УДК 159.9

ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ОБРАЗА-Я СОВРЕМЕННЫХ ПОДРОСТКОВ

Раева Дарья Алексеевна
ФГАОУ ВО Волгоградский государственный университет
аспирант

Аннотация
Произведена классификация понятийного аппарата, выражающаяся в уточнении понимания феномена образа-я как особой формы процессов обособления и идентификации личности. Образ-я занимает особое место в структуре самосознания наряду с категорией «Я-концепция», представляет собой сложный феномен, состоящий из когнитивных, аффективных, поведенческих, компонентов. Создана рабочая модель организации образа-я ребенка, включающая в себя поведенческий компонент, мотивационный компонент, когнитивный компонент, эмоциональный компонент, компонент «Я-концепция».

Ключевые слова: идентичность, образ мира, образ Я, подростки, самосознание, сознание, Я-концепция.


THEORETICAL ASPECTS OF THE I-IMAGE OF MODERN TEENAGERS

Raeva Darya Alekseevna
Volgograd State University
postgraduate

Abstract
Made systematization of conceptual apparatus, which is expressed in clarifying the essence of the phenomenon of I-image as a special form of processes of separation and identification. I-image holds a special place in the consciousness of the structure, along with the category of "self-concept" is a complex phenomenon, which consists of cognitive, affective, behavioral, components. A working model of the organization of the image child I-image was created, including a behavioral component, a motivational component, cognitive component, emotional component, the «self-concept» component.

Keywords: consciousness, identity, image of the world, self-concept, self-consciousness, self-image, teens


Рубрика: Психология

Библиографическая ссылка на статью:
Раева Д.А. Теоретические аспекты образа-Я современных подростков // Психология, социология и педагогика. 2016. № 10 [Электронный ресурс]. URL: https://psychology.snauka.ru/2016/10/7263 (дата обращения: 27.10.2023).

В современном мире происходят изменения не только представлений о мироздании, возможностях человека, о самом человеке. Образная сфера личности меняется содержательно и структурно: более активно формируются общие образы мира для представителей разных культур на основе средств массовой информации, и более активно дифференцируются сферы и уровни образного восприятия действительности благодаря компьютерам и Интернету [1]. При этом нагрузка на психику в настоящее время несравнимо больше, чем ранее. В неблагоприятных условиях глубоко личностные свойства могут обостряться и из субъективно ощущаемых трудностей превращаться в объективное препятствие для полноценных личностных контактов, на основе чего многократно возникает потребность в исследовании природы образа-я человека.

Теоретический анализ содержания образа-я отражает чрезвычайно широкий спектр понимания этого феномена. В современном толковом словаре «образ» определяется как субъективная картина мира, включающая самого субъекта, других людей, пространственное окружение и временную последовательность событий. Понятие «образ» толкуется в словаре С.И. Ожегова как результат и идеальная форма отражения предметов и явлений материального мира в сознании человека [2]. Категория «Я» трактуется как
сфера личности, характерная внутренним осознанием самой себя и осуществлением приспособления личности к реальности [3]. Образ-я рассматривается как развивающаяся система представлений человека о самом себе, включающая: осознание своих физических, интеллектуальных, характерологических, социальных свойств; самооценку; субъективное восприятие влияющих на собственную личность
внешних факторов [4].

Образ-я является частью образа мира – фона, на котором разворачивается вся психическая деятельность человека (В.В. Петухов, 1984); интегрального идеального продукта процесса сознания, получаемого путем постоянной трансформации чувственной ткани сознания в значения (А.Н. Леонтьев, 1983), что приводит к необходимости изучения внутреннего мира человека, его представлений о себе на основе субъективного опыта [5, 6].

В научной литературе понятие образ-я появилось в связи с необходимостью исследования и описания глубинных психологических структур и процессов личности. Содержание и объем понятия образа-я до настоящего времени остаются дискуссионными [7].

Понятийный аппарат, используемый при исследовании образа-я, производит впечатление мозаичности, наблюдается смешение наиболее употребляемых понятий: самосознание, «Я-концепция», «Я».

С целью выяснения данного факта, нами был проведен специальный анализ литературных источников, на основе чего появилась возможность рассмотреть понятие образа-я в контексте сопоставления его с категориями самосознания, я-концепции.

Сознание и самосознание являются ключевыми категориями в научных трудах В.М. Аллахвердова, А.А. Бодалева, В.П. Зинченко,
В.С. Мерлина, В.С. Мухиной, С.Л. Рубинштейна, В.В. Столина, И.И. Чесноковой.

В.М. Аллахвердов в своей книге «Методологическое путешествие по океану бессознательного к таинственному острову сознания» освещает вопросы о сущности сознания, определяет онтологическую и гносеологическую проблему сознания.

Данные вопросы требуют обоснования и пояснения. Схематично представим ответы на данные вопросы.


Рис 1. Сущностная характеристика сознания

В.М. Аллахвердов отмечает то, что осознавать свои границы сознание не может; сознание не может помешать осознанию той информации, которую оно стремится не осознавать; человек воспринимает, хранит и перерабатывает гораздо больше информации, чем осознаёт; сознание даже включает в себя и свое отсутствие – неосознаваемое, оказывается, тоже каким-то образом осознается.

Онтологический аспект предполагает ответы на вопросы: откуда появилось сознание? откуда появилось то, что существует (т.е. бытиё)? Оно происходит из небытия? Это предположение невероятно: из ничего, вроде бы, ничего не может происходить. Тогда откуда всё взялось?


Рис. 2. Онтологическая проблема сознания


Рис. 3. Гносеологическая проблема сознания

Таким образом, психология насыщена разными объяснительными конструкциями, в том числе и знаниями о сознании, но они требует большего объяснения и нахождения истины.

А.Н. Леонтьев отмечал, что сознание есть открывающаяся субъекту картина мира, в которую включен и он сам, его действия и состояния [6]. Сознание формируется в деятельности. В.П. Зинченко, Е.Б. Моргунов утверждали, что живое движение порождает действие, действие порождает самосознание, самосознание порождает деятельность, деятельность порождает сознание, сознание порождает свободное действие, свободное действие порождает личность, личность порождает новые виды деятельности, расширяет собственно сознание [9]. С.Л. Рубинштейн освещал, что самосознание – это часть сознания. Самосознание – поздний продукт формирования сознания. Основа самосознания – реальное становление ребенка практическим субъектом. Самосознание представляет собой результат познания, для которого требуется осознание реальной обусловленности своих переживаний [10].

Продуктом процесса самосознания является «Я-концепция» – многокомпонентное установочное аффективно-когнитивное образование, где аффективно отношение к себе, а когнитивно представление о себе и производное от них – поведенческая установка [11]. «Я-концепция» – это совокупность представлений индивида о себе, сопряженная с их оценкой. Описательная составляющая «Я-концепции» называется образом-я или картиной Я, которая связана с отношением к себе или к отдельным своим качествам, – самооценкой или принятием себя [12]. «Я-концепция» – основа идентификационной матрицы человека, состоящая из множества идентичностей [13]. Образ-я является осознаваемой частью «Я-концепции», ее различных подструктур (устойчивого образа-я).

Результаты теоретического анализа позволяют определить характеристики образа-я подростка и построить эмпирическое исследование на основе разработанной модели «образа-я» в картине мира, включающей в себя поведенческий компонент, связанный с особенностями уровня саморегуляции; мотивационный компонент, представляющий интенциональную, побуждающую ребенка к новому поведению и деятельности; когнитивный компонент – представления ребенка о себе; эмоциональный компонент – переживания ребенка относительно себя; компонент «Я-концепция» – как совокупность представлений индивида о себе, сопряженная с их оценкой в контексте разных социокультурных условий жизни.

Далее представим, модель, образа-я подростка на рис. 4, на которую будем опираться в дальнейшем нашем исследовании.


Библиографический список
  1. Сайко Э.В. Образ мира как условие бытия и действия человека // Мир психологии. 2009. № 4. С. 3-10.
  2. Ожегов С.И. Словарь русского языка. М., 2011.
  3. Головин С.Ю. Словарь практического психолога. М., 1998.
  4. Мещеряков Б.Г., Зинченко В.П. Большой психологический словарь. М., 2009.
  5. Петухов В.В. Образ мира и психологическое изучение мышления // Вестник МГУ. Серия 14. Психология. 1984. № 4. С. 13-21.
  6. Леонтьев А.Н. Избранные психологические произведения. М., 1983.
  7. Абдуллин А.Г., Тумбасова Е.Р. «Образ Я» как предмет исследования в зарубежной и отечественной психологии // Вестник южно-уральского университета. 2012. № 6. С. 4-10.
  8. Аллахвердов В.М. Методологическое путешествие по океану бессознательного к таинственному острову сознания. СПб., 2003.
  9. Зинченко В.П., Моргунов Е.Б. Человек развивающийся. Очерки российской психологии. М., 1994.
  10. Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии. СПб., 2002.
  11. Кон И.С. Категория «Я» в психологии // Психологический журнал. 1981. № 3. С. 25-37.
  12. Бернс Р. Развитие Я-концепции и воспитание. М., 1986.
  13. Васильченко О.Н. Репродуктивная идентичность в структуре я-концепции личности // Современные проблемы науки и образования. 2013. № 1. С. 53-61.


Все статьи автора «Раева Дарья Алексеевна»


© Если вы обнаружили нарушение авторских или смежных прав, пожалуйста, незамедлительно сообщите нам об этом по электронной почте или через форму обратной связи.

Связь с автором (комментарии/рецензии к статье)

Оставить комментарий

Вы должны авторизоваться, чтобы оставить комментарий.

Если Вы еще не зарегистрированы на сайте, то Вам необходимо зарегистрироваться: