УДК 159.922.7/.8

ЦЕННОСТНО-СМЫСЛОВЫЕ ОСНОВАНИЯ ПЕРЕЖИВАНИЯ ЧУВСТВА ОДИНОЧЕСТВА У ПОДРОСТКОВ

Кленова Милена Александровна
Саратовский государственный университет им. Н.Г. Чернышевского
доцент кафедры социальной психологии образования и развития

Аннотация
В статье рассматриваются ценностно-смысловые основания переживания чувства одиночества у подростков. Рассмотрена взаимосвязь между ценностями, смысложизненными ориентациями и переживанием чувства одиночества среди современных подростков. Показано, что смысложизненные ориентации, ценности и переживание чувства одиночества находятся в тесной корреляционной взаимосвязи.

Ключевые слова: смысложизненные ориентации, ценности, чувство одиночества


VALUES AND MEANINGS BASIS EXPERIENCE FEELING OF LONELINESS IN ADOLESCENTS

Klenova Millena Aleksandrovna
Saratov State University
Associate Professor, Department of Social Psychology of Education and Development

Abstract
In this article valuable and semantic bases of experience of feeling of loneliness at teenagers are considered. The interrelation between values, meaning of life orientations and experience of feeling of loneliness among modern teenagers is considered. It is shown that meaning of life orientations, values and experience of feeling of loneliness are in close correlation interrelation.

Рубрика: Психология

Библиографическая ссылка на статью:
Кленова М.А. Ценностно-смысловые основания переживания чувства одиночества у подростков // Психология, социология и педагогика. 2016. № 9 [Электронный ресурс]. URL: http://psychology.snauka.ru/2016/09/7107 (дата обращения: 21.11.2016).

Проблема одиночества всегда была и остается одной из самых актуальных проблем в психологии. Это происходит потому, что феномен одиночества тесно связан с проблемой личности, являющейся центральным звеном в психологических исследованиях. То же самое можно сказать и о важности исследований в рамках ценностных ориентаций молодёжи [1,2].

В качестве основных методов исследования были использованы методы опроса и анкетирования. Методический инструментарий состоял из следующих диагностических методик: методика субъективного ощущения одиночества Д. Рассела и М. Фергюсона; методика «Ценностные ориентации» М. Рокича; тест смысложизненные ориентации (методика СЖО), Д. А. Леонтьева. Базу исследования составили 40 человек, учащиеся МОУ СОШ №33 г. Энгельса Саратовской области. Для того чтобы опередить ценностно-смысловые основания переживания чувства одиночества у подростков, принявших участие в нашем исследовании нами был проведен корреляционный анализ по Пирсону.

Первым шагом мы посмотрели наличие корреляционных связей между показателями по методике «Субъективный уровень ощущения одиночества» и ценностными ориентациями. Полученные корреляционные данные показаны в таблице, представленной ниже.

Таблица 5. Взаимосвязь ценностей и одиночества

Терминальные ценности

R

Инструментальные ценности

R

Активная жизнь -0,312 Аккуратность -
Мудрость - Воспитанность -
Здоровье - Высокие запросы 0,322
Интересная работа - Жизнерадостность -0,261
Красота природы - Исполнительность -
Любовь 0,347 Независимость 0,317
Материально обеспеченная жизнь - Нетерпимость -
Наличие хороших друзей 0,344 Образованность 0,274
Общественное признание 0,278 Ответственность -
Познание - Рационализм -
Продуктивная жизнь - Самоконтроль -
Развитие - Смелость в отстаивании собственного мнения. -
Свобода -0,327 Чуткость 0,394
Счастливая семейная жизнь 0,275 Терпимость -
Счастье других -0,284 Широта взглядов -
Творчество - Твердая воля -
Уверенность в себе - Честность -
Удовольствия 0,264 Эффективность -

Проанализируем каждую из полученных взаимосвязей. Наличие отрицательной корреляционной взаимосвязи между показателем одиночества и ценностью активной жизни может говорить нам о том, что чем выше уровень переживания одиночества, тем менее ценной для подростков выступает ценность активной жизни. Возможно, это связано с некоей инфантильностью, леностью и другими индивидуально-психологическими характеристиками личности. Поскольку активная жизненная позиция, желание действовать и принимать решения, как правило сопряжена с высоким уровнем межличностной коммуникации, то, предположительно, субъективное переживание одиночества должно быть низким, что и получилось в результате нашего исследования.

Обнаружена положительная корреляционная взаимосвязь одиночества и ценностей любви, дружбы и счастливой семейной жизни. Эти данные могут позволить сделать предположение, согласно которому, чем выше подростки оценивают данные ценности, тем более они ощущают чувство одиночества. Возможно, это связано с жизненной позицией, когда необходимость установления тесных интимно-личностных отношений сама по себе является стабилизирующим фактором в отношении переживания одиночества. В данном случае, высокая оценка данных ценностей также может выступать дефицитарным показателем, т.е. говорить о том, что подростки нуждаются в установлении подобного рода контактов.

Наличие обратно пропорциональной связи одиночества и ценностей свободы и счастья других может свидетельствовать о том, чем выше подростками оцениваются данные ценности, тем менее они ощущают чувство одиночества. Понятие свободы предполагает отсутствие давления со стороны окружающих на личность. В данном случае высоко оцениваемая свобода является показателем отсутствия переживания одиночества.

Относительно взаимосвязи между инструментальными ценностями и переживанием чувства одиночества, установлено, что прямо пропорциональная взаимосвязь одиночества обнаружена со шкалами высокие запросы, независимость, чуткость и образованность.

Эти данные говорят нам о том, что те испытуемые, для которых являются значимыми ценности независимости, по факту в большей степени переживают чувство одиночества. Другими словами, внешнее стремление к независимости может выступать неким фактором, который по сути, может выражаться в некоем скрытом переживании одиночества. Внешне подросток может казаться независимым, самостоятельным и не нуждающимся в общении и поддержке, а на самом деле он может переживать глубокое чувство одиночества.

Ценность образованности также положительно связана с переживанием чувства одиночества. Подростки, которые высоко оценивают значимость образованности также переживают одиночество в большей степени, чем те, для которых данная ценность не является высоко значимой.

Положительная корреляционная связь отмечается также между одиночеством и ценностью чуткости. Подростки, для которых значима ценность чуткости более склонны к переживанию чувства одиночества. Эмпатийность и сопереживание могут являться факторами, провоцирующими собственное переживание одиночества у подростков, по результатам нашего исследования.

Обнаружена отрицательная корреляционная связь чувства одиночества и жизнерадостности.  Чем выше чувство одиночества у подростков, тем менее значима для них ценность жизнерадостности. В данном случае это может говорить о некотором отрицании, т.е. «я одинок, поэтому меня ничего не радует», или «для меня не важно то, что происходит вокруг, поэтому я одинок». Данную связь можно также интерпретировать и с другой стороны, у тех испытуемых, для которых высоко значима ценность жизнерадостности, переживание одиночества не отмечается.

Таким образом, рассмотрев полученные взаимосвязи между ценностями и оценкой переживания чувства одиночества, мы можем сказать, что наша гипотеза относительно того, что чем выше у подростков чувство одиночества, тем более значимы для них инструментальные ценности, не подтвердилась. По результатам нашего исследования установлено, что в выборке подростков, принявших участие в нашем исследовании, не определилось тенденции к более высокой оценке инструментальных ценностей вместе с высоким переживанием чувства одиночества. Данные относительно взаимосвязи межу переживанием чувства одиночества и оценкой ценностей примерно одинаково распределены между терминальными и инструментальными ценностями.

Следующим этапом эмпирического исследования стало изучение взаимосвязи между чувством одиночества и смысложизненными ориентациями.

Смысложизненные ориентации определяют основную позицию личности, влияют на направленность и содержание социальной активности, общий подход к окружающему миру и самому себе. Формирование смысложизненных ориентаций в образовательном процессе гуманитарного вуза осуществляется с опорой на фундаментальное обучение, требующее систематичности содержания основных отраслей знания, оптимального соотношения теоретичности и практичности.

Таблица 6. Показатели взаимосвязи одиночества и смысложизненных ориентаций.

Шкалы

R

Одиночество

1

Цели в Жизни

-

Процесс Жизни

-0,296

Результат Жизни

-0,323

Локус контроля Я

0,368

Локус контроля Жизни

-0,297

Общий показатель

-0,425

Как видно из представленной таблицы, обнаружено пять корреляционных взаимосвязей между шкалами по методике для определения смысложизненных ориентаций и чувством одиночества.

Обнаружена положительная взаимосвязь между переживанием чувства одиночества и локусом контроля – я.  Высокие баллы соответствуют представлению о себе как о сильной личности, обладающей достаточной свободой выбора, чтобы построить свою жизнь в соответствии со своими целями и представлениями о ее смысле. Низкие баллы – неверие в свои силы контролировать события собственной жизни. По результатам нашего исследования, испытуемые с локус-контролем Я оказываются более склонными к переживанию чувства одиночества. Возможно, это связано с повышенным уровнем рефлексивности и склонностью брать вину и ответственность на себя. Переживание чувства одиночества в данном случае может также свидетельствовать о тенденции к занижению собственной самооценки, однако, данная гипотеза нуждается в последующем эмпирическом подтверждении.

Таким образом, гипотеза нашего исследования относительно того, что у испытуемых, которые склонны к переживанию чувства одиночества преобладает локус-контроля Я – подтвердилась.

Все остальные полученные корреляционные связи носят обратно пропорциональный характер, т.е. высокий уровень переживания одиночества говорит о низких баллах по данным шкалам. Одиноким подросткам жизнь не представляется эмоционально насыщенной, интересной, у них отмечается некоторая неудовлетворенность прожитой жизнью.

Отрицательная взаимосвязь между одиночеством и процессом жизни может также говорить о том, что для тех подростков, у которых отмечается гедонистическая направленность, т.е. получение удовольствий от жизни, – переживание чувства одиночества не является характерным.

Взаимосвязь между результативностью жизни и переживанием чувства одиночества, также носит обратно пропорциональный характер. Для тех подростков, которые оценивают свою жизнь как продуктивную, также не испытываю одиночества.

Кроме того, общий показатель смысложизненных ориентаций также отрицательно взаимосвязан с чувством одиночества. Другими словами, наличие смысла в жизни, выраженного в смысложизненных ориентациях, является стабилизирующим фактором в отношении переживания чувства одиночества, те подростки, у которых данный показатель высокий – не склонны к переживанию одиночества.

По результатам нашего исследования, испытуемые с локус-контролем Я оказываются более склонными к переживанию чувства одиночества. Возможно, это связано с повышенным уровнем рефлексивности и склонностью брать вину и ответственность на себя.

Наличие смысла в жизни, выраженного в смысложизненных ориентациях, является стабилизирующим фактором в отношении переживания чувства одиночества.


Библиографический список
  1. Бочарова Е. Е. Ценностные предпочтения молодежи в представлениях различных социальных групп. Известия Саратовского университета. Новая серия. Акмеология образования. Психология развития. 2012. Т. 12. № 4. С. 13-16.
  2. Кленова М. А. Ценностная детерминация субъективного благополучия в разных этнических группах. Альманах современной науки и образования. 2012. № 9. С. 94-95.


Все статьи автора «Кленова Милена Александровна»


© Если вы обнаружили нарушение авторских или смежных прав, пожалуйста, незамедлительно сообщите нам об этом по электронной почте или через форму обратной связи.

Связь с автором (комментарии/рецензии к статье)

Оставить комментарий

Вы должны авторизоваться, чтобы оставить комментарий.

Если Вы еще не зарегистрированы на сайте, то Вам необходимо зарегистрироваться:
  • Регистрация