УДК 159.922.72

ПОНЯТИЕ “ВНУТРЕННЯЯ ПОЗИЦИЯ ШКОЛЬНИКА” В ПСИХОЛОГИИ

Филиппова Анастасия Эдуардовна
Саратовский национальный исследовательский государственный университет
магистрант

Аннотация
В данной статье рассмотрено понятие внутренней позиции школьника. Анализируется формирование внутренней позиции школьника. Отражены основные подходы ученых к изучению данного вопроса.

Ключевые слова: внутренняя позиция школьника, отношение к школе, потребности, ребенок, учебно-познавательный процесс, школьник


THE CONCEPT OF "INTERNAL POSITION SCHOOLBOY" IN PSYCHOLOGY

Filippova Anastasia Eduardovna
Saratov State University
undergraduate

Abstract
This article discusses some concepts of the internal position of schoolchild. Examines the formation of the inner attitude of the student. The basic approaches of scientists to study this issue.

Рубрика: Психология

Библиографическая ссылка на статью:
Филиппова А.Э. Понятие "Внутренняя позиция школьника" в психологии // Психология, социология и педагогика. 2016. № 10 [Электронный ресурс]. URL: http://psychology.snauka.ru/2016/10/7200 (дата обращения: 20.11.2016).

Изучение внутренней позиции школьника в психологии имеет важное значение для поиска путей повышения мотивации учения школьников [1], формирования позитивного отношения к обучению в школе [2], успешной социализации в современном образовательном и социокультурном пространстве [3].

Внутренняя позиция школьника трактуется как отношение ребенка к занятиям, связанным с выполнением обязанностей ученика, которое обусловливает соответствующее поведение в учебной ситуации [4].

В общем внутренняя позиция как психологическое образование определяет мнение человека относительно определенных обстоятельств его жизнедеятельности, инициируя конкретные переживания как положительного, так и отрицательного характера. Внутренняя позиция школьника выражает облик  учащегося, ход обучения и всего, что связано с обучением, школы как цельного субъекта, сформировавшегося в сознании учащегося, который уже включен в учебную деятельность. Следовательно, по тому, каково отношение школьника к учебным занятиям, можно сказать о позиции школьника как сформированной или же несформированной.

Процессуально развитие внутренней позиции школьника сопряжено с принятием им или же отвержением тех законов и условий, которые были предъявлены к ученику той образовательной средой и его собственным положением как ученика. Промежуток ее формирования как раз и приходится на начальную школу, а главное – на самый первый год обучения. Л.И. Божович писала о том, что изначально ребенок, проецируя на себя правила роли, которая предназначалась ему в игре, исполняет школьные функции, которые ему определены учебным процессом [4]. Ребенок желает быть на уровне требований, предъявляемых ему системой образования, и это желание является более сильным, чем другие. Так называемая «детская произвольность» исчезает к тому времени, когда ребенок адаптируется к позиции школьника. На месте произвольности должен развиться наиболее высокий вид произвольности, который будет отвечать особенностям учебной деятельности как обычного обязательства ученика. Следует заметить, что данная деятельность будет все больше усложняться.

Ребенок, у которого сформирована достаточно позиция школьника, получает положительные переживания от того, что он осознает себя учеником, поэтому игры и все, чем он занимался в дошкольном периоде, становятся менее привлекательными. Школьник начинает осознавать свою новую роль, ему не хочется ее потерять, он гордится тем, что у него появились школьные обязанности, которые на него возложили, становится более ответственным по отношению к своей учебной деятельности. Однако, если же эта позиция не достаточно сформирована или вообще не сформирована, или же потеряла для него особенность, перестала оказывать на него побудительную силу, то для него выполнение тех обязанностей, которые на него возложены, становятся обузой и зачастую тем грузом, который для него неприятен.

Понятие внутренней позиции, которое было введено Л.И. Божович, является самым известным, но также и одним из наименее разработанных понятий в психологии. Прежде всего, для Л.И. Божович это понятие было выведено из трудов Л.С. Выготского. На наш взгляд, данное понятие представляет собой конкретизацию представлений Л.С. Выготского о переживаниях как внутренних инстанциях, опосредующих внешние воздействия [5].

Важной проблемой, которую помогает решить понятие, которое мы изучаем, является проблема единиц анализа личности. Данная проблема впервые была поставлена Л.С. Выготским в его работе «Мышление и речь» [6]. Методологические подходы, представленные в работе Л.С. Выготского, также можно проследить и в исследованиях личности в трудах А.Г. Асмолова, Р.Кеттелла, Г.Айзенка, К.К. Платонова, В.С.Мерлина и др., в дальнейшем более подробно изучались Н.Д. Гордеевой и В.П. Зинченко.

Психологи и педагоги отмечают, что современные дети совершенно не хотят идти в школу, позиция школьника не сформирована.

Перед началом школьного обучения развитие ребенка разворачивается в социальную сторону, то есть ребенку не хватает тех ресурсов, которые он получает от своей семьи. Поэтому он начинает тянуться к более обширному обществ, для того, чтобы быть оцененным и замеченным другими взрослыми, а не только своими родными. Следовательно, у ребенка формируется «Я» социальное.

Социум дает растущему ребенку место, где он проявляет свое стремление и сравнивает себя с другими – в варианте школы, а также при посещении различных кружков, в которых он может себя проявить. Основным условием для прохождения в данную среду и является внутренняя позиция школьника, которая должна быть у него сформирована.

Обобщая все то, о чем говорилось ранее, следует отметить, что внутренняя позиция школьника – это концепция взглядов ребенка на школу и на собственное место в ней. Внутренняя позиция школьника со временем создается у ребенка в старшем дошкольном возрасте. Позиция развивается в сюжетно-ролевых играх в школу, в разговорах о ней с семьей и ближайшим окружением, а также в детских садах с воспитателями и педагогами.

Позиция школьника значит, что учащийся способен думать о себе как «Я – будущий школьник, ученик. Я иду в школу», и эти идеи носят положительный характер. Ребенок относится к поступлению в учебное заведение, к учебе благоприятно, вернее, как естественному движению формирования событий. Он может незначительно беспокоиться, однако, в общем ощущает потребность учения, никак не думает о себе без обучения.

Позиция школьника в наиболее взрослом варианте также определяется как желание ребенка обучаться, следовательно, он имеет надлежащие познавательные мотивы. Ребенок заинтересован в учебе, стремится познать что-то новое для себя. Он не только достигает учебных результатов, но и пребывает «в процессе». Закладываются основные принципы ощущения взрослости, «расцветающее» уже в подростковом возрасте. Позиция школьника – это этап к взрослению, когда ребенок тянется к тому, чтобы стать взрослым. А первый педагог и представляется как одна из тех персон, которые в его понимании символизируют данный мир взрослых.

Таким образом, посредством формирования данной внутренней позиции школьника у детей создаются две общественно важные потребности – познавательная и потребность в общении со старшими. Весьма похоже на ранее детство, где главная потребность концентрируется на эмоционально-деловом общении с семьей. Однако степень трудности школьной работы несравненно больше.

Согласно сведениям научных исследований, сегодняшние первоклассники отличаются от тех детей, которые поступали в учебные заведения в 80-е годы минувшего столетия. Изучение проводилось среди городских жителей. Установлено, что современные дети отличаются тем, что они лучше понимают себя, у них наиболее развиты истинные ролевые действия. Возможно, разного рода формирующая подготовка в дошкольном возрасте как раз и содействует тому, что дети развиты не по годам и ведут себя как взрослые.

С точки зрения развития позиции школьника – это позитивное изменение личности, так как для ребенка нет места стрессам и меньше неожиданностей. Но пропадает новшество, душевный подъем, заинтересованность к учебной жизни, детская непринужденность, а также игровые умения [7].

Итак, внутренняя позиция школьника – это то, что приобретается в дошкольном возрасте, и родителям нужно систематически, однако без фанатизма, создавать у обучаемого ребенка благоприятный настрой на школу. Это необходимо, так как все исследования, которые проводились, демонстрируют, что если внутренняя позиция школьника у ребенка не сформирована, а он первоклассник, то велика вероятность, что позиция станет очень неполноценна и кривобока. Чаще бывает, к сожалению, что школа не способствует формированию интереса к познанию у школьника, а, наоборот, даже приглушает этот интерес.


Библиографический список
  1. Шипова Л.В., Кухарчук О.В. Мотивация учения у старших подростков с разным уровнем интернальности и экстернальности // Теория и практика общественного развития. 2015. №19. С.243-245.
  2. Шипова Л.В. Изучение внутренней позиции школьника у детей разных возрастных групп: учебно-методическое пособие. Саратов, 2015.
  3. Шипова А.В. Культурные практики подростков с процессе социализации // Научное обозрение: гуманитарные исследования. 2015. № 4. С. 60-68.
  4. Божович Л.И. Проблемы формирования личности. М. – Воронеж, 1995.
  5. Шипова Л.В. Исследование внутренней позиции школьника в психологии // Современные исследования социальных проблем (электронный научный журнал). 2015. № 3 (47). С. 37-48.
  6. Выготский Л.С. Мышление и речь. М., 1999.
  7. Реан A.A., Коломинский Я.Л. Социальная педагогическая психология. СПб., 2009.


Все статьи автора «Филиппова Анастасия Эдуардовна»


© Если вы обнаружили нарушение авторских или смежных прав, пожалуйста, незамедлительно сообщите нам об этом по электронной почте или через форму обратной связи.

Связь с автором (комментарии/рецензии к статье)

Оставить комментарий

Вы должны авторизоваться, чтобы оставить комментарий.

Если Вы еще не зарегистрированы на сайте, то Вам необходимо зарегистрироваться:
  • Регистрация