Проблема одиночества всегда была и остается одной из самых актуальных проблем в психологии. Это происходит потому, что феномен одиночества тесно связан с проблемой личности, являющейся центральным звеном в психологических исследованиях. То же самое можно сказать и о важности исследований в рамках ценностных ориентаций молодёжи [1,2].
В качестве основных методов исследования были использованы методы опроса и анкетирования. Методический инструментарий состоял из следующих диагностических методик: методика субъективного ощущения одиночества Д. Рассела и М. Фергюсона; методика «Ценностные ориентации» М. Рокича; тест смысложизненные ориентации (методика СЖО), Д. А. Леонтьева. Базу исследования составили 40 человек, учащиеся МОУ СОШ №33 г. Энгельса Саратовской области. Для того чтобы опередить ценностно-смысловые основания переживания чувства одиночества у подростков, принявших участие в нашем исследовании нами был проведен корреляционный анализ по Пирсону.
Первым шагом мы посмотрели наличие корреляционных связей между показателями по методике «Субъективный уровень ощущения одиночества» и ценностными ориентациями. Полученные корреляционные данные показаны в таблице, представленной ниже.
Таблица 5. Взаимосвязь ценностей и одиночества
Терминальные ценности |
R |
Инструментальные ценности |
R |
Активная жизнь | -0,312 | Аккуратность | - |
Мудрость | - | Воспитанность | - |
Здоровье | - | Высокие запросы | 0,322 |
Интересная работа | - | Жизнерадостность | -0,261 |
Красота природы | - | Исполнительность | - |
Любовь | 0,347 | Независимость | 0,317 |
Материально обеспеченная жизнь | - | Нетерпимость | - |
Наличие хороших друзей | 0,344 | Образованность | 0,274 |
Общественное признание | 0,278 | Ответственность | - |
Познание | - | Рационализм | - |
Продуктивная жизнь | - | Самоконтроль | - |
Развитие | - | Смелость в отстаивании собственного мнения. | - |
Свобода | -0,327 | Чуткость | 0,394 |
Счастливая семейная жизнь | 0,275 | Терпимость | - |
Счастье других | -0,284 | Широта взглядов | - |
Творчество | - | Твердая воля | - |
Уверенность в себе | - | Честность | - |
Удовольствия | 0,264 | Эффективность | - |
Проанализируем каждую из полученных взаимосвязей. Наличие отрицательной корреляционной взаимосвязи между показателем одиночества и ценностью активной жизни может говорить нам о том, что чем выше уровень переживания одиночества, тем менее ценной для подростков выступает ценность активной жизни. Возможно, это связано с некоей инфантильностью, леностью и другими индивидуально-психологическими характеристиками личности. Поскольку активная жизненная позиция, желание действовать и принимать решения, как правило сопряжена с высоким уровнем межличностной коммуникации, то, предположительно, субъективное переживание одиночества должно быть низким, что и получилось в результате нашего исследования.
Обнаружена положительная корреляционная взаимосвязь одиночества и ценностей любви, дружбы и счастливой семейной жизни. Эти данные могут позволить сделать предположение, согласно которому, чем выше подростки оценивают данные ценности, тем более они ощущают чувство одиночества. Возможно, это связано с жизненной позицией, когда необходимость установления тесных интимно-личностных отношений сама по себе является стабилизирующим фактором в отношении переживания одиночества. В данном случае, высокая оценка данных ценностей также может выступать дефицитарным показателем, т.е. говорить о том, что подростки нуждаются в установлении подобного рода контактов.
Наличие обратно пропорциональной связи одиночества и ценностей свободы и счастья других может свидетельствовать о том, чем выше подростками оцениваются данные ценности, тем менее они ощущают чувство одиночества. Понятие свободы предполагает отсутствие давления со стороны окружающих на личность. В данном случае высоко оцениваемая свобода является показателем отсутствия переживания одиночества.
Относительно взаимосвязи между инструментальными ценностями и переживанием чувства одиночества, установлено, что прямо пропорциональная взаимосвязь одиночества обнаружена со шкалами высокие запросы, независимость, чуткость и образованность.
Эти данные говорят нам о том, что те испытуемые, для которых являются значимыми ценности независимости, по факту в большей степени переживают чувство одиночества. Другими словами, внешнее стремление к независимости может выступать неким фактором, который по сути, может выражаться в некоем скрытом переживании одиночества. Внешне подросток может казаться независимым, самостоятельным и не нуждающимся в общении и поддержке, а на самом деле он может переживать глубокое чувство одиночества.
Ценность образованности также положительно связана с переживанием чувства одиночества. Подростки, которые высоко оценивают значимость образованности также переживают одиночество в большей степени, чем те, для которых данная ценность не является высоко значимой.
Положительная корреляционная связь отмечается также между одиночеством и ценностью чуткости. Подростки, для которых значима ценность чуткости более склонны к переживанию чувства одиночества. Эмпатийность и сопереживание могут являться факторами, провоцирующими собственное переживание одиночества у подростков, по результатам нашего исследования.
Обнаружена отрицательная корреляционная связь чувства одиночества и жизнерадостности. Чем выше чувство одиночества у подростков, тем менее значима для них ценность жизнерадостности. В данном случае это может говорить о некотором отрицании, т.е. «я одинок, поэтому меня ничего не радует», или «для меня не важно то, что происходит вокруг, поэтому я одинок». Данную связь можно также интерпретировать и с другой стороны, у тех испытуемых, для которых высоко значима ценность жизнерадостности, переживание одиночества не отмечается.
Таким образом, рассмотрев полученные взаимосвязи между ценностями и оценкой переживания чувства одиночества, мы можем сказать, что наша гипотеза относительно того, что чем выше у подростков чувство одиночества, тем более значимы для них инструментальные ценности, не подтвердилась. По результатам нашего исследования установлено, что в выборке подростков, принявших участие в нашем исследовании, не определилось тенденции к более высокой оценке инструментальных ценностей вместе с высоким переживанием чувства одиночества. Данные относительно взаимосвязи межу переживанием чувства одиночества и оценкой ценностей примерно одинаково распределены между терминальными и инструментальными ценностями.
Следующим этапом эмпирического исследования стало изучение взаимосвязи между чувством одиночества и смысложизненными ориентациями.
Смысложизненные ориентации определяют основную позицию личности, влияют на направленность и содержание социальной активности, общий подход к окружающему миру и самому себе. Формирование смысложизненных ориентаций в образовательном процессе гуманитарного вуза осуществляется с опорой на фундаментальное обучение, требующее систематичности содержания основных отраслей знания, оптимального соотношения теоретичности и практичности.
Таблица 6. Показатели взаимосвязи одиночества и смысложизненных ориентаций.
Шкалы |
R |
Одиночество |
1 |
Цели в Жизни |
- |
Процесс Жизни |
-0,296 |
Результат Жизни |
-0,323 |
Локус контроля Я |
0,368 |
Локус контроля Жизни |
-0,297 |
Общий показатель |
-0,425 |
Как видно из представленной таблицы, обнаружено пять корреляционных взаимосвязей между шкалами по методике для определения смысложизненных ориентаций и чувством одиночества.
Обнаружена положительная взаимосвязь между переживанием чувства одиночества и локусом контроля – я. Высокие баллы соответствуют представлению о себе как о сильной личности, обладающей достаточной свободой выбора, чтобы построить свою жизнь в соответствии со своими целями и представлениями о ее смысле. Низкие баллы – неверие в свои силы контролировать события собственной жизни. По результатам нашего исследования, испытуемые с локус-контролем Я оказываются более склонными к переживанию чувства одиночества. Возможно, это связано с повышенным уровнем рефлексивности и склонностью брать вину и ответственность на себя. Переживание чувства одиночества в данном случае может также свидетельствовать о тенденции к занижению собственной самооценки, однако, данная гипотеза нуждается в последующем эмпирическом подтверждении.
Таким образом, гипотеза нашего исследования относительно того, что у испытуемых, которые склонны к переживанию чувства одиночества преобладает локус-контроля Я – подтвердилась.
Все остальные полученные корреляционные связи носят обратно пропорциональный характер, т.е. высокий уровень переживания одиночества говорит о низких баллах по данным шкалам. Одиноким подросткам жизнь не представляется эмоционально насыщенной, интересной, у них отмечается некоторая неудовлетворенность прожитой жизнью.
Отрицательная взаимосвязь между одиночеством и процессом жизни может также говорить о том, что для тех подростков, у которых отмечается гедонистическая направленность, т.е. получение удовольствий от жизни, – переживание чувства одиночества не является характерным.
Взаимосвязь между результативностью жизни и переживанием чувства одиночества, также носит обратно пропорциональный характер. Для тех подростков, которые оценивают свою жизнь как продуктивную, также не испытываю одиночества.
Кроме того, общий показатель смысложизненных ориентаций также отрицательно взаимосвязан с чувством одиночества. Другими словами, наличие смысла в жизни, выраженного в смысложизненных ориентациях, является стабилизирующим фактором в отношении переживания чувства одиночества, те подростки, у которых данный показатель высокий – не склонны к переживанию одиночества.
По результатам нашего исследования, испытуемые с локус-контролем Я оказываются более склонными к переживанию чувства одиночества. Возможно, это связано с повышенным уровнем рефлексивности и склонностью брать вину и ответственность на себя.
Наличие смысла в жизни, выраженного в смысложизненных ориентациях, является стабилизирующим фактором в отношении переживания чувства одиночества.
Библиографический список
- Бочарова Е. Е. Ценностные предпочтения молодежи в представлениях различных социальных групп. Известия Саратовского университета. Новая серия. Акмеология образования. Психология развития. 2012. Т. 12. № 4. С. 13-16.
- Кленова М. А. Ценностная детерминация субъективного благополучия в разных этнических группах. Альманах современной науки и образования. 2012. № 9. С. 94-95.