УДК 376

ПРИМЕНЕНИЕ ПРОЕКТНЫХ МЕТОДИК НА УРОКАХ БИОЛОГИИ В СЕМИЛУКСКОМ ЦЕНТРЕ ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ, МЕДИЦИНСКОЙ И СОЦИАЛЬНОЙ ПОМОЩИ

Щеблыкина Ольга Анатольевна
КОУ ВО "Семилукский центр психолого-педагогической, медицинской и социальной помощи"
учитель биологии, химии, географии

Аннотация
Статья из опыта работы с детьми, нуждающимися в длительном лечении, в Семилукском центре психолого-педагогической, медицинской и социальной помощи. Способы преодоления возникающих трудностей, применение проектных методик как возможность положительной мотивации учащихся.

Ключевые слова: долгосрочные проекты, положительная мотивация, проектные методики, промежуточный и итоговый контроль, эффективный инструмент


THE APPLICATION OF THE PROJECT METHODS AT THE LESSONS OF BIOLOGY IN SEMILUKI THE CENTER PSYCHOLOGICAL AND PEDAGOGICAL, MEDICAL AND SOCIAL ASSISTANCE

Shеblykina Olga Anatolevna
Semiluki the centre of psycho-pedagogical, medical and social assistance
teacher of biology, chemistry, geography

Abstract
Article from the experience of working with children who need long-term care, in Semiluki the centre of psycho-pedagogical, medical and social assistance. Ways to overcome difficulties, the use of design methods as an opportunity for positive motivation of students.

Рубрика: Педагогика

Библиографическая ссылка на статью:
Щеблыкина О.А. Применение проектных методик на уроках биологии в Семилукском Центре психолого-педагогической, медицинской и социальной помощи // Психология, социология и педагогика. 2016. № 2 [Электронный ресурс]. URL: https://psychology.snauka.ru/2016/02/6444 (дата обращения: 29.10.2023).

Наш Центр является одновременно образовательным и оздоровительным учреждением для детей из социально неблагополучных семей, детей, находящихся в сложных  жизненных ситуациях, детей, нуждающихся в

длительном  лечении и реабилитации. Ребенок, принадлежащий к нашему контингенту учащихся, в силу сложившихся обстоятельств легко

раним,  психологически неустойчив, слабо подготовлен не только к школе, но и к существованию в социуме. Таким образом, задачи, стоящие перед педагогами обычной общеобразовательной школы, для нас усложняются во много раз. И тут на помощь приходят «хорошо забытые»  методы работы, которые помогают детям найти применение своим знаниям, умениям и навыкам, обрести уверенность в своих силах, выполнить    общеобразовательную программу, которую для нас никто не отменял.

Я имею в виду проектные методики, благодаря которым  учащиеся

могут практически применить  полученные на уроках знания и воочию увидеть результат своей деятельности. В своей повседневной педагогической практике я применяю  этот метод как для  создания  небольших проектов в младших классах, так и долгосрочные проекты, рассчитанные на 2-3

учебных года.  Классы в нашем Центре небольшие, что позволяет эффективно работать  практически с каждым  ребенком непосредственно на уроке и во время самоподготовки. Проектная работа позволяет эффективно осуществлять как промежуточный, так и итоговый контроль знаний учащихся.

Так, в 5-6  классах учащиеся охотно согласились участвовать в проекте «Дневник наблюдений», рассчитанный на 2 учебных года с промежуточной защитой проекта в конце учебного года. При работе с учащимися невысокого уровня знаний прибегаем к  разбивке этапов работы на более мелкие:

·        Выбор проекта

·        Постановка цели

·        Сбор информации

·        Анализ  информации

·        Определение этапов выполнения

·        Постановка поэтапных задач (при необходимости поиск дополнительной информации, анализ риска)

·        Выполнение этапов работы

·        Предварительный  просмотр и оценка  (анализ и самоанализ)

·        Защита проекта.

Ценность такой формы работы с нашими учащимися состоит  в том, что  они осуществляют самостоятельную работу лишь под ненавязчивым тьюторским  участием учителя, что многократно повышает самооценку ученика, позволяет ему поверить в свои силы, раскрыть потенциальные возможности, реализоваться как личности.

В старших классах  проекты носят  более долговременный характер, но имеют видимую практическую ценность. Так, проект «Зимний сад» по традиции переходит от выпускного (9 класса) к следующему классу, которые  продолжают работу над проектом на новом витке развития.  Практическую ценность имели проекты-презентации, созданные  нашими учащимися  для региональных программ «Молодежь против наркотиков» и «Здоровое будущее планеты».

Работая над проектами в рамках школьной программы, мы – учитель и ученик – перестаем быть подателем и потребителем знаний, а становимся равноправными участниками процесса поиска знаний, их нахождения и  усвоения. Учитель  мотивирует ученика в этом процессе, провоцирует его вопросами, моделирует различные ситуации, консультирует  по мере необходимости, но перестает быть «передатчиком»  знаний.

Конечно, ни  одна из  современных педагогических методик не является некой «панацеей», и  умелый педагог использует весь их спектр для достижения поставленных целей и задач. Но в  условиях кризиса  образовательной сферы, все большего усложнения задач чисто практического характера, стоящих перед  выпускниками нашего Центра такая форма работы как на уроках, так и во внеурочной деятельности представляется мне одной из наиболее приемлемых для достижения  результатов, поставленных Законом об образовании в Российской Федерации и Федеральным государственным образовательным стандартом.


Библиографический список
  1. Жак Д. Организация и  контроль работы с  проектами. Сборник рефератов по дидактике высшей школы. Белорусский государственный университет. Центр проблем развития образования. Минск, Пропилен, 2001.
  2. Левина Т.Ф. Метод проектов в лицейском образовании. Развитие интеллектуальной активности.
  3. Пидкасистый И.И. Педагогика. Учебное пособие. М., 1995.
  4. Полат Е.С. Метод проектов. М., 2008.


Все статьи автора «Щеблыкина Ольга Анатольевна»


© Если вы обнаружили нарушение авторских или смежных прав, пожалуйста, незамедлительно сообщите нам об этом по электронной почте или через форму обратной связи.

Связь с автором (комментарии/рецензии к статье)

Оставить комментарий

Вы должны авторизоваться, чтобы оставить комментарий.

Если Вы еще не зарегистрированы на сайте, то Вам необходимо зарегистрироваться: