Внутриличностный конфликт — это противостояние двух начал в душе человека, воспринимаемое и переживаемое человеком как значимая психологическая проблема, требующая разрешения и вызывающая внутреннюю работу, направленную на его преодоление [4, С. 95].
Внутриличностный конфликт обладает рядом специфических черт:
- имеет форму психоэмоционального напряжения;
- отражает осознание личностью трудности конкретной ситуации;
- представляет собой процесс выбора и борьбы;
- тесно связан с изменением ценностей и мотивов личности [1, С. 303-304.].
Внутриличностный конфликт может возникнуть под влиянием многих факторов: личностных (сложность внутреннего мира, развитая система мотивов, стремление к рефлексии) и ситуативных (ожидания окружающих).
Гендер задает направление поведению личности, способствует реализации личностных смыслов. Особенности гендерного конфликта на уровне внутреннего мира человека раскрывается И. С. Клециной при соотнесении подструктур: «Я как индивидуальность – Я как представитель гендерной группы», то есть через соотношение той оценки, которую дают личности другие люди в течение взаимодействия и оценки себя как обладателя гендерных характеристик и исполнителя полоспецифических ролей [5, С. 170].
Проявлениями данного вида конфликта являются: снижение самооценки, сомнения в правильности своих принципов; частые и сильные негативные переживания; неудовлетворенность деятельностью.
У мужчины внутриличностный гендерный конфликт возникает, когда он чувствует, что не может сделать успешную карьеру, обеспечивать семью, когда обстоятельства вынуждают его проявлять «немужское» поведение (не работать и следить за маленьким ребенком). Для женщины такой конфликт возникает при страхе успеха, когда она боится выглядеть «неженственной» в глазах окружающих и поэтому избегает достижений в своей профессии [7, С. 114].
Существует несколько теорий, анализирующих причины внутриличностных гендерных конфликтов: ролевые теории, теория гендерной социализации, андрогинии, гендерной схемы [6, С. 171].
По ролевым теориям ролевой конфликт зарождается, когда от индивида ожидается выполнение взаимоисключающих ролей. Наглядным примером такого конфликта является ситуация, когда женщина в одинаковой степени ориентирована на карьеру и на свою семью и испытывает недостаток ресурсов для надлежащего выполнения обеих ролей (тем не менее в критике данного подхода А.О.Гаврилица делает акцент на личностном характере этого явления и показывает, что его основным источником является субъективная негативная оценка женщиной того, как она справляется со своими ролями [3, С. 68]). Внутриличностный конфликт возникает, когда принятые в обществе требования к поведению мужчины и женщины противоречат потребностям личности в удовлетворении интересов, не свойственных ее полу. Общепринятый сценарий гендерной социализации может приводить к конфликту нереализованных желаний, поскольку в процессе воспитания человека направляют на выполнение полоспецифичных ролей [6, С. 171].
В основе концепции андрогинии лежит идея о том, что личность с андрогинными чертами может работать с более высокой эффективностью и в более разнообразных условиях, чем человек с традиционными чертами своего гендера. Объяснительный потенциал этой концепции конструктивен для работы с конфликтами у людей с несоответствующими их полу чертами из-за неудовлетворения ожиданий общества [6, С. 172].
Традиционные женская роль по Ш. Берн — это роль домохозяйки, хранительницы домашнего очага. Согласно этой роли она должна заботиться о нуждах других и помогать им в достижении целей. Мужская роль связана с нормой успешности/статуса (размером его дохода и успешностью в профессиональной деятельности). Норма умственной твердости имеет в виду, что мужчина должен быть компетентным и управлять любой ситуацией [2, С. 92-93].
Теория гендерной схемы исходит из идей теории социального научения и теории когнитивного развития. Согласно ей, необходимо применять гендерные схемы таким образом, чтобы выйти за рамки стереотипных представлений и самооценки. Степень гендерной схематизации каждого зависит от его особенностей развития и от конкретной ситуации, но каждый в той или иной мере подвергается нормативному давлению в вопросе полоспецифичного поведения [5, С. 40].
Некоторым мужчинам и женщинам не удается уйти от этого давления, поэтому внутри них обостряются противоречия между нереализованными личными желаниями и несоответствием ожиданиям. Ощущение тревоги и стесненности требуют выражения, в силу гендерных предрассудков они могут выразиться поступках, связанных с нарушением прав лиц противоположного пола.
Разрешение внутриличностного гендерного конфликта — это восстановление гармонии во внутреннем мире личности, снижение остроты внутренних противоречий.
Разрешить такой конфликт помогает то, что индивид ориентируется на на свои ценности и придает меньше значения внешним оценкам тех гендерных ролей, которые он выполняет. Другой, сопровождаемый большими трудностями способ — преобразовать ожидания окружающих от исполнителя роли.
Также необходимо работать с гендерными предрассудками, которые могут выражаться в антипатии, дискриминации, уходе от общения, применении силы, а также нужно формировать гендерную компетентность у представителей обоих полов, чтобы они могли получить и применить гендерные знания и способы гендерно-корректного поведения [5, С. 44].
Таким образом, предотвращение и разрешение внутриличностных гендерных конфликтов возможно через преобразование гендерных стереотипов, закрепляющих семейные роли и распределение профессиональных ролей.
Библиографический список
- Анцупов А.Я. Конфликтология: Учебник для вузов. / А. Я. Анцупов, А. И. Шипилов — М.: ЮНИТИ, 2000. – 551с.
- Берн Ш. Гендерная психология. — СПб.: ПРАЙМ-ЕВРОЗНАК, 2002. – 320 с.
- Гаврилица О. А. Чувство вины у работающей женщины // Вопросыпсихологии. – 1998. – № 4. – С. 65-70.
- Гришина Н. В. Психология конфликта — СПб.: Питер, 2000. - 464с.
- Клецина И. С. Аналитические подходы к определению причин гендерных конфликтов и путей их преодоления / Противоречия, конфликты, кризисы личности: субъектно-бытийный подход: матер. Всерос. науч.- практ. семинара. Краснодар: Кубанский гос. Ун-т, 2007 с. 30-44.
- Клецина И. С. Гендерная идентичность и права человека: психологический аспект. Права человека и проблемы идентичности в России и в современном мире / Под ред. О. Ю. Малиновой и А. Ю. Сунгурова. – СПб.: Норма, 2005. – С. 167 – 184.
- Лопухова О. Г. Внутриличностный гендерный ролевой конфликт: системный подход к проблеме // Современные исследования социальных проблем № 4 (04), 2010. – С.113-119.