УДК 434.85

РОЛЬ СЕМЬИ И РЕФЕРЕНТНЫХ ГРУПП В ФОРМИРОВАНИИ ПРОТИВОПРАВНОГО ПОВЕДЕНИЯ НЕСОВЕРШЕННОЛЕТНИХ: ОПЫТ СОЦИОЛОГИЧЕСКОГО ИССЛЕДОВАНИЯ

Смолева Елена Олеговна
Федеральное бюджетное учреждение науки Институт социально-экономического развития территорий Российской академии наук
научный сотрудник

Аннотация
Анализ преступности несовершеннолетних позволил выявить ее характеристики, вызывающие тревогу: групповой характер, рецидивность, совершение преступления в состоянии опьянения. По данным социологических опросов на формирование противоправного поведения несовершеннолетних оказывают влияние следующие факторы:
1) на уровне семьи: неправильные стили семейного воспитания (безконтрольность, попустительство и неумение взаимодействовать со своими детьми в сложных ситуациях, наказания, безразличие со стороны родителей); девиантные паттерны поведения (алкоголизм, криминаль-ность членов семьи). Внутрисемейное общение направлено преимущественно на контроль успеваемости и посещения школы. В ответ подростки испытывают негативные чувства по отношению к родным, часто происходит их фактический отрыв от семьи. При попадании в исправительное учреждение в 30% случаев связи подростка с семьей не сохраняются. Функции воспитания оказываются для большинства семей непосильными без государственной поддержки, однако механизмы социального контроля не могут компенсировать недостатков семейного воспитания.
2) на уровне школы и референтных групп: школьная дезадаптация, отвержение одноклассниками, делинквентность референтной группы. В компаниях часто возникают ситуации угрозы самооценке, которые приводят к совершению противоправных действий. Под влиянием референтных групп у подростка формируется система ценностей, связанная с материальной обеспеченностью, силой, агрессией.
При возникновении трудных жизненных ситуаций несовершеннолетние предпочитают уход от проблем. За помощью они чаще всего обращаются друзьям, родителям, учителям, но при просьбе о помощи сталкиваются с негативными эмоциями со стороны.

Ключевые слова: преступность несовершеннолетних, референтные группы, социально-психологический фактор, стили семейного воспитания, трудная жизненная ситуация


THE ROLE OF THE FAMILY AND REFERENCE GROUPS IN THE FORMATION OF THE WRONGFUL CONDUCT OF MINORS: EXPERIENCE OF SOCIOLOGICAL RESEARCH

Smoleva Elena Olegovna
the Federal State Budgetary Institution of Science Institute of Socio Economic Development of Territories of Russian Academy of Science
Research Associate

Abstract
Analysis of juvenile delinquency revealed its characteristics, causing alarm: its group character, repetition of crime, committing a crime while intoxicated. According to opinion polls concerning the fol-lowing factors influence the formation of the minors’ wrongdoing:
1) in the family: incorrect styles of family education (lack of control, connivance and inability to interact with their children in difficult situations, punishment, indifference on the part of parents); deviant patterns of behavior (alcoholism, crimes of family members).
Intrafamily communication is directed primarily to control of the learning progress and school at-tendance. In response, teenagers have negative feelings towards the family, often they actually separate from their families.
Communication between the family and a teenager does not last when a teenager is placed into a juvenile colony in 30% of cases. Education functions are not implemented in the majority of families without governmental support, but the social control mechanisms can not compensate for the shortcomings of family education.
2) at school and in reference groups: school maladjustment, rejection of classmates, delinquency of the reference group. The situations of self-esteem threat often appear in some groups leading to the wrongdoing. Under the influence of reference groups the adolescent forms the system of values associated with material security, power, aggression.
The trigger mechanism of wrongdoing formation is a difficult life situation. If this happens, juveniles prefer to escape from problems. They often ask friends, parents, teachers for help, but the request for help is faced with the negative side of emotions.

Рубрика: Социология

Библиографическая ссылка на статью:
Смолева Е.О. Роль семьи и референтных групп в формировании противоправного поведения несовершеннолетних: опыт социологического исследования // Психология, социология и педагогика. 2017. № 3 [Электронный ресурс]. URL: http://psychology.snauka.ru/2017/03/7823 (дата обращения: 29.09.2017).

Обострения социальных проблем в стране, вызванные экономическими кризисами последнего десятилетия,  оказывают влияние на изменения негативного характера в структуре преступности несовершеннолетних. Правительство Российской Федерации, региональные государственные органы исполнительной власти уделяют повышенное внимание деятельности системы социальной профилактики правонарушений, направленной на предупреждение противоправного поведения и ликвидацию проявлений различных девиаций в подростковой среде: алкоголизма, наркомании, безнадзорности и беспризорности несовершеннолетних. Однако принимаемые по профилактике преступности меры остаются недостаточными.

Сегодня на поведение несовершеннолетних оказывают все большее влияние факторы, вызывающие его антисоциальность: влияние девиантной субкультуры, распространение  в подростковой среде асоциальных и антисоциальных установок и образцов поведения, семейное неблагополучие, школьная дезадаптация, в целом неблагополучная социальная ситуация развития [12].

В отечественной науке в качестве факторов, обусловливающих противоправное поведение, выделяют неблагоприятные индивидные особенности несовершеннолетних [2, с. 25; 8, с. 11-23; 9, с. 26-28]; специфику межличностных отношений [1, с. 35-70; 13, с. 116-134; 19, с. 56-58], деформации в ценностно-мотивационной системе личности [6, с.59]; дефекты семейного и школьного воспитания [3, с. 20-28; 20, с.151-157]; проблемы саморегуляции поведения [15, с. 40-43; 17, с. 972-975].

Несовершеннолетние правонарушители характеризуются неадекватной самооценкой [15]. Нарушению поведения несовершеннолетнего предшествует изменение его Я-концепции, проявляющееся в неадекватном отношении к окружающим и ожидании негативного отношения от них [16]. Для личности с девиантным поведением характерны специфические социальные позиции, связанные с размыванием своего «Я», чему способствует негативная Я-концепция и «жесткая» групповая принадлежность, «сильное превалирование групповой идентификации над процессами индивидуализации» [5, с. 7].

Противоправное поведение несовершеннолетних рассматривается рядом авторов как форма протеста против нарушенных взаимоотношений в конфликтной ситуации в семье, против воспитательных воздействий родителей [14].

Пусковым механизмом является наличие психологической проблемы [18], закреплению паттернов девиантного и противоправного поведения способствует негативный жизненный опыт [7].

В связи с этим в задачи нашего исследования входило определение факторов, оказывающих в настоящий момент наибольшее влияние на формирование девиантного и противоправного поведения несовершеннолетних.

В своем исследовании мы опирались на данные государственной статистики, размещенные в открытом доступе отчеты правоохранительных органов, а также материалы социологического исследования Института социологии РАН по теме  «Исследование факторов, затрудняющих социализацию детей, находящихся в трудной жизненной ситуации, построение и апробация модели их социальной реабилитации». В целевую группу входили дети и подростки в возрасте от 10 до 18 лет, состоящие на учете в комиссии по делам несовершеннолетних, в территориальных отделах МВД, находящиеся в специальных учебно-воспитательных учреждениях открытого и закрытого типа.

По данным МВД России в 2015 г. несовершеннолетними и при их участии совершено чуть менее 62 тыс. преступлений, из них практически четверть (22%) составляют тяжкие и особо тяжкие (см. табл. 1).

Анализ данных о преступлениях несовершеннолетних позволил выявить позитивные тенденции. Во-первых, стабильное уменьшение числа преступлений, совершенных несовершеннолетними или при их соучастии в 2,5 раза за последние десять лет. Удельный вес преступлений несовершеннолетних от общего числа расследованных преступлений снизился с 9% в 2005 г. до 5% в 2015 г., а доля тяжких и особо тяжких преступлений несовершеннолетних – с 36% до 22% (см. табл. 1).

Таблица 1 – Социально-криминологическая характеристика преступности несовершеннолетних

Показатели

2005 г.

2010 г.

2011 г.

2012 г.

2013 г.

2014 г.

2015 г.

Преступления совершены несовершеннолетними или при их соучастии, всего

154734

78548

71910

64270

67225

59549

61833

Удельный вес от расследованных преступлений, %

9,1

5,5

5,5

5,1

5,4

5,0

4,9

В т.ч. тяжкие и особо тяжкие, всего

55511

23461

19862

14529

14634

13786

13311

Удельный вес от общего числа преступлений несовершеннолетних, %

35,9

29,9

27,6

22,6

21,8

23,3

21,8

Во-вторых, стабильное уменьшение численности несовершеннолетних, совершивших преступные деяния. В 2015 г. численность несовершеннолетних преступников уменьшилась в 2,7 раза по сравнению с 2005 г. и составила 55,4 тыс. человек (см. табл. 2).

Таблица 2 – Характеристика несовершеннолетних преступников

2005 г.

2010 г.

2011 г.

2012 г.

2013 г.

2014 г.

2015 г.

всего несовершеннолетних, совершивших преступления (чел.)

149981

72692

65963

59461

60761

54089

55365

совершивших преступление в группе (чел.)

78428

29748

28005

24623

25372

22609

23348

удельный вес (%)

52,2

40,9

42,5

41,4

41,8

41,8

42,2

несовершеннолетними без постоянного источника дохода (чел.)

48327

16353

14225

13194

11999

10220

9759

удельный вес (%)

32,2

22,5

21,6

22,2

19,7

18,9

17,6

ранее совершившими преступление (чел.)

24095

13913

12956

12942

14079

14093

14208

удельный вес (%)

16,1

19,1

19,6

21,8

23,2

26,1

25,7

в состоянии алкогольного опьянения (чел.)

21468

7255

7247

8262

8428

7542

7450

удельный вес (%)

14,3

9,9

11,0

13,9

13,9

13,9

13,5

в состоянии наркотического опьянения (чел.)

153

172

236

261

410

596

649

удельный вес (%)

0,1

0,3

0,4

0,4

0,7

1,1

1,2

Анализ относительных показателей, характеризующих противоправное поведение несовершеннолетних, позволяет выявить зависимости иного плана (табл.2). На протяжении последних десяти лет остается достаточно высокой доля несовершеннолетних, совершивших преступление в группе (выше 40%);  доля ранее совершивших преступление постепенно увеличивается с 16% в 2005 г. до 26% в 2015 г.

Также остается актуальной проблема совершения подростками преступлений в состоянии опьянения: после относительного минимума 2010 г. в 10% удельный вес несовершеннолетних, совершивших противоправные действия в состоянии алкогольного опьянения, снова вырос до 13-14%. Также заметный прирост зафиксирован по доле несовершеннолетних, совершившим преступление в состоянии наркотического опьянения: с 0,1% в 2005 г. до1,2 % в 2015 г.

Данные социологических опросов не только подтверждают статистические, но и в отдельных случаях показывают большую степень серьезности проблемы. Так, среди несовершеннолетних, отбывающих наказание в воспитательных колониях, 78% заявили, что совершили преступление в группе (половина – что среди участников были взрослые); 46% – что совершили преступление в состоянии алкогольного опьянения. Четверо из пяти воспитанников ВК состояли на учете в ОВД. До того, как подростки попали в колонию, половина из них воровала сумочки, кошельки, воровали из магазинов, домов, дач; каждый третий угрожал оружием, избивал, чтобы отнять деньги, вещи; убегал из дома (см. табл. 3). В списке противоправных действий – драки, вымогательство денег, принуждение к сексу, угон велосипедов, скутеров, мотоциклов и автомобилей.

Таблица 3 – Перечень противоправных действий несовершеннолетних, отбывающих лишение свободы, до их попадания в ВК, % от числа респондентов

Перечень противоправных действий несовершеннолетних

Участие несовершеннолетних, %

Воровать у кого-нибудь сумочку, кошелек, телефон

53

Воровать что-либо из магазинов, квартир, дач, машин

52

Угрожать оружием, избивать, чтобы отнять деньги, вещи

36

Убегать из дома

30

Носить с собой оружие, прут, нож, цепь, кастет

29

Вымогать деньги

28

Избивать кого-либо дубинкой, палкой, ранить оружием

28

Насильно заставлять кого-нибудь заниматься сексом

24

Выяснять отношения с помощью драки

18

Угонять велосипед, мопед или скутер

14

Повреждать что-либо (лифт, парту, павильон и др)

13

Жить, «где придется»

10

Привлекать кого-нибудь заниматься сексом за деньги

10

Угонять автомобиль или мотоцикл

9

Готовить, продавать наркотики

5

Быть болельщиком, фанатом, устраивающим драки

5

Ситуация в семье является одной из основных причин формирования девиантности, проявляющейся в т.ч. в наиболее опасной форме – противоправном поведении.  Многие исследователи в группу риска выделяют детей из неполных семей. Однако на сегодняшний день и статистика, и социологические опросы не подтверждают в полной мере эти выводы. По данным Судебного Департамента при Верховном Суде РФ о несовершеннолетних, совершивших преступления (форма №12 ведомственной отчетности), из 22,8 тыс. осужденных в неполной семье проживало10,3 тыс. подростков, в полной – 10,4. По данным социологических опросов, среди воспитанников до попадания в ВК с обоими родителями проживали 33%, только с матерью – 45%, только с отцом – 9%. Среди подростков, состоящих на учете в комиссии по делам несовершеннолетних, более половины проживают в полных семьях (27% с обоими родителями, 28% с мамой и отчимом); в неполных семьях – 35%. Эти данные говорят о том, что хотя неполные семьи относятся к группе риска по причинам большей вероятности материального неблагополучия и загруженности единственного родителя на работе, основное внимание следует уделять социально-психологическому климату в семье.

В проблемах семейного воспитания на первое место выходит непоследовательность воспитывающих воздействий и отсутствие должного контроля со стороны родителей. Так, 42% воспитанников ВК отметили, что родителей мало интересовало, как и с кем они проводят время. Только каждого четвертого проверяли на предмет курения, употребления алкоголя или наркотиков. У каждого седьмого следили за посещением школы и знали друзей.

Несовершеннолетние правонарушители подмечают больше негатива, чем позитива в отношении к ним родных. Только каждый четвертый (25%) может сказать, что ему доверяют; каждый третий (35%) чувствует, что его любят и о нем заботятся. Состоящих на учете в КДН подростков взрослые в основном заставляют учиться (в 45% случаев) и часто ругают (23%); в каждом десятом случае встречаются наиболее опасные с точки зрения психологии формы: родители мало обращают внимания на своих детей (11%), позволяют им делать все, что хочется (9%). В семьях воспитанников ВК проблемы проявляются еще более ярко: частые ссоры (24%), нехватка внимания со стороны родителей (20%). Нередки случаи, когда подростка сильно били (33%). Только один из десяти воспитанников заявил, что у него были хорошие отношения с родителями. Родителям подростков зачастую не удается добиться выполнения своих требований, для них характерно попустительство и неумение взаимодействовать со своими детьми в сложных ситуациях.

Итак, несовершеннолетние воспитываются в условиях семейной депривации: мало поощрений, мало взаимопонимания, много физических наказаний, много отчуждения.

Поэтому у подростков возникают соответствующие ответные чувства по отношению к своей семье. Половина из них считает, что семья – это самые родные люди; каждый пятый (22%) – место, где тебя по-настоящему любят. Вместе с темчетвертая часть респондентов (25%) воспринимает семью как источник пищи, одежды, денег и просто людей, с которыми вынужден жить вместе; каждый восьмой (12%) – как источник проблем и придирок. Каждый десятый (10%) собирается уйти из семьи при первой возможности. Половина подростков (45%) любят оставаться дома только, когда там никого нет.

При попадании несовершеннолетних в исправительное учреждение в 30% случаев по различным причинам не сохраняются связи подростка с семьей. Только каждого третьего (32%) воспитанника навещают родные, каждый второй (48%) получает из дома посылки/передачи.

Наряду с неправильными стилями воспитания в семьях несовершеннолетних правонарушителей регулярно демонстрируются девиантные и криминальные паттерны поведения. В четверти семей родители (родитель) выпивают несколько раз в неделю, в трети семей – несколько раз в месяц. Каждый второй воспитанник ВК попадал под влияние проживающих вместе с ним под одной крышей судимых родственников: чаще всего отца или отчима (44% случаев), брата/сестры (15%). У каждого десятого судимы и мать, и отец, ближайшие родственники.

Другим значимым фактором противоправного поведения является неблагоприятная ситуация в школе. Традиционно выделяются следующие предпосылки девиантного поведения:

– низкая успеваемость (для 30% респондентов основной проблемой являются трудности в учебе);

– плохое поведение в школе (20% респондентов состоят на учете в КДН по инициативе школы как «трудные ученики»);

– проблемы во взаимоотношениях с преподавателями и одноклассниками (15% считают, что учителя к ним придираются; 7% отмечают враждебное отношение одноклассников).

При отсутствии авторитета и взаимопонимания в семье и школе подростки находят отдушину во взаимоотношениях со сверстниками. Треть респондентов считает, что время лучше проводить с друзьями, чем со своей семьей или одному дома. Некомпетентность в межличностном общении наряду с заниженной оценкой социума приводит несовершеннолетнего в группу сверстников асоциальной направленности. У 56% респондентов были друзья, состоявшие на учете в милиции; также практически половина среди друзей совершали противоправные поступки (воровали 54%); употребляли наркотики (42%); часто  и много выпивали (18%). Самопрезентация как члена делинквентной группы – безрассудного, шокирующего своим поведением – сопровождается повышением внешней оценки. И подтверждение этой оценки происходит в зависимости от соответствующей репутации, которая создается делинквентными поступками. Совместное времяпрепровождение не отличается разнообразием: шатание по улицам (80% респондентов),  игры во дворе в футбол, баскетбол, волейбол (70%), распитие слабоалкогольных напитков (72%), поход в клуб, бар, на дискотеку (40%), кражи (35%) и другие правонарушения.

Можно сделать вывод о недостаточно организованном досуге подростков – наиболее распространенными занятиями являются прогулки с друзьями (49% респондентов), интернет (35%), телевизор (18%). Только треть подростков (32%) занимаются спортом в секциях или клубах, но и то больше половины из них (19%) не на регулярной основе, а эпизодически. Достаточно часто подростки отмечают скуку, что дома (11%), что вместе с друзьями (16% почти всегда, 61% иногда).

Разнообразие в досуг несовершеннолетних вносит употребление психоактивных веществ (ПАВ). Среди воспитанников ВК 45% несовершеннолетних употребляли алкоголь несколько раз в неделю, 7% – ежедневно. Первый опыт употребления наркотиков зафиксирован в 9-летнем возрасте. Практически половина (46%) впервые попробовали наркотик в 12-13 лет. Употребление ПАВ опасно не только постепенным разрушением личности, но и связями с противоправным поведением (см. приведенные выше данные по преступности несовершеннолетних).

Психологи ищут истоки противоправного поведения в мотивационной сфере. Результаты эмпирических исследований приводят к выводу о том, что «мотивационная сфера правонарушителей сдвинута от общественного к личностному, от социального к индивидуальному, … от духовного к материальному,  от должного к желаемому, от устойчивого к ситуативному, от рационального к эмоциональному» [10, с. 36].

Для несовершеннолетних правонарушителей характерна  определенная система ценностей и социальных установок. Каждый пятый воспитанник ВК считает, что нет ничего плохого в том, что люди курят «травку». Каждый шестой – что нет ничего плохого в том, чтобы сильно отличаться от других людей своим поведением, своими мыслями, привычками. Если в целом несовершеннолетние высказываются против проявления насилия и агрессии (при отвлеченном или обобщенном характере вопросов), то только половина из них выражает несогласие с тем, что если кто-то нападет на них, то они ударят в ответ. Косвенное подтверждение склонности к агрессивным проявлениям можно заметить у каждого четвертого, кто согласен с высказыванием: «Когда я зол по-настоящему, другим людям лучше держаться от меня подальше».

Психологи обращают внимание на проблемы временной перспективы у несовершеннолетних правонарушителей: низкий уровень общей осмысленности жизни, слабость функций планирования и прогнозирования поведения [6]. Жизненные планы правонарушителей расплывчаты, неконкретны, краткосрочны. При пребывании в исправительном учреждении большая часть осужденных не нацелена на реализацию дальних жизненных планов [11]. По данным нашего исследования четвертую часть воспитанников ВК (22%) больше заботит то, что произойдет в ближайшее время, а не в отдаленном будущем. Они не могут сказать, какие цели в их жизни, в каких сферах привлекателен успех. Но чаще всего успех в жизни у несовершеннолетних правонарушителей ассоциируется в основном с материальной составляющей: богатством (30% респондентов), наличием престижной собственности (20%), возможностью жить не хуже других (28%). Среди ценностей – наличие крепкой семьи и детей (22%) и честно прожитая жизнь (25%).

Подростки считают, что человек правильно прожил жизнь, если его уважают и ценят люди (55%), он имеет крепкую семью, друзей (41%), может обеспечить себя и свою семью всем, что они захотят (35%), прожил жизнь, как хотел и делал в жизни, что хотел (29%). Такие человеческие качества как честность, доброта, смелость, дружелюбие не получают должного признания, ибо в современной жизни нужно быть сильным (по мнению 40% респондентов), уверенным в себе (38%), удачливым (36%), обеспеченным (33%).

Подтвердился и отмечаемый И.Ю. Борисовым факт склонности несовершеннолетних к рискованному поведению [4]: 36% воспитанников ВК идут на риск просто ради удовольствия, 28% нравится проверять себя, делая что-то рискованное.

К проявлениям девиантного или противоправного поведения несовершеннолетнего подталкивает невозможность найти другой выход из сложившейся трудной жизненной ситуации (ТЖС). По мнению самих подростков, серьезную проблему, с которой им трудно справиться самостоятельно, представляют ситуации с учебой (48%), отсутствие взаимопонимания, конфликты с родителями (28%), недостаток любви и заботы со стороны взрослых (25%), отсутствие денег (28%), недостаток развлечений (26%), скука, отсутствие интересных занятий (22%). При возникновении ТЖС несовершеннолетние предпочитают уход в Интернет, игру, ТВ (32%), уход в себя (22%), поиск собеседника (24%), иногда самостоятельный поиск выхода (10%). В редких случаях (15%) подросток с кем-то советовался. За помощью они чаще всего обращались родителям (84%), друзьям (69%), учителям (64%). Отметили, что не обращались за помощью к школьному психологу (62% респондентов), администрации школы (55%), но и взрослые тоже не обращали на них внимание. При просьбе о помощи столкнулись с негативными эмоциями со стороны родителей (23%), учителей (30%), администрации школы(20%), сотрудников милиции (21%). Только друзья и школьный психолог не ругали, не угрожали и не стыдили. Подростки считают, что помогли им справиться с проблемой друзья (25%), изредка – родители (15%).

Как влияет на совершение противоправных действий материальный фактор? Финансовые проблемы характерны для семей несовершеннолетних правонарушителей, в т.ч. для 60% семей воспитанников ВК (см. табл. 4).

Таблица 4 – Финансовое положение семей несовершеннолетних правонарушителей

№  п/п Финансовое положение Семьи воспитанников ВК, % Семьи несовершеннолетних, состоящих на учете в КДН, %
1 Мы не могли свести концы с концами, всегда в долгах

33

10

2 Денег едва хватало на самое необходимое

29

28

3 Экономили, но жили прилично

28

44

4 Могли многое себе позволить и имели сбережения

3

14

5 Не отказывали себе ни в чем

3

4

Дискриминантный анализ показал, что с тяжелым материальным положением наиболее тесно связан такой вид преступления как убийство (b=0,909) и нанесение тяжких телесных повреждений (b=0,648). Хорошее материальное положение (пп. 4, 5 табл. 3) связано в большей степени с изнасилованием (4 случая), а также кражей (1 случай) и грабежом (1 случай).

Чаще всего к совершению правонарушения подростков подталкивает пример со стороны сверстников (34% случаев). Несовершеннолетние говорят о том, что им не хотелось показаться в глазах сверстников «лохом» или трусом. Таким образом, подтверждается тезис о том, что в компаниях несовершеннолетних часто возникают ситуации угрозы самооценке, которые приводят к совершению противоправных действий.

На основании проведенного исследования можно сделать вывод о том, что на сегодняшний день продолжают вызывать тревогу такие характеристики преступности несовершеннолетних как групповой характер, рецидивность, совершение преступления в состоянии опьянения.

На формирование противоправного поведения несовершеннолетних оказывают влияние следующие факторы:

1)  социально-психологические факторы на уровне семьи: неправильные стили семейного воспитания (безконтрольность, наказания, отчуждение, безразличие со стороны родителей); девиантные паттерны поведения (алкогольная или наркозависимость членов семьи, криминальность).  Внутрисемейное общение направлено преимущественно на контроль успеваемости и посещения школы. Часто происходит фактический отрыв подростка от семьи. Функции воспитания оказываются для большинства семей непосильными без государственной поддержки, однако механизмы социального контроля не могут компенсировать недостатков семейного воспитания.

2)  социально-психологические факторы на уровне школы и референтных групп: школьная дезадаптация, отвержение одноклассниками, делинквентность референтной группы.

Несовершеннолетние воспринимают как трудности, с которыми они не могут справиться самостоятельно, ситуации неудовлетворенности базовых потребностей в заботе и уходе, эмоциональной привязанности, потребности в разнообразной досуговой деятельности. На фоне ослабленного социального контроля происходит рост девиаций. Поэтому в целях профилактики и коррекции противоправного поведения несовершеннолетних необходима разработка мероприятий, направленных на усиление механизмов социального контроля в подростковой среде и на изменение самой среды.


Библиографический список
  1. Башкатов И.П. Психология неформальных подростково-молодежных групп. М., 2000. 335 с.
  2. Беличева С.А. Основы превентивной психологии. М.: «Социальное здоровье России», 1993.
  3. Белкин А.С. Теория педагогической диагностики и предупреждения отклонений в поведении школьников: автореф. дис… докт. пед. наук. М., 1980.
  4. Борисов И.Ю. Механизм гедонистического риска и его роль в отклоняющемся поведении молодежи // Мир психологии и психология в мире. 1995. №3. С. 63 -74.
  5. Бухлина Л.Ю. Исследование социальных позиций подростков с различной степенью изоляции от семьи // Девиантология: хрестоматия; автор-составитель Ю.А. Клейберг. – СПб.: Речь, 2007. С. 24-32.
  6. Васильева Ю.А. Особенности смысловой сферы личности при нарушении социальной регуляции поведения // Психологический журнал. 1997. № 2. Т. 18. С. 58-78.
  7. Змановская Е.В. Девиантология: (Психология отклоняющегося поведения): Учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений. М.: Издательский центр «Академия», 2004.
  8. Ковалев В.В. Социально-психиатрический аспект проблемы девиантного поведения у детей и подростков // Нарушения поведения у детей и подростков. – М.: Медицина, 1981.  С. 11-23.
  9. Личко А.Е. Психопатии и акцентуации характера у подростков. СПб.: Речь, 2010.
  10. Лунеев В.В. Функции мотивации // Криминальная мотивация / Отв. ред. В. Н. Кудрявцев. – М.: Наука, 1986. С. 19-36.
  11. Наприс А.В. Психологическая характеристика личностных жизненных планов и их влияние на поведение осужденных молодежного возраста: автореферат дис. … канд. псих. н. Рязань, 1997.
  12. Неумоева Е.В. Одиночество как психический феномен и ресурс развития личности в юношеском возрасте // Девиантология: Хрестоматия / Автор-составитель Ю.А. Клейберг. – СПб.: Речь, 2007. С. 84-93.
  13. Пирожков В.Ф. Криминальная психология. М.: Ось-89, 2007.
  14. Птичкина Е.Л. Внутрисемейные детерминанты девиантного поведения старших подростков: дисс. … канд. психол. наук. М.: 2001.
  15. Реан А.А. Практическая психодиагностика личности. Учеб. пособие. СПб.: изд-во С.-Петерб. ун-та, 2001.
  16. Свистунова Е.В. Особенности Я-концепции подростков с нарушением поведения: дисс. … канд. психол. наук. М., 2001.
  17. Смолева Е.О. О связи экстернальности и социально-психологической дезадаптации несовершеннолетних с делинквентным поведением в условиях лишения свободы // Известия Самарского научного центра Российской академии наук. 2009. Т. 11. № 4-4. С. 971-975.
  18. Смолева Е.О. Анализ психологических теорий девиантности несовершеннолетних // Психология, социология и педагогика. – 2014. – № 6. – URL: http://psychology.snauka.ru/2014/06/3322 (дата обращения 25.01.2017).
  19. Фельдштейн Д.И. Трудный подросток. М.-Воронеж, 2008.
  20. Эйдемиллер Э.Г., Юстицкий В.В. Семейная психотерапия. Л.: Медицина, 1989.


Все статьи автора «Смолева Елена Олеговна»


© Если вы обнаружили нарушение авторских или смежных прав, пожалуйста, незамедлительно сообщите нам об этом по электронной почте или через форму обратной связи.

Связь с автором (комментарии/рецензии к статье)

Оставить комментарий

Вы должны авторизоваться, чтобы оставить комментарий.

Если Вы еще не зарегистрированы на сайте, то Вам необходимо зарегистрироваться: