УДК 354

АНАЛИЗ ПРИЧИН ВОЗНИКНОВЕНИЯ КОНФЛИКТОВ В СИСТЕМЕ «ПРЕПОДАВАТЕЛЬ-СТУДЕНТ»

Рогач Ольга Владимировна1, Рябова Татьяна Михайловна2
1Российский государственный социальный университет, к.с.н., ст. преподаватель, кафедры менеджмента и административного управления
2Российский государственный социальный университет, к.с.н., доцент, кафедры менеджмента и административного управления

Аннотация
Статья отражает актуальную проблему формирования эффективного образовательного пространства – конфликты в процессе взаимодействия учащихся и преподавателей. В ходе проведенного авторами социологического опроса студентов российских вузов (N=395) были выявлены основные факторы и причины развития конфликтов, также были выявлены достоинства и недостатки введения института кураторства в вузах. На базе полученных результатов авторы делают вывод о необходимости проведения регулярных социометрических замеров уровня социальной напряженности, конфликтности и эскалации конфликтного взаимодействия между преподавателями и студентами учебных заведений, а также создания служб обеспечения бесконфликтного взаимодействия в педагогических и студенческих коллективах.

Ключевые слова: безконфликтное взаимодействие, образовательная среда, преподаватель, причины конфликтов, студент, факторы конфликтности


ANALYSIS OF THE CAUSES OF CONFLICTS IN THE SYSTEM "TEACHER-STUDENT"

Rogach Olga Vladimirovna1, Ryabova Tatyana Mihaylovna2
1Russian State Social University, candidate of sociological sciences,lecturer, Department of management and administration
2Russian State Social University, candidate of sociological Sciences, associate Professor, Department of management and administration

Abstract
The article reflects the actual problem of shaping the effective educational space – conflicts in the process of interaction between students and teachers. During conducting sociological poll of students of Russian universities (N=395) identified the main factors and causes of conflicts were also identified advantages and disadvantages of introduction of Institute of curators in universities. On the basis of the obtained results the authors conclude on the need for regular sociometric measurements of the level of social tension, conflict and escalation of conflict interaction between teachers and students of educational institutions and creation of support services conflict-free interaction in pedagogical and student's collectives.

Рубрика: Социология

Библиографическая ссылка на статью:
Рогач О.В., Рябова Т.М. Анализ причин возникновения конфликтов в системе «преподаватель-студент» // Психология, социология и педагогика. 2017. № 1 [Электронный ресурс]. URL: https://psychology.snauka.ru/2017/01/7680 (дата обращения: 28.10.2023).

Согласно результатам проведенных исследований, а также практике организации образовательного процесса в отечественных высших учебных заведениях, уровень гармоничности и бесконфликтности взаимодействия обучаемых и преподавателей находится в тесной взаимосвязи с эффективностью формирования в вузах благоприятных условий труда и обучения.[2,6] Наличие неудобного расписания, сильные психоэмоциональные и сенсорные нагрузки, вызванные высокими темпами образовательного процесса, провоцируют нарушение социальной гармонии между преподавателем и студентом.[1,3] Кроме того, как отмечается в ряде работ современных авторов, существенной проблемой становится «неточность и субъективизм в процессе оценивания».

Результаты анкетного опроса студентов российских вузов (N=395) подтвердили данные выводы. Так, ведущими причинами возникновения конфликтов между преподавателями и студентами, является неудовлетворенность последних «выставленными баллами» – 21,7%, и как следствие возникновение «личной неприязни» – 1,8%. В данном контексте большое значение приобретает модульно-рейтинговая система (МРС), которая предполагает возможность построения студентом своей образовательной траектории и своевременное планирование учебной нагрузки. Однако результаты исследования свидетельствуют, что 15,3% студентов считают критерии МРС формальностью, а 12,1% обучаемых отмечают неспособность МРС охватить все нюансы ответа студента, в особенности его эмоциональную, творческую и креативную компоненты.

Важным фактором повышения конфликтности в процессе взаимодействия преподавателя и студента выступает «формальное проведение учебных занятий, в особенности практических и лабораторных работ» (59,6%) и «нежелание преподавателей выслушивать другое мнение по рассматриваемой проблематике» (37,4%). Обратим внимание, что акценты современного образования ставятся с явным смещением на научную работу преподавателя вуза, в связи с чем, преподаватель сокращает время подготовки к аудиторным занятиям и перераспределяет его на научную работу. В тоже время современный студент, оплачивающий свое образование, выдвигает определенные требования к получаемому образованию, он хочет учиться с применением инновационных технологий (83,4%) и, приходя в аудиторию, сталкиваясь с формальным проведением занятий и отстраненным преподавателем, выражает неудовлетворительность учебным процессом (74,5%). Данное обстоятельство провоцирует усиление напряжения между преподавателем, немотивированным на творческий подход к обучению и использование в учебном процессе передовых технологий, и студентом, требующим качественное познавательное занятие.

В ходе проведения исследования было отмечено, что студенты, обучающиеся на очной форме обучения предъявляют более высокие требования к проведению аудиторных занятий по сравнению со студентами заочной формы (82,4% против 62,2%, соответственно). При этом оценивая по 10-бальной шкале «важность творческого проведения аудиторных занятий» и «важность заинтересованности преподавателя в читаемом материале» разброс баллов у студентов очного отделения составил диапазон от 7-10 баллов, а у студентов заочного отделения – 5-9 баллов. Также хочется отметить, что у студентов заочного отделения реже возникают конфликты и напряженность в отношениях с преподавателями. Во-первых, на студентов заочного отделения не распространяется действие МРС, во-вторых, они в большинстве своем работают, имеют определенный коммуникативный опыт и сформировавшуюся жизненную позицию. А во-вторых, меньше время взаимодействия преподавателя и студентов снижает вероятность возникновения конфликтов. [4,5]

Современная практика развития высшей школы, в качестве одного из ведущих механизмов оптимизации социально-психологической обстановки в студенческой среде, определяет институт кураторства. По результатам опроса студентов, были установлены высокие оценки обучаемых деятельности кураторов (преподавателей, закрепленных за группой). В качестве подтверждения своей позиции 38,6% опрошенных отмечали, что при возникновении конфликтных ситуаций в процессе решения отдельных вопросов обучения, планирования сетки расписания и иным вопросам организации учебного процесса, обращались к куратору и получали адекватную помощь. Вместе с тем были выявлены и недостатки в работе кураторов, к которым студентами отнесены: их отстраненность от решения конфликтных ситуаций в студенческих общежитиях (5,9%) и некомпетентность преподавателя-куратора в решении ряда вопросов (0,7%).

В ходе социологического опроса выявлено, что факторами усугубляющие напряженность между преподавателями и студентами, по мнению последних, составляют: стресс от условий обучения (волнение в ходе подготовки и прохождения экзаменационной сессии, организация обучения, конфликтные ситуации при решении отдельных вопросов документационного обеспечения и др.) (36,4%); недосыпание и физическая усталость ввиду больших затрат времени подготовку и передвижение к месту учебы (34,7%).

Опираясь на высказанные респондентами замечания по обеспечению бесконфликтного взаимодействия в образовательной организации, мы полагаем целесообразным:

- проведение регулярных социометрических замеров уровня социальной напряженности, конфликтности и эскалации конфликтного взаимодействия между преподавателями и студентами учебных заведений;

-создание служб обеспечения бесконфликтного взаимодействия в педагогических и студенческих коллективах;

- повышение объективности оценки работ студентов посредством изменений пропорций оценивания в сторону творческой, научно-исследовательской и инновационной компонент работы обучаемых.


Библиографический список
  1. Анцупов А.Я., Шипилов А.И. Конфликтология: учебник для вузов. – М.:5-е изд-е, 2010. – 496 с.
  2. Дмитриев А.В. Социальный конфликт: общее и особенное. М.: Гардарики, 2002. 526 с.
  3. Гришина Н.В. Психология конфликта. Хрестоматия / Сост. и общая редакция Н.В. Гришиной. 2-е изд., доп. – СПб.: Питер, 2008. – 480 с.
  4. Светлов В.А. Конфликт: модели, решения, менеджмент. – СПб.: Питер, 2005.- 540 с.
  5. Степанов Е.И. Современная конфликтология: Общие подходы к моделированию, мониторингу и менеджменту социальных конфликтов: Учеб. пособие. – СПб.: ЛКИ, 2009. 126 с.
  6. Шаленко В.Н. Трудовые конфликты: методология, теория и управление: Монография. – М.: Academia, 2008. – 322 с.


Все статьи автора «Рябова Татьяна Михайловна»


© Если вы обнаружили нарушение авторских или смежных прав, пожалуйста, незамедлительно сообщите нам об этом по электронной почте или через форму обратной связи.

Связь с автором (комментарии/рецензии к статье)

Оставить комментарий

Вы должны авторизоваться, чтобы оставить комментарий.

Если Вы еще не зарегистрированы на сайте, то Вам необходимо зарегистрироваться: