УДК 316.74

МОРАЛЬ, РЕЛИГИЯ И СВОБОДОМЫСЛИЕ В СОВРЕМЕННОМ ОБЩЕСТВЕ

Хазиева Эльза Романовна
ФГБОУ ВПО «Башкирский государственный университет»
магистрант 2 года обучения

Аннотация
В статье анализируются процессы религиозной трансформации современной России, взаимовлияние религии и общества, нравственные и религиозные изменения семейных отношений, религиозный плюрализм на основе данных последних социологических. Проводится сравнительная характеристика ценностных ориентаций представителей различных конфессий, дается оценка степени влияния религиозных убеждений на различные аспекты жизни современного человека.

Ключевые слова: конфессии, общество, плюрализм, религия, семья, современность


MORALITY, RELIGION, AND FREEDOM OF THOUGHT IN MODERN SOCIETY

Khazieva Elsa Romanovna
Bashkir State University
undergraduate of 2 year of training

Abstract
The article analyzes the processes of religious transformation of modern Russia, interaction of religion and society, moral and religious changes in family relations, religious pluralism based on data from various sociological studies. Conducted comparative characteristics of value orientations of different confessions, assesses the degree of influence of religious beliefs on the various aspects of modern life.

Keywords: confessions, family, pluralism, present, religion, society


Рубрика: Социология

Библиографическая ссылка на статью:
Хазиева Э.Р. Мораль, религия и свободомыслие в современном обществе // Психология, социология и педагогика. 2016. № 2 [Электронный ресурс]. URL: https://psychology.snauka.ru/2016/02/6401 (дата обращения: 02.11.2023).

Современный мир характеризуется сложностью, быстрыми изменениями, непредсказуемостью в развитии. Но сложно найти такой фактор, который на протяжении веков играет более значительную роль, чем религия. Современному обществу присущи религиозное разнообразие, признание значимости религии. Пренебрегать религиозным фактором при оценке и прогнозировании каких – либо общественных процессов в наше время невозможно. Мы можем сделать вывод о достаточно полном освещении собственно религии в социологии. В существующих работах зарубежных и отечественных авторов исследуются проблемы, связанные с религиозностью индивида, группы, общностей, общества в целом. Однако изучение влияния религии на экономические и демографические процессы в современном обществе усложняют трансформации как религии, так и общества.  Вместе с тем, учитывая изменившиеся социально-экономические, политические, духовные условия российского общества, следует отметить, что многие аспекты изучения влияния религии на общество являются дискуссионными и недостаточно широко изученными.

Современное высокоразвитое общество основано на научных знаниях и открытиях, но, тем не менее, создано человечеством, 80% которого в большей или меньшей степени религиозно. Согласно данным Левада – Центра, только 30 % опрошенных в России определяют себя как равнодушных к религии. Большая часть как мирового, так и российского населения признают существование влияния религиозного фактора на общество. По данным Федеральной службы государственной статистики, на 1 января 2007 года в России официально зарегистрированы и действуют 22956 религиозных организаций. Уровень религиозности в России вырос с 20% в 80-х годах до 40-45% в начале 90-х годов и до 50-60% на рубеже XIX и XX веков. Особенно заметно влияние религиозного фактора на экономику и демографию. Учет конфессиональной принадлежности улучшает качество оценки происходящих изменений, в том числе и экономических и демографических, повышает точность прогнозов. Опыт исследований подтверждает взаимосвязь поведения человека и его религиозных взглядов. Изменение законодательства и отношения к религии на общественно – политическом уровне содействовало вовлечению верующих в политическую жизнь, образованию политических движений и партий религиозного толка. Эти данные показывают, что отказ от советской атеистической идеологии способствовал существенному изменению отношения к религии и увеличению значения религии в обществе. Однако следует заметить, что и трансформирующееся общество влияет на религию. На церковь как социальный институт воздействуют изменения, происходящие в других сферах российского социума. Влияние религии на различные сферы общества продолжается и при изменении статуса, роли, функций церкви в общественной жизни. Таким образом, актуальность работы связана с изменением роли религии в современном обществе. Влияние религии на российское общество делает актуальным изучение механизмов этого влияния и рассмотрение значимости религии в различных сферах общественной жизни.

Современный мир характеризуется сложностью, быстрыми изменениями, непредсказуемостью в развитии. Но сложно найти такой фактор, который на протяжении веков играет более значительную роль, чем религия. Современному обществу присущи религиозное разнообразие, признание значимости религии. Пренебрегать религиозным фактором при оценке и прогнозировании каких – либо общественных процессов в наше время невозможно.

Умаление настолько значительного фактора влияния, как религия, приводит к серьёзным ошибкам в познании и планировании современного общества. Таким образом, практическая ценность исследования влияния религии на общество очевидна.

Мы можем сделать вывод о достаточно полном освещении собственно религии в социологии. В существующих работах зарубежных и отечественных авторов исследуются проблемы, связанные с религиозностью индивида, группы, общностей, общества в целом. Однако изучение влияния религии на экономические и демографические процессы в современном обществе усложняют трансформации как религии, так и общества.  Вместе с тем, учитывая изменившиеся социально-экономические, политические, духовные условия современного российского общества, следует отметить, что многие аспекты изучения влияния религии на общество являются дискуссионными и недостаточно широко изученными.

Современное общество характеризуется религиозным разнообразием, и оно наблюдается и в России. В наше время в Российской Федерации почти в каждом регионе проживают люди не менее 50-60 национальностей, последователи 20-30 религиозных направлений. Подобной полирелигиозности в России способствовал отказ от официальной государственной атеистической идеологии. В советский период делался упор на негативном влиянии религии на общество, сегодня же отношение к религии на общественно-политическом уровне существенно изменилось. Религия стала одним из явных факторов воздействия на различные сферы жизни. В постсоветской России быстро распространялись новые религиозные движения (НРД). Их влияние не ограничивалось соперничеством с традиционными  религиями – стремительное распространение сект, культов, религиозных организаций подняло вопрос о сохранении светскости образования в государстве [1, с.68].  Данные о реальном числе приверженцев новых религиозных движений были разрозненными – от 200 тыс. до 10 млн. человек, по мнению религиоведа Л.Н. Митрохина – от 200 до 300 тыс. человек.  Современное законодательство способно бороться с сектами и их негативными последствиями, но проблема отрицательного влияния новых религиозных движений на общество еще остается неразрешённой. Для решения проблемы в стране ввели юридически регулируемый религиозный плюрализм. Регистрация религиозных движений не решает проблемы – для НРД характерно намеренное занижение своей численности либо избежание регистрации вовсе. Мы считаем, что самым действенным методом контроля являются обязательные регистрация и постоянные проверки деятельности подобных организаций.

В теме религиозного плюрализма отдельно выделяют взаимоотношения православных и мусульман. Данная тема актуальна и для нашей республики. Распространено мнение, что православные более суеверны, чем мусульмане, в СМИ рассуждают о противоположных системах ценностей этих конфессий. Такие рассуждения приводят к выводу о якобы неизбежном конфликте православных и мусульман [2, с.78]. Всероссийские исследования религиозности населения, проведенные ИСПИ РАН, прояснили ситуацию.

Сравнительный анализ опрошенных групп показывает, что по социально-демографическим характеристикам мусульмане более сбалансированная по полу группа, чем православные. У мусульман в группе 44% мужчин, у православных 40%. Среди мусульман выше доля респондентов, никогда не бывавших в храме (мечети) и никогда не читавших Коран, чем среди православных доля респондентов, никогда не посещавших храм и никогда не читавших Евангелие. С другой стороны, среди мусульман ниже доля немолящихся, чем среди православных. Мусульмане больше православных верят в приметы (64% и 59% соответственно), колдовство (41% и 32%), гадания (35% и 30%), а православные больше верят в существование экстрасенсов (63% и 54% соответственно) и в предсказания (40% и 37%). Мусульмане больше склонны к суевериям, чем православные, но эта разница невелика.

Религиозная активность мусульман сопоставима с православной. Суеверное поведение характерно незначительной доле опрошенных православных и мусульман. Ценностные ориентации у православных и мусульман близки: на первые места ставится ценность человеческих отношений самих по себе, стремление делать добро ближнему. Данные проведённого исследования  показывают, что системы ценностей и религиозность мусульман и православных неконфликтны. Более того, исторически практически мирное сосуществование и совместное решение проблем сформировали мировоззренческое единство   и толерантное отношение к приверженцам иных конфессий.

Сосуществование различных религий в российском обществе приносит в нашу жизнь как позитивные, так и негативные аспекты. Благодаря полирелигиозности происходят как  культурный взаимообмен, так и религиозные конфликты. При толерантном отношении взаимоотношения различных религий в обществе и их влияние на общество могут быть в большей степени положительны.

В то же время при рассмотрении влияния религии на жизнь россиян [3, с.80] можно заметить некоторые противоречия.  С одной стороны, религиозность выросла за 10 лет – 58% опрошенных заявили о своей вере в Бога, а это на 11% больше, чем в 2000 г., что свидетельствует о повышении значимости веры в повседневной жизни. С другой стороны, религиозное сознание россиян по – прежнему разрозненно, неупорядоченно. Так, 19% россиян верят в приметы, 13% – в некую сверхъестественную силу, 7% – в загробную жизнь, 5% – в колдовство и магию и 5% – в НЛО. Также  достаточно большая группа респондентов (11%) заявляет о своей вере в высшую силу, не являясь при этом сторонницей определенного течения – феномен “Веры без религии”. В данной группе большой процент молодежи и людей, имеющих высшее образование. Очевидно, им присущи неудовлетворенность рамками традиционных конфессий и поиск новых форм выражения религиозной потребности и духовных исканий. В свободное время 11% россиян посещают церковь или другие религиозные учреждения (в 2003 г. таких было столько же). Ненамного чаще посещают церковь россияне, считающие себя православными – 14%. Эти цифры свидетельствуют о стабилизации группы, для которой посещение церкви становится неотъемлемым атрибутом повседневной жизни. Религия в её различных аспектах более важна для женщин, чем для мужчин.

Интересно сравнить данные, полученные в студенческой среде, с данными общероссийских опросов. Показатели во многом идентичны. Так, среди опрошенных студентов молятся 57,4%,  не молятся – 42,6%. Согласно опросу Левада-Центра (2008 г.) молятся с различной интенсивностью 58% россиян и никогда не молятся 34% россиян. Религиозная ориентация студенческой молодёжи схожа с типом религиозности россиян. Однако по критерию посещаемости церкви раз в месяц российская институциональная религиозность находится на одном из последних мест в Европе. Таким образом, мы можем согласиться с мнением социолога ВЦИОМ Н. П. Попова, что, по настоящим данным, действительно воцерковленных людей в соответствии с русскими православными нормами и традициями в стране от 5 до 10%, и их численность в постсоветском периоде растёт медленно. За последние два десятилетия значительно выросло число людей, не соблюдающих обряды, но называющих себя верующими, – рост от одной трети до двух третей населения. В целом религия не оказывает существенного осознаваемого влияния на жизнь россиян, но конфессиональная принадлежность, хотя и косвенно, но играет роль в тех или иных аспектах при общей секуляризации.

Религия как явление свойственна человеческому сообществу на протяжении большей части его истории. Религиозные убеждения и до настоящего времени  присущи  подавляющей части населения. Исторический опыт взаимодействия религии и общества показывает интенсивность их взаимовлияния. В XVIII веке взаимоотношения религии и общества изучали Эмиль Дюркгейм, Макс Вебер и Георг Зиммель.

Дюркгейм фактически ставит знак равенства между религией и моралью, с одной стороны, и религией и коллективными (социальными) силами – с другой. В современном обществе, где преобладают светские государства без законодательно закреплённых религиозных норм, Дюркгейм с его пониманием религиозного как социального, морального остается востребованным и актуальным.

Труды Макса Вебера подчеркнули взаимосвязь между религиозной верой и экономическими основами общества. Вебер объяснял причину различного поведения католиков и протестантов в устойчивом внутреннем своеобразии каждого вероисповедания. Обоснованную Вебером связь конфессиональной и профессиональной   принадлежности можно проследить до сих пор.

Георг Зиммель рассматривал религию как область, ограниченную от других [4, с.98]. Зиммель относил религию к формам, с помощью которых общество создает для себя гарантию правильного поведения индивидуума. Георг Зиммель считал, что религия способствует преодолению противоречий, которые ведут к серьезным общественным конфликтам. Взгляды Зиммеля на влияние религии на поведение человека применимы и к нашему времени.

Основоположники социологии религии указывали на несомненное влияние религии на общество, прослеживающееся в ходе всей истории человечества. Обращая внимание на разные сферы жизни, они указывали на большую или меньшую роль религиозной составляющей. Научные открытия, экономические и политические изменения на рубеже XIX и XX веков в развивающихся странах способствовали изменению общества. Взаимоотношения религии и общества не могли не измениться. Представители религиозные групп уже не могли ограничиваться простым принятием традиционных обязательств.

Роберт Белла одним из первых анализировал влияние религии на современное общество. Он говорил о том, что религия в современном мире всё больше зависит от индивидуального выбора и предпочтения.  Белл считал, что религия является одной из тех сил общества, от которой будет зависеть, в каком направлении пойдет его дальнейшее развитие. Его точку зрения о не столь очевидной, но всё же существующей роли религии разделяют многие современные учёные.

Степень влияния религии на современное российское общество становится предметом полемики современных исследователей. Так, современный философ и социолог В.И. Гараджа делает акцент на происходящем процессе секуляризации – процессе снижения роли религии в сознании людей и жизни общества. Данные опросов показывают, что в целом религия не оказывает существенного осознаваемого влияния на жизнь россиян, но конфессиональная принадлежность, хотя и косвенно, но играет роль в тех или иных аспектах при общей секуляризации. В советский период идеология акцентировалась на негативном влиянии религии на общество и человека. По этой причине не появлялись новые социологические исследования и работы в этой области.

В современной России положение религии противоречиво: на смену атеистического отрицания советского периода и религиозного бума 90-х годов пришла дуалистическая религиозность. В российском обществе уделяется много внимания религиозным составляющим, но процент людей, действительно соблюдающих все религиозные предписания, невелик. Эта ситуация характеризует новый этап в развитии российского религиозного сознания, формирующегося в современном постсоветском и постперестроечном обществе.

Положение религии в современном российском обществе можно назвать весьма неоднозначным, и невозможно четко оценить ее роль, возможности и перспективы. Весь опыт человечества свидетельствует о несостоятельности односторонних прогнозов по поводу будущего религии: либо ее неминуемого и близкого отмирания, либо грядущего возрождения былой мощи. Одни мыслители считают, что религии принадлежит будущее и ее роль и влияние в обществе возрастет, другие, напротив, доказывают, что религия не имеет будущего и постепенно вытесняется научным мышлением, гуманистической светской этикой. Современные альтернативы религии выражены в двух направлениях. Первое – превращение религии в особый вариант светского мировоззрения, гуманизма и второе – развитие различных суеверий, магических ритуалов и оккультизма, в которых религиозное мироощущение сохраняется, но уходит из-под контроля церкви и становится современным аналогом древней мифологии. Сейчас очевидно, что религия играет заметную роль в жизни общества и что она претерпевает глубокие и необратимые изменения.

Российское общество становится более открытым и терпимым, хотя религиозный плюрализм продолжает формироваться. Таким образом, мы можем прийти к выводу, что процессы влияния религии на современное российское общество не так очевидны, как в периоды становления социологии религии и капитализации общества, но тем не менее существуют, хотя и трансформированном виде.


Библиографический список
  1. Балагушкин Е.Г., Шохин В.К. Религиозный плюрализм в современной России: новые религиозные движения на постсоветском этапе. / Мир России, 2006, т. XV,.
  2. Синелина Ю.Ю.  Православные и мусульмане: сравнительный анализ религиозного поведения и ценностных ориентаций./Социологические исследования, 2009, № 4.
  3. Мчедлова М. М.  Роль религии в современном обществе. /Социологические исследования, 2009,№ 12, с. 77-84.
  4. Яблоков И.Н.Социология религии Г. Зиммеля. /Социология   религии. М.: Мысль, 2009.


Все статьи автора «Эльза Хазиева»


© Если вы обнаружили нарушение авторских или смежных прав, пожалуйста, незамедлительно сообщите нам об этом по электронной почте или через форму обратной связи.

Связь с автором (комментарии/рецензии к статье)

Оставить комментарий

Вы должны авторизоваться, чтобы оставить комментарий.

Если Вы еще не зарегистрированы на сайте, то Вам необходимо зарегистрироваться: