На сегодняшний момент, благодаря интенсивному развитию технологий как в области увеличения скорости доступа в интернет, так и повышению объема накопителей данных, все больше различных ресурсов предоставляют возможность пройти дистанционное образования с использованием онлайн сервисов. Существуют как бесплатные курсы, так и платные, и частично платные. Частично платные представляют собой курсы, которые за определенную плату дают возможность пользователю получить либо более глубокие знания в данном направлении, либо на выходе выдает именной сертификат (диплом) о его прохождении.
Если рассматривать онлайн-курсы посвященные физики, то именно в общем виде данный курс встречается достаточно редко. Присутствуют курсы, как на английском, так и на русском языке. Есть направления, посвященные только школьной физике, а есть отдельно рассматриваемые разделы вузовского образования, направленные на обучающихся, уже имеющих знания в этой области.
Большая часть курсов состоит из изучения нового материала (в текстовой, видео или смешенной форме) по разделам, контроля полученных знаний (тест, либо развернутый ответ на вопрос) и результирующего контроля знаний, который можно сравнить с экзаменом (зачетом) в вузе. За каждое задание ученикам начисляются баллы, они зависят от количества выполненных заданий, а так же, в большинстве случаев, от сроков выполнения. После набора минимального количества баллов, рекомендуемых создателями курса, считается, что курс пройден.
Как уже говорилось выше, проверка в виде тестов не всегда является оптимальной. Так что авторы все чаще предлагают по результатам выполнения задания вписывать в специальное окно правильный ответ. Так как курсы бывают достаточно востребованные и их могут просматривать и проходить до нескольких тысяч человек одновременно, то проверять учителям ответы учеников достаточно сложно и это накладывает также временные ограничения, ученик достаточно поздно узнает о результатах проведенного контроля и не может вовремя (оперативно) исправить свои ошибки. Таким образом обычно для проверки, по крайней мере промежуточных заданий, используются роботы с проверкой задания по определенным клеше. Но тут тоже накладываются своего рода недостатки, связанные с тем, что ученик может решить задачу оригинальным способом, который робот воспринимает как ошибку. Для этого обычно на странице с заданием используется обратная связь, где ученик отправляет свое решение и задает интересующий его вопрос, а сама система указывает авторам страницу с заданием.
Далее рассмотрим наиболее популярные проекты в области MOOC по курсу Общей физики. Для ознакомления с интересующими курсами необходимо зайти на площадку и выбрать нужную категорию (например, «Физика»).
Первоначально рассмотрим проект Coursera [1], предлагающий бесплатные онлайн-курсы. Это одна из первых открытых платформ электронного образовательного ресурса. Она была открыта в августе 2012 г. по инициативе профессоров Стэнфордского университета Эндрю Ын (Andrew Ng) и Дафны Коллер (Daphne Koller).
По мнению авторов «Coursera стремится поддержать людей в получении образования с тем, чтобы улучшить их личное и семейное благосостояние, а также – благосостояние общества, в котором они живут» [1]. На рисунке 1 представлен фрагмент сайта с курсами с выданными данными по запросу «физика».
Рис. 1. Фрагмент сайта www.coursera.org с данными по запросу «физика»
В начале апреля 2015 г. на платформе было представлено около одной тысячи курсов от 117 университетов и различных организаций. Число обучающихся завершивших уже обучение составляло около 12,3 млн. человек. Если рассматривать статистику за предыдущие годы, то с 2014 по 2015, т.е. за один календарный год, на данном сайте число обучаемых выросло на 60%, число курсов на 56%, а число университетов на 8%.
Проект edX [2] – один из наиболее распространенных среди учеников дистанционного образования знающих английский язык. Данный проект был запущен в 2012 году сразу тремя ведущими университетами:
• Массачусетский технологический институт
• Гарвардский университет
• Университет Беркли, Калифорния
Девиз проекта: «Учись, развлекайся, развивай в себе тягу к познанию и к приобретению навыков, которые могут изменить твою жизнь» [2]. На рисунке 2 представлен фрагмент сайта с курсами с выданными данными по запросу «physics».
На начало апреля 2015 г. на платформе edX доступен 471 курс по самой разной тематике.
Рис. 2. Фрагмент сайта www.edx.org с данными по запросу «physics»
Платформа «Открытое образование» [3] – современная образовательная платформа, предлагающая различные онлайн-курсы по дисциплинам, изучаемым в российских университетах. Эта платформа создана при поддержке Ассоциации Национальной платформы открытого образования. В ее организации учувствовали ведущие университеты, такие как: – МГУ, УрФУ, СПбГУ, НИТУ «МИСиС», СПбПУ, МФТИ, НИУ «ВШЭ» и ИТМО. Курсы размещенные на этой платформе имеются в бесплатном доступе, а так же не имеют ограничения к базовому уровню образования обещающегося.
Принципы, положенные в основу высокого качества онлайн-курсов [3]:
• Лучшие профильные курсы лучших профессоров. Каждый из вузов представляет курсы по своему самому сильному профилю. Это лучшие курсы самых продвинутых преподавателей вуза.
• Стандарты качества. Качество учебного материала гарантируется внутренней экспертизой. Все курсы соответствуют требованиям, совместно разработанным участниками проекта.
• Организация оценочных процедур. Оценочные средства проходят экспертизу со стороны учебно-методических объединений, идентификация пользователей обеспечивается процедурой прокторинга или биометрическими технологиями.
На рисунке 3 представлен фрагмент сайта с курсами с выданными данными по запросу «физика».
Рис. 3. Фрагмент сайта npoed.ru с данными по запросу «физика»
Помимо трех перечисленных платформ так же популярными можно назвать следующие: Udacity [4], Open Yale Courses [5], AcademicEarth [6], Future Learn [7], Универсариум [8], Uniweb [9], Лекториум [10], Медиатека Московского государственного университета» [11], Stepic [12] и т.д. У все перечисленных сайтов свое индивидуальное оформление, некоторые из них используют так же индивидуальный подход в обучении. Но их объединяет одно основное преимущество: все они рассчитаны на возможность дать обучающимся дополнительное образование, с использованием электронных ресурсов.
Библиографический список
- Coursera – бесплатные онлайн-курсы от ведущих университетов мира | Coursera [Электронный ресурс] URL: https://www.coursera.org/ (дата обращения: 22.06.2016)
- edX | Free online courses from the world’s best universities [Электронный ресурс] URL: https://www.edx.org/ (дата обращения: 22.06.2016)
- Национальная платформа открытого образования [Электронный ресурс]. URL: http://npoed.ru/courses (дата обращения: 22.06.2016)
- Udacity – Free Online Classes & Nanodegrees [Электронный ресурс] URL: https://www.udacity.com/ (дата обращения: 22.06.2016)
- Open Yale Courses [Электронный ресурс]. URL: http://oyc.yale.edu/courses (дата обращения: 22.06.2016)
- Free Online Courses From Top Colleges [Электронный ресурс]. URL: http://www.academicearth.org/ (дата обращения: 22.06.2016)
- Free Online Courses – FutureLearn [Электронный ресурс]. URL: http://www.futurelearn.com (дата обращения: 22.06.2016)
- Универсариум | Межвузовская площадка электронного образования [Электронный ресурс]. URL: http://www.universarium.org (дата обращения: 22.06.2016)
- Дистанционное образование онлайн. Профессиональная переподготовка и повышение квалификации [Электронный ресурс]. URL: http://www.uniweb.ru (дата обращения: 22.06.2016)
- Лекториум – Просветительский проект [Электронный ресурс]. URL: https://www.www.lektorium.tv (дата обращения: 22.06.2016)
- Демонстрации физических экспериментов для школьников [Электронный ресурс]. URL: https://www.fpff.ru/pupils/demonstrations (дата обращения: 22.06.2016)
- Courses – Stepic.org [Электронный ресурс] URL: https://stepic.org/explore/coursesж (дата обращения: 22.06.2016)