УДК 378.1; 371.3

ОСОБЕННОСТИ УТОЧНЕНИЯ КАТЕГОРИИ «АДАПТАЦИЯ» В СТРУКТУРЕ ПОДГОТОВКИ ПЕДАГОГА В СИСТЕМЕ ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

Иванова Татьяна Валерьевна1, Платоненко Алексей Игоревич2, Шварцкопф Елена Юрьевна3
1Новокузнецкий институт филиал ФГБОУ ВО «Кемеровский государственный университет», студент
2Новокузнецкий институт филиал ФГБОУ ВО «Кемеровский государственный университет», аспирант
3Новокузнецкий институт филиал ФГБОУ ВО «Кемеровский государственный университет», преподаватель

Аннотация
В статье раскрываются возможности продуктивного изучения категории «адаптация» в структуре профессиональной подготовки педагогов. Уточнение категории «адаптация» – сложный процесс, качество детерминаций тем выше, чем лучше будущий педагог знает основы современной педагогической методологии и может определить возможности современного обучения в модели непрерывного образования. Специфика уточнения детерминаций непосредственно связана с направлениями и особенностями будущей педагогической деятельности.

Ключевые слова: адаптация, культура самостоятельной работы, обучение, педагогическое моделирование, самореализация, социализация


FEATURES SPECIFICATION CATEGORY "ADAPTATION" IN THE STRUCTURE OF TEACHER PREPARATION IN THE SYSTEM OF HIGHER EDUCATION

Ivanova Tatiana Valerievna1, Platonenko Aleksey Igorevich2, Schwarzkopf Elena Yurievna3
1Novokuznetsk branch of the Institute of Kemerovo State University, student
2Novokuznetsk branch of the Institute of Kemerovo State University, aspirant
3Novokuznetsk branch of the Institute of Kemerovo State University, lector

Abstract
The article describes the possibilities of productive study 'adaptation' category in the structure of the training of teachers. Clarification category "adaptation" - a complex process, the quality of determinations, the higher the better future teacher knows the foundations of modern teaching methodologies and can detect the capabilities of modern education in the continuing education model. Specificity clarify determinations directly related to the trends and characteristics of future educational activities.

Keywords: adaptation, independent work culture, pedagogical modeling, self-realization, socialization, training


Рубрика: Педагогика

Библиографическая ссылка на статью:
Иванова Т.В., Платоненко А.И., Шварцкопф Е.Ю. Особенности уточнения категории «адаптация» в структуре подготовки педагога в системе высшего профессионального образования // Психология, социология и педагогика. 2016. № 11 [Электронный ресурс]. URL: http://psychology.snauka.ru/2016/11/7211 (дата обращения: 27.05.2017).

Адаптация как категория педагогики [1-32] используется в теории и практике педагогического моделирования [33] и научного исследования [34]. Качество основ адаптивного воспроизводства норм образовательного пространства варьируется в системе специфически детерминируемыми условиями развития личности и ФГОС (ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ СТАНДАРТ). Особенности адаптивного знания актуально воспроизводят уровень постановки задачи качественного обучения для всех субъектов воспитательно-образовательной среды образовательной организации и общества в целом.

Определим в конструктах педагогического моделирования и качественно детерминированных задач понятие «адаптация».

Адаптация (широкий смысл) – педагогическая категория, определяемая через систему педагогических конструктов, определяющих приспособление функцией и механизмом самоорганизации и оптимизации всех педагогически корректируемых процессов.

Адаптация (узкий смысл) – процесс верификации качества решения задач развития личности в модели приспособления к различным социально и педагогически обусловленным факторам и явлениям, процедурам и продуктам развития антропосреды и ноосферы.

Адаптация (локальный смысл) – процедура оптимизации качества решения задач на приспособление личности к различным составным научного и социального знания, прям и косвенно влияющих на качество жизни личности и ее самочувствие.

Адаптация (унифицированный смысл) – приспособление личности к различным изменениям, производящим в социальном и образовательном пространстве.

Адаптивная педагогика – отрасль педагогической науки, определяющая конструкты адаптации базовыми единицами всех решений и способов оптимизации условий приспособления личности к антропосреде и ее составным в модели адаптивной деятельности, культуры и сотрудничества.

Адаптивное обучение – процесс решения задач формирования опыта деятельности и образования в системе адаптивно детерминированных условий развития личности, определяемых в системе компетенций и трудовых функций, выделенных в соответствии с профессиональными стандартами специалистов и ФГОС.

Адаптивная педагогическая деятельность – процесс решения задач адаптивной педагогики в модели развития и образования, гарантирующих в единстве социальное становление личности как продукта развития и учета нормального распределения способностей, гарантирующего реализацию основ гуманизма в модели современной культуры и образования.

Выделенные детерминанты будут использованы при прохождении педагогической практики и дальнейших профессионально- трудовых отношений в полисубъектом образовательном пространстве.


Библиографический список
  1. Августинович О. В. Адаптивное знание в структуре педагогической деятельности // Инновационная наука: прошлое, настоящее, будущее : сб. стат. Междун. науч.-практ. конфер. (Саранск, 3 июня 2016 г.) : в 2 ч. Ч.2. Уфа : ОМЕГА САЙНС, 2016. С.103-104.
  2. Богачев А. И. Особенности детерминации категории «адаптация» в системе профессионально-педагогического знания // Символ науки. 2016. № 6-2. С.115-116.
  3. Воронова К.В., Зубанов В.П. Возможности использования адаптивного и акмепедагогического знания в повышении качества педагогического взаимодействия педагога по физической культуре и обучающихся // Современные научные исследования и инновации. 2016. № 3. С. 597-604.
  4. Вяхирева А.В. Адаптивное знание как ценность и продукт современного образования // Наука и молодежь: проблемы, поиски, решения : тр. Всеросс. науч. конфер. студ., аспир. и молодых ученых ; под общ. ред. М.В. Темлянцева. – Новокузнецк: Изд. центр СибГИУ, 2016. Вып. 20. Ч. II. Гуманитарные науки. С.179-181.
  5. Доловов А. Я. Адаптация как категория педагогики физической культуры и спорта // Символ науки. 2016. № 6-2. С.135-136.
  6. Золотарёва Д.В. Особенности использования адаптивного подхода в уточнении категориального аппарата педагогики // Наука и молодежь: проблемы, поиски, решения : тр. Всеросс. науч. конфер. студ., аспир. и молодых ученых. – Новокузнецк: Изд. центр СибГИУ, 2016. Вып. 20. Ч. II. Гуманитарные науки. С.209-211.
  7. Зубанов В.П., Макарова Л.Н., Корниенко Е.Д. Адаптивная педагогика как продукт и условие гуманизации современного образования и культуры // Интернетнаука. 2016. № 6. С. 317-326. DOI:10.19075/2414-0031-2016-6-317-326
  8. Зубанов В.П., Пермяков С.М., Свинаренко В.Г. Адаптивность научного знания и профессиональной подготовки как ценность и продукт современной культуры и образования // Современные научные исследования и инновации. 2016. № 2. С.756-764.
  9. Иорих И. Ю. Культура самостоятельной работы в моделях адаптивного и акмепедагогического знания // Глобализация научных процессов : сб. стат. Межд. науч.-пр. конф. (Киров, 23 июня 2016 г.) : 2-х ч. Ч.2. Уфа : ОМЕГА САЙНС, 2016. С.62-64.
  10. Камалов Н.В., Зубанов В.П., Свинаренко В.Г. Адаптивная педагогика в профессиональной подготовке будущих педагогов по физической культуре // Современная педагогика. 2016. № 4. URL: http://pedagogika.snauka.ru/2016/04/5594
  11. Клепуков Р.С. Особенности использования педагогического моделирования в моделях адаптивного знания // Наука и молодежь: проблемы, поиски, решения : тр. Всеросс. науч. конфер. студ., аспир. и молодых ученых ; под общ. ред. М.В. Темлянцева. – Новокузнецк: Изд. центр СибГИУ, 2016. Вып. 20. Ч. II. Гуманитарные науки. С.232-233.
  12. Кочадзе К. Д. Возможности использования адаптивного знания в модели развития личности обучающегося // Синтез науки и общества в решении глобальных проблем современности : сб. стат. Междун. науч.-практ. конфер. (Уфа, 28 июля 2016 г.) : в 2-х ч. Ч.1. Уфа : ОМЕГА САЙНС, 2016. С.194-196.
  13. Лузгин Д. А. Адаптивная педагогика как модель гуманизации общества // Проблемы внедрения результатов инновационных разработок : сб. стат. Междун. науч.-практ. конфер. (Пенза, 18 июня 2016 г.) : 2-х ч. Ч.2. Уфа : ОМЕГА САЙНС, 2016. С.181-183.
  14. Носовец Е. С. Адаптивное знание в педагогической деятельности как условие гуманизации образования // Современный взгляд на будущее науки : сб. стат. Междун. науч.-практ. конфер. (Томск, 25 мая 2016 г.) : в 5 ч. Ч.3. Уфа : Аэтерна, 2016. С.171-172.
  15. Остряков А.И., Острякова С.В. Дидактический тест: адаптивная и акмепедагогическая модель в структуре профессионального развития и становления личности педагога // Гуманитарные научные исследования. 2016. № 7. URL: http://human.snauka.ru/2016/07/15895
  16. Остряков А.И., Острякова С.В. Историко-педагогическое значение адаптации и фасилитации в реализации идей гуманизма // Современная педагогика. 2016. № 7. URL: http://pedagogika.snauka.ru/2016/07/5870
  17. Остряков А.И., Острякова С.В. Социализация личности в модели адаптивного и акмепедагогического знания // Гуманитарные научные исследования. 2016. № 8. URL: http://human.snauka.ru/2016/08/15897
  18. Петров Н. С. Возможности решения задач социализации личности в адаптивной педагогике и акмепедагогике // Влияние науки на инновационное развитие : сб. стат. Междун. науч.-практ. конфер. (Томск, 25февраля 2016 г.) : в 3-х ч. Ч.2. Уфа : АЭТЕРНА, 2016. С.207-209.
  19. Петрова И.А. Некоторые возможности адаптивной педагогики в решении задач социализации личности // Наука и молодежь: проблемы, поиски, решения : тр. Всеросс. науч. конфер. студ., аспир. и молодых ученых ; под общ. ред. М.В. Темлянцева. – Новокузнецк: Изд. центр СибГИУ, 2016. Вып. 20. Ч. II. Гуманитарные науки. С.275-276.
  20. Пичугин Н.П. Социализация как категория педагогического знания: адаптивные и акмепедагогические модели // Наука и молодежь: проблемы, поиски, решения : тр. Всеросс. науч. конфер. студ., аспир. и молодых ученых ; под общ. ред. М.В. Темлянцева. Новокузнецк: Изд. центр СибГИУ, 2016. Вып. 20. Ч. II. Гуманитарные науки. С.279-280.
  21. Плеханов Д.В. Некоторые особенности адаптивной педагогики в моделях социализации и самореализации личности // Наука и молодежь: проблемы, поиски, решения : тр. Всеросс. науч. конфер. студ., аспир. и молодых ученых ; под общ. ред. М.В. Темлянцева. Новокузнецк: Изд. центр СибГИУ, 2016. Вып. 20. Ч. II. Гуманитарные науки. С.283-285.
  22. Подсадник И. Г. Возможности детерминации адаптивного знания в модели развития личности // Проблемы формирования единого научного пространства : сб. стат. Междун. науч.-практ. конф. (Челябинск, 3 августа 2016 г.). Уфа : ОМЕГА САЙНС, 2016. С.224-226.
  23. Полиенко Б.С. Особенности моделирования категории «адаптации» в структуре изучения курса «Теоретическая педагогика» // Наука и молодежь: проблемы, поиски, решения : тр. Всеросс. науч. конфер. студ., аспир. и молодых ученых ; под общ. ред. М.В. Темлянцева. – Новокузнецк: Изд. центр СибГИУ, 2016. Вып. 20. Ч. II. Гуманитарные науки. С.285-286.
  24. Пьянков И. В. Адаптивность в теории и практике решения задач педагогической деятельности // Проблемы внедрения результатов инновационных разработок : сб. стат. Междун. науч.-практ. конфер. (Пенза, 18 июня 2016 г.) : 2-х ч. Ч.2. Уфа : ОМЕГА САЙНС, 2016. С.206-208.
  25. Ромашевская Н. И., Куренков М. А., Бойкова И. В. Адаптивное знание в структуре подготовки будущих педагогов по физической культуре // Научные механизмы решения проблем инновационного развития : сб. стат. Междун. науч.-практ. конфер. (Уфа, 1 мая 2016 г.) : в 3 ч. Ч.2. Уфа : Аэтерна, 2016. С.191-193.
  26. Салова А.Е. Адаптивное знание как основа гуманизации образования // Наука и молодежь: проблемы, поиски, решения : тр. Всеросс. науч. конфер. студ., аспир. и молодых ученых ; под общ. ред. М.В. Темлянцева. – Новокузнецк: Изд. центр СибГИУ, 2016. Вып. 20. Ч. II. Гуманитарные науки. С.294-295.
  27. Сальников В. Д. Адаптация как функция педагогической деятельности // Глобализация научных процессов : сб. стат. Междун. науч.-практ. конфер. (Киров, 23 июня 2016 г.) : 2-х ч. Ч.2. Уфа : ОМЕГА САЙНС, 2016. С.89-91.
  28. Свинаренко В.Г., Козырев Н.А., Козырева О.А. Адаптивная педагогика как ресурс гуманизации образования // Современные научные исследования и инновации. 2016. № 1. С.660-664.
  29. Свинаренко В.Г., Козырев Н.А., Козырева О.А. Адаптивное знание в модели профессионального образования // Современные научные исследования и инновации. 2016. № 1. С. 651-655.
  30. Судьина Л. Н., Козырева О. А. Педагогическая поддержка будущего педагога в адаптивном обучении как ресурс социализации и самореализации личности // Профессиональное образование в России и за рубежом. 2016. № 1 (21). С.152-156.
  31. Худышкин Р.Д. Особенности адаптивного знания в профессиональной подготовке будущих педагогов по физической культуре // Наука и молодежь: проблемы, поиски, решения : тр. Всеросс. науч. конфер. студ., аспир. и молодых ученых ; под общ. ред. М.В. Темлянцева. – Новокузнецк: Изд. центр СибГИУ, 2016. Вып. 20. Ч. II. Гуманитарные науки. С.338-339.
  32. Шаповалов А.В. Возможности детализации и верификации качества социализации личности в модели адаптивного знания // Наука и молодежь: проблемы, поиски, решения : тр. Всеросс. науч. конфер. студ., аспир. и молодых ученых ; под общ. ред. М.В. Темлянцева. – Новокузнецк: Изд. центр СибГИУ, 2016. Вып. 20. Ч. II. Гуманитарные науки. С.340-341.
  33. Коновалов С. В., Козырева О. А. Возможности педагогического моделирования в решении задач научного исследования // Вестник ТГПУ. 2015. № 12 (165). С.129-135.
  34. Свинаренко В.Г., Козырева О.А. Научное исследование по педагогике в структуре вузовского и дополнительного образования: учеб. пособ. для пед. вузов и системы ДПО. М.: НИЯУ МИФИ, 2014. 92с. ISBN 978-5-7262-2006-2.


Все статьи автора «НФИ КемГУ ФФК»


© Если вы обнаружили нарушение авторских или смежных прав, пожалуйста, незамедлительно сообщите нам об этом по электронной почте или через форму обратной связи.

Связь с автором (комментарии/рецензии к статье)

Оставить комментарий

Вы должны авторизоваться, чтобы оставить комментарий.

Если Вы еще не зарегистрированы на сайте, то Вам необходимо зарегистрироваться: