УДК 31

РЫНОК РИТУАЛЬНЫХ УСЛУГ В ОЦЕНКАХ НАСЕЛЕНИЯ ГОРОДА АБАКАНА

Сильченко Татьяна Олеговна
Хакасский Государственный Университет им. Н.Ф. Катанова

Аннотация
В данной статье анализируется отношение жителей города Абакана к рынку ритуальных услуг. Проведенное социологическое исследование позволяет увидеть состояние данного рынка в глазах потребителей.

Ключевые слова: погребение, Ритуальные услуги, феномен смерти


FUNERAL SERVICES MARKET IN THE ESTIMATES OF THE POPULATION OF THE CITY OF ABAKAN

Silchenko Tatiana Olegovna
Khakassia State University named after N.F. Katanov

Abstract
This article analyzes the attitude of the inhabitants of the town of Abakan to the funeral services market. The sociological study allows you to see the state of the market in the eyes of consumers.

Рубрика: Социология

Библиографическая ссылка на статью:
Сильченко Т.О. Рынок ритуальных услуг в оценках населения города Абакана // Психология, социология и педагогика. 2016. № 5 [Электронный ресурс]. URL: https://psychology.snauka.ru/2016/05/6762 (дата обращения: 12.11.2023).

На протяжении всего человеческого существования истории ритуально-похоронное дело является социально значимой областью и затрагивает интересы каждого человека. По данным статистики ежегодно в России умирает около 2 миллионов человек. Почти все россияне ежегодно посещают кладбища, чтоб почтить память умерших родных и близких людей. Еще чаще людям приходится сопереживать в утратах близким, знакомым и даже совершенно чужим людям. Сопереживание – это вид эмпатии, которая, в свою очередь, является одним из важнейших ингридиентов «цемента», скрепляющего общество воедино.

Ритуально похоронная сфера характеризуется  большой смысловой насыщенностью традиций, так как она связана с утратой значимого другого, и достойные похороны единственное, что можно сделать в такой ситуации. Смерть, как и жизнь – экзистенциальная ценность.

В конце 1980-х – в начале 1990-х кризис способствовал появлению разрушительных тенденций в ритуально-похоронной сфере. Ненадлежащий контроль государства за деятельностью субъектов похоронного дела, отсутствие нормативно правовой базы, низкий уровень обслуживания и неудовлетворительная работа похоронных предприятий стали предпосылками для изменений в этой сфере.

Похоронное дело из-за стабильного спроса стало довольно прибыльной отраслью, из которой государство было  практически вытеснено.  Муниципальных ритуальных служб очень мало, поэтому в основном люди обращаются в частные агентства, в которых, пользуясь случаем могут завысить цены в несколько раз.

Для того, чтобы проанализировать оценки рынка ритуальных услуг населением города Абакана, нами был проведен социологический опрос.

Анализ данных был проведен с помощью программы SPSS, MicrosoftOfficeExcel. В ходе исследования было опрошено 200 респондентов.

Молодых людей, необходимых для выборки, приходилось уговаривать пройти анкетирование. В данном моменте приходилось ссылаться на материалы средств массовой информации о работе фирм ритуальных услуг и таким образом объяснять актуальность исследования и необходимость участия в нем. Люди старше тридцати участвовали в опросе более охотно, но часто ссылались на занятость и отсутствие желания портить настроение. Высокую готовность к участию в опросе проявили пенсионеры, респонденты старше пятидесяти пяти лет.

Из двухсот опрошенных больше половины, а именно 73%, что они пользовались ритуальными услугами. 27% опрошенных, пятьдесят четыре человека сообщили, что ритуальными услугами они не пользовались. Смерть близких – неизбежная составляющая жизни, в т.ч. жизни этих 27-и процентов. Получается, что эта доля населения – это не те, кто не сталкивался со смертью близких, а те, кто не принимал участия в похоронном ритуале или кого оградили от этой печальной обязанности по разным причинам.

Среди тех, кто пользовались ритуальными услугами люди в основном от двадцати девяти до восьмидесяти лет. 58% из них женщины, 42% – мужчины. Из тех, кто не пользовался – большая часть люди до двадцати девяти лет обоих полов.

Наибольшее число респондентов от числа опрошенных, а именно 95% пользовались следующими видами услуг: организация похорон; санитарная обработка тела; косметическая обработка тела; захоронение; изготовление гробов; изготовление памятников. Бальзамирование и кремацию не отметил никто из респондентов, данные услуги имеют высокую стоимость и, возможно, поэтому не востребованы у жителей города

Услугой по перезахоронению пользовались всего 3% из указанных выше 95% респондентов. Эти граждане пояснили, что пользовались услугой, так как могилы их родственников, участников Великой Отечественной Войны были обнаружены спустя годы, после окончания войны, и чтобы не посещать западную часть России для ухода за могилой родственника, 3% респондентов обратилась в похоронные бюро для оказания услуги перезахоронения.

Последний пункт вопроса «другое» указали 4% респондентов. Пояснения носили сакральный характер: отпевание или другие обряды. Причем четыре человека обозначили православные обряды, двое ведические, один шаманские и еще один католический обряд. Эти экзотические обряды составили 4% от выборки. Следует отметить отсутствие мусульманского обряда, что выглядит довольно странным в многонациональной и поли конфессиональной Республике.

38% респондентов не помнят, в какую именно организацию они обращались. Это можно интерпретировать так, что ситуация была стрессовая и выбирать фирму времени не было. В пояснениях респонденты отмечали два аспекта своих ощущений по этому поводу.

Во-первых, был ряд респондентов, которые вспомнили, что чувствовали себя эмоционально подавленными и растерянными, поэтому воспользовались услугами первой предложившей себя фирмы и даже не запомнили, как она называлась.

Во-вторых, был ряд респондентов, которые сообщили, что похороны были довольно давно и даже четыре года, это уже значительный срок, чтобы забыть название фирмы. Как пояснили респонденты, название фирмы, занимающейся похоронами, это не та информация, которую хочется хранить в памяти или хранить их визитку и рекламу, с целью воспользоваться еще раз.

Большая часть респондентов ответила, что они пользовались услугами муниципального бюджетного учреждения г. Абакана «Ритуальные услуги», так как услуги этой фирмы предлагают в больницах и сотрудники «скорой помощи», то есть узнали о предприятии непосредственно при ситуации смерти близкого.

Интересно акцентировать внимание на 5% респондентов, обратившихся в Дом молитвы. Напомним, что во втором вопросе, 4% выбрали пункт «другое». Пояснения носили сакральный характер: отпевание или другие обряды. «Дом молитвы» представляет баптистскую деноминацию, но никто из респондентов не назвал их обряды, во втором вопросе.

Мы поинтересовались этим вопросом у респондентов выбравших «Дом молитвы», они ответили, что к баптистам себя причисляли их ушедшие родственники. Другим мотивом выступило то, что, по мнению этих респондентов, баптисты более честны и ответственны, чем любые другие бизнесмены.

Таким образом, из обобщенных результатов ответов на данные три вопроса можно сделать следующий вывод. Подтверждается теория о неэластичности рынка ритуальных услуг.

По результатам ответов на вопрос что важно в действии ритуальной службы, наиболее важным для большего числа респондентов оказались качество и соответствие услуг ритуалу.

Их отметили по 43 и 42 процента респондентов соответственно. Это респонденты в возрасте от двадцати девяти до восьмидесяти трех лет. Этот результат вновь подчеркивает специфику рынка ритуальных услуг, заключающуюся во взаимодействии внутри данного сектора рынка ритуального и коммерческого, сакрального и профаного. Респондентов интересует и качество услуг и их соответствие определенным ритуалам, как светским так и духовным. Можно предположить, что качество услуг напрямую связано с демонстративностью процедуры похорон, а стремление к соблюдению ритуала говорит о перфекционизме потребителей услуг.

На втором месте оперативность – 36%. Это преимущественно респонденты в возрасте от сорока до шестидесяти девяти лет. Очевидно, что оперативность в такой процедуре, как похороны играет большую роль, так как по традиции они должны произойти на третий день после смерти. За эти три дня родственникам усопшего необходимо провести довольно большую организационную работу. Подготовка обсуждаемой процедуры (похорон) осложняется тем, что заказчик услуг находится в сложном эмоциональном состоянии и поэтому часто присутствует большая потребность во внешнем оперативном организаторе. Оперативность – эвфемизм, маскирующий настрой потребителя побыстрее и без усилий отделаться от неудобной обязанности.

Важность стоимости отметили только 14% респондентов. Это респонденты в возрасте от сорока до шестидесяти девяти лет. Можно проинтерпретировать эти ответы так, что чем моложе человек, тем меньше он задумывается о стоимости чего либо, да и реже сталкивается с необходимостью обращаться за ритуальными услугами. Люди не хотят признаться даже сами себе, что хотели бы сэкономить.

Люди, чей возраст приближается к пенсионному или переходит за него сталкиваются с необходимостью пересматривать свои расходы исходя из того, какую пенсию они будут получать, и какие услуги им придется оплачивать.

Табуированность смерти привела к тому, что респонденты с большим трудом отвечали на вопрос. Молодая часть аудитории опроса выбрала вариант ответа – «другое». Эта часть респондентов – 33%, заявила, что они не задумываются о похоронах. Молодежь пояснила, что усопший не видит происходящего и ему «все равно». С их точки зрения, похороны это скорее демонстративная процедура, чем сакральная, а вопросы перехода в «мир иной» решаются «не в этом мире».

Данный феномен присутствует так же в таких ритуалах, как свадебные. Основная проблема, видится в том, что скорбящие родственники находятся в сакральном состоянии сознания и готовы потратить любые деньги на достойное погребение близкого, а продавцы в профанном состоянии сознания и напротив готовы на любые, даже незаконные действия, для получения дополнительной выгоды, которую в такой ситуации получить довольно легко.  Выходом из проблемы дороговизны свадебного обряда стал гражданский брак, сожительство. С похоронами подобный обходной маневр возможен только в Монголии, где умирающий просто уходит в степь и, умирая, становится добычей стервятников. Т.о. демонстративность похоронного ритуала для современного россиянина носит более вынужденный характер, чем свадебный.

Реакция респондентов на проводимый нами опрос продемонстрировала эмоциональную составляющую такой темы как смерть и похороны. В нашем веке феномен смерти стал табуированным.

Подтвердилась гипотеза – основание исследования: население г.Абакана оценивает рынок ритуальных услуг в основном в нейтральном или негативном ключе.


Библиографический список
  1. Большой юридический словарь. М.: Инфра-М. 2009. 864 с.
  2. Гараджа В. И. Социология религии. Спб.: Нева. 2005. – 510 с.
  3. Добреньков В. И., Радугин А. А. Методологические вопросы исследования религии. М.:  МГУ. 1989. 189 с.
  4. Дюркгейм Э. Элементарные формы религиозной жизни. // Мистика. Религия. Наука. Классики мирового религиоведения. Антология М.: Канон. 1998.432 с.
  5. Капица С.П. Глобальная демографическая революция будущее человечества.//Новая и новейшая история. – №4. – 2004 . – С. 41-59
  6. Капица С.П. Глобальная демографическая революция будущее человечества.//Новая и новейшая история. – №4. – 2004 . – С. 41-59
  7. Капица С.П. Общая теория роста населения Земли. М: МГУ. 1999. 511 с.
  8. Макконелл Б. Экономикс. Принципы, проблемы и политика спроса. Москва: ИНФА-М 2008. 2227 с.
  9. Максимов И.С. Анализ конкуренции в сфере ритуальных услуг // Инновационный потенциал региона. Материалы научно-практической конференции. – Владимир: ВлГУ. 2010. С.67-72
  10. Максимов И.С. Выявление оптимальной системы регулирования сферы ритуальных услуг // Актуальные проблемы гуманитарных и естественных наук. – 2010. – №9. – С.120-124
  11. Максимов И.С. Комплекс предприятий рынка ритуальных услуг // Вопросы инновационной экономики. – М.: Креативная экономика. – 2011. – №11.
  12. Максимов И.С. Локальный рынок ритуальных услуг [Текст] / И.С. Максимов // Научно-практический и информационно-аналитический сборник. – М.: Региональная экономика: теория и практик. – № 40 – 2011. – С. 11 – 19.
  13. Максимов И.С. Проблемы формирования комплексов предприятий в муниципальных образованиях // Современная экономика: проблемы, тенденции, перспективы.– 2011. – №12. – С. 45-51.
  14. Моисеева Е.Н. 2010. Рынок ритуальных услуг: трансформация правил ритуала в правила рынка. // Экономическая социология. – 2011. -№3 С. 84-99.
  15. Моисеева Е.Н. 2011. Аффективно насыщенные рынки. // Социологические чтения. – 2013. – №7. – С. 132-139.
  16. Моисеева Е.Н. 2013. Твоя последняя покупка, выбранная кем-то другим: как покупатели принимают решения на рынке ритуальных услуг. // Экономическая социология. – 2014. – №1. – С. 13-27.
  17. Моисеева Е.Н. Экономико-социологический анализ рынка ритуальных услуг в России. М.: ВШЭ – 2007. – С. 15
  18. Моисеева Е.Н. Экономико-социологический анализ рынка ритуальных услуг в России. М.: ВШЭ – 2007. – С. 15
  19. Немировский В.Г., Немировская А.В. Социокультурная модернизация регионов Сибири. – Спб.: ИД Петрополис. 2013. – 200 с.
  20. Филиппова С.В. Кладбище как символическое пространство социальной стратификации // Журнал социологии и социальной антропологии. – 2009. – № 4. – С. 80-96
  21. Филиппова С.В. Особенности институциального функционирования ритуально-похоронного дела. Саратов: СГУ. 2011. – 31 с.
  22. Филиппова С.В. Ритуальные похоронные практики: содержательные изменения // СОЦИС. – № 9. – 2010. – С. 85-94
  23. Филиппова С.В. Структурные изменения института ритуальных услуг в современном российском обществе // Вестник Саратовского государственного технического университета. – № 3 – 2008. – С. 276-282
  24. Филиппова С.В. Традиции и инновации в сфере похоронного дела// Вестник Саратовского государственного технического университета. – № 3. – 2010. – С. 298-308


Все статьи автора «Татьяна Сильченко»


© Если вы обнаружили нарушение авторских или смежных прав, пожалуйста, незамедлительно сообщите нам об этом по электронной почте или через форму обратной связи.

Связь с автором (комментарии/рецензии к статье)

Оставить комментарий

Вы должны авторизоваться, чтобы оставить комментарий.

Если Вы еще не зарегистрированы на сайте, то Вам необходимо зарегистрироваться: