Современная жизнь настолько динамична, сложна и противоречива, что человеку постоянно приходится преодолевать разного рода препятствия, приспосабливаться к ситуациям, находить наиболее успешные выходы из трудностей. В этой связи индивидууму необходимо использовать все возможные ресурсы для того, чтобы оставаться адаптивным и чувствовать себя относительно безопасно. Способы взаимодействия человека с различными трудными ситуациями проявляются либо в форме психологической защиты, либо в виде конструктивной активности личности, направленной на разрешение проблемы (копинг-поведения). Основное отличие копинг-поведения от механизмов психологической защиты и их использования индивидом – это сознательность, выбор и изменение в зависимости от ситуации.
В рамках проблемы совладающего поведения большой теоретический и практический интерес представляет собой поиск ответов на вопросы: какими способами человек справляется с повседневными трудностями, в том числе стрессовыми событиями в своей жизни и как он иx разрешает.
В настоящее время остро ощущается дефицит исследований, направленных на выявление особенностей совладающего поведения подростков с различного рода девиациями, в том числе аддиктивным поведением [1, c. 86].
Исследование совладающего поведения подростков с отклоняющимся поведением имеет важное значение для разработки системы профилактики девиантного поведения подростков [2], их интеллектуального и личностного развития [3], позитивной социализации в современном образовательном и социокультурном пространстве [4].
В связи с необходимость разработки данной проблемы было проведено исследование, направленное на изучение видов копинг-стратегий и защитных психологических механизмов у подростков с аддиктивными формами поведения.
В исследовании приняло участие 43 подростка в возрасте 14-15 лет.
В процессе исследования применялись следующие методики.
Методика диагностики склонности к 13 видам зависимостей Лозовой Г.В. Данная методика позволяет выявить у подростков, к каким зависимостям у них есть склонность. На основании результатов нельзя ставить диагноз, однако это даёт возможность педагогам, работающим с подростками, на какие сферы деятельности в профилактической работе сделать больший акцент [5].
Методика диагностики копинг-механизмов Хейма Э. направлена на изучение стиля борьбы со стрессом у подростков, имеющих зависимости [6, c. 25].
Опросник Плутчика-Келлермана-Конте применяется для диагностики различных механизмов психологической защиты [7, c. 150].
Рассмотрим результаты исследования по Методике диагностики склонности к 13 видам зависимостей Лозовой Г.В. Полученные данные позволили установить, что у 74 % подростков выявилась высокая склонность к зависимостям и только 26 % опрошенных показали среднюю и низкую склонность. Высокие баллы в данной методике означают, что у подростка имеется высокая склонность к определённому виду аддикций, либо она уже есть. Чем выше баллы, тем выше вероятность возникновения определённого вида аддикций.
Результаты исследования позволили установить, что у подростков преобладает высокая склонность к любовной зависимости. Такого рода аддикция была выявлена у 39% опрошенных подростков. Однако, стоит заметить, что данный вид зависимости может возникнуть и в связи с особенностями подросткового возраста, но все же не стоит «закрывать на это глаза», поскольку любая зависимость требует пристального внимания со стороны педагогов и родителей подростков.
На втором месте оказалась пищевая зависимость. Склонность к данному виду зависимости имеется у 18% респондентов.
Все остальные зависимости находились в пределах не более 8% от общего количества.
Исследование копинг-механизмов позволило получить следующие результаты: у подростков, имеющих высокую склонность к аддиктивному поведению, преимущественными когнитивными копингами оказались неадаптивные формы, они составляют 21%. Преобладающими эмоциональными стратегиями оказались в равной степени адаптивные и относительно адаптивные формы. Они были выявлены у 14% опрошенных. Среди поведенческих копинг-механизмов лидирующее место занимают неадпативные формы, они представлены у 15 % респондентов.
Таким образом, можно сделать вывод, что у зависимых подростков преобладают преимущественно неадаптивные формы копинг-механизмов, которые не устраняют стрессовое состояние, а, напротив, способствуют его усилению.
Рассмотрим данные, полученные среди подростков со средней и низкой склонностью к зависимостям. Основными когнитивными формами копингов у этих подростков (22%) оказались адаптивные формы поведения. Доминирующими эмоциональными (22%) являются адаптивные формы. Преобладающие поведенческие копинг-стратегии (22%) – неадаптивные. Из этого следует, что преимущественными формами копинг-механизмов у подростков, не имеющих высокой склонности к зависимостям, являются адаптивные формы копинг-стратегий, которые помогают быстро и успешно совладать со стрессом.
Заключительным в исследовании стало применение опросника Плутчика-Келлермана-Конте. Были получены следующие результаты: у подростков с высокой склонностью к зависимостям преобладающий вид механизма психологической защиты – проекция, она выявилась у половины опрошенных.
У подростков со средней и низкой степенью склонности к аддикциям получены следующие данные: у 34 % опрошенных выявился такой механизм как «вытеснение» и у 25 % опрошенных «проекция».
Итак, преобладающим механизмом психологической защиты у аддиктивных подростков является «проекция», а у подростков без склонности к зависимостям «вытеснение». Как известно, механизмы защиты тоже можно, хоть и условно, разделить на более и менее продуктивные: к более продуктивным относятся рационализация, проекция; к менее продуктивным – регрессия, отрицание, вытеснение.
Подводя итоги, необходимо отметить, что преобладающими копинг-механизмами у аддиктивных подростков, являются неконструктивные в отличие от подростков без аддикций. А вот механизмы защиты более конструктивны у аддиктов.
Таким образом, зависимое поведение начинает формироваться уже в подростковом возрасте и возникает в случае, когда личность пытается уйти от реальности и ищет для этого разные способы ухода. Именно в этот период педагогам стоит обратить пристальное внимание на них, чтобы препятствовать развитию и укреплению зависимостей.
Совладающее поведение рассматривается в качестве целенаправленного социального поведения, которое позволяет человеку преодолеть жизненные трудности способами, адекватными личностным качества и ситуациям через осознанные стратегии действий. Это сознательное поведение, направленное на активное изменение, преобразование ситуации, поддающейся контролю или на приспособление к ней, если ситуация не поддаётся контролю.
Эмпирическое исследование показало, из 43 подростков 32 имеют зависимости. У зависимых подростков преимущественно непродуктивные формы копинг-стратегий, в то время как у подростков без зависимостей преобладают продуктивные виды. У аддиктивных подростков механизмы защиты более сильные, чем у подростков без аддикций.
В когнитивной сфере наиболее адаптивные механизмы у подростков без аддикций. В то время как аддиктивные подростки выбирают, по большей мере, неадаптивные формы копинг-стратегий. В эмоциональной сфере аддиктивные подростки в основном выбирали адаптивные и относительно адаптивные формы копинг механизмов, также, как и не аддиктивные. В поведенческой сфере преобладающими копинг-стратегиями зависимых подростков являются в равной степени неадаптивные и относительно адаптивные, подростки без аддикиций преимущественно выбирали неадаптивные формы копинг механизмов.
У зависимых подростков наиболее часто встречается такой механизм защиты как «проекция», а у подростков без зависимостей – «вытеснение». В интерпретации к опроснику Плутчика-Келлермана-Конте говориться о том, что «проекция» наиболее сильный по своим свойствам механизм защиты, чем «вытеснение», иными словами у подростков с высокой склонностью к зависимостям механизмы защиты преимущественно более сильные.
Библиографический список
- Уcoвa E.Б. Пcихoлoгия дeвиaнтнoгo пoвeдeния. Минcк, 2010. 180 c.
- Шипова Л.В. Система психологической помощи подросткам с девиантными формами поведения в социально-реабилитационном центре // Научное мнение. 2014. № 3. С. 215-218.
- Шипова Л.В., Кухарчук О.В. Мотивация учения у старших подростков с разным уровнем интернальности и экстернальности // Теория и практика общественного развития. 2015. №19. С. 243-245.
- Шипова А.В. Культурные практики подростков в процессе социализации // Научное обозрение: гуманитарные исследования. 2015. № 4. С. 60-68.
- Лoзoвaя Г.В. Тecт нa зaвиcимocть (aддикцию). Мeтoдикa диaгнocтики cклoннocти к 13 видaм зaвиcимocтeй [Элeктрoнный рecурc]. Рeжим дocтупa: http://psycabi.net/testy/485-test-na-zavisimost-addiktsiyu-metodika-diagnostiki-sklonnosti-k-13-vidam-zavisimostej-lozovaya-g-v.
- Кружкoвa O.В. Пcихoлoгичecкиe зaщиты личнocти. Eкaтeринбург, 2006. 153 c.
- Крюкoвa Т.Л. Пcиxoлoгия coвлaдaющeгo пoвeдeния. Кocтрoмa, 2004. 358 c.