УДК 37.022

ПОДХОДЫ К РЕЛИГИОЗНОЙ ТОЛЕРАНТНОСТИ В КЛАССЕ КАК ФАКТОРУ РАЗВИТИЯ СОЦИАЛЬНОГО ДОВЕРИЯ И СОГЛАСИЯ

Горбачева Татьяна Михайловна
Евроазиатская богословская семинария
кандидат психологических наук, ведущий научный сотрудник

Аннотация
Развитие толерантно ориентированного образования обусловлено усложнением социального устройства общества, нарастанием напряженности в межнациональных и межрелигиозных отношениях. Система образования позволяет формировать отношения уважения и толерантности учащихся по отношению к разным вероисповеданиям. Данная статья подчеркивает, что толерантность в классе начинается с позиции учителя. Атмосфера принятия, диалога и сотрудничества в дальнейшем может быть выражена в социальном доверии и согласии.

Ключевые слова: атмосфера в классе, диалог мировоззрений, духовно-нравственное развитие, межрелигиозный диалог, социальное доверие и согласие, толерантно-ориентированное обучение, толерантность


APPROACH TO THE OF RELIGIOUS TOLERANCE IN CLASS AS FACTOR OF SOCIAL TRUST AND COHESION DEVELOPMENT

Gorbacheva Tatiana Mikhailovna
Eurasian Theological Seminary
Ph.D. in Psychology, leading researcher

Abstract
Development of tolerant oriented education is caused by growth of social complexity, escalation of national and religious tensions. Educational system gives an opportunity to form the attitude of respect and tolerance toward different religions. The article emphasizes that tolerance in class starts with the teacher. The atmosphere of acceptance, dialogue and cooperation has a potential to be further expressed in social trust and cohesion.

Keywords: dialogue of religions, moral development, social trust and cohesion, tolerance, tolerance – oriented education, worldview dialogue


Рубрика: Педагогика

Библиографическая ссылка на статью:
Горбачева Т.М. Подходы к религиозной толерантности в классе как фактору развития социального доверия и согласия // Психология, социология и педагогика. 2016. № 9 [Электронный ресурс]. URL: https://psychology.snauka.ru/2016/09/7135 (дата обращения: 27.10.2023).

Исследование выполнено при финансовой поддержке РГНФ (проект № 16-06-00282-а).

Развитие информационных технологий сделали практически безграничным общение людей различного происхождения, рас, народностей, религий и культур. Открывшиеся возможности обострили проблему смысла и способов безконфликтного взаимодействия, диалога и взаимопонимания культур. Обращение к идеям толерантности, как  принципа отношения к иным ценностям, смыслам, установкам, другому образу жизни дает возможности взаимодействие в условиях многонационального и поликонфессионального общества. Толерантность представляет собой проблему межсубъектного взаимодействия, и на международном и на межличностном уровне.  [1, c.1]

Реализация принципов толерантности в системе образования становится особенно важной в связи с обострением международных и межнациональных конфликтов, усилением деятельности экстремистских организаций. Деятельность образовательных организаций ориентируется на создание новых путей развития толерантности, развития диалогичного взаимодействия между представителями различных народов и стран, развивающее социальное доверие и согласие [2, c. 1]. Введение  в 2012 новой  предметной области ОРКСЭ в школьную программу создал условия для формирования толерантно ориентированного образования [3, c. 13].

Ключевая роль в развитии социального доверии и согласия, формирование толерантного отношения у детей, принадлежит родителям и учителям [4, 20]. Воспитание толерантности как части духовно-нравственного формирования не заучивается, а передается от одного человека к другому. Старшие показывают своим примером существующие пути преодоления различий и конфликтов между людьми.[5, 37 ] Принимая во внимание тот факт, что в большинстве своем и родители и учителя получали образование и воспитание в условиях не приемлющей инакомыслие системы, чрезвычайно важно осознанно изменять авторитарные психологические установки участников образовательного и воспитательного процесса. Знакомство с различными мировоззренческими системами, понимание принципов уважения и взаимозависимости людей разных культур в современном обществе, и, главное, желание подготовить учащихся к жизни в ином, более быстром и сложном мире поможет сформировать отношение толерантности у подрастающего поколения россиян, социальное доверие и согласие.

Мировоззренческая позиция учителя и опыт его жизни оказывает непосредственное влияние на то, каким образом ведется педагогическая деятельность и строится общение с другими людьми, в том числе и с учениками. Формат общения учителя формирует у ребенка психологическую установку о его правах и обязанностях, и о том, каким образом возможно проявлять себя по отношению к учителю и сверстникам.

Позиция педагога «вышестоящего» над учениками помогает сохранять дисциплину большого количества участников образовательного процесса, но не предполагает развитие навыков эффективного взаимодействия учеников без давления сверху. А именно этот навык потребуется во взрослой жизни. Умение конструктивного взаимодействия по серьезным и деловым вопросам может быть моделируемо в школьном образовательном пространстве. Ведущая роль в этом процессе принадлежит учителю, который своим отношением формирует соответствующую психологическую установку учащихся.

Толерантность включает в себя следующие психологические характеристики:

-         адекватность самооценки;

-         уважение к людям, даже если они отличаются;

-         умение общаться на равных;

-         умение «извлекать драгоценное из ничтожного»

-         умение видеть возможности развития.

Для того, чтобы лучше понимать людей с другими убеждениями необходимо, прежде всего, стать открытым по отношению к ним. Несколько практических рекомендаций помогут преодолеть отчужденность по отношению к иным людям, традициям и убеждениям. [6]

  1. Различие во мнениях является естественной человеческой чертой, выражающей стремление человека приспособиться к разнообразным обстоятельствам и окружению. Редко кто из людей согласен с вами на сто процентов, поэтому принятие и понимание различий – ключ к толерантности.
  2. Религиозные взгляды людей различны: некоторые люди верят в одного Бога (монотеизм), а другие верят в множество богов (политеизм) или не верят в Бога вообще (атеизм); и все эти взгляды имеют одинаковое право на существование.  Без конкретного подтверждения или аргументации вашей позиции, высказывание другому, что его вера неправильна, является просто напрасной тратой времени. Поймите, что таким образом веру нельзя изменить – человек воспринимает ваше высказывание как оскорбление. Имеет смысл только задавать вопросы, слушать, объяснять и аргументировать свою позицию.
  3. Изучение других религий помогает воспринимать представителей иной религиозной культуры. Любая детская книга по мировым религиям может дать первоначальное представление о разнообразии верований, но в дальнейшем необходимо и более углубленное изучение тех религий, которые наиболее распространенны, ведь образование – путь к толерантности.
  4. Разговоры о вере человека с позиций терпимости и открытости не подразумевает, согласия с его вероисповеданием как истинным. Вопросы помогут расширить кругозор и наладить отношения с собеседником. Напротив, высказывания по отношению к другим верованиям как «неправильным, плохим, неверным» бесполезно, разрушают отношения.
  5. Смысл или история, которая лежит в основе религиозных праздников помогает заниматься просвещением и повышать толерантность среди своего круга общения: на работе, в семье или среди друзей. Большинство случаев нетерпимости исходят от необразованности или недостатка знания.
  6. Рассказы представителей другой веры о своих убеждениях дают возможность узнать о религии «из первых уст». Книги и интернет дают еще больше возможностей поиска мыслей и выражения веры  на личном уровне и позволяют задавать вопросы.
  7. Наблюдение за богослужениями и ритуалами других религий позволяет помочь понять и уважать их, и распространять уважение среди других. Это также помогает развивать толерантность и межрелигиозный диалог.

Практические шаги по созданию толерантной атмосферы в классе включают проведение дискуссий и диспутов по разной тематике, в том числе и в рамках изучения ОРКСЭ, интерактивные занятия и классные часы, тематические экскурсии по местам богослужений различных религий. Расширение знаний о различных вероисповеданиях и религиозных культурах способствует принятию и  уважению к другим, способность взаимодействия с ними через диалог, формирует социальное доверие и согласие. Развитие толерантности в условиях современного поликонфессионального и многонациональной структуры общества становится непременным условием выживания и развития современной цивилизации. [7, c. 46]


Библиографический список
  1. Головатая Л.В. Толерантность как проблема философии образования. Дисс. канд. филос.наук. 09.00.13. защищена 13.06.2006  – Ставрополь, 2006 – 179 с.
  2. Касьянова Е. И. Социально-философские основания толерантности: авт. дисс… д.ф.н. – Улан-Удэ: Читинский ун-т, 2009 – 338 c.
  3. Шапошникова Т.Д. Основы религиозных культур и светской этики в контексте духовно-нравственного образования. Начальная школа. 2010. № 9. С. 13 - 17
  4. Антонова Д.О., Шапошникова Т.Д. Перспективы развития российской образования в рамках общемировых образовательных тенденций. Вестник Университета Российской академии образования. 2007. № 4. С. 20-24.
  5. Горбачева Т.М. Психологическая подготовка будущего педагога к духовно-нравственному воспитанию учащихся. Дисс. канд. психол.наук. 09.00.07. защищена 13.06.2008  – Нижний Новгород, 2008 – 234 с.
  6. Rowing, Chris. Pros and Cons of Having Religion in Public School. [электронный ресурс] 1999-2016. URL http://www.ehow.com/how_2122876_practice-religious-tolerance.htm (дата обращения 20.08.2016)
  7. Религиозная толерантность. Историческое и политическое измерения / Составление и общая редакция А.А. Красикова и Е.С. Токаревой. – М.: Московское бюро по правам человека, “Academia”, 2006. – 328 с.

 



Все статьи автора «Горбачева Татьяна Михайловна»


© Если вы обнаружили нарушение авторских или смежных прав, пожалуйста, незамедлительно сообщите нам об этом по электронной почте или через форму обратной связи.

Связь с автором (комментарии/рецензии к статье)

Оставить комментарий

Вы должны авторизоваться, чтобы оставить комментарий.

Если Вы еще не зарегистрированы на сайте, то Вам необходимо зарегистрироваться: