УДК 316.1

ЧЕЛОВЕК В ИНФОРМАЦИОННОМ ОБЩЕСТВЕ

Вигель Нарине Липаритовна
Ростовский государственный медицинский университет
доктор философских наук, профессор кафедры Истории и философии

Аннотация
Данная статья посвящена образу человека в современном информационном обществе. Человек уже не представляет себя из технических устройств. Понятие превосходящей мощности компьютеров намного больше имеет отношение к переосмыслению, что есть человек сам, а не с технологиями, захватившими сущность человеческого разума, ведь человек это тот, который проявляет ответственность, мудрость, сочувствие, сострадание, самопожертвование, высказывает мнение и суждение.

Ключевые слова: «напряжение цивилизации», глобализация, информационное общество., искусственный интеллект, культура, техника, философия, человек


THE MAN IN INFORMATION SOCIETY

Wiegel Narine Liparitovna
Rostov State Medical University
Doctor of Philosophy, professor of department of History and philosophy

Abstract
The paper contemplates the person in modern information society. The person doesn't represent himself from technical devices any more. The concept of the surpassing power of computers is related to reconsideration that there is a person himself much more, but not with the technologies which captured essence of human reason after all the person is what shows responsibility, wisdom, sympathy, compassion, self-sacrifice, expresses opinion and judgment.

Keywords: artificial intelligence, civilization tension, culture, equipment, globalization, information society, person, philosophy


Рубрика: Социология

Библиографическая ссылка на статью:
Вигель Н.Л. Человек в информационном обществе // Психология, социология и педагогика. 2016. № 2 [Электронный ресурс]. URL: https://psychology.snauka.ru/2016/02/6459 (дата обращения: 29.10.2023).

В современном информационном обществе, с развитием компьютеризации и телекоммуникаций во всех аспектах жизнедеятельности человека изменилось и представлении о философии [1-27]. Философия для науки, «вспомогательный предмет», который «очищает» воображаемую среду, разъясняет научные знания о природе, демонстрирует свой прогрессивный  характер, и, показывает нелепость, если возникают альтернативы основным положениям, которые не должны создавать «напряжение цивилизации» согласно Попперу. Исключается любая позиция инвертирования вопроса и ответа, может ли цивилизация выдержать напряжение необузданной технологии.

В настоящем информационном обществе меняется и сам человек, трансформируются его взгляды и идеи . Жизнь все больше устремлена в будущее, она ищет и создает все новые формы применения интеллекта человека, воплощает его самые немыслимые замыслы, и естественно, что культура современности резко отличается от культуры предыдущей эпохи. Х. Ортега-и-Гассет писал, что  «наша жизнь более живая, напряженная, насыщенная, чем все предыдущие, и тем самым более проблематичная. Она не может ориентироваться на прошлое, она должна создавать себе собственную судьбу» [28, с.59] Многие ученые считают, что развитие техники приводит к перерождению человека, который становится как бы придатком машины.

Происходят изменения в моделировании человека. Понятие компьютера как расширение способностей человека было трансформировано, что способствовало возникновению понятия превосходящего искусственного интеллекта. Представлено ли это как прямой процесс преобразования человека по подобию технологии или как более утонченная форма технологического определения идентичности. Мы знаем точно, что мы представляем собой, т.е. как смоделированы,  но мы еще не знаем о себе, какова спецификация следующей моделирующей программы  –  результат  один и тот же, компьютер доминирует над самопознанием. Все же понятие превосходящей мощности компьютеров намного больше имеет отношение к переосмыслению, что есть человек сам, а не с технологиями, захватившими сущность человеческого разума, ведь человек это тот, который проявляет ответственность, мудрость, сочувствие, сострадание, самопожертвование, высказывает мнение и суждение. Целая культурная сфера становится зависимой от технологии, основанием которой является инструментальная рациональность, таким образом, человек не представляет себя без гаджетов, инвойсов, которые становятся непременным атрибутом современного человека информационного общества. Человек ассоциирует себя именно с гаджетами, создавая имидж современности.

По мнению Ж.Эллюля, технический прогресс породил в обществе абсурд, который связан с производством и потреблением материальный благ; и с бытием личности, где все сводится к потреблению всевозможных излишеств. «Человек нашего общества…превратился в человека, очарованного разнообразием картинок, интенсивностью шумов, дисперсией информации… Человек захвачен вселенной случайных и массово навязываемых возможностей». Именно технические средства массовой коммуникации «служат массе и толпе и навязывают сознание определенного конгломерата индивидов»[29, с.52]

Однако вряд ли безоговорочно можно согласиться с этой точкой зрения о негативном влиянии техники. Очевидно, что с развитием техники, ростом уровня СМИ увеличивается зависимость способов создания культурных образцов и их распространения от технических средств [30-41]. Культура с появлением Интернета, кино, видео, современной полиграфии превратилась в культуру для миллиардов людей.


Библиографический список
  1. Вигель Н.Л. К вопросу о психолингвистике и нейролингвистике билингвизма и особенностях          билингвальной психологии // В мире науки и искусства: вопросы филологии, искусствоведения и культурологии. 2014. № 37. С. 11-15.
  2. Вигель Н.Л. Утилитарно-прагматический феномен современности и его отражение в метамодернизме // Исторические, философские, политические и юридические науки, культурология и искусствоведение. Вопросы теории и практики. 2015. № 7-2 (57). С. 41-43.
  3. Вигель Н.Л. Проблема диалога культур в современности // Экономические и гуманитарные исследования регионов. 2015. № 4. С. 100-104.
  4. Вигель Н.Л. Человек в культуре постмодерна // Экономические и гуманитарные исследования регионов. 2015. № 2. С. 114-117.
  5. Вигель Н.Л. Роль объяснения в понимании иностранного текста при учебном переводе // Сборники конференций НИЦ Социосфера. 2014. № 49. С. 85-87.
  6. Вигель Н.Л. Билингвизм как фактор развития индивидуальных творческих способностей // Инновации в науке. 2014. № 37. С. 72-75.
  7. Алоян Н.Л. Категория трагедии // Гуманитарные и социально-экономические науки. 2008. №2. С.80-82.
  8. Вигель Н.Л. Процесс моделирования языка у монолингвов и билингвов // В мире науки и искусства: вопросы филологии, искусствоведения и культурологии. 2014. № 38. С. 12-15.
  9. Вигель Н.Л. Постмодернистская парадигма художественного текста // Гуманитарные и социальные науки. 2015. № 1. С. 72-79.
  10. Алоян Н.Л. Свобода и необходимость в древнегреческой трагедии // Философия права. 2008. № 3. С. 77-80.
  11. Давидович В.Е., Алоян Н.Л. Одиночество как феномен бытия // Гуманитарные и социально-экономические науки. 2008. № 6. С. 50-53.
  12. Давидович В.Е., Алоян Н.Л. Значение метафоры в философии Ф.Ницше // Гуманитарные и социально-экономические науки. 2008. № 1. С. 70-73.
  13. Алоян Н.Л. Древнегреческое трагическое как существенный момент жизни // Гуманитарные и социально-экономические науки. 2007. № 6. С. 81-84.
  14. Алоян Н.Л.  Мифосимволическая реальность романтизма // Гуманитарные и социально-экономические науки. 2007. № 6. С. 96-99.
  15. Алоян Н.Л. Герменевтический аспект обучения в контексте философии культуры: диссертация кандидата философских наук/СКНЦ ВШ. Ростов-н/Д., 1999. -117 с.
  16. Алоян Н.Л., Черникова В.Е. Человек в современном культурном пространстве. Изд-во «Антей». Ростов н/Д, 2009. -242с.
  17. Вигель Н.Л. Феномен билингвизма в эпоху постмодерна // В мире науки и искусства: вопросы филологии, искусствознания и культурологии. 2014. №37. С.6-11.
  18. Алоян Н.Л. Феномен страдания в архаическом обществе // Гуманитарные и социально-экономические науки. 2008. № 1. С. 86-89.
  19. Алоян Н.Л. Трагедия как модус бытия человека: диссертация доктора философских наук / ГБОУ ВПО «Ставропольский государственный университет». Ставрополь, 2008. -290 с.
  20. Вигель Н.Л. Символ и культура: от традиционализма к глобализации // Современные научные исследования и инновации. 2015. №12 [Электронный ресурс]. URL: http://web.snauka.ru/issues/2015/12/62015 (дата обращения: 29.12.2015).
  21. Вигель Н.Л. Японская пищевая культура в Ростове-на-Дону (данные социокультурного исследования) // Гуманитарные научные исследования. 2015. №12.  С.240-242.
  22. Вигель Н.Л.Культ еды в глобальной монокультуре // Гуманитарные научные исследования. 2015. С.309-310.
  23. Вигель Н.Л. Персонифицированные питание как феномен пищевой культуры // Гуманитарные научные исследования. 2015. №12. С.304-305.
  24. Вигель Н.Л. Толерантность как общечеловеческая ценность // Гуманитарные и социально-экономические науки. 2015. №2(81). С.34-37.
  25. Вигель Н.Л. Человек – «играющий герой» эпохи постмодерна // Гуманитарные и социально-экономические науки. 2015. №1(80). С.42-45.
  26. Вигель Н.Л. Значение учебного перевода и общения в процессе обучения иностранному языку // В мире науки и искусства: вопросы филологии, искусствоведения и культурологии. 2014. №40. С.5-9.
  27. Вигель Н.Л. Герменевтический подход к пониманию учебного перевода // Актуальные вопросы общественных наук: социология, политология, философия, история. 2014. №40. С.22-26.
  28. Ортега-и-Гассет Х. Дегуманизация общества. – М., 1991. – С.59.
  29. Эллюль Ж. Технологический блеф/Философские науки. – 1991. – №9. – С.52.
  30. Вигель Н.Л. Особенности обучения в процессе учебного перевода // Актуальные вопросы общественных наук: социология, политология, философия, история. 2014. №40. С.26-29.
  31. Вигель Н.Л. Формирование понимания текста в процессе учебного перевода с иностранного языка // Universum: общественные науки. 2014. №9. С.2.
  32. Алоян Н.Л. Трагедия как модус бытия человека: автореферат диссертации доктора философских наук. Ставрополь, 2008. -48с.
  33. Вигель Н.Л. Foodism как эстетизм XXI века // Современные научные исследования и инновации. 2015. № 12 [Электронный ресурс]. URL: http://web.snauka.ru/issues/2015/12/61155 (дата обращения: 17.12.2015).
  34. Вигель Н.Л. Феномен современной рекламы пищевых продуктов // Современные научные исследования и инновации. 2015. № 12 [Электронный ресурс]. URL: http://web.snauka.ru/issues/2015/12/61594 (дата обращения: 21.12.2015).
  35. Вигель Н.Л. Современная глобализация культуры // Современные научные исследования и инновации. 2015. № 12 [Электронный ресурс]. URL: http://web.snauka.ru/issues/2015/12/61411 (дата обращения: 17.12.2015).
  36. Вигель Н.Л., Мерклин В.А. Традиционная и современная культуры // Современные научные исследования и инновации. 2016. № 1 [Электронный ресурс]. URL: http://web.snauka.ru/issues/2016/01/62280 (дата обращения: 17.01.2016).
  37. Вигель Н.Л. Конфликт цивилизаций // Современные научные исследования и инновации. 2016. № 1 [Электронный ресурс]. URL: http://web.snauka.ru/issues/2016/01/62278 (дата обращения: 17.01.2016).
  38. Вигель Н.Л. Одиночество или уединение? // Гуманитарные научные исследования. 2016. № 1 [Электронный ресурс]. URL: http://human.snauka.ru/2016/01/13808 (дата обращения: 17.01.2016).
  39. Вигель Н.Л. Глобализация и культура // Современные научные исследования и инновации. 2016. № 2 [Электронный ресурс]. URL: http://web.snauka.ru/issues/2016/02/64313 (дата обращения: 14.02.2016).
  40. Вигель Н.Л. Культурная диффузия: столкновение значит взаимопроникновение // Современные научные исследования и инновации. 2016. № 2 [Электронный ресурс]. URL: http://web.snauka.ru/issues/2016/02/62790 (дата обращения: 01.02.2016).
  41. Вигель Н.Л. Современная культурная ситуация: исламизация // Современные научные исследования и инновации. 2016. № 2 [Электронный ресурс]. URL: http://web.snauka.ru/issues/2016/02/62939 (дата обращения: 02.02.2016).


Все статьи автора «Вигель Нарине Липаритовна»


© Если вы обнаружили нарушение авторских или смежных прав, пожалуйста, незамедлительно сообщите нам об этом по электронной почте или через форму обратной связи.

Связь с автором (комментарии/рецензии к статье)

Оставить комментарий

Вы должны авторизоваться, чтобы оставить комментарий.

Если Вы еще не зарегистрированы на сайте, то Вам необходимо зарегистрироваться: