Много лет изучается проблема насилия и агрессии. Распространенность данных явлений не прекращает изумлять. На эту проблему все чаще и чаще стали обращать внимание учителя в школе. Буллинг среди школьников активно обсуждается как психологами, так и педагогами, родителями на форумах и блогах в сети Интернет, на которых участники предлагают описания своего опыта по предупреждению данного явления. Результаты опроса 1200 детей Интернет-сайта KidsPoll удивили, ведь буллингу подвергались 48% , в том числе 15% – неоднократно, а сами занимались им 42%, в том числе 20% – многократно. Жестокость, которую проявляют дети в школе, принимает различный характер и во многом может быть сравнима с такой проблемой, как, к примеру, «дедовщина» в армии. «Дедовщину» в школе принято называть травлей. В США же применяется определенный термин – буллинг. Школьный буллинг – явление, масштаб которого начинает пугать. Явление буллинга мало изучено, хотя назвать его новым невозможным. О буллинге в мире стали говорить и писать в начале XX века, но серьезные исследования начались на Западе чуть более 30 лет назад. Только в 2005 году в России появились первые публикации на тему буллинга.
Национальная ассоциация школьных работников США дала следующее определение буллингу – это динамические, повторяющиеся модели вербального и/или невербального поведения, производимые одним или несколькими учениками в отношении другого ученика, причем стремление нанести вред носит намеренный характер[1].
В скандинавских и англоязычных странах булиинг имеет такое определение- притеснение, дискриминация, травля. Дэвид Лейн и Эндрю Миллер считают, что буллинг – это длительный процесс намеренного жесткого отношения, физического и (или) психического, со стороны одного или группы детей к другому ребенку (другим детям) .
Понятие «буллинг» можно рассматривать от самого простого – видеосъёмка драки до самого масштабного – насилие вообщем .
Д. Лэйн: « буллинг-школьная травля».
Е. Роландом: « длительное физическое или психическое насилие со стороны индивида или группы в отношении индивида, который не способен защитить себя в данной ситуации»;
Психотерапевт И. Бердышев: «буллинг – сознательное, длительное насилие, не носящее характера самозащиты и исходящее от одного или нескольких человек;
Психолог И.Н. Кон: буллинг – это запугивание, физический или психологический террор, направленный на то, чтобы вызвать у другого страх и тем самым подчинить его себе.
Д. Олвеус в своей книге «Bullying, whatweknowandwhatwecando» дает следующее определение буллингу: обучающийся подвергается буллингу, если он неоднократно и долгое время находится под воздействием негативных действий со стороны другого обучающегося или обучающихся [2]. Особенно актуально вопрос буллинга поднимается в подростковом возрасте, ведь освоив определенные структуры поведения, например, поведение «жертвы», подросток может следовать им всю последующую жизнь. При этом отрицательно ситуация буллинга сказывается не только на «жертв», но и на «агрессоров», так как если проявляемая агрессия оказывается действенной, то она может укрепиться в качестве стиля поведения в будущем.
Главными факторами возникновения буллинга в кругу школьников-подростков являются следующие:
- Индивидуальные (агрессия, виктимность, конформность подростков).
- Групповые (антисоциальная групповая деятельность, несформированное ценностно-ориентационная сплоченность группы, отсутствие самоопределения личности в группе у ее участников, неблагоприятный социально-психологический климат группы).
Возникновение различных видов девиантного поведения у подростков, которые обнаруживаются в буллинге, создает предпосылки для его возникновения в классе. В буллинге учащиеся реализуют такие виды девиантного поведения, как агрессивное, виктимное, конформное. И от того, какой тип девиантного поведения зависит и то, какую позицию подросток может занимать в буллинге: булли, жертвы или свидетеля.
Булли – обидчик, целью которого является достижение высокого статуса в группе, получение материальных ценностей от жертвы. Жертва, ее целью является избегание насилия, сохранение социального статуса, который является комфортным и естественным для личности подростка. Свидетель- наблюдает за инцидентами буллинга, знает о его существовании, но чаще всего молчит об этом. Свидетели могут думать, что действия обидчика правильны либо – нет. Самыми распространенными явялются два типа буллинга – это «прямой, физический» и «косвенный» – социальная агрессия. Прямой, физический буллинг проявляется с физическим насилием. Когда преследователь заставляет жертву испытать разные обидные для неё и унижающие её чувство личного достоинства обстоятельства можно говорить о поведенческом буллинге. А когда же ребенка унижают разнообразными непристойными словами, обзывая и дразня его, дают различные издевательские ярлыки – то это словесный буллинг.
Поведенческий буллинг также может основываться на разнообразных нюансах вербальной агрессии – от сплетен и интриг до вымогательств и шантажа. К тому же преследователи могут объявить бойкот жертве в виде моральных издевательств, делая различные «пакости», которые могут приводить и до похищения тетрадей с домашними заданиями.
Зачастую типы буллинга тесно взаимосвязаны с социальным статусом ученика – жертвы. Это мы и взяли за основу своего исследования.
Отверженность ребенка в школе может проявлятся не только актами насилия или травли, но и неприятием и игнорированием его. Неприятие, и игнорирование лишний раз служат для ребёнка доказательством того, что он лишний в этом коллективе, а если даже и нужен ему, то только в роли козла отпущения.
Для изучения отношения к буллингу в подростковых группах было проведено исследование. В исследовании приняло участие 50 учащихся в возрасте от 13 до 17 лет, учащиеся 8,9,10,11 классов.
Методы исследования- социометрия, анкета «отношение подростков к буллингу»
Таблица 1 – Результаты по методу социометрических измерений
«Звезды» |
12 |
24% |
«Принятые или предпочитаемые» |
23 |
46% |
«Отверженные, изолированные» |
15 |
30% |
Как видно из Таблицы 1, 12( 24%) человек из опрошенных – «звезды», 23(46%) – «принятые или предпочитаемые» и 15(30%) – «отверженные, изолированные».
Таблица 2 – Вас когда-нибудь обижали в этой школе?
Ответили «Да» |
% |
|
Никогда |
11 |
18,3% |
Несколько раз |
24 |
25% |
Примерно раз в неделю |
15 |
40% |
Чаще, чем раз в неделю |
10 |
16,7% |
Только 18,3,% учащихся никогда не переживали относительно себя проявлении буллинга;
Таблица 3 – Какими способами вас обижали?
общее |
Звезды |
Принятые или предпочитаемые |
Отверженные, изолированные |
|||
% |
||||||
Дразнили |
13 |
26% | 2-15,8 |
11-84,2% |
||
Игнорировали(не общались) |
5 |
10% |
5-100% |
|||
Толкали,пинали,били кулаками и т.д |
5 |
10% |
5-100% |
|||
Оскорбляли,обзывали |
10 |
20% |
10-100% |
|||
Портили или крали вещи |
2 |
4% | 2-100% | |||
Ругали матом |
5 |
10% |
5-100% |
|||
Писали злобные записки | ||||||
Доставали хулиганскими телефонными звонками
|
5 |
10% | 5-100% | |||
Присылали обидные смс-сообщения по телефону, по электронной почте, в Интернете | ||||||
Что-то другое |
5 |
10% |
5-100% |
Большая часть опрошенных – э то45% испытывали по отношению к себе проявление буллинга в вербальной форме (насмешки, клички, обзывания); 43% – поведенческий (сплетни, изоляция, отказ играть, бойкот и др.); 12% – физический (шлепки, подзатыльники, удары др.). В 100% случаев доставали хулиганскими звонками детей, которые относятся к группе «звезды».
Таблица 4 – Приходилось ли вам самому выступать в роли «агрессора» по отношению к другому»?
общее |
Звезды | Принятые или предпочитаемые | Отверженные, изолированные | ||
% | |||||
Да | 38 | 63,3% | 5-13,16% | 12-31,58% | 21-55,26% |
Нет | 22 | 36,7% | 9-41% | 4-18% | 9-41% |
Ответы на вопрос «Приходилось ли вам самому выступать в роли «агрессора» по отношению к другому?» разделились следующим образом. 63,3% ответили что «да»; 36,7% никогда не выступали в роли «агрессора». Причем «отверженные», выступали в роли агрессора намного чаще, чем «звезды» и «принимаемые», но эта агрессия была косвенной, то есть это чаще всего сплетни.
Таблица 5 – Кому вы рассказывали об этом?
общее | Звезды | Принятые или предпочитаемые | Отверженные, изолированные | ||
% | |||||
Учителю | 14 | 23,3% | 8-57,14 | 6-42,85% | |
Директору | 2 | 3,3% | 2-100% | ||
Другу | 16 | 26,6% | 16-100% | ||
Родителям | 8 | 13,3% | 5-62,5% | 3-37,5% | |
Никому | 12 | 20% | 12-100% | ||
Кому-то другому | 8 | 13,3% | 8-100% |
На вопрос «Рассказывали ли Вы о ситуациях буллинга?» ученики ответили так: 62% – никому не рассказывали; 24% – делились проблемами с друзьями и только 2% рассказывали о ситуациях буллинга родителям. Большую часть (87,1%) из того, кто никому не рассказывал о ситуации буллинга, составили «отверженные», так как у них нет поддержки не со стороны класса, ни со стороны родителей.
Таблица 6 – Как вы себя чувствовали, когда над вами издевались?
общее | Звезды | Принятые или предпочитаемые | Отверженные, изолированные | ||
% | |||||
Злились | 11 | 22% | 9-81,81% | 2-18,18% | |
Расстраивались(плакали) | 10 | 20% | 10-100% | ||
Чувствовали себя беспомощным. | 29 | 58% | 29-100% |
На вопрос «Как вы себя чувствовали, когда над вами издевались» «принятые» (81,81%) злились, 100% «отверженных» отмечали, что они чувствовали себя беспомощными, отчаивались, часто плакали. Ответы на вопрос, «Какие виды издевательств вы видели?» 26,6% отмечали, что видели, как других обзывали и оскорбляли, 18,3%-дразнили, 16,7% слышали, как других ругали матом, 16,6% видели, как других толкали, пинали, били кулаками. При этом «звезды» (57,14%) и «принимаемые» (42,85%) рассказывали об этом учителю. Пытаясь наказать обидчика. «Отверженные» же никому не рассказывали. Ни о том, как их обижают, ни о том, что других обижают тоже.
Таблица 7 –Кто, по вашему мнению, может прекратить травлю и издевательства в школе?
общее | Звезды | Принятые или предпочитаемые | Отверженные, изолированные | ||
% | |||||
Те,кто издеваются над другими | 15 | 25% | 10-66,6% | 5-33,3% | |
Те,над кем издеваются | 2 | 3,3% | 2-100% | ||
Свидетели травли | 14 | 23,3% | 4-28,57% | 10-74,43% | |
Учителя | 10 | 16,6% | 10-100% | ||
Директор | 5 | 8,3% | 5-100% | ||
Родители нападающего(хулигана, агрессора) | 4 | 6,6% | 1-15% | 3-75% | |
Родители жертвы | 4 | 6,6% | 4-100% | ||
Кто-то другой | 1 | 1,6% | 1-100% | ||
Все вышеперечисленные | 5 | 8,3% | 4-80% | 1-20% |
На вопрос «Кто, по вашему мнению, может прекратить травлю и издевательства в школе», 25 % из всех опрошенных считают, что это те, кто издеваются над другими. 23,3 % отмечают, что травлю и издевательства в школе могут прекратить свидетели травли. Только 16,6% думают, что прекратить такие действия в школе также могут учителя и директор (8,3%). 6,6% считают, что помочь могут и родители нападающего (хулигана, агрессора). 74,43% «отверженных» считают, что издевательства и травлю в школе могут прекратить свидетели травли. Ни один ученик из опрошенных из группы «отверженных» не считает, что сам может прекратить издевательства над собой. «Звезды» же считают, что прекратить такие действия в школе могут учителя и директор.
«Звезды» чаще всего не испытывали на себе проявление жестокости, но видели и просили помощи у взрослых. «Отверженные» же наоборот часто испытывают на себе проявление жестокости, в большей степени в вербальной форме, и в большинстве случаев никому об этом не говорят, а если замечают такую ситуацию по отношению к другому, не пытаются что-то предпринять. В средствах массовой информации постоянно появляются сообщения об отрицательной ситуации в школах. Дети издеваются не только над одноклассниками, но и даже над учителями. Жестокие отношения между учениками в наше время становятся делом обычным.
Исходя из всего перечисленного, и как показало наше исследование, проблема буллинга реально существует. И знания детей об этой проблеме это доказывают. Вместе с тем, нужно особое внимание уделить и недостаточной включенности в решение этой проблемы учителей и родителей, точнее их недостаточной осведомленности об этой проблеме.
Школа занимает важное место в жизни ребенка. Поэтому, это должно быть место, в котором ребенок чувствовал бы себя безопасно, где он полностью мог бы реализовывать свои возможности.
Библиографический список
- Кон И. С. Что такое буллинг и как с ним бороться? 2006. URL: http://sexology.narod.ru/info178.html
- Olweus, D. Bullying at school. What we know and what we can do / D. Olweus. – Oxford : Blackwell Publishers, 1994. – 135 p.
- Selekman Janice, Vessey Judith A. Bullying: It Isn’t What It Used To Be // Pediatric Nursing. 2004. Vol. 30.