущества рассмотренных нами платформ пока недооценены в среднем профессиональном образовании.


Библиографический список
  1. Темербекова А. А. Формирование профессионально-ориентированной среды будущего специалиста: компетентностный подход // Информация и образование: границы коммуникаций INFO’15: сборник научных трудов № 7 (15). – Горно-Алтайск : РИО ГАГУ, 2015. – с.16.
  2. Федеральные государственные образовательные стандарты среднего профессионального образования http://www.edu.ru/abitur/act.86/index.php
  3. Козлова А. В. Методика внедрения web 2.0-технологий в организацию самостоятельной работы студентов   гуманитарного направления подготовки : диссертация … кандидата педагогических наук : 13.00.02 — Челябинск, 2012.
  4. Толковый словарь терминов понятийного аппарата информатизации образования / составители И.В. Роберт, Т.А. Лавина. – М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2012. – 69 с.
  5. Организация самостоятельной работы студентов по педагогике: развитие профессиональных компетенций: Учебно-методическое пособие для преподавателей и студентов. Часть III. /Под ред. А.П. Тряпицыной. – СПб.: Изд-во РГПУ им. А.И. Герцена,2008 г.
  6. Пидкасистый П.И. Сущность самостоятельной работы студентов и психолого-дидактические основы ее классификации / П.И. Пидкасистый // Проблемы активизации самостоятельной работы студентов. Пермь, 2000
  7. Шалимов А. Б. Социальные сети как современная образовательная среда // Дискуссия.- 2013.- № 11.-с.37-44  [Электронный ресурс] / Режим доступа: http://qps.ru/gpHKT
  8. Полякова Е.В. Применение способов и методов визуального мышления в современном образовании // Известия ЮФУ. Технические науки. 2012. №10. С.120-124.
  9. Аствацатуров Г.О. Как использовать социальные медиа в классе? http://didaktor.ru/kak-ispolzovat-socialnye-media-v-klasse/
  10. Picture This: 5 Ways Teachers Can Use Instagram in the Classroom http://www.emergingedtech.com/2013/03/picture-this-5-ways-teachers-can-use-instagram-in-the-classroom/
  11. 10 ways to use Instagram in the classroom  http://dailygenius.com/instagram/
  12. The Teacher’s Guide To Pinterest  http://www.edudemic.com/guides/the-teachers-guide-to-pinterest/
  13. Teachers Pin With Their Students  http://mashable.com/2012/03/22/teachers-using-pinterest/#yf06YJs435qw
  14. 13 Ways to Use Pinterest in the Classroom http://www.educationworld.com/a_lesson/thirteen_ways_pinterest_classroom.shtml
  15. How Educators Are Using Pinterest for Showcasing, Curation http://mediashift.org/2012/03/how-educators-are-using-pinterest-for-showcasing-curation080/
  16. Аствацатуров Г.О. Как использовать социальные медиа в классе? http://didaktor.ru/kak-ispolzovat-socialnye-media-v-klasse/
  17. Носова Е. А. Инновационные технологии и эффективные инструменты современного обучения // Образование и воспитание. — 2015. — №4. — С. 80-81.
  18. 37 Ways Teachers Can Use Pinterest In The Classroom http://www.teachthought.com/uncategorized/37-ways-teachers-can-use-pinterest-in-the-classroom/
  19. Фещенко А.В. Социальные сети в образовании: анализ опыта и перспективы развития // Гуманитарная информатика. 2011. №3. С.44-50
  20. Красильникова В. А. Использование информационных и  коммуникационных технологий в образовании: учебное пособие. Оренбургский гос. ун-т. 2-е изд. перераб. и дополн. Оренбург: ОГУ, 2012. 291 с.


Все статьи автора «Шубина Наталия Борисовна»


© Если вы обнаружили нарушение авторских или смежных прав, пожалуйста, незамедлительно сообщите нам об этом по электронной почте или через форму обратной связи.

Связь с автором (комментарии/рецензии к статье)

Оставить комментарий

Вы должны авторизоваться, чтобы оставить комментарий.

Если Вы еще не зарегистрированы на сайте, то Вам необходимо зарегистрироваться:
  • Регистрация