УДК 378.147

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ MOOC В РАМКАХ ИЗУЧЕНИЯ ОБЩЕЙ ФИЗИКИ

Вильмова Светлана Ивановна1, Замулин Иван Сергеевич2
1Хакасский государственный университет им. Н.Ф. Катанова, магистрант кафедры теоретической физики и информационных технологий в образовании
2Хакасский государственный университет им. Н.Ф. Катанова, ассистент кафедры программного обеспечения вычислительной техники и автоматизированных систем

Аннотация
В данной статье рассмотрены некоторые основные платформы MOOC при помощи которых можно пройти курс физики.

Ключевые слова: Дистанционное образование, интернет-технологии, физика, электронное обучение


THE USE OF MOOC IN THE STUDY OF GENERAL PHYSICS

Vilmova Svetlana Ivanovna1, Zаmulin Ivаn Sеrgееvich2
1Katanov Khakass State University, student of the department of theoretical physics and information technology in education
2Katanov Khakass State University, assistant at the department of computing software and automated systems

Abstract
This article describes some of the main MOOC platform in which you can take a physics course.

Keywords: Distance education, e-learning, Internet-technologies, MOOC, physics.


Рубрика: Педагогика

Библиографическая ссылка на статью:
Вильмова С.И., Замулин И.С. Использование MOOC в рамках изучения общей физики // Психология, социология и педагогика. 2016. № 8 [Электронный ресурс]. URL: http://psychology.snauka.ru/2016/08/7062 (дата обращения: 27.05.2017).

На сегодняшний момент, благодаря интенсивному развитию технологий как в области увеличения скорости доступа в интернет, так и повышению объема накопителей данных, все больше различных ресурсов предоставляют возможность пройти дистанционное образования с использованием онлайн сервисов. Существуют как бесплатные курсы, так и платные, и частично платные. Частично платные представляют собой курсы, которые за определенную плату дают возможность пользователю получить либо более глубокие знания в данном направлении, либо на выходе выдает именной сертификат (диплом) о его прохождении.

Если рассматривать онлайн-курсы посвященные физики, то именно в общем виде данный курс встречается достаточно редко. Присутствуют курсы, как на английском, так и на русском языке. Есть направления, посвященные только школьной физике, а есть отдельно рассматриваемые разделы вузовского образования, направленные на обучающихся, уже имеющих знания в этой области.

Большая часть курсов состоит из изучения нового материала (в текстовой, видео или смешенной форме) по разделам, контроля полученных знаний (тест, либо развернутый ответ на вопрос) и результирующего контроля знаний, который можно сравнить с экзаменом (зачетом) в вузе. За каждое задание ученикам начисляются баллы, они зависят от количества выполненных заданий, а так же, в большинстве случаев, от сроков выполнения. После набора минимального количества баллов, рекомендуемых создателями курса, считается, что курс пройден.

Как уже говорилось выше, проверка в виде тестов не всегда является оптимальной. Так что авторы все чаще предлагают по результатам выполнения задания вписывать в специальное окно правильный ответ. Так как курсы бывают достаточно востребованные и их могут просматривать и проходить до нескольких тысяч человек одновременно, то проверять учителям ответы учеников достаточно сложно и это накладывает также временные ограничения, ученик достаточно поздно узнает о результатах проведенного контроля и не может вовремя (оперативно) исправить свои ошибки. Таким образом обычно для проверки, по крайней мере промежуточных заданий, используются роботы с проверкой задания по определенным клеше. Но тут тоже накладываются своего рода недостатки, связанные с тем, что ученик может решить задачу оригинальным способом, который робот воспринимает как ошибку. Для этого обычно на странице с заданием используется обратная связь, где ученик отправляет свое решение и задает интересующий его вопрос, а сама система указывает авторам страницу с заданием.

Далее рассмотрим наиболее популярные проекты в области MOOC по курсу Общей физики. Для ознакомления с интересующими курсами необходимо зайти на площадку и выбрать нужную категорию (например, «Физика»).

Первоначально рассмотрим проект Coursera [1], предлагающий бесплатные онлайн-курсы. Это одна из первых открытых платформ электронного образовательного ресурса. Она была открыта в августе 2012 г. по инициативе профессоров Стэнфордского университета Эндрю Ын (Andrew Ng) и Дафны Коллер (Daphne Koller).

По мнению авторов «Coursera стремится поддержать людей в получении образования с тем, чтобы улучшить их личное и семейное благосостояние, а также – благосостояние общества, в котором они живут» [1]. На рисунке 1 представлен фрагмент сайта с курсами с выданными данными по запросу «физика».

Рис. 1. Фрагмент сайта www.coursera.org с данными по запросу «физика»

 В начале апреля 2015 г. на платформе было представлено около одной тысячи курсов от 117 университетов и различных организаций. Число обучающихся завершивших уже обучение составляло около 12,3 млн. человек. Если рассматривать статистику за предыдущие годы, то с 2014 по 2015, т.е. за один календарный год, на данном сайте число обучаемых выросло на 60%, число курсов на 56%, а число университетов на 8%.

Проект edX [2] – один из наиболее распространенных среди учеников дистанционного образования знающих английский язык. Данный проект был запущен в 2012 году сразу тремя ведущими университетами:

• Массачусетский технологический институт

• Гарвардский университет

• Университет Беркли, Калифорния

Девиз проекта: «Учись, развлекайся, развивай в себе тягу к познанию и к приобретению навыков, которые могут изменить твою жизнь» [2]. На рисунке 2 представлен фрагмент сайта с курсами с выданными данными по запросу «physics».

На начало апреля 2015 г. на платформе edX доступен 471 курс по самой разной тематике.

Рис. 2. Фрагмент сайта www.edx.org с данными по запросу «physics»

 Платформа «Открытое образование» [3] – современная образовательная платформа, предлагающая различные онлайн-курсы по дисциплинам, изучаемым в российских университетах. Эта платформа создана при поддержке Ассоциации Национальной платформы открытого образования. В ее организации учувствовали ведущие университеты, такие как: – МГУ, УрФУ, СПбГУ, НИТУ «МИСиС», СПбПУ, МФТИ, НИУ «ВШЭ» и ИТМО. Курсы размещенные на этой платформе имеются в бесплатном доступе, а так же не имеют ограничения к базовому уровню образования обещающегося.

Принципы, положенные в основу высокого качества онлайн-курсов [3]:

• Лучшие профильные курсы лучших профессоров. Каждый из вузов представляет курсы по своему самому сильному профилю. Это лучшие курсы самых продвинутых преподавателей вуза.

• Стандарты качества. Качество учебного материала гарантируется внутренней экспертизой. Все курсы соответствуют требованиям, совместно разработанным участниками проекта.

• Организация оценочных процедур. Оценочные средства проходят экспертизу со стороны учебно-методических объединений, идентификация пользователей обеспечивается процедурой прокторинга или биометрическими технологиями.

На рисунке 3 представлен фрагмент сайта с курсами с выданными данными по запросу «физика».

Рис. 3. Фрагмент сайта npoed.ru с данными по запросу «физика»

 Помимо трех перечисленных платформ так же популярными можно назвать следующие: Udacity [4], Open Yale Courses [5], AcademicEarth [6], Future Learn [7], Универсариум [8], Uniweb [9], Лекториум [10], Медиатека Московского государственного университета» [11], Stepic [12] и т.д. У все перечисленных сайтов свое индивидуальное оформление, некоторые из них используют так же индивидуальный подход в обучении. Но их объединяет одно основное преимущество: все они рассчитаны на возможность дать обучающимся дополнительное образование, с использованием электронных ресурсов.


Библиографический список
  1. Coursera – бесплатные онлайн-курсы от ведущих университетов мира | Coursera [Электронный ресурс] URL: https://www.coursera.org/ (дата обращения: 22.06.2016)
  2. edX | Free online courses from the world’s best universities [Электронный ресурс] URL: https://www.edx.org/ (дата обращения: 22.06.2016)
  3. Национальная платформа открытого образования [Электронный ресурс]. URL:  http://npoed.ru/courses (дата обращения: 22.06.2016)
  4. Udacity – Free Online Classes & Nanodegrees [Электронный ресурс] URL: https://www.udacity.com/ (дата обращения: 22.06.2016)
  5. Open Yale Courses [Электронный ресурс]. URL:  http://oyc.yale.edu/courses (дата обращения: 22.06.2016)
  6. Free Online Courses From Top Colleges [Электронный ресурс]. URL: http://www.academicearth.org/ (дата обращения: 22.06.2016)
  7. Free Online Courses – FutureLearn [Электронный ресурс]. URL:  http://www.futurelearn.com (дата обращения: 22.06.2016)
  8. Универсариум | Межвузовская площадка электронного образования [Электронный ресурс]. URL: http://www.universarium.org (дата обращения: 22.06.2016)
  9. Дистанционное образование онлайн. Профессиональная переподготовка и повышение квалификации [Электронный ресурс]. URL:  http://www.uniweb.ru (дата обращения: 22.06.2016)
  10. Лекториум – Просветительский проект [Электронный ресурс]. URL:  https://www.www.lektorium.tv (дата обращения: 22.06.2016)
  11. Демонстрации физических экспериментов для школьников [Электронный ресурс]. URL: https://www.fpff.ru/pupils/demonstrations (дата обращения: 22.06.2016)
  12. Courses – Stepic.org [Электронный ресурс] URL: https://stepic.org/explore/coursesж (дата обращения: 22.06.2016)


Все статьи автора «Замулин Иван Сергеевич»


© Если вы обнаружили нарушение авторских или смежных прав, пожалуйста, незамедлительно сообщите нам об этом по электронной почте или через форму обратной связи.

Связь с автором (комментарии/рецензии к статье)

Оставить комментарий

Вы должны авторизоваться, чтобы оставить комментарий.

Если Вы еще не зарегистрированы на сайте, то Вам необходимо зарегистрироваться: