УДК 37

ОСНОВНЫЕ КРИТЕРИИ ОЦЕНКИ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ СРЕДЫ

Старкова Дарья Владимировна
ФГБОУ ВО «Томский государственный педагогический университет»
аспирант

Аннотация
В статье рассмотрены основные характеристики образовательной среды, формирующие критерии ее оценки как развивающей.

Ключевые слова: критерии оценки образовательной среды, характеристики образовательной среды


THE MAIN CRITERIA FOR ASSESSING EDUCATIONAL ENVIRONMENT

Starkova Daria Vladimirovna
Tomsk State Pedagogical University
postgraduate student

Abstract
The article describes the main characteristics of the educational environment, forming the evaluation criteria as educational.

Keywords: characteristics of the educational environment, evaluation criteria of the educational environment


Рубрика: Педагогика

Библиографическая ссылка на статью:
Старкова Д.В. Основные критерии оценки образовательной среды // Психология, социология и педагогика. 2017. № 4 [Электронный ресурс]. URL: http://psychology.snauka.ru/2017/04/7980 (дата обращения: 02.10.2017).

Компоненты структуры образовательной среды сегодня являются основой предварительной оценки ее эффективности. При этом, согласимся, «не существует заранее заданного сочетания показателей, которые определили бы эту эффективность, поскольку каждое образовательное учреждение уникально и одновременно является отражением процессов, происходящих в обществе» [1]. Нами установлено, что большинство российских ученых соотносят результат оценки образовательной среды с ее развивающим эффектом.

Исследователи И.В. Ермакова и Н.И. Поливанова, Н.А. Мартынова, Г.Б. Мельников, М.В. Наянова, В.И. Панов, В.В. Рубцов, В.А. Ясвин и другие специалисты ориентируются на различные базовые характеристики образовательной среды. Наиболее полное исследование, считаем, проведено Г.Ю. Беляевым. Ученым определено 22 важнейшие сущностные характеристики образовательной среды, в том числе наиболее, на наш взгляд, значимые [2]:

-     исключительная пластичность (выявлено: Л.С. Выготский, 1926);

-     общность (В.В. Рубцов, 1996);

-     со-бытийность (В.И. Слободчиков, 1995);

-     конфигуративность (В.И. Слободчиков, 1997);

-     культуросообразность (Н.Б. Крылова, 1995);

-     векторность (С.Ф. Сергеев, 1995, В.А. Ясвин, 1997);

-     сферность (Л.М. Перминова, 1995, В.Е. Радионова, 1996, Л.Л. Редько, 1996, Л.Л. Портянская, 1997, Е.А. Песковский, 1997, В.Н. Просвиркин, 1998, Г.Ю. Беляев, 2000);

-     системно-ожидающий характер (В.И. Слободчиков, 1997, 2000);

-     системность (В.А. Ясвин, 1997);

-     тип социально-педагогической практики (В.П. Лебедева, В.И. Панов, В.А. Орлов, 1997);

-     производное средообразующих действий, средство воспитания при надлежащих значениях ее ниш (Ю.С. Мануйлов, 2001);

-     среда развития (обретение) индивидуальности (В.И. Панов, 2003).

Иные выявленные нами подходы к образовательной среде и ее оценке:

1. Одиннадцать выявленных А.В. Ясвиным характеристик образовательной среды представляют из себя дескрипторы, рекомендуемые ученым для системной экспертизы образовательной среды различных уровней [3].

2. Экспертиза и проектирование образовательной среды, разработанные В.И. Пановым на базе технического ВУЗа, являются, похоже, схемой последовательных ответов на вопросы [4]:

-     где обучать? – место образовательного учреждения в контексте страны;

-     кого обучать? – индивидуально-типологические (психологические) особенности студентов;

-     зачем обучать? – стратегия и тактика учебно-воспитательного процесса и образовательной среды;

-     чему обучать? – содержание образования;

-     как обучать? – специфика технологии и методов обучения;

-     кому обучать? – профессионально-личностные требования к педагогам.

3. Критерии личностно-ориентированной образовательной среды по мнению И.С. Якиманской [5]:

-     системность – оценка охвата ступеней обучения;

-     избирательность – создание условий индивидуализации обучения, в том числе стимулирование определения учебных интересов и потребностей обучающегося в динамике;

-     стимулируемость – координация интеллектуальной, эмоционально-волевой и потребностно-мотивационной сфер развития ученика посредством коррекции и поддержки, индивидуальных образовательных программ.

4. Ведущими характеристиками образовательной среды В.И. Слободчиков считает ее ресурсный потенциал (насыщенность) и способ ее организации (структурированность).

Особенностью подхода В.И. Слободчикова к оценке образовательной среды мы считаем соотнесение психологом-педагогом образовательной среды с развивающими механизмами становления ребенка, с предметностью культуры: «конфигурация /среды/ определяется полюсами предметностей: предметностью осваиваемой культуры …, задающей тип образования, и предметностью целей и задач развития человека, задающих вектор образования и требующих для своего решения именно данного ресурса. Понятно, что чем большее число содержательных фрагментов культурной деятельности … будет преобразовано в образовательный ресурс, тем более богатой по составу будет образовательная среда» [6].

Таким образом, образовательная среда представлена В.И. Слободчиковым как сочетание «мыследеятельностной модели развивающего образования и онтологической модели сферы образования в одном смысловом пространстве» [7].

5. В.В. Давыдовым сформулированы собственные основные принципы оценки развивающей образовательной среды [По: 8]:

-     каждому возрасту соответствуют определенные психологические новообразования;

-     обучение организовано на основе ведущей деятельности;

-     продуманы и реализуются взаимосвязи с другими видами деятельности;

-     в методическом обеспечении образовательного процесса имеется система разработок, гарантирующих достижение необходимого развития психологических новообразований и позволяющих провести диагностику уровня процесса.

6. Диагностика образовательной среды как стимула развития субъектности учеников старших классов в дополнительном образовании школ Ярославской области (на основе рефлексивно-средового подхода) проведена педагогом Т.Н. Гущиной; ее авторская разработка критериальной базы оценивания образовательной среды включает следующие параметры [1]:

-     направленность образовательной среды (по типологии Я. Корчака; методике векторного моделирования В.А. Ясвина);

-     ресурсная насыщенность образовательной среды (на основе анализа подходов к структуре образовательной среды по Г.А. Ковалеву, Е.А. Климову, Н.Н. Авдеевой и Г.Б. Степановой, В.И. Слободчикову);

-     характер внутренней организации образовательной среды и характер ее взаимодействия с другими средами (на основе системы психодиагностических параметров, разработанных для анализа отношений: В.Н. Мясищев, Б.Ф. Ломов, С.Д. Дерябо, В.А. Ясвин).

Далее Т.Н. Гущина на основании полученных оценок образовательной среды разными ее субъектами предлагает строить лепестковую диаграмму, позволяющую визуально определить максимально и минимально выраженные характеристики данной образовательной среды и выявить особенности их восприятия субъектами этой среды. Результаты такого мониторинга среды, считает Т.Н. Гущина, дают информацию о развитии и проявлениях субъектности детей в школе и за ее пределами, выявляют особенности и формы ее проявления.

7. Т.Г. Пушкарева [9] предлагает взглянуть на образовательную среду колледжа (модель молекулярной среды) как на совокупность различных практик (факторных сред), направленных на организацию сложных взаимодействий и способных обеспечить всем субъектам образовательного процесса систему возможностей для эффективного личностного саморазвития. Ученым особо подчеркивается, считаем, необходимость учета процессного характера образовательной среды формирования социальной компетентности и принципа ее цикличности (необходимости перманентной смены ценностей и установок индивида в течение жизни).

8. Также влияние условий образовательной среды на становление и развитие личностных социально значимых компетенций обучающихся в ВУЗе в свете факторной теории среды исследует А.Л. Вишнякова-Вишневецкая, считающая, что для эффективного развития компетенций студентов необходимы следующие условия [10]:

-     взаимодействие субъектов образовательного процесса (учет потребностей друг друга; создание уважительной атмосферы; реализация преподавателями функций помощника, консультанта, тьютора; создание преподавателем условий для взаимодействия студентов с научным и профессиональным сообществом, учреждениями культуры);

-     проявление базовых характеристик образовательной среды (открытость, вариативность, креативность, технологичность, культурную направленность и стабильность образовательной среды);

-     использование субъектами образовательного процесса ресурсов образовательной среды (профессионализм профессорско-преподавательского состава, сформированность партнерских взаимоотношений вуза, материально-технические ресурсы вуза).

На основании проведенного исследования нами определено: основными критериями оценки образовательной среды являются: ее развивающий эффект; насыщенность модели; осознаваемость процесса; широкие возможности среды и ее творческий социальный потенциал; социальная активность и самоактуализация акторов; мобильность.


Библиографический список
  1. Гущина, Т. Н. Анализ образовательной среды как средства развития субъектности старшеклассника / Т. Н. Гущина. // Ярославский педагог. вестник. – 2010. – № 2. – С. 17-22.
  2. Беляев, Г. Ю. Формирование термина образовательная среда в психолого–педагогической литературе конца XX – начала XXI века / Г. Ю. Беляев. [Электронный ресурс] / Сайт «Центр теории воспитания». – Режим доступа: http://dzd.rksmb.org/science/bel06.htm (дата обращения 02.05.2016).
  3. Ясвин, В. А. Системная психолого-педагогическая экспертиза школы: методическое пособие / В. А. Ясвин, И. В. Соснова, Е. В. Черкалина, С. Н. Рыбинская. – 2004. – 104 с. [Электронный ресурс]. // Сайт В. А. Ясвина. – Режим доступа: http://www.yasvin.ru. (дата обращения 12.02.2017).
  4. Панов, В. И. Психодидактика образовательных систем: теория и практика / В. И. Панов. – СПб.: Питер, 2007. – 352 с.
  5. Якиманская, И. С. Личностно-ориентированная школа – схема анализа деятельности / И. С. Якиманская. [Электронный ресурс]. // Сайт Личностно-ориентированное образование – авторская концепция А. А. Плигина. – Режим доступа: http://www.pligin.ru/articles/yakimanskaya.htm (дата обращения: 05.04.2016).
  6. Слободчиков, В. И. Образовательная среда: реализация целей образования в пространстве культуры / В. И. Слободчиков // Новые ценности образования: культурные модели школ. Инноватор-Bennet college. – 1997. – Вып. 7. – С. 177-184.
  7. Слободчиков, В. И. Психологические основы личностно-ориентированного образования / В. И. Слободчиков // Лучшие страницы педагогической прессы. – 2001. – № 4. – С. 63-72.
  8. Мануйлов, Ю. С. Опыт освоения средового подхода в образовании / Ю. С. Мануйлов, Г. Г. Шеек. – М. – Н. Новгород, 2008. – 220 с.
  9. Пушкарева, Т. Г. Формирование социальной компетентности студентов в условиях образовательной среды педагогического колледжа: дис. … канд. педагог. наук / Т. Г. Пушкарева. – Томск, 2013. – 234 с.
  10. Вишнякова-Вишневецкая, А. К. Образовательная среда высшего учебного заведения как фактор развития личностных компетенций учащихся: автореф. дис. … канд. пед. наук / А. К. Вишнякова-Вишневецкая. – СПб, 2010. [Электронный ресурс] / Сайт НБ дисс. и автореф. – Режим доступа: http://www.dissercat.com/content/obrazovatelnaya-sreda-vysshego-uchebnogo-zavedeniya-kak-faktor-razvitiya-lichnostnykh-kompet#ixzz35LCt1lse (дата обращения: 11.02.2016).


Все статьи автора «Старкова Дарья Владимировна»


© Если вы обнаружили нарушение авторских или смежных прав, пожалуйста, незамедлительно сообщите нам об этом по электронной почте или через форму обратной связи.

Связь с автором (комментарии/рецензии к статье)

Оставить комментарий

Вы должны авторизоваться, чтобы оставить комментарий.

Если Вы еще не зарегистрированы на сайте, то Вам необходимо зарегистрироваться: