Вошедшие в сферу образования ИКТ-технологии изменили учебный процесс, сделав его интерактивным, ориентированным на взаимодействие, диалог и применение полученных знаний и навыков на практике [1].
Оснащение школ современной компьютерной техникой и предлагаемый новыми стандартами деятельностный подход в обучении приводят к активному использованию на уроках интерактивных средств обучения (ИСО). ИСО включают технические средства (компьютер, его периферийные устройства, интерактивные доски, проектор и др.) и программные (электронные образовательные ресурсы, электронные учебники и пособия, тестирующие программы, тренажеры, конструкторы и др.) [2].
Сегодня мультимедиа играют важную роль в повышении уровня восприятия учебного материала и обеспечении его лучшего понимания, усвоения и т. д. Необходимо отметить, что мультимедийные образовательные ресурсы позволяют учителю активизировать учебно-познавательную деятельность учащихся за счет возможности использования различных видов обратной связи [3]. Интерактивные управляющие элементы в ИСО позволяют обучающимся самостоятельно выбирать время, темп, объем учебной работы и др. [4].
Все это требует от учителя умения организовать самостоятельную учебно-познавательную деятельность обучающихся таким образом, чтобы они имели возможность, в процессе активной деятельности на уроке, самостоятельно открывать новые знания и способы действий [5].
Для уроков изобразительного искусства, представляют, на наш взгляд, особый интерес наглядные дидактические пособия нового поколения - интерактивные мультимедийные плакаты. По сравнению с обычными полиграфическими изданиями (Г.О.Аствацатуров, Т.В.Минькович, В.Э.Штейнберг и др.), данные средства являются современным многофункциональным средством обучения и обеспечивают при максимальной визуализации учебной информации многоуровневую работу с ней на всех этапах: первичной передачи, переработки, сжатия, контроля [6, 7].
Г.О. Аствацатуров отмечает, что интерактивные плакаты могут быть только многоуровневыми и многофункциональными, направленными как на изучение нового материала, так и закрепление, на использование обратной связи и контроля качества усвоения полученной информации.
В структуре интерактивного плаката, как правило, имеется слайд первого плана и ряд подчиненных ему сцен. Отдельные части плаката первого плана содержат своего рода «меню», чтобы получив начальное представление об общем содержании и смысле представленного информационного блока перейти к подчиненным ему сценам [8].
Рассмотрим пример интерактивного плаката, разрабатываемого нами с помощью MS PowerPoint [9].
На рисунке 1 представлен слайд первого плана, с которого учитель может в любой момент перейти, с использованием гиперссылок и прозрачных слоев к слайдам второго и третьего плана.
На слайдах второго плана (рис.2) содержатся интерактивные управляющие элементы, позволяющие переключаться к наглядной теоретической информации о материалах и инструментов художника, практическим заданиям для обучающихся, тренажерам и тестам. Также на каждом слайде имеется возможность выводить справочные материалы и подсказки (используются триггеры или гиперссылки).
На подчиненных слайдам второго плана сценах (рис.3) выводится более подробная информация о каждом инструменте художника, его назначении и вариантах использования. Вернуться на данный слайд можно щелкнув мышью в любой области экрана, кроме управляющих элементов. С помощью управляющих элементов можно вывести дополнительную информацию на экран, а также переходить на следующие и предыдущие слайды или перейти в любой момент времени на слайд первого плана.
На рис.4 приведен пример интерактивного тренажера (интерактивные тренажеры находятся на слайдах третьего плана и соподчинены слайдам второго плана интерактивного плаката), созданного средствами PowerPoint [10] с использованием макросов (технологии: перетаскивание объектов на экране, проверка правильности ответа и др.) и триггеров. При разработке подобных тренажеров важно продумывать реакцию программы на неправильные действия обучающегося. В нашем случае, если обучающийся переносит текст с названиями инструментов художника неверно – они возвращаются на исходное место, если ответ верный – остаются в выделенной области возле картинок, их обозначающих.
MS PowerPoint, позволяет не только добавлять на слайды картинки, видео, анимацию и др. [4, 10], но и использовать готовые мультимедийные ресурсы, которые можно как вмонтировать в слайд, так и с помощью гиперссылки открыть в отдельном окне, а после завершения работы с ними вернуться обратно на слайд плаката. На рисунке 4 представлен пример работы в он-лайн режиме слайд-шоу, находящегося на федеральном портале Единой коллекции цифровых образовательных ресурсов (http://school-collection.edu.ru).
Использование инструментов PowerPoint, позволяет создавать качественные интерактивные плакаты, в которых есть возможность: внесения изменений и дополнений, создания пометок поверх учебного материала, создания иллюстрированного опорного конспекта, включения и выключения разъясняющей информации, создания многоуровневых интерактивных заданий и набора иллюстраций, интерактивных рисунков, анимаций, видеофрагментов.
Учитель может использовать интерактивные плакаты как на интерактивной доске при фронтальной работе, так и для индивидуальной работы учащихся [10]. Интерактивные плакаты дают учителю инструменты инициирования новых форм деятельности обучающихся – включения обучающихся в дискуссии, обсуждение проблемных и спорных вопросов, ориентированных на развитие интеллекта обучаемого, на самостоятельное извлечение и представление знания.
Особо отметим возможности интерактивных плакатов при интеграции компьютерных и мобильных технологий для организации систематического и оперативного контроля знаний обучающихся. На слайдах интерактивного плаката можно легко настроить гиперссылки как для переключения к тестовым заданиям, включенным в сам плакат, так и к заданиям, находящимся в сети Интернет. Например, на слайдах плаката можно выводить вопросы обучающимся, а оперативную проверку организовать с помощью интернет-сервиса Plickers, одного смартфона или планшета учителя и карточек с QR-кодами [11].
Для организации интерактивного взаимодействия на занятиях интересны возможности интернет-сервисов [12, 13] для совместного создания, редактирования и размещения в сети фотографий, презентаций, интерактивных плакатов, карт знаний, комиксов, мультфильмов, пазлов и др.
Использование интерактивных технологий привело к изменению роли учителя в образовательном процессе, который становится больше наставником и тьютором. Он вместо готовых знаний побуждает обучающихся к самостоятельному поиску ответов и решений обсуждаемых проблем, а также к самостоятельному поиску того, что еще нужно изучить и освоить [4]. При таком обучении создаются условия для развития личной инициативы обучающихся и формируются у них коммуникативные качества, умения анализировать альтернативные мнения, навыки выбора и принятия четко обоснованных решений и др. [4, 14].
В заключении отметим, что педагогически целесообразное использование интерактивных плакатов может помочь решить проблему снижения качества обучения [15], являющуюся одной из основных проблем современного образования и связанную со снижением эффективности традиционных форм, методов и средств обучения.
Библиографический список
- Лузан Е. Ю. Актуальность применения интерактивных плакатов для реализации ФГОС [Текст] / Е. Ю. Лузан, Т. М. Зуева, В. А. Перелыгин // Школьная педагогика. — 2015. — №2. — С. 27-30.
- Куликова Н. Ю. Методические основы формирования готовности будущего учителя информатики к использованию интерактивных средств обучения. Современные проблемы науки и образования. – 2014. – № 4 .– URL: http://www.science-education.ru/118-14228 (дата обращения: 20.10.2015).
- Бобровская Л.Н., Данильчук Е.В., Куликова Н.Ю. Интерактивные электронные образовательные ресурсы как средство повышения качества обучения на начальной ступени общего образования // Развитие профессиональных компетенций педагогов в условиях перехода на новые стандарты системы образования: Международная научно-практическая конференция. 15 февраля 2015 г. / Под общ. ред. О. П. Нестеренко. – Тирасполь: ПГИРО, 2015. – С. 152-157.
- Куликова Н.Ю., Полякова В.А. Использование интерактивной мультимедийной презентации на уроке как средства управления познавательной деятельностью обучающихся // Гуманитарные научные исследования. 2015. № 10 [Электронный ресурс]. URL: http://human.snauka.ru/2015/10/12802 (дата обращения: 21.10.2015).
- Данильчук Е. В., Куликова Н. Ю. Модель формирования готовности будущего учителя информатики к использованию интерактивных средств обучения // Грани познания. 2014. № 7 (34). С. 70-75.
- Аствацатуров Г.О. Три уровня интерактивности в мультимедийной дидактике // Школьные технологии. 2012. № 6. С. 83-88.
- Аствацатуров Г.О. Технология конструирования интерактивного плаката [Электронный ресурс]. URL: http://didaktor.ru/texnologiya-konstruirovaniya-interaktivnogo-plakata/ (дата обращения: 21.10.2015).
- Минькович Т. В. Укрупнение дидактических единиц в информатике: принцип знакового укрупнения // Информатика и образование. № 7. Сентябрь 2013. C. 41-48.
- Бобровская Л. Н., Куликова Н. Ю. Создание электронных образовательных ресурсов средствами PowerPoint. Педагогическая информатика. – 2012. – № 1. – С. 17–27.
- Куликова Н. Ю., Данильчук Е. В., Борисова Н. В. Формирование готовности педагога к использованию интерактивных средств обучения как важнейшей составляющей его информационной компетентности // Вестник Волгоградской академии МВД России. № 2 (33), 2015. С. 136-140.
- Куликова Н.Ю., Кобзева В.А. Использование мобильных приложений для организации и проведения оперативного контроля знаний обучающихся // Современные научные исследования и инновации. 2015. № 5 [Электронный ресурс]. URL: http://web.snauka.ru/issues/2015/05/53174 (дата обращения: 20.01.2016).
- Сергеев А. Н. Профессиональная подготовка будущих учителей в контексте обучения в сетевых сообществах Интернета. // Известия Волгоградского государственного педагогического университета. Серия «педагогические науки»: научный журнал. – 2010. – №1.
- Сергеев А.Н., Ульченко Е.Н. Публикация мультимедийного контента в социальной образовательной сети: техническая реализация и возможности для образования // Научный потенциал. 2014. № 1 (14). С. 84-87.
- Карпенко Е.А. Критерии успешного применения интерактивных технологий в обучении // Психология, социология и педагогика. 2014. № 6 [Электронный ресурс]. URL: http://psychology.snauka.ru/2014/06/3274 (дата обращения: 25.09.2015).
- Куликова Н.Ю. Учебный курс “Разработка электронных образовательных ресурсов” // В сборнике: Информационные технологии в образовании XXI века Сборник научных трудов. 2013. С. 279-283.