УДК 159.9.07

СПОСОБНОСТЬ К ИНТЕГРАЦИИ ЛИЧНОГО ОПЫТА КАК ФАКТОР СОЦИАЛЬНОЙ АДАПТАЦИИ У СТАРШИХ ПОДРОСТКОВ

Короткова Юлия Юсуповна
ГБОУ "Крымский инженерно-педагогический университет"
магистрант

Аннотация
Данная работа посвящена изучению влияния способности старших подростков интегрировать собственный опыт на уровень их социальной адаптации.

Ключевые слова: интеграция личного опыта, старший подростковый возраст


THE ABILITY TO INTEGRATE PERSONAL EXPERIENCE AS A FACTOR OF SOCIAL ADAPTATION OF OLDER ADOLESCENTS

Korotkova Yuliya Yusupovna
SEI "Crimean Engineering and Pedagogical University"
undergraduate

Abstract
This work studies the impact of the ability of older adolescents to integrate their own experience on the level of their social adaptationence.

Keywords: integrating personal experience, senior adolescence


Рубрика: Психология

Библиографическая ссылка на статью:
Короткова Ю.Ю. Способность к интеграции личного опыта как фактор социальной адаптации у старших подростков // Психология, социология и педагогика. 2016. № 6 [Электронный ресурс]. URL: https://psychology.snauka.ru/2016/06/6913 (дата обращения: 13.11.2023).

Постановка проблемы исследования. Одной из важнейших задач общества является формирование психологически здорового будущего поколения, активных субъектов своей жизнедеятельности, умеющих анализировать собственный опыт и делать выводы. Развитие полноценной личности тесно связано с уровнем ее социальной адаптации. Учет психологических закономерностей процесса социализации способствует  оптимизации учебно-воспитательного процесса, установлению позитивного взаимодействия подростка с обществом. Прогнозирование процесса развития и становления старшего подростка как личности, восприятие им себя в социальном окружении, выработка позиции субъекта предусматривает анализ его отношения к событиям собственной жизни. Поэтому важно изучить степень понимания старшими подростками своего опыта и ее влияние на уровень социальной адаптации.

Цель статьи: исследовать способность к интеграции личного опыта у старших подростков с разным уровнем социальной адаптации.

Методы исследования: для проверки гипотезы мы использовали следующие методы: метод экспертных оценок в виде интервью и метод нарратива Н.В. Чепелевой. Испытуемые: старшие подростки в возрасте от 14 до 16 лет.

С целью проверки гипотезы о том, что уровень социальной адаптации взаимосвязан со способностью интегрировать собственный опыт, было проведено исследование, в котором приняли участие 107 подростков и  11 учителей. Исследование проводилось на базе МБОУ «школа-лицей» №3 им.А.С. Макаренко.

Для эмпирического определения показателей социальной ситуации развития личности применялся метод экспертных оценок. Применяя этот метод, мы ставили своей целью выделить учеников в соответствии с уровнем их учебной успешности, характера межличностных отношений в школьном коллективе, атмосферы в семье и т.п. Экспертами, которые оценивали старших подростков, выступали, кроме классных руководителей, преподаватели различных школьных дисциплин (учителя математики, химии, русского языка и др.). Всего по 3 эксперта на каждого ребенка.

Вопросы стандартного интервью, которые относились к классным руководителям, были шире, чем вопросы к другим учителям. Это связано с тем, что классные руководители наблюдают и общаются с учащимися из своего класса не только в течение учебного процесса, но и во внешкольное время. Классный руководитель находится ближе других взрослых к подростку, кроме родителей, поэтому он имеет возможность анализировать жизнь и деятельность детей [1], [2]. Кроме того, на них, как и на родителей, ложится функция подготовки подростков к жизни в обществе [3].

Полный список, предложенный экспертам, состоит из восьми вопросов, однако последние два – № 7 и № 8 – адресованы только классным руководителям, поскольку их информированность о ближайшем окружении  подростка – семье – дает возможность правильно оценить атмосферу роста личности, следовательно, создать необходимые условия для его воспитания и обучения.

Приводим полный перечень вопросов:

1. Какие дети, на Ваш взгляд, лучше справляются на уроке с учебными задачами?

2. Какие дети, по Вашему мнению, хуже выполняют на уроке учебные задачи?

3. Какие дети лучше придерживаются школьных требований, то есть дисциплинированны на Вашем уроке?

4. По Вашему мнению, какие дети игнорируют школьные требования, то есть недисциплинированны на Вашем уроке?

5. Назовите тех детей, с которыми Вам приятно работать на уроке.

6. Назовите тех детей, в работе с которыми у Вас возникают трудности.

7. Как Вы считаете, у кого из детей благополучная семейная ситуация, то есть благоприятные условия для развития?

8. Как Вы считаете, у кого из детей неблагополучная семейная ситуация, то есть неблагоприятные условия для развития?

Эксперты, по перечисленным выше вопросам, давали оценку школьной успеваемости подростков и их поведению в школе, а также высказывали свое мнение по поводу их интеллектуального (когнитивного) развития. Кроме данных об академической успеваемости старших подростков, важно получить информацию об их эмоциональном состоянии (эмоциональный фон), установках, привычных поведенческих реакциях, характере взаимодействия с учителями и одноклассниками. Известно, что по характеру отношений подростка с друзьями можно судить о его личностных характеристиках и поведенческих проблемах в социуме. Эти данные собирались во время беседы с экспертами на основе составленных нами вопросов, которые отражали личностные параметры детей по степени их социализации. По результатам опроса были образованы две большие экспериментальные группы адаптированных и неадаптированных детей.

Результаты метода экспертной оценки позволили распределить полученный массив повествований на две группы: нарративы адаптированных и нарративы неадаптированных подростков. Такое распределение по качеству процесса социализации, осуществлено с целью определения уровня способности к интегрированию личного опыта, разного у адаптированных и неадаптированных подростков.

Понимание человеком событий своей жизни и интеграция их в личный опыт является более эффективным, если в этих событиях он занимает позицию субъекта, то есть активно (и позитивно) взаимодействует со средой. Экспериментальное изучение нарративов подростков по параметру “субъектность” дало следующие результаты: было выявлено 68 лиц, которые в событиях своей жизни занимали активную позицию субъекта. Общее количество детей, которые не выступали как активные деятели в событиях своей жизни, составляет 39 человек.

Из 68 учеников, которые в нарративах проявляли себя как деятельные и решительные личности, адаптированных выявлено 43 человека и неадаптированных – 25 человек.

Из 39 учеников, в повествованиях которых отсутствует активная позиция субъекта, в группу адаптированных подростков попали 9 человек, а неадаптированных – 30 человек.  (см. Рис. 1).

Рис.1. Распределение нарративов по маркеру “субъектность” в соответствии с уровнем социальной адаптации исследуемых

          Следующий маркер нарратива – “деятельность” – позволяет выяснить, насколько продуктивной является активность подростка, когда он участвует в значимых для него событиях. Поскольку деятельность, в отличие от чисто активности, предполагает определенную цель, средства ее достижения и т.д., наличие именно этого маркера свидетельствует о лучшей адаптивности ребенка.

Анализ текстов-нарративов показал, что среди 107 участников данного этапа исследования было выявлено 64 испытуемых, которые в событиях собственной жизни описывали виды деятельности, и 43 подростка, которые изображали разновидности активности (игры, общение, отдых и т.д.). Из 64 подростков, в нарративах которых описывалась деятельность, выявлено 42 человека из группы адаптированных и 22 человека из группы неадаптированных.

Среди 43 учащихся, в повествованиях которых отсутствует информация про деятельность, а только описаны виды активности к адаптивным отнесено 13 подростков, а к неадаптивным – 30.  (см. Рис. 2)

 

Рис. 2. Распределение нарративов по маркеру “деятельность” в соответствии с уровнем социальной адаптации исследуемых

          Выводы: Проведенный анализ распределения подростков по проявлениям в их нарративах маркеров “деятельность” и “субъектность” в соответствии со степенью их социальной адаптации дает основания сделать вывод, что дезадаптация связана с отсутствием субъектности в отношении событий собственной жизни и слабо выраженной тенденции к целенаправленной деятельности. Старшие подростки с низким уровнем адаптированности склонны к пассивному восприятию окружающего мира, их отношение к нему лишено четкого осознания цели своей деятельности и средств ее достижения. Социально дезадаптированные подростки предпочитают нецеленаправленную активность (отдых, развлечение и т.д.) или асоциально направленную деятельность, что и отражается в их нарративах.


Библиографический список
  1. Мадорский Л.Р., Зак А.З. Глазами подростков: Кн. для учителя. – М.: Просвещение, 1991. – 95 с.
  2. Методика воспитательной работы: Учеб. пособие для студентов пед. уч-щ / В.М. Коротов, Л.Ю Гордин, А.Ю. Гордин, В.В. Жуков; Под ред. В.М. Коротова. – М.: Просвещение, 1990. – 175 с.
  3. Діалогічна взаємодія у навчально-виховному процесі загальноосвітньої школи: Книга для вчителя / За ред. Г.О. Балла, О.В. Киричука, Р.М. – К.: 13МН, 1997. – 136 с.


Все статьи автора «Юлия Короткова»


© Если вы обнаружили нарушение авторских или смежных прав, пожалуйста, незамедлительно сообщите нам об этом по электронной почте или через форму обратной связи.

Связь с автором (комментарии/рецензии к статье)

Оставить комментарий

Вы должны авторизоваться, чтобы оставить комментарий.

Если Вы еще не зарегистрированы на сайте, то Вам необходимо зарегистрироваться: