УДК 37

ПРИМЕНЕНИЕ ВИРТУАЛЬНЫХ ЭКСКУРСИЙ НА УРОКАХ ЛИТЕРАТУРЫ

Токарева Ольга Юрьевна
Государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение «Московский колледж архитектуры и градостроительства»
преподаватель русского языка и литературы

Аннотация
В статье рассматривается применение виртуальных экскурсий на уроках литературы.

Ключевые слова: виртуальные экскурсии, урок литературы


USING VIRTUAL TOURS IN LITERATURE LESSONS

Tokareva Olga Yurevna
Moscow College of Architecture and Urban Planning
teacher of Russian language and literature

Abstract
This article is about using virtual tours in literature lessons.

Рубрика: Педагогика

Библиографическая ссылка на статью:
Токарева О.Ю. Применение виртуальных экскурсий на уроках литературы // Психология, социология и педагогика. 2016. № 2 [Электронный ресурс]. URL: https://psychology.snauka.ru/2016/02/6445 (дата обращения: 06.11.2023).

Один из актуальных вопросов, волнующих современного учителя: как заинтересовать обучающегося на уроках литературы? Существуют различные формы и методы, которые стимулируют учебную деятельность учащихся. Одной из них является  учебная экскурсия. Несмотря на то, что эта форма образовательного процесса – одна из старейших, её потенциал для развития познавательной и творческой активности личности, коммуникативных качеств по-прежнему высок. В настоящее время все больше педагогов начинают заново открывать для себя и обучающихся учебные экскурсии.

Учебная экскурсия – организованный, сопровождаемый объяснениями показ чего-либо (произведений искусства, памятников прошлого, каких-либо сооружений, механизмов и т.д.), проводимый по определенному плану с образовательной или ознакомительной целью.

Оказавшись на литературной экскурсии, обучающийся становится настоящим исследователем, занимающим активную поисковую позицию. А в процессе поиска ответов на интересующие вопросы возникает потребность в общении, приводящая к обмену рациональной и эмоциональной информацией, опытом, выработке взаимодействия, восприятия и понимания другого человека. При помощи экскурсии возможно «оживить» учебный процесс, увлечь и заинтересовать учащихся, расширить их кругозор, активизировать познавательные способности.

Проведение учебных экскурсий усиливает практическую направленность обучения, реализуя тем самым принципы наглядности и связи обучения с жизнью.

Экскурсии присущи определенные признаки, при отсутствии которых ее нельзя считать таковой. Выделяют шесть обязательных признаков экскурсии:  четко определенная тема, являющаяся «стержнем» осмотра, диктующая его направление; протяженность по времени, обычно от академического часа до одного дня; наличие экскурсионной группы (15 – 30 человек); наличие квалифицированного специалиста-экскурсовода; осмотр экскурсионных объектов, первичность зрительных впечатлений. Но главным признаком экскурсии является обязательное использование при ее проведении экскурсионного метода, то есть единства показа и рассказа, при первичной и определяющей роли показа.

Классификация экскурсий, предложенная Б.В. Емельяновым [1], осталась неизменной до настоящего времени. Согласно ей, все разнообразие экскурсий подразделяется по следующим признакам: по содержанию; по составу участников; по месту проведения; по способу передвижения; по форме проведения.

В связи с внедрением компьютерных технологий в учебный процесс существенно изменился подход к экскурсиям, возникли новые виды экскурсий – виртуальные, интерактивные экскурсии.

В связи с этим экскурсии можно классифицировать по характеру наблюдаемых объектов на:

- реальные экскурсии;

- виртуальные экскурсии.

Интересно, что термин «виртуальный» происходит от латинского слова virtus – доблесть, состояние душевного подъема римского воина. В современном понимании этот термин обозначает нечто порождаемое, кажущееся, мнимое.

Н.А. Носов выделяет следующие признаки виртуальной реальности, при этом автор признает, что эта реальность может иметь не только техническое воплощение, но и физическое, психологическое и социальное:

-   порожденность – виртуальная реальность проявляется активностью другой реальности, внешней по отношению к ней;

-   актуальность – виртуальная реальность существует только «здесь и сейчас», пока активна порождающая ее реальность;

-   автономность – внутри виртуальной реальности течет свое собственное время;

-   интерактивность – объекты виртуальной реальности могут взаимодействовать с объектами породившей их реальности [1].

Эти признаки напрямую могут характеризовать и виртуальную экскурсию.

Первые виртуальные музеи стали появляться в Интернете в 1991 году. Они представляли собой небольшие сайты с информацией о самом музее, о его географическом положении и режиме работы. В дальнейшем на страницах виртуальных музеев стали появляться виртуальные экспозиции. Многие музеи создавали несколько виртуальных экспозиций и объединяли их в виртуальные экскурсии. В настоящее время количество и глубина изложенного материала, доступного через сеть Интернет, непрерывно растёт, и возможно, уже через несколько лет свои собственные виртуальные экскурсии будут иметь все музеи мира. Например, можно не выходя из дома посетить Государственную Третьяковскую галерею http://www.tretyakovgallery.ru/ru/museum/.

Виртуальная учебная экскурсия включает те же этапы, что и обычная учебная экскурсия. Ее проведение начинают со вступительной беседы с учащимися, где педагог определяет цели и задачи экскурсии, раздаёт маршрутные листы, в которых указано направление перемещения. Особое внимание учащихся следует обратить на способы навигации по сайту, от одной экспозиции к другой.

Огромную роль в активизации деятельности учащихся во время виртуальных экскурсий играет поисковый метод. Ученики не просто знакомятся с материалами экспозиций, но и занимаются активным поиском информации. Это достигается путём постановки проблемных вопросов перед экскурсией либо получением определённых творческих заданий. Во время проведения экскурсии учащиеся могут записывать тезисы в тетрадь, копировать материалы с сайта в свои папки, делать пометки.

Заканчивается экскурсия итоговой беседой, в ходе которой учитель совместно с учащимися обобщает, систематизирует увиденное и услышанное, выделяет самое существенное, выявляет впечатления и предварительные оценки учащихся; намечает творческие задания для них: написать сочинение, подготовить доклады, составить альбомы.

Виртуальную экскурсию более удобно применять для организации учебного процесса, так как она не требует больших усилий в своей подготовке. Учащимся не нужно покидать учебное заведение, одной из главных особенностей виртуальной экскурсии является ее применение на любом этапе урока.

Виртуальные экскурсии можно разделить на два вида: экскурсии, разработанные коллективами профессионалов, которые можно найти в сети Интернет и экскурсии, разработанные самим учителем. Организация «рукотворной» виртуальной экскурсии на первый взгляд проще, так как учитель сам подбирает нужный ему материал, составляет необходимый маршрут, изменяет содержание согласно поставленным целям. Составляющими данной экскурсии могут выступать видео, звуковые файлы, анимация, а также репродукции картин, изображения природы, одежды, портреты, фотографии. Но с другой стороны эта работа требует методических знаний, поисковых умений и хорошей подготовки в области информационных технологий. Простейшим вариантов программной реализации виртуальной экскурсии являются программы для создания презентаций. Однако демонстрация презентации еще не является виртуальной экскурсией, так как для учащихся должна быть создана соответствующая атмосфера: освещение, музыка, оформление кабинета и т.п. Кроме того, основой для организации виртуальной литературной экскурсии могут служить видеофрагменты из жизни и творчества  писателей, поэтов.

Кроме фронтальной виртуальной экскурсии на уроках литературы можно организовать индивидуальную и групповую работу учащихся по подготовке и проведению виртуальных экскурсий. В этом случае учащиеся, создавая проекты виртуальных экскурсий по тем или иным темам, углубляют знания, полученные на уроках литературы, осваивают приемы и методы исследовательской деятельности. Подготовка виртуальной экскурсии включает в себя несколько этапов: диагностический, подготовительный, исполнительский, заключительный, аналитический.

Особое внимание следует обратить на организацию диагностического этапа, на котором выявляются интересы учащихся, мотивы, которыми они руководствуются, приступая к работе, степень их самостоятельности и ответственности за свои действия. На основе проведенной диагностики для учащихся (групп учащихся) разрабатывается «индивидуальный маршрут» деятельности: объединяются в рабочие группы, члены которых могут выполнять разные функции («исследователи», «художники», «фотографы», «аниматоры», «редакторы», «экскурсоводы»).

Например, учащимся, можно дать задание разработать виртуальную экспозицию о жизни и творчестве С.Есенина, А.Блока и т.п.

Применение как реальных, так и виртуальных экскурсий на уроках литературы делает процесс обучения и преподавания более интересным, качественным и результативным. Помогает учащимся рассмотреть литературные процессы и познакомиться с творчеством различных авторов более подробно; расширяет опыт восприятия литературного произведения, формирует умение анализировать текст, определить замысел, составить план раскрытия темы, найти  аргументы для обоснования своего мнения, сделать выводы, самостоятельно создавать собственный текст – сочинение.


Библиографический список
  1. Емельянов, Б.В. Экскурсоведение [Текст] / Б.В. Емельянов. – М: Советский спорт, 2007. – 216 с.
  2. Носов, Н.А. Виртуальная психология [Текст] / Н.А. Носов. – М.: Аграф, 2000. – 432 С.


Все статьи автора «Токарева Ольга Юрьевна»


© Если вы обнаружили нарушение авторских или смежных прав, пожалуйста, незамедлительно сообщите нам об этом по электронной почте или через форму обратной связи.

Связь с автором (комментарии/рецензии к статье)

Оставить комментарий

Вы должны авторизоваться, чтобы оставить комментарий.

Если Вы еще не зарегистрированы на сайте, то Вам необходимо зарегистрироваться: