УДК 159.9

ДЕЛОВАЯ МЕТАФОРИЧЕСКАЯ ИГРА “ЗАСТЕНЧИВЫЙ НЕВИДИМКА”

Зарецкова Оксана Викторовна
ГБОУ "Школа №1391"
г. Москва, педагог-психолог дошкольного отделения

Аннотация
Цель : выработать навык работы педагогов с застенчивыми детьми.
Задачи:
• Совместно с педагогами детского сада, найти варианты решения проблемы застенчивого поведения ребенка;
• Активизировать творческий потенциал педагогов детского сада.

Ключевые слова: деловая метафорическая игра, застенчивые дети, застенчивый невидимка


BUSINESS METAPHORICAL GAME "SHY INVISIBLE"

Zaretskova Oksana
School №1391
Moscow, educational psychologist, Preschool department

Abstract
Objective: To develop the skills of teachers with shy children.
Tasks:
• Together with the kindergarten teachers, to find solutions to the problems of the shy child's behavior;
• Enhance creativity of kindergarten teachers.

Рубрика: Общая рубрика

Библиографическая ссылка на статью:
Зарецкова О.В. Деловая метафорическая игра "Застенчивый невидимка" // Психология, социология и педагогика. 2017. № 3 [Электронный ресурс]. URL: https://psychology.snauka.ru/2017/03/7861 (дата обращения: 29.10.2023).

Ход проведения. 

1. Приветствие «Скульптура секретов»

Раздать по кусочку пластилина. Каждый говорит «Никто не знает, что я люблю….(мороженое, спать, море) и передает свой кусочек другому.

2. Разминка «Фрукты»

Психолог просит рассчитаться на «яблоко», «апельсин» , «персик», «груша». Далее, когда он называет слово «яблоки» — все «яблоки» встают и меняются местами, тоже самое с «апельсинами» и «персиками». Когда тренер говорит «фруктовый салат», все встают и меняются местами. После этого участники остаются сидеть на новых местах.

Сегодня мы поговорим о детях мало заметных в группе, которые не доставляют проблем ни педагогам, ни другим детям.

Это застенчивые дети.

Застенчивый ребенок  испытывает сложности при общении со сверстниками и взрослыми, он нерешителен, робок, не инициативен, старателен.

Застенчивый ребенок, обычно знает, хочет ответить, но не может применить свои знания…, ждет оценки взрослого, имеет коммуникативный навык, но он дозирован или не умеет устанавливать контакты.

У таких детей, как правило самооценка высокая, но они думают , что другие относятся к ним плохо .

Причины застенчивости:

  • Биологическая предрасположенность
    • родители не общительны
    • тип темперамента –флегматики и меланхолики
    • тип личности – интроверт- направленный на свой внутренний мир.
  • Социальные причины
    • старшинство ( с первым ребенком родители напряжены и озабоченны, второго меньше контролируют)
    • психическая травма (публичное унижение, развод родителей)
    • неправильное воспитание (гиперопека- чрезмерный контроль-вырастают дети или агрессивные или застенчивые)
    • неприятие ребенка (ребенок родился не того пола, нет душевного тепла- одет, обут и хорошо)
    • бедная фантазия, неразвитость мышления, медлительность – ребенок уходит от общения, прячется за застенчивостью.

Последствия застенчивости могут быть серьезными:

  • отказ от встреч с новыми людьми и ограничение круга друзей и знакомых;
  • невозможность выразить своё мнение и отстоять свои права;
  • боязнь людей, особенно тех, от которых исходит, по мнению ребёнка (или взрослого), какая-то эмоциональная угроза, и т.д.

Помочь малышу преодолеть застенчивость и робость, сформировать у него желание общаться – эта задача вполне разрешима, если начать заниматься ей своевременно.

1. Проблема: девочка (6 лет) в детском саду боится подойти к группе сверстников, включиться в игру, попросить игрушку, утром в группу заходит , опустив голову и еле слышно произносит «здравствуйте».

2. Метафора: «Про застенчивость»

Жил не свете очень застенчивый человечек. Именно жил, а не жил-был. Потому что быть он не умел. Ему стена мешала, за которую он всегда прятался. Как только захочет что-нибудь сделать, так сразу застесняется и за стенку спрячется. А стенка у него была такая тесная, что он сам туда едва-едва помещался. Где уж там еще кого-нибудь в гости пригласить – тесно.  Была эта стенка такая толстая, высокая, и состояла она из множества кирпичиков: “Я не могу”, “Я не умею”, “Я такой маленький и беззащитный”, “Меня никто не любит и не понимает” и еще много-много разных кирпичиков было в этой стенке.

Так неуютно было нашему человечку за своей стенкой. Только хочет выглянуть из-за нее, а перед глазами только большие серые кирпичи – ничего не видно за ними. Хочет наверх забраться, перелезть через стенку, дотронется, а кирпичи холодные, шершавые, руки стынут. Бывало захочет человечек послушать, что же в мире за стеной происходит, вон, дети на улице подходят, говорят ему что-то, а каждый кирпичик так начинает громко кричать на разные лады: “Не могу”, “Боюсь”, “Не умею”, что только их и слышно. А что за стеной происходит никак не увидишь.

Так и жил наш человечек много дней и ночей подряд за своей застенчивостью, как за каменной стеной. Плохо ему было там одному, скучно, страшно и одиноко. Только изредка солнечный лучик пробивался сверху к человечку, согревал его своим теплом, шептал ласковые слова, рассказывал, что в мире происходит, как люди там живут, как любят друг друга и доверяют и тем самым согревают сами себя и других как будто солнечным теплом. Не верил наш человечек этим рассказам. Как это доверять? Где эта вера? Где уж тут кому-то доверять, когда сам себе не веришь и даже не доверяешь. Не верил человечек лучику, а сам ему стеснялся сказать об этом, вдруг лучик обидится на него и совсем не будет приходить. Останется тогда человечек один одинешенек за своей каменной стеной. И от этих мыслей стена вокруг него становилась все толще, все холоднее, все страшнее. Теперь только изредка лучик пробивался сквозь нее и поэтому приходил все реже и реже.

Однажды не выдержал человечек и доверился лучику, рассказал ему о своих горестях, о своих недовериях и сомнениях. Другими словами, сказал, как ему тут плохо и одиноко. И вот, что удивительно, не ушел лучик, не скрылся, а даже обрадовался этому доверию и сказал, что очень хочет помочь человечку в его беде.

- А для этого тебе нужно только почувствовать мое тепло, мою любовь к тебе. Закрой глаза, расслабься и только чувствуй, не думай ни о чем.

И стал лучик согревать человечка своим теплом и любовью. От этого в груди человечка становилось все теплее, теплее, приятное тепло разливалось по всему его телу, а в груди, там, где сердце, как будто загорелось маленькое солнышко. А пока человечек заполнялся этим теплом, он все рос, рос и стал уже не человечком, а человеком, а стена вокруг него стала похожа на игрушечный домик. Стал тогда человек разбирать по кирпичику этот дом и каждый кирпич вертеть в руках и разглядывать. Вот кирпич “Я не могу” – интересно, а что это я не могу, когда я еще ничего не делал.

“Я маленький” – да я уже большой.

“Меня никто не любит” – вот, оказывается, как меня лучик любил, а я и не видел. Может и с другими также.

Так и разобрал по кирпичику всю стенку. Огляделся вокруг – люди ходят, тепло и любовь друг другу дарят. И почувствовал человек, что солнышко внутри него светит ярко и греет жарко и стал делиться с другими этим теплом, а они в ответ дарили ему часть своего тепла.

А еще оказалось, что вокруг так много людей за своими стенками сидят и выбраться не могут. И понял человек, что у каждого из них есть свой лучик, только надо довериться ему и открыть душу для его тепла.

А часть кирпичиков оставил человек себе и надевал свою стенку только тогда, когда хотел побыть один, подумать или помечтать.[1]

3. Команды:

Разделить педагогов на две команды:

1 команда «Человечек» (символизирующая детей с проблемой застенчивости)

2 команда «Лучик» (символизирующая воспитателей с желанием помочь детям)

4. Вопросы для каждой команды:

«Человечек» – при каких условиях человечек перестанет стесняться и будет смело общаться  с окружающими?

«Лучик» – что должен предпринять Лучик, чтобы человечек  стал общительным и уверенным ?

• Психолог просит   команды подготовить презентацию своих ответов. Можно их записать, нарисовать на ватмане. Любые творческие проявления поддерживаются! На это дается  10 минут.

• Один участник от каждой команды представляет ответы на поставленный вопрос. Первой начинает команда «Человечек», а затем команда «Лучик».

• Листы с презентациями вывешиваются на доску.

Давайте сравним презентации, найдем, что объединяет ответы двух команд? В чем ваше мнение сошлось?

• Какие выводы мы можем сделать? Какие варианты решения проблемы застенчивых детей вы можете предложить? (Выслушиваются ответы участников, подводится итог) .

Психолог: «Теперь мы все наполнены знаниями по работе с застенчивыми детьми»

5. Упражнение “Передай энергию”

Участники молча сидят или стоят в кругу, держась за руки и сконцентрировавшись. Ведущий посылает серию импульсов в обе стороны круга, сжав руки стоящих рядом. Участники передают импульсы по кругу как электрический ток, сжимая руки стоящих рядом игроков и “энергетизируя” группу.

Примечание: Упражнение способствует повышению эмоционального настроя участников через тактильный контакт.


Библиографический список
  1. Вохмянина Т. В. «Сказка про застенчивость», https://www.b17.ru/article/3307/


Все статьи автора «Зарецкова Оксана Викторовна»


© Если вы обнаружили нарушение авторских или смежных прав, пожалуйста, незамедлительно сообщите нам об этом по электронной почте или через форму обратной связи.

Связь с автором (комментарии/рецензии к статье)

Оставить комментарий

Вы должны авторизоваться, чтобы оставить комментарий.

Если Вы еще не зарегистрированы на сайте, то Вам необходимо зарегистрироваться: