УДК 159.95

ОДАРЕННЫЙ РЕБЕНОК В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ ПРОСТРАНСТВЕ

Лапина Ирина Андреевна
Ярославский государственный педагогический университет имени К.Д. Ушинского

Аннотация
В данной статье рассматривается организация образовательного процесса для одаренных детей, направленная на раскрытие их способностей и творческого потенциала. Так же изучаются пути выявления, развития и поддержки творческих детей.

Ключевые слова: образовательное пространство, одаренный ребенок, организация образовательного процесса


A GIFTED CHILD IN THE EDUCATIONAL SPACE

Lapina Irina Andreevna
Yaroslavl State Pedagogical University named after K.D. Ushinskiy

Abstract
This article discusses the organization of the educational process for gifted children, aimed at disclosure of their abilities and creative potential. Also ways of identifying, developing and supporting creative children.

Рубрика: Педагогика

Библиографическая ссылка на статью:
Лапина И.А. Одаренный ребенок в образовательном пространстве // Психология, социология и педагогика. 2017. № 1 [Электронный ресурс]. URL: http://psychology.snauka.ru/2017/01/7629 (дата обращения: 19.01.2017).

Каждый ребенок, рождаясь, является уникальным, неповторимым. У каждого есть свои особенности, таланты. Каждый человек стремится к знаниям, стремится «найти себя», старается раскрыть свой творческий потенциал.

Кто же такой одаренный ребенок? Почему мы решаем, какого называть одаренным ребенком?

В.А.Сухамлинский говорил такие замечательные слова: «Одаренность человека – это маленький росточек, едва проклюнувшийся из земли и требующий к себе огромного внимания. Необходимо холить и лелеять, ухаживать за ним, сделать все необходимое, чтобы он вырос и дал обильный плод». Сухомлинский говорит нам «холить и лелеять. А кто же должен этим заниматься, чтобы «росточек вырос и дал обильный плод»? На наш взгляд в раскрытии его творческих способностей способствует образовательное пространство, в котором он находится.

Исходя из эмпирических наблюдений, одаренный ребенок проходит образовательный маршрут, который в большей или меньшей мере отличается от образовательного маршрута среднестатистического ученика.(4)

Одаренность в первую очередь связана с творческой и креативной составляющей. В основе педагогической проблемы одаренности лежит познавательная деятельность ребенка. Одаренный ребенок более гибок в воспитании окружающего, у него наиболее развиты все интеллектуальные качества личности: логика, память, мышление, а так же природные задатки (музыка, спорт и т. п.)

При работе с одаренными детьми нужно учитывать множество условий. Главной трудностью при работе с одаренными детьми является их общение с педагогами и со сверстниками. Это вызвано тем, что одаренные дети сильно отрываются от сверстников в развитии и общение с ними им просто не интересно. Что касаемо педагогов, то их так же пугает нестандартность, оригинальность мышления таких детей. И часть одаренных детей оказываются «неодобряемые» и «нежеланные». Журба Н.Н. в своей статье затрагивает тему роли классного руководителя в поддержке одаренный детей. Она предлагает нормы поддержки, которые должны быть заложены в профессиональной позиции педагога. (3)

В связи с этим так же необходимо выстраивать обучение таких детей по индивидуальном образовательному маршруту (4)

Т.Н. Гущина в своей работе включает в себя отказ от ориентировки на среднего ученика; поиск лучших качеств личности, применение психолого – педагогической диагностики личности; учет особенностей личности в учебно- воспитательном процессе; прогнозирование развития личности; конструирование индивидуальных программ развития.(4)

В среде ДОУ необходимо создать условия для психолого-педагогического сопровождения одаренного ребенка. То есть необходимо выявить одаренных детей, провести просветительские работы на тему взаимодействия с одаренными детьми, далее необходимо создать все условия для их развития, и для контроля всего сопровождения необходимо проводить диагностику успешности развития одаренного ребенка на разных этапах обучения.

Обучение в НПО (СПО) предполагает обучение, при котором обучающемуся предоставляется возможность заниматься тем, что ему интересно, развиваться, расти в этой области.

Практика учреждений НПО (СПО) показывает, что наиболее эффективный в работе с одаренными детьми достигается путем индивидуального образовательного маршрута, о чем мы говорили до этого и проектной деятельностью.

Проект в образовательных организациях — это спланированная образовательная деятельность сообщества детей и взрослых в учебных целях. В центре этой деятельности находится работа над межпредметной, интересной для детей темой и ее включенность в образовательный контекст. Эта тема исследуется и изучается совместно, в кооперации. При этом выявляются возникающие вопросы и проблемы, творческое решение их обсуждают сообща, и этот процесс занимает значительный промежуток времени.

Проектная деятельность объединяет инновационные педагогические идеи и теорию, основанную на исследованиях (например, образование как социальный, основанный на сотрудничестве процесс) и ставит во главу угла профессионализм педагогов. Это не метод, а дидактический подход, который предполагает участие детей и наблюдение за ними на всех этапах, привлечение всех заинтересованных детей, родителей и общественности, использование педагогической инклюзии, визуализация и объяснение образовательного процесса во время проекта с помощью документации. (из книги инета)

Проектная деятельность помогает учащимся найти себя, раскрыть все свои таланты и способности. Показать их окружающим.

Таким образом, современные формы работы с одаренными детьми создают условия для выявления одаренных обучающихся, их самореализации, самосовершенствования, успешного продвижения в выбранной сфере деятельности, далее – профессии.

Нужно понимать, что наше будущее строиться на таких интеллектуалах, одаренных детях. Необходимо понимать это. И как было сказано в начале, нам необходимо суметь «вырастить маленький росточек» и он обязательно «даст свои плоды».


Библиографический список
  1. А.И. Савенков Разработка практико – ориентированной образовательной модели – «Одаренный ребенок в массовой школе»
  2. Жаппуева Л. Х. Особенности организации образовательного процесса при работе с одаренными детьми / Л. Х. Жаппуева, А. Р. Закуреев // Инновации в образовании. – 2011. – № 4. – С. 124-134.
  3. Журба Н. Н. Функции и роль классных руководителей по социально – педагогической поддержке одаренного ребенка.
  4. Л. В. Байбородова Сопровождение одаренного ребенка в региональном образовательном пространстве: учебно – методическое пособие. /под ред. М.В. Груздева, А.В. Золотаревой. – Ярославль: Депертамент образования Ярославской области, 2011. – 291 с.
  5. Райхерт-Гаршхаммер, Ева Проектная методика для педагогов дошкольных организаций. Профессиональные стандарты и практические советы / Ева Райхерт-Гаршхаммер ; [пер. с нем. С.А. Жезлова]. — М.: Издательство «На- циональное образование», 2015. — 128 с. — (Серия «Вдохновение»).


Все статьи автора «Лапина Ирина Андреевна»


© Если вы обнаружили нарушение авторских или смежных прав, пожалуйста, незамедлительно сообщите нам об этом по электронной почте или через форму обратной связи.

Связь с автором (комментарии/рецензии к статье)

Оставить комментарий

Вы должны авторизоваться, чтобы оставить комментарий.

Если Вы еще не зарегистрированы на сайте, то Вам необходимо зарегистрироваться:
  • Регистрация