УДК 316.37

ЛИЧНОСТНЫЕ ОСОБЕННОСТИ ЭМОЦИОНАЛЬНОЙ СФЕРЫ ПОДРОСТКОВ

Кленова Милена Александровна1, Гоняева Лариса Евгеньевна2
1Саратовский государственный университет им. Н.Г. Чернышевского, доцент кафедры социальной психологии образования и развития
2Саратовский государственный университет им. Н.Г. Чернышевского, студентка 343 группы

Аннотация
В статье раскрываются личностные и социально-психологические особенности эмоциональной сферы подростков. Приводится сравнительный анализ в двух подгруппах, разделенных по возрасту. Приводятся результаты исследования эмоциональной сферы первокурсников и старшекурсников, обучающихся в колледже. В статье представлены результаты взаимосвязи особенностей личности и эмоциональной сферы подростков.

Ключевые слова: личностные особенности, подростки, социально-психологические особенности, эмоциональная сфера


PERSONAL FEATURES OF THE EMOTIONAL SPHERE OF TEENAGERS

Klenova Milena Aleksandrovna1, Gonyaeva Larisa Evgenevna2
1Saratov State University, Associate Professor, Department of Social Psychology of Education and Development
2Saratov State University, student

Abstract
In this article personal and social and psychological features of the emotional sphere of teenagers are revealed. The comparative analysis is provided in two subgroups divided on age. Results of a research of the emotional sphere of the first-year students and undergraduates studying in college are given. Results of interrelation of features of the personality and the emotional sphere of teenagers are presented in article.

Рубрика: Психология

Библиографическая ссылка на статью:
Кленова М.А., Гоняева Л.Е. Личностные особенности эмоциональной сферы подростков // Психология, социология и педагогика. 2016. № 9 [Электронный ресурс]. URL: http://psychology.snauka.ru/2016/09/7110 (дата обращения: 20.11.2016).

Сложности подросткового возраста определяются физиологическими изменениями в организме, формированием новой системы взаимоотношений с окружающими людьми (уже не ребенок, но еще не взрослый), переходом на новый уровень развития познавательных процессов, интеллекта и способностей.

Подростковый возраст характеризуется как период повышенной эмоциональности, что проявляется в легкой возбудимости, изменчивости настроения, возникновении тревожности, агрессивности и других бурных реакций. Именно поэтому, проведенное исследование можно назвать весьма актуальным. Анализируя теоретическую сторону исследования, можно отметить, что достаточно большое количество современных исследований посвящено изучению адаптации и эмоциональной сферы у современной молодежи [1, 2, 3].

В исследовании приняли участие 38 человек, студенты колледжа, из них 18 – студенты выпускного курса в возрасте 16-17 лет и 20 человек – студенты первого курса в возрасте 14-15 лет. Половой состав групп приблизительно одинаков.

Для выявления эмоциональных состояний и личностной направленности были использованы следующие методики: методика диагностики реактивной и личностной тревожности Ч. Д. Спилбергера и Ю. Л. Ханина; опросник САН; методика СПА Роджерса-Даймонда; тест Кеттелла; опросник Г.Айзенка.

Предварительно проводилось наблюдение за поведением подростков в учебных и внеучебных ситуациях. Отмечены следующие проявления в поведении исследуемых подростков. В группе первокурсников наблюдались вспышки гнева и раздражительности чаще чем в группе выпускников. Данный фактор обусловлен уровнем сформированности группы: первокурсники находятся на стадии формирования или формального объединения индивидов, когда участники группы пробуют свои силы в занятии лидерских позиций. Поэтому нередки межличностные конфликты, проявления негативных эмоциональных проявлений. Выпускники же проживают деятельностную стадию развития группы, когда отношения устоялись, энергия участников направлена на решение определенных задач. Эмоциональные проявления более сдержанные (как положительные, так и отрицательные).

В процессе вербальных контактов с подростками выяснено, что подростки и той, и другой группы избегают разговоров о своих эмоциональных переживаниях, проявления негативных эмоций (вплоть до агрессии) считают естественным состоянием. Причем необходимо отметить, что подростки 14-15 лет не владеют достаточным запасом словарных терминов, обозначающих чувства и эмоции человека. В более старшей группе замечено, что словарных запас терминов, обозначающих эмоциональные переживания, значительно расширяется. Подростки активно используют терминологический словарь эмоций и чувств, присущих человеку.

Следующим этапом исследования явилась диагностика эмоционального состояния подростков. Цель диагностической работы – определение уровня эмоционального развития подростков разных возрастных групп, их сравнение, а также определение степени тревожности, агрессивности и других эмоциональных проявлений.

Первой задачей эмпирического исследования стало определение эмоционального состояния студентов. Результаты исследования представлены в таблице 1.

Таблица 1- Распределение средних показателей психических состояний по тесту Г.Айзенка у участников исследования

Показатель

Студенты 1 курса

Студенты 3 курса

U

Тревожность

6,1±1,50

4,4±1,90

0,02

Агрессивность

5,9±2,20

5,2±2,80

0,59

Фрустрация

3,5±0,78

3,0±1,20

0,89

Ригидность

6,8 ±3,4

7,2 ±3,5

0,18

Примечания: Статистический анализ выполнен с помощью расчета критерия Манна-Уитни

Как видно по представленным данным, в целом студентам 1 и 3 курсов, принимавшим участие в исследовании, не свойственны высокие уровни неблагоприятных эмоциональных состояний. По данным табл.1, студенты 1 курса достоверно превосходят студентов 3 курса по такому показателю, как тревожность. Расчет критерия Манна-Уитни подтвердил достоверность этих изменений (р≤0,01 и р≤0,001 соответственно). Состояние тревожности в большей степени выражено у старшекурсников, различия по данному параметру являются достоверными (р≤0,05).

Различие в уровнях агрессии, фрустрации и ригидности является недостоверным. Отсутствие достоверных различий по данным показателям свидетельствует в пользу того, что более выраженное неблагополучие эмоциональной сферы первокурсников (по сравнению с выпускниками) связано именно с повышением тревоги. Беспокойство по поводу выпускных экзаменов не вызывает агрессии и ригидности. Этот стресс не связан также с лишением значимых объектов – отсюда и неизменный уровень фрустрации.

Исследование социально-психологической адаптации было продолжено по методике Роджерса-Даймонда.

Таблица 2 – Распределение высоких показателей по шкалам теста Роджерса-Даймонда у студентов 1 и 3 курсов

Показатель Студенты 1 курса

 

Студенты 3 курса
Адаптивность 25,9±12,20 54,9±22,70
Приятие себя 33,8±9,9 64,5±17,6
Приятие других 42,9±8,7 58,3±17,0
Эмоциональный комфорт 25,0±9,0 45,2±16,8
Внутренний контроль 44,9±8,20 67,5±10,30
Уход от проблем 61,5±10,20 35,9±9,8

Анализ результатов методики Роджерса-Даймонда позволил сделать вывод о том, что первокурсники в большей степени, чем выпускники испытывают трудности в социальных контактах. В частности, были выявлены следующие затруднения: у первокурсников в меньшей степени проявляется адаптивность, принятие себя; принятие других; эмоциональный комфорт. Также в пользу того, что первокурсники менее адаптированы по сравнению со выпускниками говорит то, что они в меньшей степени проявляют внутренний контроль и в большей степени склонны к уходу от проблем. Указанные различия статистически достоверны. Более низкие показатели эмоциональной устойчивости первокурсников связаны со спецификой этапа социализации: юноши и девушки сменили учебное заведение, некоторые сменили место жительства (переезд из села в город и др.).

Таким образом, по итогам исследования были сделаны следующие выводы. Первокурсникам свойственны менее благополучные показатели психоэмоциональных состояний: у них выше показатели тревожности, в большей степени проявляются дезадаптивность, непринятие себя, эмоциональный дискомфорт, уход от проблем.

Следующим шагом стало исследование личностной тревожности подростков.

Таблица 3. Результаты по методике «Шкала самооценки тревожности Спилбергера-Ханина»

Шкалы оценки Группа подростков Низкий уровень тревожности Умеренный уровень тревожности Высокий уровень тревожности
Личностная тревожность 14-15лет – 1 курс 4 чел. 4 чел. 10 чел.
16-17 лет – 3 курс 8 чел. 9 чел. 3 чел.
Реактивная тревожность 14-15лет – 1 курс 3 чел. 5 чел. 10 чел.
16-17 лет- 3 курс 4 чел. 13 чел. 3 чел.

Результаты выявили: высокие показатели личностной и реактивной тревожности; средние результаты по шкалам равны: личностная тревожность.

Следует обратить внимание не только на лиц, имеющих высокий и очень высокий уровни тревожности, но и на субъектов, отличающихся чрезмерным спокойствием (то есть на тех, у кого очень низкий уровень тревожности). Подобная нечувствительность к неблагополучию носит, как правило, защитный характер и препятствует полноценному формированию личности. При этом следует иметь в виду, что ответы испытуемых во многом зависят от желания давать искренние ответы, от доверия к экспериментатору.

Методика САН направлена на выявление общего эмоционального фона у подростка и в ходе исследования получены следующие результаты, которые представлены в таблице 4.

Таблица 4. Оценка уровня эмоционального развития

Оценка уровня эмоционального развития

Группы подростков

14-15 лет 16-17 лет
Благоприятный эмоциональный фон (высокий уровень) 5 (27,8%) 6 (30 %)
Средний уровень 11 (61% ) 13 (65%)
Низкий уровень 2 (11, 2%) 1 (5%)

Необходимо отметить, что данная методика САН является ситуативной и используется для исследования эмоциональной сферы в настоящий момент. Для более глубокого исследования был проведен тест Кеттелла. Подростки старшей группы более выдержаны, эмоционально зрелы и оптимистично настроены. Также отмечены проявления постоянства интересов.

Исходя из полученных данных можно обозначить отличительные особенности исследуемых подростков. Итак, подростки старшего возраста беззаботные, импульсивные, разговорчивые, весёлые, радостные, живые, готовые реагировать, проявлять чувства. В данной группе выявленные показатели свидетельствуют об открытости, спокойствии, дружелюбии, спокойствии, ориентированность на социальное одобрение. В отличие от более старших ребят, подростки 14-15 лет проявляют сильную открытость ко всем людям, инфантильность в поведении, некоторую детскость. Кроме того, первокурсники более покорные, легко выводятся из равновесия авторитетом руководителя, повышенная тревожность (может быть ситуативной). В ходе исследования также выяснилось, что подростки младшей группы более склонны к частой смене настроения, переменчивости интересов, быстрой утомляемости, раздражительности.

Следующим шагом исследования стало установление корреляционных взаимосвязей между показателями эмоциональной сферы и личностными особенностями.

Таблица 5. Показатели корреляционной взаимосвязи

Параметры Опросник Кеттелла (общий балл) 1 курс Шкала Спилбергера-Ханина 1 курс Опросник Кеттелла (общий балл) 3 курс Шкала Спилбергера-Ханина 3 курс
Тревожность 0,634(**) -0,396(**) -0,319(**) 0,380(**)
Агрессивность 0,009 -0,360(**) -0,287(**) 0,058
Фрустрация 0,575(**) -0,362(**) -0,378(**) 0,040
Ригидность -0,262(*) 0,276(*) 0,481(**) -0,428(**)
Адаптивность -0,345 (*) 0,400(**) 0,428(**) -0,458(**)
Эмоциональный комфорт -0,305(*) 0,330(*) 0,324(*) -0,049
Принятие себя -0,335(*) 0,309(*) 0,303(**) -0,647(**)
Принятие других -0,580 (**) -0,012 0,019 -0,002
Доминирование 0,061 0,223(*) 0,238(*) -0,370 (**)
Внутренний контроль -0,582 (**) 0,482(**) 0,333(**) -0,522(**)
Уход от проблем 0,382 (*) -0,445(**) -0,313(**) 0,541(**)

Полученные взаимосвязи между показателями объясняются тем, что подростки с устойчивым личностным профилем испытывают меньше затруднений в эмоциональной сфере. Подростки старшего возраста с более высокой самооценкой обладают большей личностной зрелостью, устойчивостью эмоционально-волевой сферы.

Подростки неуверенные в себе, тревожные проявляют меньше способности к волевым усилиям. Им свойственно перекладывать ответственность за свое поведение на другого, этим и определяется прямая взаимосвязь тревожности и внешней мотивации. Ригидные и склонные к доминированию лица, напротив, мало склонны изменять свою точку зрения под влиянием мнения окружающих, отсюда и обратная взаимосвязь ригидности, доминирования и внешней мотивации. Подростки, у которых высоко выражено стремление к уходу от проблем, также затрудняются брать на себя ответственность за проявления в своем поведении, что и приводит к снижению у них внешней мотивации.


Библиографический список
  1. Акименко А.К. Стратегии адаптивного поведения студенческой молодежи и их характеристика. Известия Саратовского университета. Новая серия. Акмеология образования. Психология развития. 2014. Т. 1. С. 63-74.
  2. Вагапова А.Р. Экопсихологические характеристики процесса адаптации студентов первого курса к образовательной среде вуза. Известия Саратовского университета. Новая серия. Акмеология образования. Психология развития. 2011. Т. 4. № 2. С. 37-41.
  3. Кленова М.А. Социально-психологическая адаптация молодежи и склонность к риску. Известия Саратовского университета. Новая серия. Серия: Философия. Психология. Педагогика. 2010. Т. 10. № 3. С. 79-82.


Все статьи автора «Кленова Милена Александровна»


© Если вы обнаружили нарушение авторских или смежных прав, пожалуйста, незамедлительно сообщите нам об этом по электронной почте или через форму обратной связи.

Связь с автором (комментарии/рецензии к статье)

Оставить комментарий

Вы должны авторизоваться, чтобы оставить комментарий.

Если Вы еще не зарегистрированы на сайте, то Вам необходимо зарегистрироваться:
  • Регистрация