УДК 311.2

МАТЕМАТИЧЕСКАЯ ПОДГОТОВКА СТУДЕНТОВ-СОЦИОЛОГОВ В ВУЗЕ: ПРОБЛЕМЫ И ПУТИ ИХ РЕШЕНИЯ

Фомина Елена Евгеньевна
Тверской государственный технический университет
кандидат технических наук, доцент кафедры информатики и прикладной математики

Аннотация
В своей профессиональной деятельности социологу приходится иметь дело с большими объемами постоянно меняющейся информации, анализировать причины этих изменений, делать выводы, предлагать рекомендации. Проведение полноценного исследований такого рода невозможно без использования математических методов и современных информационных технологий. Поэтому при подготовке специалистов-социологов наряду с изучением гуманитарных предметов должно большое внимание уделяться математической грамотности студентов. Настоящая статья посвящена обсуждению проблем, связанных с трудностями освоения математических дисциплин студентами-социологами. Предложены возможные пути их решения.

Ключевые слова: информационные технологии, математические методы, социология


MATHEMATICAL TRAINING OF STUDENTS-SOCIOLOGISTS IN THE UNIVERSITY: PROBLEMS AND WAYS OF THEIR SOLUTION

Fomina Elena Evgenevna
Tver State Technical University
PhD in Technical Sciences, Associate Professor of the department of informatics and applied mathematics

Abstract
Sociologist, in his professional activities, has to deal with large volumes of constantly changing information, analyzes the reasons of these changes, draws conclusions, and proposes recommendations. Carrying out the full-fledged studies of this kind is impossible without the use of mathematical methods and modern information technologies. Therefore, in the training of sociologists, along with the study of humanitarian subjects, great attention must be paid to the mathematical competence of students. This article is devoted to discussing the problems associated with the difficulties of mastering mathematical disciplines by students-sociologist. Possible ways of their solution are suggested.

Keywords: information technologies, mathematical methods, sociology


Рубрика: Социология

Библиографическая ссылка на статью:
Фомина Е.Е. Математическая подготовка студентов-социологов в вузе: проблемы и пути их решения // Психология, социология и педагогика. 2017. № 3 [Электронный ресурс]. URL: http://psychology.snauka.ru/2017/03/7991 (дата обращения: 11.01.2018).

Подготовка конкурентоспособных и востребованных специалистов является основной задачей каждого высшего учебного заведения.

Квалифицированные социологи – это специалисты, способные быстро реагировать на изменения, происходящие в обществе, представляющем собой сложную структуру; владеющие не только теоретическими и прикладными знаниями социологических наук, но и математическими методами обработки анализируемых данных; активно использующие информационные технологии, вычислительную технику и современное программное обеспечение для решения прикладных задач [1, 2].

В задачу социолога входит не только изучение общественного мнения с помощью тематических опросов, анкетирований, но и проведение полноценного социологического исследования, прогнозирование социальной действительности, обнаружение статистических закономерностей, четкий анализ и трактовка результатов, что невозможно без использования математических методов и компьютерной техники [3, 4].

Анализ требований, предъявляемых работодателями к соискателям на должность социолога, показывает, что востребованным является специалист, который не только достаточно хорошо разбирается в таких гуманитарных науках, как социология, психология, маркетинг, владеет иностранным языком, но и обладает знаниями математика, умеет мыслить формальными категориями, понимает суть используемых методов, адекватно применяет математический аппарат для решения прикладных задач, умеет работать со специализированным программным обеспечением.

Математические методы необходимы в таких областях деятельности социолога, как методология и методика социологического исследования, социальная статистика, математическое моделирование социальных процессов, информационные технологии в социологии [5].

Таким образом, высококвалифицированный социолог должен наряду со знанием цикла гуманитарных предметов владеть современными математическими методами обработки и анализа информации.

Сформулированные выше требования учитывает и ФГОС ВПО по направлению подготовки 39.03.01 «Социология» (уровень бакалавриата) (ФГОС ВПО утвержден приказом Минобрнауки России от 12.11.2015 г. № 1328) согласно которому, дипломированный специалист-социолог должен быть способен решать следующие профессиональные задачи:

обработка эмпирической информации с привлечением современных информационных технологий, средств вычислительной техники, коммуникаций и связи;

разработка и проведение полноценных социологических исследований с использованием методов математического анализа и моделирования, теоретического и экспериментального исследования.

Учебным планом предусмотрено преподавание блока предметов, которые должны обеспечить требуемый объем знаний в области математической теории; способствовать формированию необходимых навыков по практическому применению математических методов и компьютерных технологий в сфере профессиональной деятельности. К таким предметам относятся: «Математические методы анализа данных» [6]; «Теория вероятностей и математическая статистика»; «Методы прикладной статистики для социологов»; «Анализ данных в социологии»; «Технология работы в сети интернет»; «Современные информационные технологии в социальных науках»; «Анализ данных в SPSS».

Однако на практике наблюдается некоторый дисбаланс между сформулированными выше требованиями на рынке труда к специалистам-социологам и уровнем математической подготовки студентов. Задача статьи заключается в том, чтобы проанализировать причины этого дисбаланса и предложить пути его устранения.

Первая причина заключается в изначальном позиционировании социологии как специальности, не требующей математической подготовки: минимальный проходной балл ЕГЭ по математике для специальности «Социология» почти самый низкий по сравнению с другими. Как следствие, данное направление выбирают для себя в основном абитуриенты, относящие себя к гуманитариям и не планирующие связывать свою профессиональную деятельностью с применением математических методов и информационными технологиями. В процессе обучения у студентов возникает недоумение по поводу того, что им основательно придется изучать целый блок математических дисциплин, они не видят возможности применения полученных знаний на практике. Появляются большие трудности и формализм при изучении математики, информатики, статистики, теории вероятностей, математического моделирования. Много времени уходит на освоение материала по базовым темам и не всегда получается затронуть более сложные методы анализа данных, такие как непараметрическая статистика, многомерный статистический анализ.

Вторая причина – малый объем времени, который отводится на изучение дисциплин, связанных с математическими методами анализа данных. Как правило, на каждую дисциплину этого цикла выделяется один семестр. За такой короткий промежуток времени можно только поверхностно коснуться сути основных методов и продемонстрировать возможность их применения на практике с использованием вычислительной техники.

Третья причина – отсутствие преемственности между дисциплинами гуманитарного и математического цикла. Преподаватели выпускающих кафедр, в основном, не требуют использовать математический аппарат при написании курсовых и дипломных работ даже в случае, если работы имеют эмпирическую направленность. Для студентов это является еще одним аргументом в пользу «бессмысленности изучения математики».

Четвертая причина – отсутствие практики в организациях, занимающихся подготовкой и проведением полноценных социологических исследований, в процессе прохождения которой студенты получили бы дополнительную мотивацию для осознанного изучения математических дисциплин и приобретения навыков работы с профессиональным программным обеспечением.

Возможными путями решения обозначенной проблемы математической подготовки социологов могут стать следующие:

разъяснение абитуриентам, уже при знакомстве с выбираемой специальностью (на дне открытых дверей), что они будут достаточно глубоко изучать обязательный блок математических и компьютерных дисциплин, которые необходимы для их будущей профессиональной деятельности. Следовательно, потребуется хорошая базовая подготовка по математике;

введение спецкурса (вводного курса), задачей которого будет научить студента грамотному использованию математического языка для описания возникающих в рамках социологических исследований ситуаций. Сформировать правильное представление о роли математики в социологии, как о необходимой составной ее части. В этом случае дальнейшее преподавание математических предметов будет базироваться на некотором фундаменте, изучение их будет более осмысленно;

внедрение в курсовые проекты и дипломные работы обязательных требований по использованию математических методов и специализированных пакетов обработки данных [4, 6], чтобы студенты с первого курса понимали необходимость изучения математических дисциплин и современных информационных технологий, видели их практическое применение в профессиональной деятельности.

Поделиться в соц. сетях

0

Библиографический список
  1. Двоерядкина Н.Н. Педагогические условия повышения качества математической подготовки студентов-социологов: автореферат диссертация на соискание ученой степени кандидата педагогических наук. – Комсомольск-на-Амуре. – 2006. – 21 с.
  2. Фомина Е.Е. Применение факторного анализа для обработки результатов анкетирования // Социосфера. – №3 – 2016. – С. 122-127.
  3. Красильников Д.И. Программное обеспечение эконометрического исследования ECONOMETRIC SOFTWARE // Вестник Нижегородского университета им. Н.И. Лобачевского. – №3(2). – 2011. – С. 231-238.
  4. Фомина, Е.Е. Обзор программных продуктов, используемых при проведении социологических исследований. – №2 – 2016. – С. 99-102.
  5. Гухман, В.Б. Введение в компьютерную обработку социологических данных. – ТвГТУ. – 2008. – 271 с.
  6. Фомина Е.Е., Жиганов Н.К. Математические методы анализа данных в социологии с использование пакетов MS Excel и STATISTICA. – ТвГТУ. – 2017. – 168 с.


Количество просмотров публикации: Please wait

Все статьи автора «Фомина Елена Евгеньевна»


© Если вы обнаружили нарушение авторских или смежных прав, пожалуйста, незамедлительно сообщите нам об этом по электронной почте или через форму обратной связи.

Связь с автором (комментарии/рецензии к статье)

Оставить комментарий

Вы должны авторизоваться, чтобы оставить комментарий.

Если Вы еще не зарегистрированы на сайте, то Вам необходимо зарегистрироваться: