УДК 37.014; 316; 327

НЕКОТОРЫЕ ОСОБЕННОСТИ СОВРЕМЕННОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ СИСТЕМЫ В ИСПАНИИ В АСПЕКТЕ ПОЛИТИЧЕСКОЙ СОЦИАЛИЗАЦИИ

Дронова Светлана Юрьевна
Финансовый Университет при Правительстве Российской Федерации
старший преподаватель Департамента языковой подготовки, аспирантка Департамента политологии

Аннотация
С социально-психологической точки зрения, школа в самом широком понимании этого слова задаёт психолого-поведенческую базу формирующейся личности, a priori обеспечивающую ей возможность гармоничного развития в обществе, создания социальных сообществ, непрерывного интеллектуального роста, коммуникации, самореализации и самоидентификации. Перечисленные выше позиции являются составными звеньями политической социализации. Политическая социализация как феномен, предполагающий осознание своего места и своей роли в обществе, в политике, в государстве, проходит длительный путь поэтапного формирования. Образование третьего тысячелетия все более ориентируется на осознанную профессиональную деятельность и готовит учащихся к жизни в профессиональной среде. В этом контексте ожидается увеличение уровня вовлеченности молодежи в политическую жизнь. Посредством кейсового обучения, тактики ведения переговоров и прикладного характера, обучение должно воспитать в молодежи критическое мышление, развить способность отстаивать свою точку зрения, высказывать свои мысли, помочь сформировать свою жизненную и гражданскую позицию, способствуя, таким образом, политической социализации.

Ключевые слова: Болонский процесс, критическое мышление, политическая социализация, психология образования, реформы, самореализация, студенческая мобильность


SOME FEATURES OF CONTEMPORANEOUS EDUCATIONAL SYSTEM IN SPAIN IN TERMS OF POLITICAL SOCIALIZATION

Dronova Svetlana Yurievna
University of Finance under the Government of the Russian Federation
Senior Lecturer of the Department of language training, graduate student, Department of political science

Abstract
From the socio-psychological point of view, education in the widest sense of the word sets of psychological and behavioral framework emerging personality, which provides her a chance for harmonious development in society, creating social nets and communities, lifelong intellectual growth, communication, self-expression and self-identification. All of the above positions are integral parts of political socialization. Political socialization as a phenomenon involving awareness of its place and its role in society, in politics, in the State, goes a long way the gradual formation. Through case-training, negotiation tactics and applied nature education aims to develop critical thinking, ability to defend their points of view, express thoughts, help shape their life and citizenship, deepening thus political socialization.

Keywords: education, self-realization, socialization


Рубрика: Педагогика

Библиографическая ссылка на статью:
Дронова С.Ю. Некоторые особенности современной образовательной системы в Испании в аспекте политической социализации // Психология, социология и педагогика. 2017. № 2 [Электронный ресурс]. URL: https://psychology.snauka.ru/2017/02/7765 (дата обращения: 03.11.2023).

За последние три десятилетия испанская высшая школа неоднократно реформировалась. Болезненным моментом с культурно-социальной и психологической точки зрения оказалось включение этой пиренейской страны в Болонский процесс. Испанские специалисты в области образования отмечают отсутствие объективных предпосылок и адекватной правовой базы для полноценного участия в страны Болонском процессе. Среди отечественных корифеев в области дидактики также имеют широкое хождение сомнения в идеальности болонских решений для конкретных этнических идентичностей. Так, Степанов видит болонскую проблематику в следующем освещении: «Главным в Болонском процессе считается сочетаемость учебных программ, обеспечивающая академическую мобильность студентов и сравнимость качества подготовки специалистов. Насколько эта проблема актуальна для наших студентов? Представляется, что для России проблема академической мобильности пока является умозрительной. Она и в западноевропейских вузах сегодня не вполне решена. Например, в Италии вообще нет бакалавров, а в Великобритании немецкий бакалавриат считается недостаточным для поступления в английскую магистратуру» [Степанов, 2016, с.138]. Степанов отмечает, что некоторые позиции Болонской инициативы чреваты отрицательным воздействием на образование. Учёный подчеркивает необходимость ориентироваться на мировые тенденции при непременном учёте внутренних потребностей государства и национально-культурной специфики менталитета населяющих его этнических сообществ. Цели Болонского соглашения мы считаем целесообразным разделить на материальные и нематериальные. К первым относится принятие единой системы академических степеней, которая гарантировала бы их повсеместную признаваемость, принятие системы высшего образования, основанной на двух циклах обучения и использование системы академических кредитов. Вторая группа целей сосредоточена на продвижении упрощенной схемы мобильности студентов и выходе высшего образования на общеевропейский уровень.

«Болонский процесс, пройдя свою «рубежную аттестацию», сейчас находится в переходном состоянии», – считают Г.Ф.Ткач и В.С.Сенашенко [Ткач, Сенашенко, 2015, с. 120].  По их убеждению, для формирования обновленной «повестки дня» Болонского процесса нужны активные и согласованные действия; однако политическая и финансово-экономическая ситуация в Европе не дает гарантии своевременного их осуществления. Вывод авторов столь же реалистичен, сколь и малоутешителен: «Нынешнее переходное состояние Болонского процесса затянется на длительное время» [Ткач, Сенашенко, 2015, с. 120].

Испания не торопилась с присоединением к Болонской группе и стала одной из последних стран, принявших ее условия. Переход к новой системе бесповоротно завершился лишь к 2010 году. По европейской схеме, 1ая ступень обучения длится три или четыре года. Испания выбрала четырехлетнюю модель, заменив ею специалитеты трех направлений (лисенсиатура, инженерия и дипломатура – licenciatura, ingeniería, diplomatura) и добавив магистратуру в один год. Разумеется, все европейские страны не дали своего однзначного согласия на данную модель. Испанское правительство того времени, действуя под руководством Испанской социалистической рабочей партии, исходило из тех соображений, что большая продолжительность первой ступени – сроком в четыре года, а не в три, – даст выпускникам возможность более полноценного трудоустройства.

Подчеркнём, что в Испании, согласно последним постановлениям правительства по вопросу организации высшего образования, исторически сложившимся автономным областям предоставляется значительная свобода и самостоятельность. Если Каталония выражает готовность воплотить реформу в ближайшее время, то Андалусия не намерена предпринимать каких-либо реформационных действий. Немаловажным остаётся тот факт, что в процессе модернизации испанской образовательной системы, с учётом полиэтничности страны, дифференцирующие факторы и элементы могут проявляться и сказываться на политической социализации молодёжи существеннее и заметнее, нежели интегрирующие [Бородина, 2007]. Психологические особенности коллективного восприятия социальных и исторических изменений также сказываются на характере формирования политической социализации формирующейся личности в образовательном пространстве [Sablonnière et alt., 2013].

Если Болонский процесс на данный момент не осилил задачи создания максимально единой системы, с единым образовательным пространством без границ, то технический прогресс, расширение информационно-коммуникативного обмена и глобализация виртуального мира в ближайшей перспективе реализуют эту цель. Попытка стран-участниц Болонского процесса внедрять его принципы в уже существующую систему образования, выработанную по ходу истории страны, в контексте ее культуры и педагогических традиций, привела к неоднородности результатов от страны к стране. В наши дни образование действительно характеризуется большей универсальностью. Сложно прогнозировать долгосрочные тенденции и судьбы конкретно британского, французского, немецкого или испанского образования: в каждой стране оно преодолевает свои трудности и добивается своих достижений, получая поддержку или ограничения со стороны соответствующих законодательств. При этом все подходы единодушны в одном: в колоссальной роли технологий для образования будущего. Европейские учащиеся повседневно используют в учебном процессе смартфоны, планшеты, компьютерами и прочие устройства, fit via vi, что является логичным продолжением проникновения технического прогресса во все сферы жизни. Синтез традиционного и инновационного обучения должен позволить учащимся проходить программу и получать знания в собственном ритме, в удобном для них темпе и формате. Развитие и общедоступность интернета позволяют беспрепятственно находить практически любую информацию, и задача образовательных учреждений состоит в том, чтобы становиться не просто информационными, но и научными центрами, поощряющими создание новых знаний, исследования и обмен опытом, в том числе и на международном уровне. Кроме того, образовательное учреждение «в силу специфики своих функций (обучающей, воспитывающей, сохраняющей, передающей) и возможности использования большого количества методов и механизмов реализации функций, оказывается существенным фактором направленного, латентного и стихийного воздействия при формировании политического сознания и политических приоритетов обучаемых [Бородина, 2007, с.4].

В настоящее время предлагается сосредоточиться на следующих аспектах фундаментальных реформ действующей системы высшего образования: ввести гибкую модель, однако не для всех специальностей; сохранить существующее положение в так называемых «контролируемых профессиях»; вовлечь в трансформационные процессы как государственные, так и коммерческие вузы; развивать рыночные организационные модели в сфере образования. Очевидно, что образование XXI века становится всё релевантнее ориентированным на профессиональную деятельность; образованию всех уровней следует не просто давать знания, но готовить учащихся к жизни в профессиональной среде. В центре внимания педагогов оказываются значимость поощрения инициативности учащихся, их всестороннее развитие –  как интеллектуальное, так и физическое.

В этом контексте ожидается увеличение уровня вовлеченности молодежи в политическую жизнь. Посредством кейсового обучения, тактики ведения переговоров и прикладного характера, обучение должно воспитать в молодежи критическое мышление, развить способность отстаивать свою точку зрения, высказывать свои мысли, помочь сформировать свою жизненную и гражданскую позицию. На пути к реализации этих целей обучение приобретает всё более явный характер общения «на равных»: «в структуре обновляющихся аксиологических доминант обучения особое звучание приобретает социализация аудиторного занятия с уклоном в визуально-игровой, подвижный, деятельностный и эмоционально-экспрессивный аспект» [Кутьева, 2016, с.386].

Образование третьего тысячелетия все более ориентируется на осознанную профессиональную деятельность и готовит учащихся к жизни в профессиональной среде. В этом контексте ожидается увеличение уровня вовлеченности молодежи в политическую жизнь. Посредством кейсового обучения, проектной методики, тактики ведения переговоров и прикладного характера, обучение призвано воспитывать критическое мышление, умение видеть предмет с противоречащих друг другу позиций, развивать способность отстаивать свою точку зрения, высказывать свои мысли, помочь сформировать свою жизненную и гражданскую позицию, способствуя, таким образом, политической социализации, примечательной особенностью которой является сегодня преобладание «горизонтальной», внутрипоколенной, трансляции ценностей над «вертикальной», идущей от обучающего к обучаемому.


Библиографический список
  1. Степанов В. И. Проблемы формирования европейского пространства высшего образования в рамках Болонского процесса // Вестник ТГПУ. 2016. №4 (169). С.131-138.
  2. Ткач Г. Ф., Сенашенко В. С. Болонский процесс: обзор эволюции приоритетов и промежуточные итоги // Высшее образование в России. 2015. № 7. С. 119-130.
  3. Sablonnière de la, R., Bourgeoisa L., Najihb M. Dramatic Social Change: A Social Psychological Perspective. Journal of Social and Political Psychology, 2013, Vol. 1(1). Электронный ресурс. Режим доступа: http://jspp.psychopen.eu/article/view/14/html (дата обращения – 09.02.2017).
  4. Бородина С.Н. Школа как институт политической социализации. Автореферат диссертации на соискание ученой степени кандидата политических наук. Краснодар: 2007. Электронный ресурс. Режим доступа: http://cheloveknauka.com/shkola-kak-institut-politicheskoy-sotsializatsii#ixzz4Z7sxOXOl (дата обращения – 09.02.2017).
  5. Кутьева М.В. Компетентностный подход в структуре коммуникативной методики: пробы, достижения, ошибки. В сборнике: Повышение академической мобильности преподавателей и студентов, в рамках сотрудничества РЭУ им. Г.В. Плеханова с международной образовательной корпорацией “Pearson”. Сборник научных трудов Международной научно-практической конференции. Под редакцией М.В. Зарудной. 2016. С. 386-403.


Все статьи автора «kouti»


© Если вы обнаружили нарушение авторских или смежных прав, пожалуйста, незамедлительно сообщите нам об этом по электронной почте или через форму обратной связи.

Связь с автором (комментарии/рецензии к статье)

Оставить комментарий

Вы должны авторизоваться, чтобы оставить комментарий.

Если Вы еще не зарегистрированы на сайте, то Вам необходимо зарегистрироваться: