УДК 37

МОДЕЛЬ РАЗНОВОЗРАСТНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ СРЕДЫ ДЛЯ ФОРМИРОВАНИЯ КОМПЕТЕНТНОСТИ СОЦИАЛЬНОГО ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ ВОСПИТАННИКОВ ДЕТСКОГО ДОМА

Старкова Дарья Владимировна
ФГБОУ ВО «Томский государственный педагогический университет»
аспирант

Аннотация
В статье рассмотрены основные характеристики модели разновозрастной образовательной среды детского дома, оптимизированной для формирования компетентности социального взаимодействия сирот.

Ключевые слова: модель образовательной среды, структура модели образовательной среды детского дома


THE MODEL OF INTERGENERATIONAL EDUCATIONAL ENVIRONMENT FOR THE FORMATION OF COMPETENCE OF SOCIAL INTERACTION OF THE INMATES OF THE ORPHANAGE

Starkova Daria Vladimirovna
Tomsk State Pedagogical University
postgraduate student

Abstract
The article describes the main characteristics of the model mixed-age educational environment of the orphanage, optimized for the formation of competence of social interaction of orphans.

Рубрика: Педагогика

Библиографическая ссылка на статью:
Старкова Д.В. Модель разновозрастной образовательной среды для формирования компетентности социального взаимодействия воспитанников детского дома // Психология, социология и педагогика. 2017. № 3 [Электронный ресурс]. URL: http://psychology.snauka.ru/2017/03/7981 (дата обращения: 28.05.2017).

Актуальная задача современного детского дома – создание особой социальной микросреды, которая в состоянии не только компенсировать физические, нравственно-психологические и социально-культурные недостатки воспитанников, но и помочь им в развитии социальной мобильности и активности. При этом учебно-воспитательный процесс, уверены, должен проводиться с учетом возрастных особенностей и характеристик воспитанников, с индивидуальным и дифференцированным подходом, а его базой должно стать взаимодействие субъектов социальной микросреды, приводящее к социальной активности и ответственной самостоятельности выпускника детского дома. В соответствии с разнонаправленностью проблемных полей ребенка-сироты, структура социокультурной среды детского дома должна, полагаем, включать в себя социальный, пространственно-предметный и психодидактический компоненты, взаимодействие которых должно быть направлено на социокультурно-мировоззренческую адаптацию воспитанника к внутренней социальной среде и внешнему социуму для достижения его эффективной творческой социальной самореализации.

Качествами образовательной среды детского дома, влияющими на эффективность социализации воспитанников, мы называем: сложность и многоуровневость; большую (по сравнению с общеобразовательными учреждениями) открытость внешнему социальному окружению; динамичность и непрерывность воспитательных процессов; необходимость дополнительных (по сравнению с общеобразовательными учреждениями) векторов деятельности по ресоциализации, восстановлению физического, психолого-психического здоровья воспитанников; особые требования к социальному взаимодействию субъектов, которое должно минимизировать последствия социальной катастрофы, приведшей ребенка в детский дом. Вариативно-молекулярная образовательная среда детского дома является, вероятно, наиболее соответствующей основной задаче социального воспитания ребенка-сироты, так как, мы уверены, в большей степени гармонирует со структурой социума. Используем этот вид образовательной среды как базовый для педагогической модели разновозрастной образовательной среды формирования компетентности социального взаимодействия воспитанников детского дома.

Соответственно вариативно-молекулярной структуре и актуальным качествам, модель разновозрастной образовательной среды детского дома, считаем, должна включать следующие элементы:

1. Целевая составляющая – это поиск, осознание и освоение целей процесса формирования компетентности социального взаимодействия в условиях функционирования педагогической образовательной среды. Цель модели разновозрастной образовательной среды – оптимизация имеющихся и создание наилучших условий формирования компетентности социального взаимодействия воспитанников детского дома. Соответственно поставленной цели, результатом считаем формирование у воспитанников детского дома соответствующей требованиям социума и потребностям, возможностям личности ребенка, осознанной компетентности социального взаимодействия. Основными акторами, потребности которых полагаются в основу модели образовательной среды, являются государство (представляющее потребности общества, социума) и воспитанник детского дома (как действующий субъект и, одновременно, основной объект и продукт образовательной среды). Таким образом базой модели разновозрастной образовательной среды становится консолидация целей и потребностей социума и личности воспитанника детского дома, формирующая динамичное (в соответствии с перманентными изменениями целей и потребностей акторов) компетентностное поле воспитанника. Поэтому поддерживаем вывод Т.Г. Пушкаревой о процессном характере образовательной среды [1], подчеркивая необходимость осознанного периодического переопределения промежуточной цели.

2. Основными принципами создания и функционирования данной образовательной среды считаем: ее вариативно-молекулярную полисоставную структуру; личностную ориентацию; определяемую результативность; динамичность; регулируемость; модальность; социально-коммуникативный характер; творческую природу; открытость и включенность в актуальную социокультурную среду. Особенность данной модели образовательной среды – ее ориентация на разновозрастную группу воспитанников детского дома как основной микроколлектив, участвующий в формировании компетенций социального взаимодействия.

3. Основываясь на целевых и принципиальных составляющих модели, мы определяем соответствующую систему оценки достижений: оценочно-результативный компонент образовательной среды представляет собой критерии и показатели, определяющие с помощью психолого-педагогических методов динамическую (процессную) эффективность формирования компетентности социального взаимодействия. Диагностический инструментарий, представленный в общепризнанных научных исследованиях, дополнен нами (в связи со спецификой образовательной среды и субъекта педагогического воздействия) соответствующе модифицированными методиками и опросниками. Основной проблемой, потребовавшей модификации методик, стало отсутствие соотнесения показателей результативности педагогической деятельности (сформированности на данный период компетентности социального взаимодействия ребенка) с измеряемым потенциалом личности (по Т.Г. Пушкаревой [1]). Значимым мы считаем соотнесение, с точки зрения психолого-педагогического подхода (исследующего показатели личностного развития), динамики личного уровня сформированности компетентности социального взаимодействия и соответствующих данных каждой разновозрастной группы воспитанников. Определенный интерес также представляет диагностика межгруппового взаимодействия в образовательной среде детского дома и влияние межгрупповых социальных отношений воспитанников на внутригрупповые и личностные показатели компетентности социального взаимодействия.

4. Субъектная организация данной образовательной среды определяется в связи с выработанным взглядом на детский дом как социокультурную систему отношений между субъектами, направленную на их социализацию. При этом в социокультурную систему детского дома в качестве субъектов включаем как воспитанников, их группы, так и педагогов, специалистов, обслуживающий персонал и руководство детского учреждения. В соответствии с разнонаправленностью проблемных полей ребенка-сироты, структура социокультурной среды детского дома должна, полагаем, включать в себя социальную, пространственно-предметную и психолого-дидактическую составляющие, взаимодействие которых должно быть направлено на социокультурно-мировоззренческую адаптацию воспитанника к внутренней социальной среде и внешнему социуму для достижения его эффективной творческой социальной самореализации. Поэтому делаем вывод о необходимости включения в субъектную организацию образовательной среды иных вовлекаемых в целенаправленные межличностные отношения субъектов внешнего окружения. Не относящиеся непосредственно к коллективу детского дома акторы являются социальными партнерами.

5. Связи как элемент образовательной среды рассматриваем как гамму разных взаимоотношений, возникающих между представленными выше субъектами образовательной среды, а также внешние коммуникативные связи с их участием.

6. Содержательный, или технологический, компонент образовательной среды включает в себя формы и методы как процесса обучения, так и осваиваемые; содержание образовательного процесса.

7. Мотивационная составляющая данной образовательной среды представляет все психолого-педагогические приемы, методы, технологии побуждения детей к эффективному социальному действию, развитию активной позиции, позитивному мировоззрению, восприятию социальных ценностей и, таким образом, формированию у воспитанников детского дома компетентности социального взаимодействия.

8. Территориально-материально-методический компонент образовательной среды представлен в модели используемыми для непосредственной деятельности и для ее организации составляющими: территорией, помещениями, оборудованием, материалами для оформления, атрибутикой и иными аксессуарами, дидактико-методическими материалами. Компонент подразделяем на ресурсы детского дома и ресурсы партнеров.

Все компоненты модели разновозрастной образовательной среды находятся в тесном взаимодействии, что позволяет обеспечить ее эффективность, целостность, последовательность, динамичность и иные педагогически и социально значимые критерии. Но считаем, что такие составляющие модели, как цель и принципы, могут быть включены в единый блок осознания; оценочно-результативный, технологический и мотивационный компоненты – в блок достижения; субъектный компонент и компонент межсубъектных связей – в субъектно-коммуникационный, или социальный блок. В блок обеспечения включаем различные необходимые территориальные, материальные, нематериальные ресурсы.

Особенности этой модели: мы считаем то, что цикличность воспитательного процесса формируется не только на уровне определяемого педагогами и социумом несоответствия запланированных на первом этапе деятельности результатов текущим потребностям общества, но и на уровне самого ребенка (в основном – воспитанников старшего возраста). На личностном уровне стимулом цикличности процесса становится когнитивный диссонанс, вызываемый противоречием между высокой оценкой ребенком собственной деятельности по формированию компетентности социального взаимодействия и низкой результативностью его новых коммуникаций. Так динамичность общества становится стимулом возникновения несоответствия результата педагогической деятельности и социальных реалий конца педагогического цикла формирования компетентности социального взаимодействия; личностного когнитивного диссонанса у ребенка. Мобильность модели базируется на естественной динамике потребностей растущего гражданина и развивающегося информационно-коммуникативного социума, на соответствующей цикличности педагогического процесса. Кроме того, модель является открытой, представляющей потенциал развития и трансформации. Данная модель разновозрастной образовательной среды может рассматриваться как социокультурная система, включающая социальный, пространственный и психодидактический компоненты, взаимодействие которых направлено на адаптацию ребенка к социальной среде, что способствует эффективной творческой социальной самореализации сирот.

Также необходимо отметить, что данная модель образовательной среды для формирования компетентности социального взаимодействия воспитанников базируется на принятом нами определении разновозрастной образовательной среды детского дома. Под ней мы понимаем среду, формируемую в соответствии с особенностями воспитательного процесса в интернатном учреждении, в которой каждый микроколлектив воспитанников состоит из детей разного возраста.


Библиографический список
  1. Пушкарева, Т. Г. Формирование социальной компетентности студентов в условиях образовательной среды педагогического колледжа: дис. … канд. педагог. наук / Т. Г. Пушкарева. – Томск, 2013. – 234 с.


Все статьи автора «Старкова Дарья Владимировна»


© Если вы обнаружили нарушение авторских или смежных прав, пожалуйста, незамедлительно сообщите нам об этом по электронной почте или через форму обратной связи.

Связь с автором (комментарии/рецензии к статье)

Оставить комментарий

Вы должны авторизоваться, чтобы оставить комментарий.

Если Вы еще не зарегистрированы на сайте, то Вам необходимо зарегистрироваться: