УДК 159.922

ДИАГНОСТИКА ОСНОВНЫХ ПРОБЛЕМ ЗАИКАЮЩИХСЯ ПОДРОСТКОВ В ПРОЦЕССЕ ИХ ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКОГО СОПРОВОЖДЕНИЯ

Семенова Лидия Эдуардовна1, Урусова Екатерина Александровна2
1Нижегородский государственный педагогический университет имени Козьмы Минина, Мининский университет, Доктор психологических наук, доцент, профессор кафедры классической и практической психологии
2Нижегородский государственный педагогический университет имени Козьмы Минина, Мининский университет, аспирантка кафедры классической и практической психологии

Аннотация
В статье поднимается проблема психолого-педагогического сопровождения детей и подростков с ограниченными возможностями здоровья на примере подростков с заиканием. Показаны диагностические возможности предложенной Г.П.Логиновой методики «Три вопроса» в процессе изучения основных проблемных зон заикающихся старших подростков и их сверстников без речевых нарушений. Представлены результаты сравнительного диагностического исследования актуальных психологических проблем подростков с заиканием и без речевых нарушений, позволяющие говорить о наличии у них как общевозрастных, так и специфических потребностей, последние из которых обусловлены особенностями речевого развития и, в частности, наличием речевого дефекта и связанных с ним субъективных переживаний подростков с заиканием. Получены фактические данные, свидетельствующие о внутренней потребности заикающихся подростков в психологической помощи и поддержке.

Ключевые слова: актуальные психологические проблемы в подростковом возрасте, диагностическая работа, методика «Три вопроса», подростки с заиканием, потребность в психологической помощи заикающихся подростков, психолого-педагогическое сопровождение, субъективные переживания речевых нарушений


DIAGNOSIS OF THE MAIN PROBLEMS OF STAMMERING ADOLESCENTS IN THE PROCESS OF PSYCHOLOGICAL AND PEDAGOGICAL SUPPORT

Semenovа Lidia Eduardovna1, Urusova Ekaterina Aleksandrovna2
1Nizhny Novgorod state pedagogical University of Kozma Minin, Minin University, Doctor of psychological sciences, associate professor, professor of the department of classical and practical psychology
2Nizhny Novgorod state pedagogical University of Kozma Minin, Minin University, postgraduate student of the department of classical and practical psychology

Abstract
The article raises the problem of psycho-pedagogical support of children and adolescents with disabilities on the example of adolescents who stutter. Shows diagnostic possibilities suggested by G.P. Loginova techniques "Three questions" in the study of the main problem areas the stuttering of older adolescents and their peers without speech disorders. The results of a comparative diagnostic study of the current psychological problems of adolescents with stuttering and without speech disorders, allowing to speak about them as obavezati and specific needs, the last of which is due to the peculiarities of speech development and, in particular, the presence of speech defect and related subjective experiences of adolescents who stutter. The obtained evidence indicates the domestic needs of the stammering adolescents psychological assistance and support.

Keywords: adolescents with stuttering, and current psychological problems in adolescence, diagnostic work, psychological and pedagogical support, subjective experience of speech disorders, the method of "Three questions", the need for psychological help stammering adolescents


Рубрика: Психология

Библиографическая ссылка на статью:
Семенова Л.Э., Урусова Е.А. Диагностика основных проблем заикающихся подростков в процессе их психолого-педагогического сопровождения // Психология, социология и педагогика. 2016. № 11 [Электронный ресурс]. URL: http://psychology.snauka.ru/2016/11/7459 (дата обращения: 24.11.2016).

В условиях постоянных культурных изменений значительно возрастает научный интерес к проблемам личностного развития и социализации подрастающего поколения. В частности, исследователями обсуждаются вопросы влияния на эти процессы новых средовых условий [2; 6; 11; 17; 18 и др.], возрастной и гендерной специфики проявления субъектной активности в ходе социального взаимодействия, в различных видах деятельности и поведения [8; 12; 14; 18 и др.], а также происходящих преобразований в мире взрослых (прежде всего, родителей и педагогов, как главных агентов социализации детей и подростков), трансформации их ценностей и ориентиров как в плане воспитания подрастающего поколения, так и собственного развития и самореализации [1; 4; 10; 15; 16 и др.]. При этом в последние годы в связи с наметившейся тенденцией гуманизации всех социальных сфер современного российского общества и одновременно постоянным ростом числа детей и подростков с ограниченными возможностями здоровья особое внимание в психолого-педагогической науке и практике начинает уделяться проблемам полноценного личностного развития и эффективной социализации таких детей и подростков, а также реального обеспечения необходимых для этого условий [5; 7; 19 и др.].

Не вызывает сомнения тот факт, что одной из основных задач психолого-педагогической помощи детям и подросткам с особыми образовательными потребностями является обеспечение их позитивной социализации и интеграции в обществе, создание полноценных условий для самореализации в современном непредсказуемом и многовариативном мире. В системе инклюзивного образования решение этой задачи осуществляется в ходе психолого-педагогического сопровождения особых детей и подростков, к числу которых относятся и учащиеся с нарушениями речи, в том числе страдающие заиканием.

Как известно, начальным этапом психолого-педагогического сопровождения выступает многоаспектная диагностика, призванная изучить индивидуальные особенности каждого ребенка, своеобразие развития его психики и процесса личностного становления. При этом в центре внимания специалистов должны находиться актуальные психологические проблемы взрослеющей личности, без учета которых невозможны организация и проведение коррекционно-развивающей работы, обоснованной, целесообразной и действительно необходимой.

Однако даже в подростковом возрасте учащиеся не всегда способны осознавать суть своих психологических проблем, и вычленять из круга имеющихся наиболее важные. Тем более это касается подростков с особыми образовательными потребностями, чьи возможности иногда являются более ограниченными по сравнению со сверстниками, развивающимися в соответствии с возрастной нормой.

На наш взгляд, применительно к подросткам, страдающим заиканием, чье развитие не отягощено интеллектуальными нарушениями, эта затруднение может быть преодолено посредством использования ряда проективных техник, среди которых вполне информативным для выявления основных проблем учащихся подросткового возраста может стать диагностический прием «Три вопроса», предложенный Г.П.Логиновой [9].

В основу этой методики автор положила идею Л.С.Выготского о внутреннем диалоге человека, возникающем в ситуациях серьезных затруднений и принимающем форму оставшихся без ответов вопросов.

В своей работе с заикающимися подростками 14-15 лет мы использовали методику «Три вопроса» в следующем варианте: подростку предлагалось в письменном виде сформулировать по три вопроса от первого лица трем адресатам:

1) психологу;

2) себе;

3) сверстникам.

Полученные от заикающихся подростков данные мы сопоставили с аналогичными данными их сверстников без речевых и каких-либо других нарушений.

Всего диагностикой было охвачено 34 старших подростка с заиканием и 44 подростка с нормальным психическим развитием.

Представим полученные результаты относительно основных психологических проблем участников нашего исследования.

Для начала сразу же поясним, что все сформулированные подростками вопросы к каждому адресату мы распределили с помощью экспертов – практических психологов (4 человека) по смысловым категориям, каждую из которых обозначили одним обобщающим вопросом, отражающим суть всех отнесенных к ней вопросов подростков.

Итак, среди наиболее часто встречающихся вопросов, адресованных заикающимися подростками психологу, оказались следующие:

● «Что меня ждет в будущем?» (65% учащихся);

● «Почему я не такой(ая), как все / другие?» (56% учащихся);

● «Чем мне может помочь психолог?» (53% учащихся);

● «Как мне общаться со сверстниками?» (47% учащихся);

● «Почему у меня не получается владеть своей речью?» (32% учащихся);

● «Как психолог помогает людям?» (29% учащихся);

● «Зачем нужен психолог?» (23,5% учащихся);

● «Что нужно человеку для счастья?» (20,5% учащихся);

● «Почему на свете много злых людей?» (20,5% учащихся).

Для сравнения нормально развивающиеся подростки в большинстве своем формулировали такие вопросы:

● «Зачем нужен психолог?» (61% учащихся);

● «Как мне общаться со сверстниками?» (52% учащихся);

● «Как психология помогает в жизни?» (43% учащихся);

● «Чем мне может помочь психолог?» (30% учащихся);

● «Как мне общаться со взрослыми?» (30% учащихся);

● «Чем психолог отличается от шарлатана?» (25% учащихся);

● «Что меня ждет в будущем?» (23% учащихся);

● «Как психолог помогает людям?» (20,5% учащихся);

● «Легко ли стать психологом?» (16% учащихся);

● «Почему мне трудно живется / у меня бывают проблемы?» (16% учащихся);

● «Что нужно человеку для счастья?» (16% учащихся).

Как можно видеть из перечня приведенных вопросов, заикающихся подростков гораздо в большей степени, чем их сверстников без речевых нарушений, волнуют вопросы своей особенности, непохожести на других, что может быть связано с переживанием речевого дефекта. В отличии от своих сверстников с нормальным развитием они тревожатся о своем будущем в целом и демонстрируют беспокойство относительно владения своей речью в частности. И, наконец, при отсутствии заинтересованности непосредственно самой профессией психолога, что имеет место у учащихся с нормальным развитием, заикающиеся подростки с гораздо большей очевидностью демонстрируют свою внутреннюю потребность в психологической помощи.

В свою очередь самим себе подростки, страдающие заиканием, чаще всего адресовали следующие вопросы:

● «Справлюсь ли я со своим дефектом / Смогу ли я научиться говорить не заикаясь?» (62% учащихся);

● «Почему я не такой как все / другие?» (47% учащихся);

● «Смогу ли я измениться к лучшему?» (44% учащихся);

● «Почему у меня ничего не получается?» (44% учащихся);

● «Надо мной всегда будут смеяться?» (23,5% учащихся);

● «Почему у меня мало друзей / со мной никто не дружит?» (20,5% учащихся).

Что же касается их нормально развивающихся сверстников, то они формулировали в свой адрес несколько иные вопросы:

● «Когда моя жизнь изменится к лучшему?» (41% учащихся);

● «Почему меня никто не понимает?» (39% учащихся);

● «Смогу ли я стать лучше, чем сейчас?» (36% учащихся);

● «Когда я перестану лениться?» (30% учащихся);

● «Как долго я буду неудачником / неудачницей?» (25% учащихся);

● «Почему у меня мало друзей / со мной никто не дружит?» (20,5% учащихся).

Считаем важным уточнить, что далеко не всем подросткам удалось «задать себе» по три вопроса, как это требовалось в инструкции. Были среди учащихся такие, кто смогли сформулировать себе только один или два вопроса (23,5% заикающихся подростков и 30% подростков без речевых нарушений). Полагаем, что такие затруднения, скорее всего, свидетельствуют о трудностях личностной рефлексии, которая, как известно, является важным психологическим новообразованием подросткового возраста.

В то же время анализ полученных от подростков вопросов, обращенных лично к себе, позволяет вновь констатировать факт переживаний тех из них, кто имеет речевые нарушения, прежде всего, именно по поводу этих нарушений, сомнений в своих силах и возможностях, а также некоторые сложности в отношениях со значимыми людьми, особенно со сверстниками. Подчеркнем, что так или иначе, многие аспекты этих переживаний касаются проблемы самооценки и самопринятия подростков, страдающих заиканием.

Вполне очевидны и некоторые проблемные зоны подростков без речевых нарушений, которые также затрагивают их самопринятие и отношения со своим социальным окружением, прежде всего, сверстниками. Однако в этой группе учащихся среди адресованных себе вопросов мы не встречаем упоминаний о каких-либо конкретных «слабостях» и недостатках кроме лени, хотя некоторые подростки все-таки считают себя неудачниками.

И, наконец, среди вопросов, сформулированных сверстникам, у подростков с заиканием преобладали следующие:

● «Чем я хуже других парней / девчонок?» (47% учащихся);

● «Сложно ли со мной общаться?» (32% учащихся);

● «Можно ли назвать меня хорошим другом / хорошей подругой?» (32% учащихся);

● «За что меня можно ценить / любить?» (29% учащихся);

● «Интересный ли я человек?» (26% учащихся);

● «Каким я выгляжу со стороны?» (26% учащихся);

● «Могу ли я тебе доверять?» – вопрос, обращенный к конкретному сверстнику (26% учащихся);

● «Почему ты меня подвел(а), предал(а), бросил(а)?» – вопрос, обращенный к конкретному сверстнику (26% учащихся);

● «Как мне лучше узнать / понять тебя?» – вопрос, обращенный к конкретному сверстнику (23,5% учащихся);

● «Доверяешь ли ты мне?» – вопрос, обращенный к конкретному сверстнику (23,5% учащихся).

От подростков без речевых нарушений мы получили такие вопросы к сверстникам:

● «Каким я выгляжу со стороны?» (43% учащихся);

● «Можно ли назвать меня хорошим другом / хорошей подругой?» (43% учащихся);

● «Почему ты меня подвел(а), предал(а), бросил(а)?» – вопрос, обращенный к конкретному сверстнику (39% учащихся);

● «Могу ли я тебе доверять?» – вопрос, обращенный к конкретному сверстнику (34% учащихся);

● «За что меня можно ценить / любить?» (25% учащихся);

● «Интересный ли я человек?» (25% учащихся);

● «Почему меня избегают / игнорируют?» (20,5% учащихся);

● «Доверяешь ли ты мне?» – вопрос, обращенный к конкретному сверстнику (18% учащихся).

Судя по выше приведенным вопросам, их формулировки свидетельствует в целом об очень схожем характере проблем подростков с заиканием и без речевых нарушений в плане их отношений со сверстниками. И только в случае заикающихся девочек и мальчиков можно говорить о еще ряде дополнительных специфических проблем, обусловленных фактом их переживаний по поводу своего речевого дефекта, который многие из них воспринимают как серьезный барьер в общении и возможную причину снижения своей популярности.

Резюмируя изложенное выше, подчеркнем, что, принимая во внимание неоднократно подтверждаемые в коррекционной психологии данные о характерном для очень многих людей с заиканием болезненной фиксации на своем речевом дефекте [3; 13; 20 и др.], мы можем утверждать, что методика «Три вопроса» действительно адекватно отражает внутренние проблемы подростков, страдающих заиканием.

Таким образом, использование методики «Три вопроса» позволяет приблизиться к пониманию проблемных зон заикающихся подростков (как наиболее типичных для большинства, так и индивидуального характера) и, исходя из этого, наметить конкретные пути и способы их разрешения в ходе психолого-педагогического сопровождения их личностного развития в условиях инклюзивного образования.


Библиографический список
  1. Авдеева А.В. Вовлеченное отцовство в современной России: стратегии участия в уходе за детьми // СОЦИС. – 2012. – №11. – С. 95-104.
  2. Белинская Е.П. Человек в изменяющемся мире – социально-психологическая перспектива. – М.: Прометей, 2005. – 319 с.
  3. Белякова Л.И., Дьякова Е.А. Логопедия. Заикание. – М.: Академия, 2003. – 208 с.
  4. Гурко Т.А., Островский К. Ориентиры в воспитании ребенка молодых матерей различных социальных групп: конформизм vs самореализация // Россия: тенденции и перспективы развития. Ежегодник. Вып. 10. Часть III / Отв. ред. Ю.С.Пивоваров. – М.: ИНИОН РАН, 2015. – С. 156-161.
  5. Долматова Е.С., Назаркина А.С., Шелудько О.С. Особенности социализации детей с ограниченными возможностями здоровья // Бюллетень медицинских Интернет-конференций. – 2015. – Том 5. – №12. – С. 1529-1531.
  6. Егорова Н.Д. Модернизация образования и изменение условий социализации личности подростка в современном обществе: дис. … канд. соц. наук. – Казань, 2003. – 192 с.
  7. Зайцев Д.В. Социальная интеграция детей-инвалидов в современной России. – Саратов: Научная книга, 2003. – 255 с.
  8. Лишин О.В. Подросток в эпоху перемен // Мир психологии. – 2007. – №4. – С. 11-26.
  9. Логинова Г.П. Диагностика базовых проблем подростков 12-16 лет // Психологическая наука и образование. – 2003. – №2. – С. 34-37.
  10. Новый быт в современной России: гендерные исследования повседневности / Под ред. Е.Здравомысловой, А.Роткирх, А.Темкиной. – СПб: Издательство Европейского университета в Санкт-Петербурге, 2009. – 524 с.
  11. Пацлав Р. Застывший взгляд. – М. Evidentis, 2003. – 220 с.
  12. Салмина Н.Г., Иовлева Т.Е., Тиханова И.Л. Социально желательное поведение детей и построение отношений в новой социальной ситуации // Вопросы психологии. – 2007. – №4. – С. 24-35.
  13. Селиверстов В.И. Психологическая модель феномена фиксированности на своем речевом дефекте // Дефектология. – 1994. – №5. – С. 33-39.
  14. Семенова Л.Э. Гендерный анализ стратегии и тактики притязаний у детей старшего дошкольного возраста // Вопросы психологии. – 2002. – № 6. – С. 23–31.
  15. Семенова Л.Э. Особенности самопрезентации мужчин – педагогов средней школы в контексте их профессиональной деятельности // Психологическая наука и образование. – 2008. – №1. – С. 82-89.
  16. Семенова Л.Э. Специфика родительского отношения и субъективного восприятия отцовства в контексте реального опыта мужчин-монородителей // Вестник Вятского государственного гуманитарного университета. – 2014. – №2. – С. 108-111.
  17. Семенова Л.Э. Гендерная социализация детей в условиях культурных трансформаций // Актуальные проблемы гуманитарных и социально-экономических наук: сборник материалов IX Международной научно-практической конференции / Под ред. М.М.Горбунова. Часть 3. Актуальные проблемы психологии и педагогики. – М.: Изд-во «Перо»; Вольск: ВВИМО, 2015. – С. 146-153.
  18. Смирнова Е.О. Современная детская субкультура // Консультативная психология и психотерапия. – 2015. – №4. – С. 25-35.
  19. Шипицына Л.И. От социальной полезности к социализации личности детей с ограниченными возможностями здоровья // http://wallenberg.ru/science/435 (дата обращения: 19.11.2016)
  20. Шкловский В.М. Заикание. – М.: ICE, 1994. – 248 с.


Все статьи автора «Семенова Лидия Эдуардовна»


© Если вы обнаружили нарушение авторских или смежных прав, пожалуйста, незамедлительно сообщите нам об этом по электронной почте или через форму обратной связи.

Связь с автором (комментарии/рецензии к статье)

Оставить комментарий

Вы должны авторизоваться, чтобы оставить комментарий.

Если Вы еще не зарегистрированы на сайте, то Вам необходимо зарегистрироваться:
  • Регистрация