Каждый день мы общаемся с представителями различных национальностей, культур, вступая на одну из самых сложных и деликатных граней отношений между людьми – межнациональное общение.
Проблема межнационального общения, вопросы культуры национальностей, изучение особенностей конкретных этносов, толерантности в межнациональных отношениях всегда была и будет актуальной и значимой.
В психологической литературе содержание «толерантности» и ее критериев обсуждается достаточно широко. Определение понятия «толерантность» встречается в ряде психологических и медицинских словарей. В переводе с латинского оно означает «терпение». Среди опубликованных определений много достаточно противоречивых. Так как термин «толерантность» имеет свои корни в медицинской науке, то наиболее часто можно встретить следующее определение толерантности, как отсутствие или ослабление реагирования на какой-либо неблагоприятный фактор в результате снижения чувствительности к его воздействию.
Анализируя разные прочтения, можно сказать, что толерантность – такая психологическая установка, которая основана на уважительном восприятии чужой этнической, религиозной самобытности других культур, это терпимость, уважительная и осознанная.
В повседневной жизни толерантность проявляется в принятии другого человека таким, каков он есть, уважении другой точки зрения, сдержанности к тому, чего не разделяешь; в понимании и принятии традиций, ценностей и культуры представителей другой национальности.
Студенческая среда – одна из наиболее часто встречающихся территорий межэтнических контактов. Молодежь практически из всех регионов России, стран ближнего и дальнего зарубежья приезжает учиться в города, крупные населенные пункты. Во всех высших и средних профессиональных образовательных учреждениях встречаются и вступают в контакт представители самых разнообразных этнических групп. Именно в результате этих контактов у многих студентов закрепляются стереотипы межэтнического поведения, которые они пронесут через всю жизнь, будут прививать их младшему поколению.
В настоящее время в России бок о бок живут более 100 народов. Отношения между ними проявляются по-разному. Мы знаем, что и сегодня, в 21 веке, идут войны, распри, террор. Пример тому – война на Донбассе, которую считают межэтническим конфликтом русских жителей Украины предки, которых жили на этих землях уже не одно столетие и украинских националистов, выступающих за интересы компаний стран США и НАТО. Следственным комитетом РФ возбуждено уголовное дело «О геноциде русскоязычного населения на Юго-Востоке Украины».
Но даже во время таких страшных событий люди проявляют толерантность друг к другу, известно множество случаев, когда жители городов и деревень оставались без крыши над головой, но люди других национальностей делились своим кровом с ними, спасали и укрывали попавших в беду людей. Очень часто люди находят свое отечество не в той стране, где родились, а там, где прижились: в Закарпатье можно встретить названия улиц на венгерском, но они всегда рады туристам и называют себя украинскими венграми. Крымские татары, с которыми у Украины всегда были очень непростые отношения, называют Украину своей родиной, и все нормально воспринимают татар-журналистов или артистов…
В мирное время также каждый день перед человеком возникают ситуации, в которых возникает выбор, проявить терпимость по отношению к другому человеку или нет. Я считаю, что если в каждом из нас будет больше толерантности, тогда в обществе будет порядок, не будет насилия, жизнь станет лучше. Мы убеждены, что это зависит от нашего поведения, которое можно исправить, изменить принципы и ценности.
На Дальнем Востоке, в г.Николаевске на Амуре, где мы живем, всегда проживало много национальностей. Добыча и обработка рыбного сырья, леса, строительство и ремонт судовых машин и другие объекты занятости требуют наличия высококлассных узких специалистов, которые приезжают работать, привозят семьи и многие остаются, полюбив наш край.
Сегодня в промышленно-гуманитарном техникуме г. Николаевск–на-Амуре обучаются представители таких национальностей, как русские, украинцы, татары, армяне и представители народов Севера: нивхи, нанайцы, эвены, эвенки, ульчи, негидальцы, якуты, орочи. В течение учебного года в нашем техникуме регулярно проводятся мероприятия, в которых воспитывается высокая культура, гуманность обучающихся к другим людям.
С целью выявления уровня развития толерантности в студенческой среде, нами был проведен опрос обучающихся 1-2 курсов техникума.
На вопрос: «Как Вы оцениваете межнациональные отношения в техникуме?» 53,7% студентов ответили, что отношения спокойные, 39,1% – внешне спокойные, но напряжение существует и 7,2 % - напряженные.
Результаты изучения мнения студентов говорят о том, что проблема межнациональных отношений в нашем техникуме существует.
На вопрос: «Каковы причины неприязни между обучающимися разных национальностей?» мы получили следующие ответы:
1) Люди думают, что они лучше других, поэтому ведут себя неуважительно по отношению к представителям других наций;
2) Мало общаются с представителями других национальностей;
3) Нежелание воспринимать представителей других национальностей;
4) Мало проводится бесед по толерантности в школе, в техникуме;
5) Не знают и не ценят культуру других народов;
6) Люди не воспитаны;
7) Люди не знают культуру других народов;
8) На отношения влияют СМИ и общество в целом.
Анализ ответов респондентов означает, что национальная рознь коренится в бескультурье людей, низком уровне их воспитанности. Порой любое слово вызывает агрессивную реакцию. Поэтому воспитание толерантности является важнейшим элементом и условием формирования культуры межнационального общения в молодежной среде.
В декабре 2015 года обучающиеся 1-2-х курсов участвовали в тренинговом занятии «Солнце светит всем одинаково», цель которого состояла в выявлении уровня толерантности групп обучающихся. Результаты тренинга показали, что в целом все юноши и девушки способны к сопереживанию, терпению, доверчивы, готовы к взаимовыручке, оказанию протянуть руку помощи.
В проведенном тестировании «Проявляешь ли ты толерантность?», сопровождаемым видеороликом, ребята высказали свое мнение, что не все в нашем обществе терпимы к людям других национальностей, призывали всех быть культурными и благородными. В ходе занятия команды нарисовали эмблему толерантности, где проявили свою фантазию, раскрыли свои способности, чувства, эмоции.
Какие же пути решения проблемы межнациональных отношений?
В первую очередь – учиться слушать и понимать других; а также, проводить беседы, конкурсы, знакомить на уроках и внеурочное время с культурой других народов.
Следует учитывать, что вся система учебно-воспитательной работы, все педагогические средства влияют на формирование этой культуры. В то же время необходимо предусмотреть специальную целенаправленную работу по воспитанию культуры межнационального общения.
Процесс этот представляет большую педагогическую сложность и сопряжен с немалыми практическими трудностями. Его составными элементами выступают следующие: возбуждение у обучающихся глубоких эмоциональных переживаний в системе учебно-воспитательной деятельности по овладению идеями культуры межнациональных отношений, умелое использование положительных примеров и включение студентов в разнообразные формы воспитательной работы, которая способствует углубленному осмыслению рассматриваемых вопросов.
В вопросе о воспитании в молодежи толерантности чрезвычайно важно наличие компонентов кросс-культурности. Кросс – культурность – это знания и представления об иных культурных традициях и других народах, особенно живущих рядом. Ежегодно промышленно – гуманитарный техникум г.Николаевска на Амуре проводит мероприятия, в которых студенты, школьники и педагоги узнают новое о традициях народов Севера Дальнего Востока, принимают участие в практических конференциях. Так, 1 марта 2016 г. завершилась декада «Язык, знания, культура» предметно-цикловой комиссии специальностей гуманитарного профиля. Этот день был посвящен родному языку и национальной культуре народов Приамурья. Начался он со студенческой научно-практической конференции на тему ««Этнокультурный аспект образования в условиях внедрения ФГОС СПО». Руководитель конференции преподаватель С.В. Попова во вступительном слове подчеркнула актуальность этнокультурного образования в современных условиях.
Студенты 2-3 курсов специальностей «дошкольное образование» и «преподавание в начальных классах» представили доклады-результаты исследовательских работ по материальной и духовной культуре народов Приамурья. Участники конференции внимательно прослушали доклады и с интересом просмотрели представленные к ним мультимедийные презентации. Практическая часть конференции была наглядно показана в открытых интегрированных занятиях по темам: «Еда» и «Традиционная одежда и декоративно-прикладное искусство народов Приамурья». Преподаватели Е.А. Полупанова (иностранный язык), О.П. Блинова (химия и естествознание), Е.Б. Син (изобразительная деятельность) и М.Г. Тэмина (иностранный язык), используя технологии интегрированного обучения, в рамках своих занятий реализовали изучение этнокультурныхобразовательных тем. Студенты группы ПНКо-33-С представили мультимедийные презентации о национальной кухне нивхов, создали буклеты с рецептами национальных блюд. На занятии о традиционной одежде и декоративно-прикладном искусстве обучающиеся создавали орнамент на бумажных шаблонах различных предметов одежды (халат, рукавицы, торбаса).
После обеденного перерыва в спортивном зале состоялись соревнования по национальным видам спорта «Северные старты». Под руководством преподавателя физкультуры Г.П. Пчельникова команды: «Амурские тигры» и «Медведи» состязались в прыжках через нарты, стрельбе из лука, «охотились на оленей и нерп», метали тынзей на хорей и т.д. Победителем стала команда «Амурские тигры», капитан А. Богданов. Среди болельщиков были студенты группы «ДОо-42-С», которые выразили свое впечатление о мероприятии: «От соревнований «Северные старты» мы получили много положительных эмоций. Большое спасибо организаторам этих соревнований и самим участникам».
Заключительным мероприятием этого дня стал концерт «Родина моя-Приамурье». В сценарии, составленном преподавателем музыки В.И. Новиковой, гармонично сочетались песни на родном языке, стихи о родном крае, танцы и сказки народов Севера. Зрители с большим интересом смотрели выступления студентов. Вот мнение одного из зрителей: «Я узнала много интересного об искусстве народов Приамурья. Особенно я была очарована их необычными танцами. Еще мне было интересно смотреть инсценировки сказок народов Севера».
В ноябре в техникуме состоялся праздник национальной культуры «Фестиваль дружбы», который организован Центром КМНС техникума (руководитель Тэмина М.Г.). В программу первого дня входил смотр-конкурс презентаций о декоративно-прикладном искусстве народов Севера. В нем приняли участие группы специальностей «Преподавание в начальных классах», «Электромонтаж и наладка электрооборудования», «Программирование в компьютерных системах». На зрителей и членов жюри произвели впечатления изделия из кожи, меха, бересты. Большой интерес вызвали технология обработки материалов и орнаментация изделий. На второй день обучающиеся специальностей «Дошкольное образование» и «Бухгалтерский учет» представили инсценированные сказки народов Севера. В постановках группы использовали национальные костюмы, музыку, язык, шумовые эффекты, чтобы ярче выразить смысл сказок, отразить жизнь народов в прошлом. Зрители и члены жюри получили истинное удовольствие от просмотра этих сказок, увидели их своеобразие и оригинальность. Члены жюри по достоинству оценили выступление каждой из групп и отметили победителей смотра-конкурса инсценированной сказки народов Севера. Студентка группы ПНКо-33-С Грицеко В. так выразила свои впечатления: «Инсценирование сказок народов Севера восхитило меня, я считаю, что такие мероприятия должны проводиться. Народы Приамурья должны знать и уважать свое прошлое. Кроме того, через сказки нам открылось другое мировосприятие народов Севера, их представления о жизни и устройстве мира».
Такие мероприятия прививают любовь к родной земле, воспитывают толерантность, развивают физические качества.
Одним из направлений в решении проблем воспитания культуры межэтнического общения, я считаю, может стать такая дисциплина, как родной язык и родная литература. Именно эта дисциплина способна ярко продемонстрировать и объяснить специфику отличий, лежащих в области межнациональных различий. Показ неповторимой сущности самых разнообразных культур и демонстрация того, что носители этих культур не могут думать и чувствовать абсолютно одинаково, могут во многом способствовать повышению межэтнической терпимости (толерантности). При этом особое внимание необходимо уделять не только теоретической подготовке, но и практическим контактам между представителями различных культур, как на межгосударственном уровне, так и внутри страны, где межэтнические различия оказываются зачастую даже более яркими.
В КГБ ПОУ НПГТ, где я обучаюсь, разработана и осуществляется Программа реализации проекта инновационной деятельности на 2015 – 2017 годы, Краевой инновационный комплекс - многоязычный портал “Киберпространство родного языка”. В рамках данной программы организована работа виртуального и реального музеев техникума, осуществляется межрегиональное сотрудничество образовательных организаций по вопросам воспитания у подрастающего поколения культуры, толерантности к коренным малочисленным народам Севера, среди которых и на территории которых мы живем. В рамках данной программы запланированы и проводятся многочисленные мероприятия, в которых национальное сознание студентов техникума проходит качественное обновление, а значит, выпускники совсем скоро понесут свое сознание на предприятия края, в образовательные организации и, хочется думать, уважительные, добрые отношения будут продолжать развиваться в нашей малой Родине.
При организации работы по воспитанию культуры межнационального общения преподавателям техникума необходимо знать и учитывать индивидуальные особенности каждого обучающегося, особенности воспитания в семье, национальный состав группы, проблемы в отношениях между молодыми людьми и причины их возникновения. И наши кураторы, мастера производственного обучения становятся одними из главных людей в жизни студентов, принимая на свою ответственность обязательство воспитать в своих воспитанниках воспитанных граждан страны.
Мы считаем, что задача воспитания толерантности в отношениях национальностей должна стоять и решаться на всех уровнях государства, но особенное внимание нужно уделять тем организациям, которые оказывают непосредственное воздействие на формирование развивающейся личности – детским садам, школам, техникумам и колледжам, университетам и институтам. Потому что, как бы не менялись обстоятельства жизни, детство и юность у многих ассоциируется с чем-то хорошим и воспитанные в период взросления идеалы и привычки всегда остаются внутри человека навсегда.
Библиографический список
- Аксентьев В.А. Этнические проблемы современной России: социально-философский аспект анализа. Москва 2014.
- Взяткин Б.А., Холонец В.Ю. Этническое самосознание как фактор развития индивидуальности// Психологический журнал, 1996. Т. 17. № 5.
- Гасанов Н.Н. О культуре межнационального общения//Социально-политический журнал. 1997. № 3. С. 233; Он же. Особенности формирования культуры межнационального общения в многонациональном регионе// Педагогика. 1994. № 5.
- Хотинец В.Ю. Этническое самосознание. СПб, 2012.