УДК 159.9

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ПРИНЦИПА БЕЗОПАСНОСТИ ПРИ ОРГАНИЗАЦИИ ПРОЦЕССА СОЦИАЛИЗАЦИИ ОДАРЕННЫХ ДЕТЕЙ

Денисова Виктория Викторовна
Ставропольский государственный педагогический институт
филиал в г. Ессентуки (Россия), студентка

Аннотация
В статье рассматриваются проблемы социализации одаренных детей. В качестве ориентира и средства построения процессов социализации одаренных детей предложен принцип безопасности. Принцип безопасности рассмотрен как особый подход к организации процесса социализации одаренных детей в соответствии с требованиями обеспечения его психологической безопасности.

Ключевые слова: личность, одаренность, одаренный ребенок, принцип безопасности, психологическая безопасность., развитие, самообеспечение безопасности., социализация


USING THE PRINCIPLE OF SECURITY IN THE ORGANIZATION OF THE PROCESS OF SOCIALIZATION OF GIFTED CHILDREN

Denisova Victoria Victorovna
Stavropol State Pedagogical Institute
The branch in Essentuki (Russia), student

Abstract
The article deals with the problems of socialization of gifted children. As a guideline and construction tools of socialization processes of gifted children the principle of security is suggested. The principle of safety is considered as a special approach to the process of socialization of gifted children in accordance with the requirements to ensure its psychological security.

Keywords: development, gifted child, gifty, personality, psychological safety, security principle, self-security, socialization


Рубрика: Психология

Библиографическая ссылка на статью:
Денисова В.В. Использование принципа безопасности при организации процесса социализации одаренных детей // Психология, социология и педагогика. 2016. № 7 [Электронный ресурс]. URL: http://psychology.snauka.ru/2016/07/6736 (дата обращения: 30.09.2017).

Особенностью развития личности одаренного ребенка представляет интерес для психологов уже достаточно длительный исторический период. Во все времена общество было заинтересовано в людях, показывающих высокие результаты в музыке, рисовании, техническом творчестве, общественной и политической сфере. Именно они являются двигателями прогресса. Именно их имена остались в истории, и являются «лицом» разных эпох и народов. В силу этого одаренность, понимаемая в качестве такого уровня развития психических и умственных возможностей, благодаря которому человек способеy добиться больших успехов [1], всегда поощрялась в сообществах и культурах, направленных на достижение и элитарность. Поэтому выдающихся философов всех исторически периодов интересовали истоки происхождения одаренности и высоких достижений человека. Для педагогов же существенным центром притяжения исследовательских интересов явились условия и факторы, позволяющие воспитывать талантливых и гениальных представителей человеческого сообщества. Однако очевидно, что в основе одаренности лежит нечто уникальное, обусловленное психическим развитием человека. В этом свете совсем не случайным представляется то, что уже в период зарождения психологической науки исследователи (например, Ф. Гальтон) предпринимали попытки применить ее возможности для того, чтобы сделать более понятными соответствующие особенности человека. Интерес к одаренности, способностям, таланту человека в психолого-педагогической науке и практике сохранился и по настоящий день (Коссов Б.Б., Кулагина И.Ю., Лейтес Н.С. Майорова Д.А., Медведева Н.А., Озеров В.П., Соловьева О.В., Щебланова Е.И. и др.). Вместе с тем, несмотря на большое внимание, которое уделяется этому вопросу, понятие одаренность по-прежнему остается загадкой, как для ученых, так и для родителей и общества в целом [2]. На текущий период становления психологической науки основной проблемой является не происхождение одаренности, а различные аспекты ее жизненных проявлений, методическая сторона построения развития и включения в социальную практику [3]. Данный пласт проблематики тем более востребован в свете современных условий. С одной стороны, возрос общественный интерес к свежим, нестандартным решениям, новшествам и инновациям во всех сферах производства и практики, которые с большей вероятностью могут предложить одаренные, талантливые люди. С другой стороны, фиксируются попытки использования одаренной молодежи к деятельности, имеющей асоциальную направленность. В силу обозначенных обстоятельств значительную актуальность приобретает вопрос соблюдения принципа безопасности при организации процесса социализации одаренных детей.

Принцип безопасности, впервые введенный в работе Т.М. Краснянской и В.Г. Тыльца [4], представляет собой особый подход к организации некоторого процесса или практики в соответствии с требованиями безопасности в отношении реализующего его субъекта и лиц, которые с ним взаимодействуют или оказываются сопричастными данному процессу или практике.

Обозначенный принцип основывается на научных позициях, сформированных в рамках психологии безопасности (Баева И.А., Колесникова Т.И., Краснянская Т.М., Сухов А.Н., Тылец В.Г., Эксакусто Т.В. и др.), относительно новой предметной области психологической науки [5, 6, 7, 8]. Давая ее краткую характеристику проблематики, отметим, что психологические аспекты безопасности в настоящее время интенсивно разрабатываются на базе различных областей психологии – педагогической психологии, юридической психологии, военной психологии, психологии труда и организационной психологии [9, 10, 11, 12]. Изучению была подвергнута безопасность образовательной среды [13], информационно-психологическая безопасность [14], корпоративная безопасность [15], лингвистическая безопасность [16], личная безопасность человека [17]. Исследователи обращаются к рассмотрению безопасности на разных возрастных и профессиональных группах, в связи с разными аспектами психической жизни человека [18, 19, 20, 21, 22 и др.]. Полученные по итогам этих исследований результаты позволили ввести в психологию и обосновать с использованием ее понятийного аппарата новые термины, относящиеся к безопасностной проблематике, установить и проинтерпретировать факты психической жизни человека, связанные с обеспечением и самообеспечением безопасности в разных сферах его деятельности [23, 24, 25, 26]. Были установлены закономерности, обнаруживающиеся в связи с реализации соответствующей активностью [27], ее уровни [28], ресурсы [29], стратегии и сценарии, выработаны подходы и технологические позиции построения соответствующей практики [30, 31, 32, 33]. Собранные эмпирические данные и сделанные на их основе теоретические обобщения позволяют констатировать оформление психологии безопасности, включающей ряд исследовательских направлений – социальную психологию безопасности, психологию безопасности образовательной среды, психологию корпоративной безопасности, экстремальную психологию, психологию информационно-психологической безопасности, психологию безопасности личности. На оформление принципа безопасности повлияли наработки, сделанные в рамках всего предметного поля психологии безопасности, однако, как нам представляется, наибольший вклад внесла психология безопасности личности и обоснованная в ее рамках концепция психологической безопасности личности.

Согласно утвердившемуся в ней пониманию, психологическая безопасность представляет собой особое образование личности, которое как проекция условий жизнедеятельности человека на его психическую структуру целостно отражает уровень его защищенности и способности к развитию в направлении достижения личностно значимой цели. В основе психологической безопасности лежит подконтрольность субъекту внешних и внутренних факторов, значимых для сохранения его защищенности и воспроизводства во времени способности к развитию в направлении значимой для личности цели жизни. Обеспечение психологической безопасности, соответственно, связано с достижением, расширением и сохранением подконтрольности субъекту данных факторов. Принцип безопасности ориентирует на то, чтобы реализация некоторой поведенческой активности осуществлялось в соответствии с интересами сохранения защищенности и способности к развитию ее субъекта и всех лиц, напрямую и косвенно связанных с ее результатами.

Применение принципа безопасности к организации социализации ребенка связывается нами с привлечением особого внимания к обеспечению в рамках ее процесса целостности его защищенности и способности к развитию для достижения значимой для личности жизненной цели.

Реализация принципа безопасности к процессу социализации одаренного ребенка предполагает повышенное внимание к его интересам и потребностям. Некоторые предполагают, что одаренному ребенку не нужна помощь взрослых и особое внимание. Но не стоит забывать о том, что в силу личностных особенностей, такой ребенок является повышенно чувствительным к оценке своего поведения, мышления и деятельности. Такой ребенок склонен к очень критическому отношению не только к себе, но и к обществу, которое его окружает. Для одаренного ребенка нет рамок и определенных стандартов. Соответственно и утверждение, что так принято и надо поступать, не является аргументом. Поэтому родителям, педагогами и просто окружающим их людям нужно знать, как правильно вести себя с такими детьми. Ведь каждое их действие может отразиться на таком ребенке или в положительную сторону, или, наоборот, в отрицательную.

Сопровождение процесса социализации одаренного ребенка предполагает своевременное выявление одаренности. Однако ее можно установить только в процессе воспитания и обучения, проявлением его умственных способностей к той или иной сфере. В силу этого высокая ответственность по адекватной диагностике ложится на учителей и школьных психологов. Не стоит также забывать, что ускоренное умственное развитие ребенка может проявиться еще в раннем дошкольном возрасте. Быстрые темпы умственного развития ребенка способны выступить основой для проявления одаренности и в других сферах его развития. Поэтому чем раньше будет диагностирована одаренность ребенка, тем в полной мере принцип безопасности может быть внедрен в практику его обучения и воспитания.

Для внедрения принципа безопасности в процесс социализации одаренных детей нужно помнить, что такие дети ищут себя во всем, в разных видах коллективной деятельности [34, 35], но чаще добиваются успеха в одной сфере. Они отличаются огромным желанием все познать и исследовать, у них очень повышена активность мозга. Так же они обладают отличной памятью, которая позволяет овладевать речью и абстрактным мышлением раньше остальных, умение анализировать, делать выводы, применять свой запас знаний. К тому же одаренные дети отличаются особым спокойствием, концентрацией и упорством над каким-либо делом.

Вообще же, признаки одаренности, как некоторые особенности, проявляющиеся в каком-либо действии, достаточно разнообразны [36]. В целом, можно выделить два признака одаренного поведения таких детей: инструментальный и мотивационный.

Инструментальный признак включает в себя, во-первых, быстрое освоение различных сфер; во-вторых, стремление найти новые пути решений заданных задач. В-третьих, глубокое мышления и желание внести свой вклад.

Мотивационный признак включает в себя чрезмерную разборчивость чувствительности к различной предметной деятельности или к собственной активности, которая чаще всего может сопровождаться переживанием чувства удовольствия, огромное стремление к познавательной деятельности, погруженность в ту сферу деятельности, которая интересна, стремление достичь совершенства, высокие требования к себе и к своей работе и достижениям.

Но не всегда великолепная память, наблюдательность, любознательность и стремление к совершенству, свидетельствует о том, что перед нами одаренный ребенок. Поведение такого ребенка, безусловно, не всегда должно соответствовать каким-то определенным признакам. Каждый ребенок индивидуален, но есть немало схожих черт, которые проявляются у одаренных детей. Поэтому психологи выделяют несколько видов одаренности:

- единая (общая) одаренность, заключается в широком масштабе деятельности, который характерен для большинства;

- художественная одаренность, заключается в достижениях успеха в области изобразительного искусства, музыке;

- практическая одаренность, проявляется в знании своих сильных и слабых сторон и умением это применять в обществе;

- организаторская (социальная или лидерская) одаренность, заключается в умении проявить и поставить себя в обществе, быстро установить контакт с собеседником и т.п.

По формам проявления одаренности можно выделить: явную и скрытую одаренность. При явной одаренности исключительные особенности ребенка не вызывают сомнения и проявляются отчетливо, даже при неблагоприятных условиях. Скрытая одаренность чаще всего выявляется достаточно сложно и нуждается в применении по отношению к себе особого подхода. Скрытая одаренность обнаруживается очень медленно и поэтому таких детей чаще всего считают не вполне перспективными. Однако, в данном случае важно учитывать то, что одаренность дифференцируется на раннюю и позднюю одаренность. То, какая из ее форм проявится, зависит лишь от особенностей психического развития конкретного ребенка. В силу этого, наиболее оптимальным представляется относиться к каждому ребенку как потенциально одаренному. Соответственно, процесс социализации каждого ребенка должен ориентироваться на принцип безопасности.

На использование данного принципа влияет то, что все одаренные дети являются разными по воспитанию, интересам, характеру и, конечно, по личностным проявлениям. Но, тем не менее, существуют общие характеристики особенности их личности. Такие дети чаще обычных имеют серьезные проблемы, которые требую помощи и внимания со стороны родителей и педагогов. Поэтому при градации одаренности, ее различают на одаренность с гармоничным и дисгармоничным типами развития. Дети с дисгармоничным типом развития отличаются высоким уровнем отдельных способностей и достижений, могут проявляться или слишком быстро или медленно. Такое развитие включает в себя не сочетание уровня интеллекта с личностным развитием. Поэтому при неправильном подходе такие дети могут стать неудачниками. Дети с гармоничным типом развития являются высоко успешными и счастливыми. Они умеют высказывать свои идеи и отстаивать свою точку зрения, легко проявляют себя в разных сферах, свойственный им высокий уровень интеллекта сочетается с личностным развитием.

Одаренные дети чаще всего стремятся проявить свою самостоятельность в обучении, чем их сверстники. Самостоятельность может помочь больше раскрыться одаренности ребенка [37]. Но, к сожалению, не все педагоги способны понять и принять данное стремление. Но чрезмерно вмешательство педагога и родителей может привести к негативным и плачевным последствиям для развития одаренности. Они могут обнаружиться в потере самостоятельности ребенка и уничтожению интереса, который обеспечивает развитие одаренности и воплощение ее в практических результатах. Получаемый при этом эффект является выражением очевидного нарушения принципа безопасности при организации процесса социализации одаренных детей. Поэтому особое внимание должно уделяться личности педагогов и психологов, которые работают с одаренными детьми. В соответствии с принципом безопасности они должны ориентироваться, в первую очередь, на повышение защищенности детей и воспроизводство их способности к развитию в направлении значимой для их личности жизненной цели. Важным представляется вооружение их способами самообеспечения подконтрольности над действующими на них внешними и внутренними факторами, способными негативно повлиять на единство их защищенности и развития.

В заключении сделаем вывод, что, к сожалению, одаренные дети в социуме воспринимаются по большей мере как неприспособленные, непохожие на других, а, следовательно, ненормальные. В результате подобного восприятия такой ребенок может чувствовать себя изгоем, что в дальнейшем способствует к депрессиям, нервным срывам и замкнутости. Не всегда родители и другие значимые взрослые способны осуществить в отношении одаренных детей адекватные меры стимулирования процессов их социализации. В данном случае принцип безопасности не только дает верные ориентиры по построению данного процесса, он также предлагает конкретные средства проведения подобной работы. Использование принципа безопасности позволяет одаренным детям в полной мере почувствовать поддержку и веру по отношению к себе. Он позволяет избегнуть постановку перед ними нереальных задач, наметить перспективы превращения одаренности в творческую креативность.


Библиографический список
  1. Психология одаренности детей и подростков / под ред. Н.С. Лейтеса. М.: Изд. Центр «Академия», 1996. 416 с.
  2. Панов В.И. Если одаренность – явление, то одаренные дети – это проблема // Начальная школа: плюс – минус. 2000. № 3. С. 3-11.
  3. Одаренные дети: пер. с англ. / Общ. ред. Г.В. Бурменской и В.М. Слуцкого; Предисл. В. М. Слуцкого. М.: Прогресс, 1991. 376 с.
  4. Krasnyanskaya T.M., Tylets V.G. Conceptualization of safety principle of educational practices //Журнал министерства народного просвещения. 2015. № 4 (6). С. 180-188. DOI: 10.13187/zhmnp.2015.6.180.
  5. Ковдра А.С. Проблема безопасности в современной психологической науке // Сборник научных трудов Sworld. 2011. Т. 20. № 2. С. 25-26.
  6. Краснянская Т.М. Безопасность как предмет психологического анализа // Вестник интегративной психологии. 2004. № 2. С. 149-151.
  7. Благодырь Е.М. Формирование представлений о безопасном поведении человека как предмете психологической науки // Прикладная психология и психоанализ. 2011. №. 4. С. 1. URL: http://ppip.idnk.ru
  8. Краснянская Т.М. Проблема безопасности в историческом генезисе социальных представлений и психологических воззрений // Научная мысль Кавказа. 2004. № 7. С. 29-37.
  9. Краснянская Т.М. Компетентностный ресурс медиативного урегулирования конфликта в пространстве психологической безопасности его субъектов // Прикладная психология и психоанализ. 2013. № 4. С. 2. URL: http://ppip.idnk.ru
  10. Краснянская Т.М., Тылец В.Г. Визуализация практики самообеспечения безопасности в приметах и обычаях студентов вуза // Психология и психотехника. 2015. № 11. С.1158-1166. DOI: 10.7256/2070-8955.2015.11.17018.
  11. Краснянская Т.М. Безопасность и опасность как феномены системы «человек» // Известия Южного федерального университета. Технические науки. 2006. Т. 56. № 1. С. 238-247.
  12. Татьянченко Н.П. Психологические условия обеспечения безопасности личности военнослужащих: дис. … канд. психол. наук / Российский государственный социальный университет. Сочи, 2008. 239 с.
  13. Краснянская Т.М., Тылец В.Г. Создание безопасной образовательной среды в вузе средствами мини-олимпиады // Веснік Віцебскага дзяржаўнага універсітэта. 2015. № 2-3 (86-87). С. 124-129.
  14. Краснянская Т.М., Тылец В.Г. Информационно-психологическая безопасность: угрозы личностному развитию и их преодоление // В сборнике: Развитие системы педагогического образования в современной России: антропологический аспект. Материалы XI Международной научно-практической конференции. Под ред. Л.Л. Редько, С.В. Бобрышова, Е.Г. Пономарева. Ставрополь, 2015. С. 54-59.
  15. Краснянская Т.М., Тылец В.Г. Проблемно-предметное поле психологического аудита безопасности организации // Прикладная психология и психоанализ. 2011. № 1. С. 2. URL: http://ppip.idnk.ru
  16. Тылец В.Г., Краснянская Т.М. Теоретические аспекты разработки психологической концепции лингвистической безопасности личности // Прикладная психология и психоанализ. 2015. № 3. С. 4. URL: http://ppip.idnk.ru
  17. Краснянская Т.М. Личная безопасность человека в проблемном поле психологии безопасности // НТИ: Наука. Технологии. Инновации. 2005. № 40. С. 145-153.
  18. Тылец В.Г., Краснянская Т.М. Психологическая безопасность личности в современной стрессогенной среде // Современное общество: к социальному единству, культуре и миру: Материалы Международного форума (21-22 апреля 2016 года). Ставрополь, 2016. С.277-279.
  19. Краснянская Т.М. Психология обеспечения и самообеспечения безопасности: системно-смысловая трансспектива // Вестник Пятигорского государственного лингвистического университета. 2011. № 4. С. 350-354.
  20. Mantorova I.V., Djevathanova D.A. Features of Safety Values of Students with Different Type of Time Perspective // European Journal of Psychological Studies, 2016, Vol.(7), Is. 1. С. 22-28. DOI: 10.13187/ejps.2016.7.22.
  21. Lyakhov A.V., Sushkova V.V. The inclusion of subjective security priorities of students in the regulatory mechanisms of the individual resilience // European Journal of Psychological Studies. 2015. № 2 (6). С. 67-74.
  22. Lyakhov A.V., Tukova Zh.V. The problem of loneliness students with different priorities subektnosti protect // European Journal of Psychological Studies. 2015. № 2 (6). С. 75-80.
  23. Lyakhov A.V., Gadgiahmedova S.G. Raising Valuable Resources of Individual Security to Resolve Students’ Conflicts by the Teacher // Журнал министерства народного просвещения. 2015. № 5 (3). С. 116-122.
  24. Саввичева Д.Д. Уверенность в себе студентов вуза как личностная детерминанта готовности к рискам нарушения безопасности // Психология, социология и педагогика. 2016. № 1 (52). С. 76-83. URL: http://psychology.snauka.ru/2016/01/6258.
  25. Барышева В.В. Изучение внимания и внушаемости личности в рамках проблемы развития способности ребенка к самообеспечению безопасности // Психология, социология и педагогика. 2016. № 2 (53). С. 68-75. URL: http://psychology.snauka.ru/2016/02/6475.
  26. Kutovoy I.N., Kasharokova O.A. The relationship of shared values and the values of safety in the structure of the person of students of high school // Вопросы философии и психологии. 2015. №3 (5). С. 200-205.
  27. Краснянская Т.М. Закономерности самообеспечения безопасности // Известия Южного федерального университета. Технические науки. 2005. Т. 53. № 9. С.147-148.
  28. Краснянская Т.М., Тылец В.Г. Психологический анализ уровней безопасности человека // Известия Гомельского государственного университета имени Ф. Скорины. 2016. №2. С.31-36.
  29. Краснянская Т.М., Тылец В.Г. Психологическая характеристика виртуальных ресурсов безопасности личности // Веснік Магілёўскага дзяржаўнага ўніверсітэта імя А.А. Куляшова. Серыя C. Псіхолага-педагагічныя навукі: педагогіка, псіхалогія, методыка. 2016. № 1 (47). С. 37-43.
  30. Благодырь Е.М. Модель формирования психологических основ безопасного поведения детей, воспитывающихся в детских домах // Культура. Наука. Интеграция. 2013. № 2 (22). С. 61-64.
  31. Краснянская Т.М. Психологическая роль ритуала в самообеспечении безопасности личности: ресурсный подход // Прикладная психология и психоанализ. 2014. № 4. С. 1. URL: http://ppip.idnk.ru
  32. Краснянская Т.М., Тылец В.Г. Темпоральные аспекты психологической безопасности // Известия Саратовского университета. Новая серия. Серия Философия. Психология. Педагогика. 2015. Вып. 3. С.70-75. DOI: 10.18500/1819-7671-2015-15-3-70-75.
  33. Краснянская Т.М., Тылец В.Г. Принципы облачных технологий в ресурсном обеспечении саморегуляции субъекта психологической безопасности // Личностный ресурс субъекта труда в изменяющейся России: Материалы IV Международной научно-практической конференции. Часть 1. Симпозиум «Субъект и личность в психологии саморегуляции». Кисловодск – Москва, 2015. С. 56-61.
  34. Иохвидов В.В. Исследование коллективных форм познавательной деятельности учащихся // Вестник Костромского государственного университета им. Н.А. Некрасова. 2014. Т. 20. № 7. С. 192-194.
  35. Иохвидов В.В. Коллективные формы познавательной деятельности школьников как средства повышения эффективности учебных занятий // Вестник Костромского государственного университета им. Н.А. Некрасова. Серия: Педагогика. Психология. Социальная работа. Ювенология. Социокинетика. 2015. Т. 21. № 1. С. 176-178.
  36. Попова Л.В. Одаренные девочки и мальчики // Начальная школа: плюс – минус. 2000. № 3. С. 58-65.
  37. Иохвидов В.В., Веселова В.Г. Повышение самостоятельности и активности учащихся // Научные итоги года: достижения, проекты, гипотезы. 2011. № 1-1. С. 109-113.


Все статьи автора «denicova.angel10»


© Если вы обнаружили нарушение авторских или смежных прав, пожалуйста, незамедлительно сообщите нам об этом по электронной почте или через форму обратной связи.

Связь с автором (комментарии/рецензии к статье)

Оставить комментарий

Вы должны авторизоваться, чтобы оставить комментарий.

Если Вы еще не зарегистрированы на сайте, то Вам необходимо зарегистрироваться: