УДК 159.9

ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ПРОФИЛАКТИКА ДЕСТРУКТИВНОГО ПОВЕДЕНИЯ ПОДРОСТКОВ ИЗ НЕБЛАГОПОЛУЧНЫХ СЕМЕЙ

Галич Татьяна Викторовна1, Баталов Валентин Юрьевич2
1Владимирский юридический институт Федеральной службы исполнения наказаний, старший преподаватель кафедры психологии и педагогики профессиональной деятельности в уголовно-исполнительной системе, кандидат психологических наук
2Владимирский юридический институт Федеральной службы исполнения наказаний, курсант 3 курса очного отделения юридического факультета

Аннотация
В статье раскрываются психолого-педагогические приемы и методы построения общения с подростками из неблагополучных семей, позволяющие сформировать у подростка конструктивную жизненную направленность.

Ключевые слова: деструктивное поведение, несовершеннолетние, педагогическое воздействие, подростки


PSYCHO-PEDAGOGICAL PREVENTION OF DESTRUCTIVE BEHAVIOR IN ADOLESCENTS FROM DYSFUNCTIONAL FAMILIES

Galich Tatiana Viktorovna1, Batalov Valentin Yurievich2
1Vladimir Law Institute of the Federal Penitentiary Service, senior lecture of Psychology and Pedagogy of Profession Activity in the Penal System Department, PhD (Psychology)
2Vladimir Law Institute of the Federal Penitentiary Service, cadet 3rd year

Abstract
The article reveals psychological and pedagogical techniques and methods of building communication with adolescents from disadvantaged families, in order to form in the teenager's life in a constructive direction.

Keywords: adolescents, destructive behavior, educational interventions, minors


Рубрика: Психология

Библиографическая ссылка на статью:
Галич Т.В., Баталов В.Ю. Психолого-педагогическая профилактика деструктивного поведения подростков из неблагополучных семей // Психология, социология и педагогика. 2016. № 11 [Электронный ресурс]. URL: http://psychology.snauka.ru/2016/11/7482 (дата обращения: 29.09.2017).

Преступность среди несовершеннолетних является социальным явлением в большей мере, чем взрослая преступность. Современные несовершеннолетние правонарушители – это продукт системы, симптом болезни общества.

Ослабление основных институтов социализации – семьи, школы – ускорение информационного потока, сложность внутриполитических процессов и экономической ситуации в стране – все это приводит к тому, что подростки оказываются предоставленными сами себе.

В современном обществе место молодежи не является однозначным. С одной стороны, предпринимаются попытки возродить те общественные институты, которые способствовали социализации несовершеннолетних (молодежные организации, движения, трудовые отряды и пр.), но с другой стороны, уже выросло поколение детей, которые не считают нужным вести социально одобряемый образ жизни. И те, кто не нашел себя в условиях современной реальности, либо изначально в силу особенностей семейного воспитания, противопоставил себя обществу, стремятся самоутверждаться незаконными способами и средствами.

Несовершеннолетние – это одна из самых уязвимых категорий. Опыт практических психологов, работающих с несовершеннолетними осужденными, показывает, что в большинстве это дети, во время не получившие поддержку и внимание.

К принципиальным недостаткам ранее действовавшей концепции борьбы с преступностью несовершеннолетних в целом и с корыстными преступлениями подростков, в частности, можно также отнести приоритет репрессивных начал над превентивными, недостаточную дифференциацию и индивидуализацию воздействия, недооценку значения ресурсного обеспечения, увлечение широкомасштабными мероприятиями, массовыми формами воздействия, зачастую в ущерб индивидуальной работе. [1, 5]

Психическая организация подростка очень нестабильна, причем на всех уровнях: эмоций, чувств, интеллекта. Это и крайняя неустойчивость самооценки и при этом максимализм; и снижение настроения, тревожность, легко возникающие страхи.  Работа с подростками похожа на работу сапера на минном поле. Каждое неловкое движение, неуместное слово приводит к «обнулению» всего прошлого опыта, утрате доверительности в отношениях.

Особо остро эта проблема стоит в отношении подростков из неблагополучной среды. Они заранее стигматизированы обществом, от них ожидают преступления просто по факту того, что они являются представителями определенной среды и имеют судимых родственников.

В обществе остро поставлен вопрос трудных подростков, которые в силу жизненных обстоятельств не имеют возможности получать правильное воспитание от родителей и необходимый опыт и знания для позитивного развития личности, и начинают вести противоправный образ жизни.

В своей работе мы бы хотели привести примеры конструктивной работы с подростками именно такой категории, анализируя педагогический опыт Баталовой Галины Андреевны, учителя школы-интерната №2 п. Торфяной.

Галина Андреевна более 30 лет работала педагогом, т.е. не просто общалась с подростками, а оказывала именно формирующее воспитательное и развивающее воздействие. Наиболее трудных, тех, от кого уже отказалась школы, она обучала у себя на дому.

Один из учеников воспитывался матерью страдающей алкоголизмом, так же в семье было еще 3 брата и сестра. Из школы его выгнали по причине неуспеваимости и пропуска занятий, в дальнейшем его направили в местную школу-интернат, но и там преподаватели отказались его учить. В тот момент моя Галина Андреевна работала в данном интернате и ей предложили взять трудного подростка на домашнее обучение. С самого начала обучения на дому, ученик проявлял агрессию, полное отрицание необходимости получать образование, не скрывал причастности к преступлениям. В его характере проявлялась озлобленность на мир, страсть к взрослой жизни, в речи часто употреблялся воровской жаргон.

С самого начала Галина Андреевна дала понять ему, что она не собирается его ругать и говорить, что он несовершеннолетний преступник. Она объяснила ему, что сама воспитывалась не родителями и знает, что такое ночевать на улице и искать себе еду самому. Этим методом она пользовалась и при работе в школе-интернате.

Первые недели она работала над упущенным материалом и вместе с этим пыталась войти в доверие к подростку. По ее мнению, важно выбрать правильный тон в общении с подростком. Недопустимы панибратство, «сюсюканье», важно показать свою взрослую позицию. Например, она четко давала понять, что у нее дома его всегда ждут и всегда помогут, но курить или проявлять агрессию в ее доме нельзя.

Понимая, что для подростка важен его язык, его культурная ниша, Галина Андреевна, допускала неформальное обращение в тех эпизодах, когда это было уместно. Например, один из ее учеников в кругу друзей носил кличку «Ленин», и когда он не мог прийти к нам на занятия он звонил моей и говорил:« Крупская! Ленин звонит, я сегодня прийти не смогу!»

Позиция «мы тебя принимаем» поддерживалась ее семьей. Она приглашала учеников на обед в свою семью, где кроме троих родных сыновей рос усыновленный воспитанник интерната, не препятствовала общению детей. Но если ученик приходил с запахом сигарет или проявлял агрессию, то есть нарушал правила, которые установлены в семье, то она делала паузу, отправляла его «проветриться» или оставляла его одного.

Галине Андреевне удалось развить в нем мотивацию к знаниям, он делал успехи в учебе и готовился к экзаменам, но его поведение на улице оставалось прежним. Его всеми методами пытались вывести из преступной жизни, на тот момент он состоял на учете у участкового и был «криминальной звездой» поселка. Его старший брат находился на тот момент в местах лишения свободы уже 7-8 лет, он видел в нем авторитет. Он всегда с искрой в глазах рассказывал про него. Этот факт был очевидным, он считал противозаконную жизнь некой гордостью. Чтобы показать ему другую жизнь, отвлечь от криминала, Галина Андреевна начинала брать его с собой во время семейных выездов на дачу, озеро и на трудовые мероприятия, в качестве помощника. Чувствуя свою нужность и возможность получать радость от труда, он с радостью соглашался. Только с таким подходом удалось добиться того, чтоб юноша окончил 8 классов и проявил желание получить профессию.

Это только один из эпизодов педагогической деятельности Галины Андреевны, но даже на его основе можно увидеть эффективность приемов гуманистической психологии К. Роджерса И А. Маслоу, которая предлагает идти к человеку, не сражаясь с ним, а принимая его. Профилактическая работа с подростками, основанная на таких методах, направлена на пресечение видимых проявлений нежелательного поведения в ближайшем времени, а на формировании представлений о себе, как о достойной личности, развитии конструктивных перспектив.


Библиографический список
  1. Галич Т.В., Хачатурян С.Д. Экономическая ресоциализация несовершеннолетних осужденных, совершивших преступление против собственности. Учебно-методическое пособие. – Владимир, 2008 – 102с.
  2. Белинская Е.П. Я – концепция и ценностные ориентации старших подростков в условиях быстрых социальных изменений//Вестник МГУ, серия №14, №4, 1997, С.57-63
  3. Горшенков Г.Н., Костыря Е.А., Лукичев О.В. и др. Криминология и профилактика преступлений: Уч.пособие. Курс лекций /ред. Сальников В.П.-СПб.,2001, 275 стр.
  4. Кудрявцев  И.А.,  Морозова Г.Б.,  Потнин А.С.  Корзякова А.Д., Семенова О.Ф. Психологический анализ смыслообразующих факторов делинквентного поведения подростков //Психол. журнал. 1996. №5, 69 стр.
  5. Обухова Л.Ф. Возрастная психология. – М., 2000, 413с.


Все статьи автора «Dalivvah»


© Если вы обнаружили нарушение авторских или смежных прав, пожалуйста, незамедлительно сообщите нам об этом по электронной почте или через форму обратной связи.

Связь с автором (комментарии/рецензии к статье)

Оставить комментарий

Вы должны авторизоваться, чтобы оставить комментарий.

Если Вы еще не зарегистрированы на сайте, то Вам необходимо зарегистрироваться: