В начале исследования нами была выдвинута гипотеза, что у детей с нарушениями зрения на фоне зрительной патологии будет возникать недостаточное развитие навыков общения, вызывающее затруднения в общении и овладении совместной деятельностью. Для подтверждения или опровержения выдвинутой гипотезы было проведено исследование уровня развития навыков общения у детей старшего дошкольного возраста.
Задачи констатирующего исследования:
- организация и проведение констатирующего эксперимента;
- анализ результатов;
- выявление уровня развития навыков общения у дошкольников с нарушениями зрения.
Для подтверждения научного предположения нами было проведено экспериментальное исследование с целью определения особенностей развития навыков общения детей с нарушениями зрения. Эксперимент проводился на базе МБДОУ ЦРР – д/с №10 города Вязьмы (констатирующая группа) и СОГБОУ «Вяземская специальная (коррекционная) общеобразовательная начальная школа – детский сад «Сказка» (экспериментальная группа).
Выборка была сделана с учетом следующих критериев:
возраст – все дети примерно одного возраста;
половое различение – в исследование принимали участие мальчики и девочки;
все дети адаптированы к условиям ДОУ, т.е. в течение 6 месяцев посещали ДОУ.
Для исследования нами были выбраны:
1) Методика «Рукавичка»;
2) Метод экспертных оценок.
Таблица 1. Результаты исследования контрольной и экспериментальной группы по методике «Рукавичка»
С сохранным зрением |
С нарушениями зрения |
||||||||
Имя ребенка |
Баллы 1 ребенок |
Уровень
1 ребенок |
Баллы 2 ребенок |
Уровень
2 ребенок |
Имя ребенка |
Баллы 1 ребенок |
Уровень
1 ребенок |
Баллы 2 ребенок |
Уровень
2 ребенок |
Саша Б, Сережа П. |
2 |
В |
2 |
В |
Ксюша.А Яна.Л |
1 |
С |
1 |
С |
Настя.В, Нина.И |
2 |
В |
2 |
В |
Варвара.Г Ваня.Д |
1 |
С |
1 |
С |
Влад.Л, Игорь.К |
2 |
В |
2 |
В |
Егор.М, Рома.М |
0 |
Н |
0 |
Н |
Илья.В, Ксюша.К |
2 |
В |
2 |
В |
Женя.Г, Илья.К |
0 |
Н |
0 |
Н |
Настя.А Андрей.И |
2 |
В |
2 |
В |
Ника.С, Виола.Б |
2 |
В |
2 |
В |
Условные обозначения: В – высокий уровень, С – средний уровень, Н – низкий уровень.
2 Балла – высокий уровень, 1 балл – средний уровень, 0 баллов – низкий уровень.
Рис 1. Результаты исследования по методике «Рукавичка»
Таблица 2. Результаты исследования экспериментальной группы с помощью метода экспертных оценок
Имя ребенка |
Инициативность (Баллы) |
Инициативность (Уровень) |
Чувствительность к воздействию сверстников (Баллы) |
Чувствительность к воздействию сверстников (Уровень) |
Преобладающий эмоциональный фон |
Виола Б. |
1 |
С |
2 |
В |
П |
Женя Г. |
2 |
В |
2 |
В |
П |
Илья К. |
2 |
В |
2 |
В |
П |
Ксюша А. |
0 |
Н |
0 |
Н |
Н-Д |
Рома М. |
0 |
Н |
0 |
Н |
Н-Д |
Варвара Г. |
1 |
С |
2 |
В |
П |
Ваня Д. |
2 |
В |
2 |
В |
П |
Егор М |
1 |
С |
1 |
С |
П |
Ника С. |
0 |
Н |
0 |
Н |
Н-Д |
Яна Л |
1 |
С |
2 |
В |
П |
Таблица 3. Результаты исследования контрольной группы с помощью метода экспертных оценок
Имя ребенка |
Инициативность (Баллы) |
Инициативность (Уровень) |
Чувствительность к воздействию сверстников (Баллы) |
Чувствительность к воздействию сверстников (Уровень) |
Преобладающий эмоциональный фон |
Саша Б |
2 |
В |
2 |
В |
П |
Женя Г |
2 |
В |
2 |
В |
П |
Настя В |
2 |
В |
2 |
В |
П |
Нина И |
1 |
С |
0 |
Н |
Н-Д |
Влад Л |
0 |
Н |
1 |
С |
Н-Д |
Игорь К |
2 |
В |
2 |
В |
П |
Илья В |
2 |
В |
2 |
В |
П |
Ксюша К |
1 |
С |
1 |
С |
П |
Настя А |
1 |
С |
2 |
В |
П |
Андрей И |
2 |
В |
2 |
В |
П |
Рис 2. Результаты исследования при помощи метода экспертных оценок
Обработка экспериментальных данных по методике «Рукавчика» продемонстрировала нам то, что дошкольники без нарушения зрения намного проще и эффективнее устанавливают отношения сотрудничества со своими сверстниками. Дети с нарушениями зрения испытывали в этом трудности: не могли договориться о едином узоре, копировали идеи друг друга, занимались по одиночке и не пытались прийти к общему решению. Дошкольники без нарушения зрения участвовали в обсуждении рисунка, контролировали друг друга, пытались прийти к компромиссу в случае ссоры.
Метод экспертных оценок продемонстрировал практически одинаковый уровень инициативности у дошкольников с нарушениями зрения и без нарушений зрения. Это может говорить о том, что дети хотят привлечь к себе внимание, побуждают других ребят к совместной игре. Высокий и средний уровни говорят о нормальном развитии потребности в общении, но у детей с нарушениями зрения наблюдается и низкий уровень инициативности, что говорит о неразвитой потребности к коммуникации.
У всех дошкольников преобладает высокий уровень чувствительности к действиям сверстника, что указывает на готовность и желание воспринимать чужие действия, откликаться на предложения игры. Однако, следует отметить, что у детей с нарушениями зрения отмечался низкий уровень чувствительности к воздействиям сверстника (30%), что свидетельствует о неспособности слышать другого человека, являясь своеобразной преградой для развития коммуникативных способностей.
Важной характеристикой является позитивный эмоциональный фон, преобладающий в экспериментальных группах, который свидетельствует о нормальном эмоциональном настрое по отношению к собеседнику.