УДК 378.14

ОСНОВНЫЕ АСПЕКТЫ РУКОВОДСТВА САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТОЙ ОБУЧАЮЩИХСЯ В ВОЕННО-УЧЕБНОМ ЗАВЕДЕНИИ

Романова Екатерина Сергеевна
ВУНЦ СВ «Общевойсковая академия Вооруженных Сил Российской Федерации»
кандидат филологических наук, магистр по направлению «Психолого-педагогическое образование», преподаватель кафедры гуманитарных и социально-экономических дисциплин

Аннотация
В работе рассматриваются основные аспекты руководства самостоятельной работой обучающихся в военно-учебных заведениях. Статья содержит основные характеристики и виды самостоятельной работы, факторы, определяющие эффективность руководства самостоятельной работой слушателей (курсантов). Делается вывод о том, что эта учебная деятельность способствует формированию навыков самостоятельной работы, интереса к познавательной деятельности, способности принимать конструктивные решения. В связи с этим подчеркивается значение мотивированной и правильно организованной самостоятельной работы обучающихся в военном вузе.

Ключевые слова: Военно-учебное заведение, консультация, руководство, самовоспитание, самоконтроль, самообразование, самостоятельная работа, учебно-методический комплекс, часть учебной деятельности.


THE MAIN ASPECTS OF MANAGEMENT OF STUDENTS’ INDEPENDENT WORK IN HIGHER MILITARY SCHOOL

Romanova Ekaterina Sergeevna
Military Training and Research Center of the Land Forces «Combined Arms Academy of the Armed Forces of the Russian Federation»
Candidate of Philology, Master in «Psycho-pedagogical education», lecturer of the department of humanitarian and socio-economic disciplines

Abstract
The paper deals with the main aspects of management of students’ independent work in higher military schools. This article contains basic characteristics and forms of independent work, the factors that determine the effectiveness of the leadership of listeners’ (cadets’) independent work. It is concluded that the training activities contribute to skills of independent work, interest in cognitive activity, ability to take constructive decisions. In this regard, the importance of properly motivated and organized independent work of students in higher military school is emphasized.

Keywords: Consultation, educational-methodical complex, higher military school, management, military school, self-control, self-education, self-study, the part of training activities.


Рубрика: Педагогика

Библиографическая ссылка на статью:
Романова Е.С. Основные аспекты руководства самостоятельной работой обучающихся в военно-учебном заведении // Психология, социология и педагогика. 2016. № 9 [Электронный ресурс]. URL: http://psychology.snauka.ru/2016/09/7092 (дата обращения: 30.09.2017).

В условиях реформирования и модернизации высшего военного образования становится актуальной проблема совершенствования методики руководства самостоятельной работой слушателей (курсантов).

Самостоятельная работа – это часть учебной деятельности обучающихся по освоению основной или дополнительной профессиональной образовательной программы, выполняемая по заданию преподавателя и под его руководством, но без его непосредственного участия.

В соответствии с Приказом МО РФ № 670 от 15.09.2014 г. самостоятельная работа обучающихся организуется в целях закрепления и углубления полученных знаний и навыков, поиска и приобретения новых знаний [1].

В этой работе рассматриваются основные аспекты руководства самостоятельной работой обучающихся в военных вузах. Проводится анализ руководящих документов, данных последних научных исследований и учебно-методической литературы.

Проблема руководства самостоятельной работой слушателей (курсантов) рассматривалась в трудах А.В. Барабанщикова, Э.А. Мирошниченко, С.Н. Тихомирова, И.К. Радченко, В.М. Куликова, А.П. Порохина, Ю.Ф. Худолеева, Б.А. Зверева и других.

Научные основы самостоятельной работы обучающихся военно-учебных заведений обосновал А.В. Барабанщиков. Он рассматривал самостоятельную работу как один из основных видов деятельности в учебном процессе слушателей (курсантов). А.В. Барабанщиков отмечал, что у обучающихся не только углубляются знания, совершенствуются умения и навыки, но и развиваются личностные качества: «самостоятельность мышления, организованность и целеустремленность в действиях, настойчивость в преодолении трудностей, умение <…> контролировать себя <…>, развивать память» [2, с. 238-240]. Особое значение он придавал воспитательной функции самостоятельной работы. У слушателей (курсантов) развиваются такие качества, как организованность, дисциплинированность, активность, настойчивость в достижении поставленной цели. Кроме того, вырабатывается способность анализировать факты и явления, самостоятельно мыслить.

К основным характеристикам самостоятельной работы слушателей (курсантов) можно отнести следующие:

  1. Направлена на выполнение учебных заданий, подготовку к предстоящим занятиям, зачетам и экзаменам.
  2. Организуется и контролируется командирами подразделений слушателей (курсантов).
  3. Время отводится распорядком дня из расчета не менее 3-х часов ежедневно.
  4. Ее методическое обеспечение осуществляется кафедрой.
  5. Учебно-методический отдел (центр) вуза систематически осуществляет контроль организации самостоятельной работы обучающихся, результаты контроля анализируются в вузе (филиале, институте, на факультете) не реже одного раза в месяц.

Для решения практических задач слушателям (курсантам) необходимо постоянно пополнять свой запас знаний. За годы обучения в военно-учебном заведении обучающиеся должны овладеть навыками самостоятельного приобретения знаний, повседневного самообразования. Практика подтверждает, что проблема дальнейшего повышения эффективности обучения может быть успешно решена только при условии правильной организации самостоятельной работы обучающихся.

 Основные виды самостоятельной работы:

-  самостоятельное изучение программного учебного материала;

-  доработка конспектов лекций;

-  текущая работа над учебным материалом в целях его усвоения и углубленного изучения;

-  выполнение индивидуальных практических заданий по темам и разделам изучаемой дисциплины;

-  подготовка к предстоящим учебным занятиям;

-  подготовка к участию в военно-научной и научно-исследовательской работе: написание доклада, реферата, разработка проекта;

-  написание курсовой работы, выпускной квалификационной работы;

-  самостоятельное изучение нового учебного материала по заданию преподавателя или по личной инициативе;

-  подготовка к зачетам и экзаменам.

В соответствии с видами учебных занятий преподаватель намечает различные направления работы. Так, например, по лекции: конспектирование отдельных дополнительных вопросов, не рассмотренных в ходе лекции; дополнение конспекта графическим материалом; повторение материала по конспекту; по семинару: составление плана подготовки и подбор литературы; развернутые ответы на учебные вопросы; тезисы; по подготовке к зачетам, экзаменам: составление плана подготовки и распределение времени; изучение конспектов, основной, нормативной, справочной и дополнительной литературы; отработка практических навыков и т.д. [3, с. 241].

Анализ историко-педагогической литературы и архивных источников в отечественной педагогике показывает, что задолго до появления понятия «руководство самостоятельной работой» встречались нормативные требования к деятельности военных педагогов по развитию у слушателей (курсантов) самостоятельности в процессе обучения, формулировалось их содержание в зависимости от конкретной исторической ситуации. Самостоятельная работа слушателей (курсантов) представляет собой их деятельность по самообразованию и самовоспитанию [4, с. 11], а также по самоконтролю.

Эффективность руководства самостоятельной работой обучающихся в военно-учебных заведениях определяют две группы факторов: организационные и методические.

К организационным факторам относятся:

- бюджет времени, выделяемый для самостоятельной работы, который оказывает влияние на подготовку к профессиональному труду будущего специалиста;

- учебно-лабораторная база для самостоятельной работы, учебная литература, технические средства обучения.

К методическим факторам относятся:

-  планирование всех видов заданий на самостоятельную работу, как по объему, так и по срокам их выполнения;

-  обучение слушателей (курсантов) методике самостоятельной работы;

-  управление самостоятельной познавательной деятельностью обучающихся [5, с. 16].

Методическое руководство самостоятельной работой слушателей (курсантов) заключается также в разработке учебно-методических комплексов (УМК) по каждой учебной дисциплине и в проведении консультаций. УМК содержат комплект учебно-методических материалов, позволяющих обучающимся самостоятельно овладевать изучаемой дисциплиной. Консультации являются одной из форм руководства самостоятельной работой слушателей (курсантов) и оказания им помощи в освоении учебного материала. Консультации проводятся регулярно в часы самостоятельной работы и носят в основном индивидуальный характер. При необходимости, в том числе перед проведением семинаров, групповых упражнений и занятий, тактических (тактико-специальных) занятий и учений, командно-штабных учений, экзаменов (зачетов), проводятся групповые консультации [6]. В ВУНЦ СВ «Общевойсковая академия Вооруженных Сил Российской Федерации»накоплен опыт по планированию, организации и проведению индивидуальных и групповых консультаций [7, с. 140-141]. Выделяют два направления – на кафедральном и на академическом уровне. Первое направление предполагает создание консультационных пунктов по каждой учебной дисциплине. В распорядке трудового дня указывается время, отводимое на консультации. Консультационные пункты должны иметь материальную базу: техническое оборудование, необходимую литературу, наглядные пособия, обязательно журнал контроля посещения консультаций. Второе направление реализуется учебным отделом. В его ведении учет заявок обучающихся, на основании которых планируется проведение консультаций на неделю. Эти заявки могут представлять командиры подразделений с указанием данных слушателей (курсантов), учебной дисциплины, темы и времени проведения. Затем офицеры группы планирования составляют вводное расписание для кафедр и доводят до сведения начальников (заместителей начальников) кафедр и командиров подразделений. На кафедре назначаются консультанты, подготавливается материальная база. Кроме того, индивидуальные консультации допускаются по договоренности между обучающимися и преподавателем.

Важным аспектом повышения эффективности самостоятельной работы обучающихся является совершенствование уже существующих технологий организации самостоятельной работы и внедрение новых наукоемких технологий. При этом самостоятельная работа строится на основе принципов индивидуализации и дифференциации, что предполагает разработку учебно-творческих заданий с учетом военной специализации и индивидуально-психологических особенностей личности (степени активности мышления, уровня работоспособности и т.д.) [8, с. 168]. В качестве конкретного примера можно привести разработку целевой программы повышения эффективности самостоятельной работы курсантов, автором которой является Н.В. Пахомова [9, с. 22]. Эффективность самостоятельной работы также зависит от контроля, возможности оценить ее результативность. К традиционным формам контроля относятся индивидуальное контрольное собеседование (или коллоквиум), зачеты, экзамены. Новые формы контроля разработаны в рамках современных образовательных технологий (например, программированное обучение, модульно-рейтинговое обучение). Активно используются для самоконтроля слушателей (курсантов) обучающе-контролирующие программы [10, с. 177], тренажеры, позволяющие проверить и оценить знания, умения, навыки и сформированные компетенции обучающихся по отдельной теме, разделу, модулю. Модульно-рейтинговая система объективно оценивает «весь диапазон индивидуальных результатов учебной работы курсантов, степень их усилий и возможностей, профессиональный и личностный потенциал» [11, с. 169].

Самостоятельная работа обучающихся в военно-учебных заведениях предназначена не только для овладения дисциплиной, но и для формирования навыков самостоятельной работы, интереса к познавательной деятельности, способности находить конструктивные решения. Самостоятельная работа занимает приоритетное место в системе высшего образования. В связи с этим необходима мотивированная и правильно организованная самостоятельная работа слушателей (курсантов) в период обучения в военном вузе.


Библиографический список
  1. Приказ МО РФ № 670 от 15.09.2014 г. О мерах по реализации отдельных положений  ст. 81 ФЗ  от 29.12.2012 г. №273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации», п. 41.
  2. Психология и педагогика высшей военной школы : учеб. пособие / В.И. Варваров [и др.]; под ред. А.В. Барабанщикова. М.: Воениздат, 1989. 366 с.
  3. Психология и педагогика высшей военной школы: учебное пособие / под общ. ред. И.Н. Караваева. М.: ВУНЦ СВ «ОВА ВС РФ», 2013. 270 с.
  4. Методика преподавания учебных дисциплин кафедры: методическая разработка / сост. проф. В.С. Саблин, проф. С.В. Гончаров. М., 2015.
  5. Романова Е.С. Использование обучающе-контролирующей программы «Военная история Смоленска» на занятиях по иностранному (русскому) языку в военно-учебном заведении // Теоретические и практические вопросы психологии и педагогики: сборник статей Междунар. научно-практич.конф. (10 декабря 2015 г., г. Челябинск): в 2 ч. Ч. 2. Уфа: Аэтерна, 2015. С. 176-179.
  6. Авуза А.А. Повышение эффективности руководства самостоятельной работой курсантов военных вузов: автореф. дисс… канд. пед. наук / Военный университет Министерства обороны Российской Федерации. М., 2012. 24 c.
  7. Авуза А.А. Там же.
  8. Индинок Н.А. Технология профессионально ориентированного обучения: учебник. В 2-х ч. Ч. 2. М.: ВУНЦ СВ «ОВА ВС РФ», 2014. 214 с.
  9.  Пахомова Н.В. Методическое обеспечение самостоятельной работы курсантов военного вуза // Мир образования – образование в мире. 2011. № 1. С. 167-171.
  10. Пахомова Н.В. Повышение эффективности самостоятельной работы в обучении курсантов военных вузов: автореф. дисс… канд. пед. наук / Военный университет Министерства обороны Российской Федерации. М., 2011. 24 c.
  11. Пахомова Н.В. Методическое обеспечение самостоятельной работы курсантов военного вуза // Мир образования – образование в мире. 2011. № 1. С. 167-171.


Все статьи автора «Романова Екатерина Сергеевна»


© Если вы обнаружили нарушение авторских или смежных прав, пожалуйста, незамедлительно сообщите нам об этом по электронной почте или через форму обратной связи.

Связь с автором (комментарии/рецензии к статье)

Оставить комментарий

Вы должны авторизоваться, чтобы оставить комментарий.

Если Вы еще не зарегистрированы на сайте, то Вам необходимо зарегистрироваться: