УДК 37.061

ОСОБЕННОСТИ ВОСПИТАНИЯ ТОЛЕРАНТНОСТИ В МЕЖНАЦИОНАЛЬНЫХ ОТНОШЕНИЯХ В УСЛОВИЯХ КГБ ПОУ НПГТ

Соловьёв Никита Иванович
Николаевский-на-Амуре промышленно-гуманитарный техникум

Аннотация
В данной статье рассматривается проблема межнационального общения, вопросы культуры национальностей, изучение особенностей конкретных этносов, толерантности в межнациональных отношениях в студенческой среде. Система учебно-воспитательной работы техникума по воспитанию культуры межнационального общения.

Ключевые слова: КМНС, НПГТ, толерантность, этнокультурное воспитание, этнос


FEATURES OF EDUCATION OF TOLERANCE IN INTERNATIONAL RELATIONS IN TERMS OF THE KGB POU NPGT

Solovyov Nikita Ivanovich
Nikolaevsk-on-Amur, industrial and humanities College

Abstract
This article deals with the problem of international communication, nationalities, cultural issues, study the characteristics of specific ethnic groups, tolerance in international relations among students. The system of educational work on the college education of culture of international dialogue.

Рубрика: Педагогика

Библиографическая ссылка на статью:
Соловьёв Н.И. Особенности воспитания толерантности в межнациональных отношениях в условиях КГБ ПОУ НПГТ // Психология, социология и педагогика. 2016. № 10 [Электронный ресурс]. URL: http://psychology.snauka.ru/2016/10/7165 (дата обращения: 19.11.2016).

Каждый день мы общаемся с представителями различных национальностей, культур, вступая на одну из самых сложных и деликатных граней отношений между людьми – межнациональное общение.

Проблема межнационального общения, вопросы культуры национальностей, изучение особенностей конкретных этносов, толерантности в межнациональных отношениях всегда была и будет актуальной и значимой.

2 (1) 13 1 3 5 4 2

В психологической литературе содержание «толерантности» и ее критериев обсуждается достаточно широко. Определение понятия «толерантность» встречается в ряде психологических и медицинских словарей. В переводе с латинского оно означает «терпение». Среди опубликованных определений много достаточно противоречивых. Так как термин «толерантность» имеет свои корни в медицинской науке, то наиболее часто можно встретить следующее определение толерантности, как отсутствие или ослабление реагирования на какой-либо неблагоприятный фактор в результате снижения чувствительности к его воздействию.

 Анализируя разные прочтения, можно сказать, что толерантность – такая психологическая установка, которая основана на уважительном восприятии чужой этнической, религиозной самобытности других культур, это терпимость, уважительная и осознанная.

В повседневной жизни толерантность проявляется в принятии другого человека таким, каков он есть, уважении другой точки зрения, сдержанности к тому, чего не разделяешь; в понимании и принятии традиций, ценностей и культуры представителей другой национальности.

Студенческая среда – одна из наиболее часто встречающихся территорий межэтнических контактов. Молодежь практически из всех регионов России, стран ближнего и дальнего зарубежья приезжает учиться в города, крупные населенные пункты. Во всех высших и средних профессиональных образовательных учреждениях встречаются и вступают в контакт представители самых разнообразных этнических групп. Именно в результате этих контактов у многих студентов закрепляются стереотипы межэтнического поведения, которые они пронесут через всю жизнь, будут прививать их младшему поколению.

В настоящее время в России бок о бок живут более 100 народов. Отношения между ними проявляются по-разному. Мы знаем, что и сегодня, в 21 веке, идут войны, распри, террор. Пример тому – война на Донбассе, которую считают межэтническим конфликтом русских жителей Украины предки, которых жили на этих землях уже не одно столетие и украинских националистов, выступающих за интересы компаний стран США и НАТО. Следственным комитетом РФ возбуждено уголовное дело «О геноциде русскоязычного населения на Юго-Востоке Украины».

Но даже во время таких страшных событий люди проявляют толерантность друг к другу, известно множество случаев, когда жители городов и деревень оставались без крыши над головой, но люди других национальностей делились своим кровом с ними, спасали и укрывали попавших в беду людей. Очень часто люди находят свое отечество не в той стране, где родились, а там, где прижились: в Закарпатье можно встретить названия улиц на венгерском, но они всегда рады туристам и называют себя украинскими венграми. Крымские татары, с которыми у Украины всегда были очень непростые отношения, называют Украину своей родиной, и все нормально воспринимают татар-журналистов или артистов…

В мирное время также каждый день перед человеком возникают ситуации, в которых возникает выбор, проявить терпимость по отношению к другому человеку или нет. Я считаю, что если в каждом из нас будет больше толерантности, тогда в обществе будет порядок, не будет насилия, жизнь станет лучше. Мы убеждены, что это зависит от нашего поведения, которое можно исправить, изменить принципы и ценности.

На Дальнем Востоке, в г.Николаевске на Амуре, где мы живем, всегда проживало много национальностей. Добыча и обработка рыбного сырья, леса, строительство и ремонт судовых машин и другие объекты занятости требуют наличия высококлассных узких специалистов, которые приезжают работать, привозят семьи и многие остаются, полюбив наш край.

Сегодня в промышленно-гуманитарном техникуме г. Николаевск–на-Амуре обучаются представители таких национальностей, как русские, украинцы, татары, армяне и представители народов Севера: нивхи, нанайцы, эвены, эвенки, ульчи, негидальцы, якуты, орочи. В течение учебного года в нашем техникуме регулярно проводятся мероприятия, в которых воспитывается высокая культура, гуманность обучающихся к другим людям.

С целью выявления уровня развития толерантности в студенческой среде, нами был проведен опрос обучающихся 1-2 курсов техникума.

На вопрос: «Как Вы оцениваете межнациональные отношения в техникуме?»   53,7% студентов ответили, что отношения спокойные, 39,1% – внешне спокойные, но напряжение существует и   7,2 % -  напряженные.

Результаты изучения мнения студентов говорят о том, что проблема межнациональных отношений в нашем техникуме существует.

На вопрос: «Каковы причины неприязни между обучающимися разных национальностей?» мы получили следующие ответы:

1) Люди думают, что они лучше других, поэтому ведут себя неуважительно по отношению к представителям других наций;

2) Мало общаются с представителями других национальностей;

3) Нежелание воспринимать представителей других национальностей;

4) Мало проводится бесед по толерантности в школе, в техникуме;

5) Не знают и не ценят культуру других народов;

6) Люди не воспитаны;

7) Люди не знают культуру других народов;

8) На отношения влияют СМИ и общество в целом.

 Анализ ответов респондентов означает, что национальная рознь коренится в бескультурье людей, низком уровне их воспитанности. Порой любое слово вызывает агрессивную реакцию.  Поэтому воспитание толерантности является важнейшим элементом и условием формирования культуры межнационального общения в молодежной среде.

В декабре 2015 года обучающиеся 1-2-х курсов участвовали в тренинговом занятии «Солнце светит всем одинаково», цель которого состояла в выявлении уровня толерантности групп обучающихся. Результаты тренинга показали, что в целом все юноши и девушки способны к сопереживанию, терпению, доверчивы, готовы к взаимовыручке, оказанию протянуть руку помощи.

В проведенном тестировании «Проявляешь ли ты толерантность?», сопровождаемым видеороликом, ребята высказали свое мнение, что не все в нашем обществе терпимы к людям других национальностей, призывали всех быть культурными и благородными. В ходе занятия команды нарисовали эмблему толерантности, где проявили свою фантазию, раскрыли свои способности, чувства, эмоции.

Какие же пути решения проблемы межнациональных отношений?

В первую очередь – учиться слушать и понимать других; а также, проводить беседы, конкурсы, знакомить на уроках и внеурочное время с культурой других народов.

Следует учитывать, что вся система учебно-воспитательной работы, все педагогические средства влияют на формирование этой культуры. В то же время необходимо предусмотреть специальную целенаправленную работу по воспитанию культуры межнационального общения.

Процесс этот представляет большую педагогическую сложность и сопряжен с немалыми практическими трудностями. Его составными элементами выступают следующие: возбуждение у обучающихся глубоких эмоциональных переживаний в системе учебно-воспитательной деятельности по овладению идеями культуры межнациональных отношений, умелое использование положительных примеров и включение студентов в разнообразные формы воспитательной работы, которая способствует углубленному осмыслению рассматриваемых вопросов.

В вопросе о воспитании в молодежи толерантности чрезвычайно важно наличие компонентов кросс-культурности. Кросс – культурность – это знания и представления об иных культурных традициях и других народах, особенно живущих рядом. Ежегодно промышленно – гуманитарный техникум г.Николаевска на Амуре проводит мероприятия, в которых студенты, школьники и педагоги узнают новое о традициях народов Севера Дальнего Востока, принимают участие в практических конференциях. Так, 1 марта 2016 г. завершилась декада «Язык, знания, культура» предметно-цикловой комиссии специальностей гуманитарного профиля. Этот день был посвящен родному языку и национальной культуре народов Приамурья. Начался он со студенческой научно-практической конференции на тему ««Этнокультурный аспект образования в условиях внедрения ФГОС СПО». Руководитель конференции преподаватель С.В. Попова во вступительном слове подчеркнула актуальность этнокультурного образования в современных условиях.

Студенты 2-3 курсов специальностей «дошкольное образование» и «преподавание в начальных классах» представили доклады-результаты исследовательских работ по материальной и духовной культуре народов Приамурья. Участники конференции внимательно прослушали доклады и с интересом просмотрели представленные к ним мультимедийные презентации. Практическая часть конференции была наглядно показана в открытых интегрированных занятиях по темам: «Еда» и «Традиционная одежда и декоративно-прикладное искусство народов Приамурья». Преподаватели Е.А. Полупанова (иностранный язык), О.П. Блинова (химия и естествознание), Е.Б. Син (изобразительная деятельность) и М.Г. Тэмина (иностранный язык), используя технологии интегрированного обучения, в рамках своих занятий реализовали изучение этнокультурныхобразовательных тем. Студенты группы ПНКо-33-С представили мультимедийные презентации о национальной кухне нивхов, создали буклеты с рецептами национальных блюд. На занятии о традиционной одежде и декоративно-прикладном искусстве обучающиеся создавали орнамент на бумажных шаблонах различных предметов одежды (халат, рукавицы, торбаса).

После обеденного перерыва в спортивном зале состоялись соревнования по национальным видам спорта «Северные старты». Под руководством преподавателя физкультуры Г.П. Пчельникова команды: «Амурские тигры» и «Медведи» состязались в прыжках через нарты, стрельбе из лука, «охотились на оленей и нерп», метали тынзей на хорей и т.д. Победителем стала команда «Амурские тигры», капитан А. Богданов. Среди болельщиков были студенты группы «ДОо-42-С», которые выразили свое впечатление о мероприятии: «От соревнований «Северные старты» мы получили много положительных эмоций. Большое спасибо организаторам этих соревнований и самим участникам».

Заключительным мероприятием этого дня стал концерт «Родина моя-Приамурье». В сценарии, составленном преподавателем музыки В.И. Новиковой, гармонично сочетались песни на родном языке, стихи о родном крае, танцы и сказки народов Севера. Зрители с большим интересом смотрели выступления студентов. Вот мнение одного из зрителей: «Я узнала много интересного об искусстве народов Приамурья. Особенно я была очарована их необычными танцами. Еще мне было интересно смотреть инсценировки сказок народов Севера».

В ноябре в техникуме состоялся праздник национальной культуры «Фестиваль дружбы», который организован Центром КМНС техникума (руководитель Тэмина М.Г.). В программу первого дня входил смотр-конкурс презентаций о декоративно-прикладном искусстве народов Севера. В нем приняли участие группы специальностей «Преподавание в начальных классах», «Электромонтаж и наладка электрооборудования», «Программирование в компьютерных системах». На зрителей и членов жюри произвели впечатления изделия из кожи, меха, бересты. Большой интерес вызвали технология обработки материалов и орнаментация изделий. На второй день обучающиеся специальностей «Дошкольное образование» и «Бухгалтерский учет» представили инсценированные сказки народов Севера. В постановках группы использовали национальные костюмы, музыку, язык, шумовые эффекты, чтобы ярче выразить смысл сказок, отразить жизнь народов в прошлом. Зрители и члены жюри получили истинное удовольствие от просмотра этих сказок, увидели их своеобразие и оригинальность. Члены жюри по достоинству оценили выступление каждой из групп и отметили победителей смотра-конкурса инсценированной сказки народов Севера. Студентка группы ПНКо-33-С Грицеко В. так выразила свои впечатления: «Инсценирование сказок народов Севера восхитило меня, я считаю, что такие мероприятия должны проводиться. Народы Приамурья должны знать и уважать свое прошлое. Кроме того, через сказки нам открылось другое мировосприятие народов Севера, их представления о жизни и устройстве мира».

Такие мероприятия прививают любовь к родной земле, воспитывают толерантность, развивают физические качества.

Одним из направлений в решении проблем воспитания культуры межэтнического общения, я считаю, может стать такая дисциплина, как родной язык и родная литература.  Именно эта дисциплина способна ярко продемонстрировать и объяснить специфику отличий, лежащих в области межнациональных различий. Показ неповторимой сущности самых разнообразных культур и демонстрация того, что носители этих культур не могут думать и чувствовать абсолютно одинаково, могут во многом способствовать повышению межэтнической терпимости (толерантности). При этом особое внимание необходимо уделять не только теоретической подготовке, но и практическим контактам между представителями различных культур, как на межгосударственном уровне, так и внутри страны, где межэтнические различия оказываются зачастую даже более яркими.

В КГБ ПОУ НПГТ, где я обучаюсь, разработана и осуществляется Программа реализации проекта инновационной деятельности на 2015 – 2017 годы, Краевой инновационный комплекс - многоязычный портал “Киберпространство родного языка”. В рамках данной программы организована работа виртуального и реального музеев техникума, осуществляется межрегиональное сотрудничество образовательных организаций по вопросам воспитания у подрастающего поколения культуры, толерантности к коренным малочисленным народам Севера, среди которых и на территории которых мы живем. В рамках данной программы запланированы и проводятся многочисленные мероприятия, в которых национальное сознание студентов техникума проходит качественное обновление, а значит, выпускники совсем скоро понесут свое сознание на предприятия края, в образовательные организации и, хочется думать, уважительные, добрые отношения будут продолжать развиваться в нашей малой Родине.

При организации работы по воспитанию культуры межнационального общения преподавателям техникума необходимо знать и учитывать индивидуальные особенности каждого обучающегося, особенности воспитания в семье, национальный состав группы, проблемы в отношениях между молодыми людьми и причины их возникновения. И наши кураторы, мастера производственного обучения становятся одними из главных людей в жизни студентов, принимая на свою ответственность обязательство воспитать в своих воспитанниках воспитанных граждан страны.

Мы считаем, что задача воспитания толерантности в отношениях национальностей должна стоять и решаться на всех уровнях государства, но особенное внимание нужно уделять тем организациям, которые оказывают непосредственное воздействие на формирование развивающейся личности – детским садам, школам, техникумам и колледжам, университетам и институтам. Потому что, как бы не менялись обстоятельства жизни, детство и юность у многих ассоциируется с чем-то хорошим и воспитанные в период взросления идеалы и привычки всегда остаются внутри человека навсегда.


Библиографический список
  1. Аксентьев В.А. Этнические проблемы современной России: социально-философский аспект анализа. Москва 2014.
  2. Взяткин Б.А., Холонец В.Ю. Этническое самосознание как фактор развития индивидуальности// Психологический журнал, 1996. Т. 17. № 5.
  3. Гасанов Н.Н. О культуре межнационального общения//Социально-политический журнал.  1997.  № 3.  С. 233; Он же. Особенности формирования культуры межнационального общения в многонациональном регионе// Педагогика.  1994.  № 5.
  4. Хотинец В.Ю. Этническое самосознание. СПб, 2012.


Все статьи автора «Мурзагалиева Ольга Андреевна»


© Если вы обнаружили нарушение авторских или смежных прав, пожалуйста, незамедлительно сообщите нам об этом по электронной почте или через форму обратной связи.

Связь с автором (комментарии/рецензии к статье)

Оставить комментарий

Вы должны авторизоваться, чтобы оставить комментарий.

Если Вы еще не зарегистрированы на сайте, то Вам необходимо зарегистрироваться:
  • Регистрация