УДК 159.99

ИССЛЕДОВАНИЕ СОЦИАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКИХ ОСОБЕННОСТЕЙ ЮНОШЕЙ, СТРАДАЮЩИХ ЗАВИСИМОСТЬЮ ОТ ТАБАКОКУРЕНИЯ

Кропотина Елена Михайловна1, Инамова Наташа Рахимовна1
1ФГБОУ ВПО Магнитогорский Государственный Университет им. Г.И. Носова, магистрант 1го курса обучения

Аннотация
Данная статья посвящена изучению и выявлению различий в социально-психологических особенностях юношей с никотиновой зависимостью и здоровых, особенности коммуникации, индивидуальный стиль совладания со стрессом, характеристики фрустрационных реакций, механизмы психологической защиты юношей с никотиновой зависимостью и здоровых.

Ключевые слова: , , , ,


Рубрика: Психология

Библиографическая ссылка на статью:
Кропотина Е.М., Инамова Н.Р. Исследование социально-психологических особенностей юношей, страдающих зависимостью от табакокурения // Психология, социология и педагогика. 2017. № 6 [Электронный ресурс]. URL: http://psychology.snauka.ru/2017/06/8307 (дата обращения: 01.10.2018).

Юностью называется период жизни после отрочества до взрослости, возрастные границы которого довольно условны – от 15-16 до 21-25 лет. Юность принято оценивать однозначно всеми исследователями как этап завершения физического, полового созревания и достижения социальной зрелости, хотя в разных исторических обществах оно было ограничено различными возрастными рамками.

На сегодняшний день, в период социально-экономического развития общества и государства, юношество оказалось в условиях продолжающейся нестабильности общественного сознания. Ситуация, когда нет востребованных идеалов в прошлом, но и в настоящем ещё не найдены новые, адекватные происходящим в стране и в мире переменам ориентиры для предстоящего развития, профессионального, личностного, национального самоопределения. Именно поэтому, возрастному периоду юношества очень трудно выделить и усвоить нормы взрослой жизни. Отсюда возникает неуверенность и смятение в завтрашнем дне. Наряду с этим, отмечается  «сдвиг» современным этапом социального развития общества в психологическом и «деятельностном» планах границ всех возрастов в сторону более раннего наступления зрелости, в том числе и социальной зрелости. Данный процесс происходит по многим «формальным» характеристикам, но вместе с этим парадоксально усиливается социальный инфантилизм среди юношества и молодёжи.

Трудности в адаптации к проблемным  жизненным ситуациям: многочисленные разочарования, сложные социально-экономические условия, конфликты в семье, а также конфликты в вузе, резкая смена привычных стереотипов и настроения -  обуславливают необходимость выбора юношей адекватной стратегии поведения.

Сложности выбора адекватной стратегии поведения обусловлены различными ценностями выбора картины мира и готовы противостоять превратностям судьбы, брать на себя ответственность за происходящее и принимать решения, а другие с трудом переносят незначительные колебания настроения и психофизического тонуса. В качестве способа восстановления психологического комфорта все чаще выбирается аддикция. По мнению Змановской, Е. В. одной из форм отклоняющегося поведения является аддиктивное поведение,  которое напрямую связано со злоупотреблением чем-то или кем-то в целях саморегуляции или адаптации.

Подобный способ «борьбы» с реальностью закрепляется в поведении юноши и становится устойчивой стратегией взаимодействия с действительностью.

Взаимосвязь стратегий преодоления, коммуникативных особенностей личности и механизмов психологической защиты во многом является психической и «деятельностной» базой для поведенческих, эмоциональных и личностных изменений, что, в свою очередь, во многом определяет развитие личности в период юношеского возраста. Именно поэтому нарушения в сфере межличностных отношений у юношей с зависимым поведением  приводят к деформации общего личностного развития в данный временной период.

В последнее время, особое внимание стало уделяться проблеме табакокурения. В связи с многогранностью и спецификой проблемы табакокурения ее исследуют психологи, педагоги, социологи, представители других гуманитарных наук.

Теоретико-методологические аспекты отклоняющегося  поведения  рассматриваются в трудах российских и зарубежных авторов. В  России большее количество исследований, посвященных проблемам табакокурения среди юношей,  проводили в 80-90 годы XX века Заборовский, Г. И., Малая, Э.В., Родионова, О. М., Кардаш О.Н., Ляхович А.В., Боровиков Н.Н. На данном временном этапе, разработку проблем  девиации активно ведут следующие авторы: Павленок, П.Д., Гилинский, Я., Клейберг, Ю.А., Горанская, С.В., Кулаков, С.А. и др. В  работах В.Н. Кудрявцевой, Клейберг Ю.А., И. В. Змановской и Дж. Ханзян, даются классификация, определения и причины возникновения зависимого поведения личностей.

Феноменологии зависимого  поведения подростков и юношей, вызванного неблагоприятным положением ребенка в системе внутрисемейных отношений, посвящены работы Ю.Р. Вишневского, И.А. Горьковой, Г.А. Гурко, И.А. Двойменного, А.Н. Елизарова, E.H. Заборовой, В.А. Лелекова, A.B. Меренкова, В.Д. Москаленко, Г.П. Орлова, Б.С. Павлова.

Социально-психологические факторы возникновения, развития и проявления табакокурения как социального явления   изучаются в работах Хриптович В.А., Руденко Е.И, Х.  Ремшмидт, Райс Ф.

Однако, как показывает изучение данной проблемы, исследователями, выявившими связь между социально-экономическими, духовными условиями существования общества и социальными отклонениями, недостаточно дифференцируется и объясняется причина нарастания юношеской зависимости, особенно отмечается проблема табакокурения. Это свидетельствует о новизне и недостаточной разработанности темы исследования, которая имеет несомненную актуальность и значимость в современном российском обществе [1, с 13].

По статистическим данным, потребление табачной продукции за последние годы резко увеличилось: на конец 2002 года продажа табачных изделий в России равно около 388,1 миллиардов штук сигарет, то есть 2,7 тыс. штук на человека, индекс физического объема продажи табачных изделий2002 г. в процентах к2001 г. составил 107 %. В ходе полученных данных Институтом социальных исследований в студенческой среде, было выявлено, что табачной зависимостью страдает каждый второй студент, а некурящая половина пополняет ряды пассивных курильщиков. Таким образом, табакокурение юношей является серьезной социальной проблемой современного общества, деформирующей нравственное, физическое и психическое здоровье молодого поколения.

Подтверждением практической значимости работы и возможности использования ее результатов для психопрофилактической деятельности в отношении подростков, являлось проведенное исследование, целью которого являлось изучение социально-психологических характеристик подростков, страдающих никотиновой зависимостью [2, с 37]

В исследовании приняли участие: экспериментальная группа, состоящая из 30 молодых людей и девушек, от 19 до 23 лет, имеющие зависимость от никотина и контрольная группа, в состав которой входит 30 молодых людей и девушек, не имеющих никотиновой завивимости.

Предметом изучения являлись следующие социально-психологические характеристики: особенности коммуникации, индивидуальный стиль совладания со стрессом, характеристики фрустрационных реакций, механизмы психологической защиты юношей  с никотиновой зависимостью и здоровых, которые были выявлены методом статистического математического анализа и методом корреляционного анализа.

Были выявлены следующие показатели, обуславливающие психологический портрет зависимых от табакокурения : курящие юноши и девушки являются менее общительными, в сравнении со здоровыми юношами, более робкими, замкнутыми и подозрительными в общении с другими людьми.

Отмечается интропунитивная реакция на состояние фрустрации юношей, страдающих никотиновой зависимостью, что говорит об «уходе в себе», самообвинении и состоянии депрессии в стрессовой ситуации, как механизме самозащиты, а также, экстрапунитивная реакция с фиксацие на внешних обстоятельствах, как состоянии агрессии и вымещении негативных эмоций на других людях [3, с 67]

Наиболее часто юношами, страдающими никотиновой зависимостью, используется такой механизм психологической защиты, как регрессия, что свидетельствует о том, что зависимые бессознательно прибегают к менее зрелым и адекватным образцам поведения в ситуации конфликта и стресса.

Таким образом, можно сказать о значимости данной проблемы в России и необходимости применения практических знаний для ее решения. Данное исследование позволяет разработать меры профилактики табакокурения с учетом личностных, социально-психологических и возрастных характеристик, посредством тренинговых занятий, лекций и профилактических бесед, а также, в методах реабилитации и абилитации людей, выходящих и состояния никотиновой зависимости.

Курение является наиболее распространенной и массовой привычкой, наносящей урон, как здоровью отдельного человека, так и обществу в целом. Практичеси все слои населения вовлечены в курении, что яляется наиболее опасным для юношества и женщин.

Курение  является показателем слабости, инфантильности защитных и адаптационных ресурсов членов общества. Для юношей стилем жизни становится неумение нести ответственность за обстоятельства своего жизненного пути, отвлечение от трудных жизненных ситуаций, что является устойчивой стратегией поведения курящего, в процессе которой он оказывается в ловушке постоянного ухода от реальной действительности. Деформация процесса  личностного  развития, нарушение системы межличностной коммуникации и сферы совладания с трудными, фрустрирующими ситуациями не позволит успешно решить задачи возраста, реализовать соответствующие социальные роли и функции.

Исходя из этого, данная работа на сегодняшний день является актуальной и значимой.

На основании этого исследования можно сделать следующий вывод о том, что в соответствии с полученными результатами наша гипотеза подтверждена.

Поделиться в соц. сетях

0

Библиографический список
  1. Гилинский, Я. И. Социология девиантного поведения как специальная социологическая теория // СОЦИС. – 1991. №4; Табакокурение // Введение в наркологию. Петрозаводск, 1999. – 167 с.
  2. Гилинский, Я. И. и др. Девиантность подростков: Теория, методология, эмпирическая реальность. – СПб., 2001. – 254с.
  3. Возрастная и педагогическая психология. Хрестоматия: Учеб. пособие для студ. сред. пед. учеб. заведений / Сост. И.В. Дубровина, A.M. Прихожан, В.В. Зацепин. – М.: Академия, 1999. – 320с.
  4. Ермолаева М.В. Основы возрастной психологии и акмеологии: Учебное пособие. – М.: Ось-89, 2003. – 416 с.
  5. Психология и лечение зависимого поведения / Под ред. С. Даулинга. – М., 2000. – 240 с.


Количество просмотров публикации: Please wait

Все статьи автора «Инамова Наташа Рахимовна»


© Если вы обнаружили нарушение авторских или смежных прав, пожалуйста, незамедлительно сообщите нам об этом по электронной почте или через форму обратной связи.

Связь с автором (комментарии/рецензии к статье)

Оставить комментарий

Вы должны авторизоваться, чтобы оставить комментарий.

Если Вы еще не зарегистрированы на сайте, то Вам необходимо зарегистрироваться: