УДК 159.9

ФАКТОРЫ ФОРМИРОВАНИЯ ПЕРВОГО ВПЕЧАТЛЕНИЯ О ПРЕПОДАВАТЕЛЕ У СТУДЕНТОВ ВУЗА

Трухманова Елена Николаевна1, Ковалева Софья Андреевна2
1Нижегородский государственный университет им. Н.И. Лобачевского, Арзамасский филиал, кандидат психологических наук, доцент кафедры педагогики и психологии педагогического образования
2Нижегородский государственный университет им. Н.И. Лобачевского, Арзамасский филиал, студентка 3 курса физико-математического факультета

Аннотация
В статье представлены результаты исследования факторов, влияющих на формирование первого впечатления о преподавателе у студентов вуза. Полученные данные показывают, что наиболее значимы в формировании благоприятного первого впечатления о преподавателе его профессиональная компетентность и соответствие внешней презентации социальному статусу.

Ключевые слова: первое впечатление, социальная перцепция, социальная установка


FACTORS OF FORMATION OF FIRST IMPRESSION ABOUT TEACHER OF HIGH SCHOOL IN STUDENTS OF UNIVERSITY

Trukhmanova Elena Nikolaevna1, Kovaleva Sofia Andreevna2
1Lobachevsky State University of Nizhni Novgorod, Arzamas Branch, PhD in Psychology, Associate Professor of the Department of Pedagogy and Psychology of teacher education
2Lobachevsky State University of Nizhni Novgorod, Arzamas Branch, third year student of physics and mathematics faculty

Abstract
The article presents the results of a study of factors influencing the formation of first impression about teacher of high school in students of university.
The obtained data show that the most significant in the formation of a favorable first impression of the teacher is his professional competence and the correspondence of the external presentation to the social status.

Рубрика: Психология

Библиографическая ссылка на статью:
Трухманова Е.Н., Ковалева С.А. Факторы формирования первого впечатления о преподавателе у студентов вуза // Психология, социология и педагогика. 2017. № 3 [Электронный ресурс]. URL: http://psychology.snauka.ru/2017/03/7918 (дата обращения: 28.05.2017).

В процессе межличностного общения всегда осуществляется социальная перцепция – восприятие и оценка людьми друг друга, на основе анализа поведения и особенностей внешнего вида, делаются выводы о внутренних психологических свойствах собеседника, формируется определенное отношение к нему [1].

Проблему познания людьми друг друга в ходе общения исследовали в разное время и в разных аспектах такие авторы, как Б.Г. Ананьев, Б.Ф. Ломов, К.А. Абульханова-Славская, А.А. Бодалев, Г.М. Андреева, Б.А. Еремеева, В.Н. Панферов, и др.

Эффективность деятельности преподавателя вуза, успешность в общении со студентами во многом зависит от понимания того, как его воспринимают и оценивают, какие его действия или личностные особенности вызывают положительную и отрицательную реакции, соответствует ли его поведение ожиданиям студентов [2, с. 94]. Только в этом случае педагогу удается установить личностный контакт с обучающимися, вовлечь их в интенсивное взаимодействие в ходе образовательного процесса, адекватно донести до них свои требования, влиять на формирование профессиональных компетенций [3].

В формировании отношения студентов к преподавателю большое значение имеет первое впечатление о нем [4, с. 604]. В этой связи, важно выявить, какие факторы влияют на формирование первичного представления о педагоге высшей школы, какие особенности его поведения и общения воспринимаются студентами как значимые и незначимые и как они связаны с оценкой его профессионализма.

С целью изучения факторов, влияющих на формирование первого впечатления о преподавателе, нами было проведено эмпирическое исследование, в котором приняли участие студенты второго курса физико-математического факультета, в количестве 20 человек, в возрастной категории от 18 до 20 лет. Основной диагностический метод – письменный опрос.

Согласно полученным данным, респонденты отметили следующие качества, которые, по их мнению, влияют на формирование положительного образа преподавателя вуза на этапе первичного знакомства с ним (рис. 1).


Рис.1 – Качества, влияющие на формирование положительного образа преподавателя при первичном восприятии

Из этих данных видно, что на первое впечатление студентов наибольшее влияние оказывают следующее качества педагога высшей школы: знания в различных областях и грамотность (80% выборов), четкая дикция (70% выборов), аккуратность и ухоженность (65% выборов), глубокие теоретические знания (65% выборов), большой практический опыт (60% выборов), большой педагогический опыт (55% выборов), богатый жизненный опыт и наличие ярких примеров (50% выборов), уверенная походка (20% выборов), знание специальный терминов и понятий (15% выборов), носит деловой костюм (10% выборов).

Таким образом, у студентов формируется положительный образ преподавателя, если он демонстрирует на занятиях эрудированность, обширные знания, умеет грамотно излагать свои мысли, обладает четкой дикцией, способен доступно, с помощью ярких примеров, пояснить суть изучаемого явления.

Во внешнем облике педагога наиболее важны ухоженность и аккуратность. В соответствии с результатами опроса, для студентов не имеет большого значения, насколько одежда преподавателя модна, важнее, чтобы она соответствовала деловому или классическому стилю. На восприятие студентов также влияют и невербальные средства общения. Более четверти студентов ответили, что они обращают внимание на уверенную походку и прямую осанку.

В исследовании мы выявили и то, на какие негативные особенности обращают внимание студенты при формировании первого впечатления о преподавателе (рис. 2).


Рис. 2 – Качества, влияющие на формирование негативного образа преподавателя при первичном восприятии

Подобными негативными особенностями для большинства студентов являются: недостаточность знаний и знание основ на уровне учебника (75% выборов), скучно объясняет (70% выборов), произносимые слова не понятны (65% выборов), не занимается практической деятельностью и наличие слов-паразитов (60% выборов), неопрятный внешний вид и не следит за собой (55% выборов), отсутствие жизненного опыта (30% выборов), отсутствие педагогического опыта (25% выборов), одинаковая одежда каждый день (15% выборов), шаркает ногами (10% выборов), носит джинсы, свитер (5% выборов).

Таким образом, у студентов формируется негативный образ преподавателя, если он демонстрирует слабую теоретическую подготовку по своему предмету, у него недостаточно развиты речевые навыки общения (нечеткая дикция, неграмотная речь, неумение доступно и интересно объяснить и т.п.). Немаловажным аспектом является презентация внешнего облика преподавателя, который, по мнению студентов, обязан быть опрятным и ухоженным.

Нас интересовало также влияние установки на формирование первого впечатления о преподавателе. С этой целью респондентам был задан вопрос «Слышали ли вы отзывы о преподавателях от других студентов? Если да, то подтвердились ли они?». Данные опроса представлены на рис. 3.


Рис.3 – Влияние установки на восприятие преподавателя студентами

По данным, полученным в ходе опроса, можно сделать вывод, что большинство студентов, а именно 80%, интересуются мнением других студентов о преподавателе. 45% респондентов отметили, что эта информация не всегда подтверждается, т.е. продемонстрировали склонность к более точному, не стереотипному восприятию педагога. В то же время, 25% студентов продемонстрировали подверженность влиянию установки, указав, что узнавали мнение о педагоге от других студентов и впоследствии оно полностью подтвердилось, причем оказало влияние на их поведение. Например, узнав, что данный преподаватель придерживается авторитарного стиля взаимодействия, при личном общении с ним испытывали страх и тревогу.

Обобщая полученные данные, отметим, что в формировании благоприятного первого впечатления о преподавателе для студентов наиболее значимыми факторами являются его профессиональная компетентность (проявляющаяся в свободном владении материалом, умении ярко, доступно, в грамотной речевой форме преподнести его) и внешняя презентация, основанная на аккуратности, ухоженности, соответствии одежды статусу педагога.


Библиографический список
  1. Бодалев А.А. Восприятие и понимание человека человеком. – М.: Изд-во Моск. ун-та, 1982. – 200 с.
  2. Трухманова Е.Н. Влияние профессионального выгорания учителя на стиль педагогического управления // Психология обучения. №4, 2012. – М.: Издательство СГУ, 2012. С. 92-99.
  3. Трухманова Е.Н. Технология работы со студентами-первокурсниками по оптимизации адаптации к вузу (в рамках деятельности психолого-педагогической службы АФ ННГУ) // Современные научные исследования и инновации. 2016. № 12 [Электронный ресурс]. URL: http://web.snauka.ru/issues/2016/12/75244 (дата обращения: 11.03.2017).
  4. Трухманова Е.Н., Хохлова В.А. Гендерные различия в формировании первого впечатления о преподавателе у студентов вуза // Восемнадцатая всероссийская студенческая научно-практическая конференция Нижневартовского государственного университета: статьи докладов; ответственный редактор А.В. Коричко. – 2016. – С. 604-606.


Все статьи автора «Трухманова Елена Николаевна»


© Если вы обнаружили нарушение авторских или смежных прав, пожалуйста, незамедлительно сообщите нам об этом по электронной почте или через форму обратной связи.

Связь с автором (комментарии/рецензии к статье)

Оставить комментарий

Вы должны авторизоваться, чтобы оставить комментарий.

Если Вы еще не зарегистрированы на сайте, то Вам необходимо зарегистрироваться: