УДК 378.147

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ИНФОРМАЦИОННО-КОММУНИКАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ НА УРОКАХ МАТЕМАТИКИ КАК УСЛОВИЕ РАЗВИТИЯ ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ МОТИВАЦИИ К УЧЕНИЮ УЧАЩИХСЯ

Зимулина Галина Дмитриевна
Тульский государственный педагогический университет имени Л. Н. Толстого

Аннотация
В данной статье говорится о роли информационных технологий в школе, а также об их применении на уроках математики. Рассказывается, как при помощи средств ИКТ не только проводить уроки, но и организовывать исследовательскую и проектную деятельность у учащихся, а также как разрешается главная задача, которая стоит перед преподавателем – уровневая дифференциация. Подчеркивается, как при помощи ИКТ у детей можно повысить мотивацию к изучению предмета, тем самым улучшить их успеваемость, а также дать возможность каждому проявить индивидуальность и развить свои способности. В статье также отмечены рамки применения технических средств на занятиях.

Ключевые слова: математика


THE USE OF INFORMATIONAL AND COMMUNICATIONAL TECHNOLOGIES DURING MATH CLASSES AS A CONDITION OF THE DEVELOPMENT OF THE INFORMATIVE MOTIVATION FOR THE TEACHING OF STUDENTS

Zimulina Galina Dmitrievna
Tula State Pedagogical University named after L.N. Tolstoy

Abstract
In this article the role of involvement of information technologies in school education is highlightened, as well as the implementation of the latter during math lessons. It is telling, how with the help of informational and communicational technologies not only to conduct lessons, but also to organise research and project activity for the students, as well as how the main task of teacher's work is resolved - the level differentation. It is stressed how with the help of икт childrens' motivation towards studying new subjects can be increased, which will benefit for their overall marks, and to provide a chance for expressing individuality and develop their own skills. The article also dwells upon the boundaries of technological devices usage during tghe lessons.

Рубрика: Педагогика

Библиографическая ссылка на статью:
Зимулина Г.Д. Использование информационно-коммуникационных технологий на уроках математики как условие развития познавательной мотивации к учению учащихся // Психология, социология и педагогика. 2016. № 12 [Электронный ресурс]. URL: http://psychology.snauka.ru/2016/12/7529 (дата обращения: 03.01.2017).

Проблема развития познавательного интереса у учащихся занимает важное место в процессе построения современного урока. Особенностью современного процесса обучения становится его ориентация на интерес, активность и творческий подход учащихся.

Познавательный интерес не является чем-то дополнительным в процессе обучения, наоборот, это глубочайший внутренний мотив, с помощью которого процесс обучения проходит наиболее благоприятно. Проблеме формирования интереса уделили свое внимание такие ученые, как Г.И.Щукина, которая считала, что необходимо «всеми возможными способами воспламенять в детях горячее стремление к знанию» [1], П.Я.Гальперин, отмечавший, что «непосредственный интерес – вот великий двигатель – единственный, который ведет верно и далеко» [2] и многие другие. Следует подчеркнуть, что отсутствие интереса является показателем серьёзных недостатков в организации обучения.

На мой взгляд, появление интереса к любому предмету у большинства школьников зависит, во-первых, от методики его преподавания, а, во-вторых, насколько умело будет построена учебная работа. Сложно полюбить предмет, если преподаватель постоянно читает лекции, а дети изо дня в день работают в одном и том же направлении. В условиях развивающегося информационного пространства информационно-коммуникационные технологии (ИКТ) являются одним из главных инструментов модернизации школы в целом, начиная от управления образовательным процессом и заканчивая воспитанием и обеспечением доступности образования. Внедрение новых технологий в сферу образования ведет за собой переход от старой схемы репродуктивной передачи знаний к новой, креативной форме обучения.

Сам предмет математика, в рамках своей специфики, является одним из наиболее благоприятных для внедрения ИКТ в учебный процесс. Многие темы объяснять детям с использованием компьютера, проектора и интерактивной доски становится легче, поскольку материал выглядит наиболее наглядно. Поэтому кабинеты математики должны быть оснащены современным оборудованием (компьютер, проектор, интерактивная доска и др.) и современной литературой (как электронной, так и печатной). Все эти новшества не только улучшат качество образования, но и повысят мотивацию к изучению предмета.

Итак, когда преподаватель проводит уроки со средствами ИКТ, дети попадают в красочную, более естественную для них среду. Учитель по математике демонстрирует на занятии разноцветные графики, красочно решает задачи или проводит урок в нетрадиционных формах (урок-путешествие, викторина, и т.д.), тем самым увлекает ученика в изучение предмета. Занятия становятся яркими, интересными, насыщенными и занимательными, так как материал содержит в себе элементы необычайного, удивительного, неожиданного, что способствует созданию положительной эмоциональной обстановки обучения, происходит процесс формирования устойчивого познавательного интереса, что в свою очередь влечет получение новых знаний и развитие мыслительных способностей. На обычном уроке выход к доске является чуть ли не пыткой для большинства учеников, а вот когда в классе есть интерактивная доска, детям интересно с ней работать, поэтому учащиеся выходят к доске с большим интересом. При помощи интерактивной доски на уроках математики удается решить проблему, связанную с построениями графиков и различных геометрических фигур. Части чертежей можно разукрасить цветной заливкой, что, в свою очередь, способствует лучшему визуальному восприятию. Поскольку математика является серьёзным и достаточно трудным школьным предметом, то необходимо давать детям немного расслабится, менять формы и методы при работе с учащимися, и в этом случае использование компьютеров, приходит на пользу. После решения сложной задачи полезно будет провести обычную вычислительную работу, решить математический кроссворд, навести соответствия в правилах,  все это удобно выводить с помощью компьютера на экран.

С использованием ИКТ учителю интересно проводить не только занятия, но и организовывать у учащихся исследовательскую и проектную деятельность по предмету. При оформлении проекта по геометрии или алгебре, а это может быть решение задач или доказательство теорем, информация об ученых или интересные факты о науке, учащимся удобно заранее оформить демонстрационный материал в виде презентации. Во-первых, это позволит им проявить свою индивидуальность, во-вторых, материал детям запомнится лучше, а, в-третьих, для остальных он более понятен, ведь информацию класс будет воспринимать не только на слух, но и зрительно. Так же удобным приемом является объявление на лучшую работу или проект. Пока дети будут стараться оформлять, любовь к предмету будет прививаться,  следовательно,  дети будут чувствовать больший интерес. Более того, при помощи ИКТ познавательную активность можно привлечь посредством дистанционного обучения, которое позволяет школьникам участвовать во всевозможным конкурсах, олимпиадах и семинарах, изучать предмет глубже с помощью интернет-уроков, открывает новые возможности в познании предмета.

Часто случается так, что в классе есть учащиеся, которым математика дается лучше, чем остальным и, наоборот, есть школьники, которые отстают по предмету. В итоге и у одних и у других возможно снижение интереса к предмету, одним становится слишком скучно, они теряют почву для развития своих способностей, а другие, теряют интерес, потому что начинают не понимать предмет. В математике каждая тема связана с предыдущей, в итоге ком непониманий накапливается, и ученик теряет интерес. Так вот с использованием  ИКТ решается еще одна важная задача, которая стоит перед преподавателем – это уровневая дифференциация. Деятельность учителя должна давать возможность каждому ученику овладеть знаниями в соответствии своим возможностям.

Не малую роль играет компьютер при подготовке школьников к ЕГЭ и ОГЭ. Множество всевозможных тестов, (включая комбинацию частей А, В, С)  возможно проходить в двух режимах: обучение (можно воспользоваться подсказками) и контроль (помогает проверить усвоенный материал). Эти тесты не только помогают получить объективную оценку знаний, выявить пробелы в изученных темах, но также помогают психологически настроиться к экзамену.

Несмотря на все вышесказанное, нельзя не сказать, что в процессе компьютерного обучения несколько ухудшается письменная культура школьника, наблюдаются случаи отчуждения детей друг от друга при непрерывном контакте с интересным и занимательным компьютером [3]. Если на занятиях ИКТ будут применяться все 45 минут, то возможен обратный эффект – снижение познавательной активности. Это происходит из-за обычного переутомления.

Подводя итог, следует отметить, что значение познавательного интереса выходит за рамки развития учебного процесса. Именно благодаря ему как знания, так и процесс их получения становятся главной движущей силой развития интеллекта и важным фактором воспитания всесторонне развитой личности. А внедрение средств ИКТ позволяют школе как соответствовать требованиям современного информационного общества, так и осуществлять подготовку выпускников, которые владеют важной компетенцией – умением применять информационные технологии.


Библиографический список
  1.  Щукина, Г.И. Педагогические проблемы формирования познавательных интересов учащихся /Г.И.Щукина. – М.: Педагогика, 1988. – 208 с.
  2. Гальперин, П.Я., Талызина Н. Ф. Управление познавательной деятельностью учащихся / П.Я. Гальперин, Н.Ф.Талызина. – М.: МГУ, 1972. – с.260-270.
  3. Гершунский, Б.С. Компьютеризация в сфере образования / Б.С. Гершунский .­­–М.: Педагогика, 2005.–198 с.


Все статьи автора «Зимулина Галина Дмитриевна»


© Если вы обнаружили нарушение авторских или смежных прав, пожалуйста, незамедлительно сообщите нам об этом по электронной почте или через форму обратной связи.

Связь с автором (комментарии/рецензии к статье)

Оставить комментарий

Вы должны авторизоваться, чтобы оставить комментарий.

Если Вы еще не зарегистрированы на сайте, то Вам необходимо зарегистрироваться:
  • Регистрация