УДК 81.23.1

ХАРАКТЕРИСТИКА ТВОРЧЕСКОГО СВОЕОБРАЗИЯ ЛАУРЕАТОВ ПРЕМИИ НОБЕЛЯ ПО ЗАРУБЕЖНОЙ ЛИТЕРАТУРЕ XXI ВЕКА

Иваненко Александра Евгеньевна
Крымский инженерно-педагогический университет

Аннотация
В данной статье затронута тема характерных особенностей в литературных трудах зарубежных писателей-лауреатов премии Нобеля. Проанализировано их творчество, выделены индивидуальные черты каждого автора, и составлена краткая характеристика.

Ключевые слова: , , ,


Рубрика: Общая рубрика

Библиографическая ссылка на статью:
Иваненко А.Е. Характеристика творческого своеобразия лауреатов премии Нобеля по зарубежной литературе XXI века // Психология, социология и педагогика. 2017. № 7 [Электронный ресурс]. URL: http://psychology.snauka.ru/2017/07/8287 (дата обращения: 01.10.2017).

Прежде чем мы перейдем к характеристике творческого своеобразия лауреатов премии Нобеля XXI века, будет предоставлено ознакомление с литературой ХХ века.

Литература в ХХ веке имела значительные преобразования, как в плане литературных жанров, так в плане и литературных направлений. Огромное количество событий, которые произошли в то столетие, повлияли на писателей, и, следовательно, на их творчество. Сама литература  стремительно развивалась, ведь если сравнить с предыдущими столетиями, где временной отрезок охватывал столетие, то в ХХ веке эта дистанция значительно сократилась до десятилетия. Каждый новый период создавал новые направления в литературе, происходило переплетение жанров, и зарождались новые школы.

Одним из ведущих литературных направлений  ХХ века был реализм. Огромное количество известных авторов писали в этом направление. Считалось, что именно реализм был устремлен к научному познанию мира и человека, но позже, вера в реализм пошатнулась, и писатели начали создавать свои произведения путем объединения реализма с другими направлениями. Так появились определенные формы реалистического повествования, которые начали использоваться в новом феномене литературы ХХ-ХХI веков – массовой литературе.

Эта литература рассчитана на массового потребителя, который не имеет каких-либо притязаний к художественному смыслу, цель которой заключается в сохранений определенных постулатов в современном обществе.  Эта тенденция неизменно прослеживается и в ХХI веке.

Массовая литература подчинена особым правилам «рынка». В этом направлении создается множество серий, которые ориентированы на различные возрастные группы и категории. Таким образом, создание целой серии любовных романов, идет с ориентиром на группу девушек и женщин.  К жанрам массовой литературы, мы можем отнести – триллер, сентиментальный роман, детектив, научную фантастику и др. Так новые жанры и смешанные направления в литературе, которые зародились в ХХ веке, стали главенствующими в ХХI в.

Писатель в современном мире, человек совершенно обычный, только отличается, как и каждая творческая личность – чувствительностью. И если у современного писателя не хватает смелости стать рупором народа или выступить образцом справедливости, то читатель слышат слабо его голос  или не замечают вовсе.

Гао Синцзянь считает, что большинство писателей превращают литературу XXI века в хвалебных гимн отчизны, и тем самым становятся знаменосцами нации, которые выражают интересы какой-либо политической партии или  представителей определенных классов или групп. Даже несмотря на то, что у писателей появляется возможность распространить свои произведения по всему миру, он, тем не менее, становится обычным двигателем идей власти или чьих-то отдельных интересов.  Это связано с событиями, которые проходили во второй половине ХХ века, когда авторы преследовались властями, за открытую критику или пропаганду других идеалов. И именно тогда, большинство автором, из-за страха потерять свою жизнь, выдвигали в своих произведениях мысли и идеалы различных политических партий, которые находились во главе государств. И если писатель хочет сохранить литературу, как нечто объективное, ему следует приложить все усилия для создания своего «громкого и единого голоса» без сильного политического окраса. [20, c. 8]  Гао Синцзянь не говорит о полном отделении политики и литературы, он выступает за авторские взгляды на все, без давления общества.

Если мы хотим лучше понять творческое своеобразие нашего следующего Нобелевского лауреата, то слова французского критика Сент-Бёве, как нельзя лучше охарактеризуют нам его творчество. Он считал, для того, чтобы понять творчество писателя, читателю необходимо как можно больше узнать об авторе, не только о его внутренних переживаниях и мыслях, но также и различных обстоятельств, которые происходили в его жизни. Это один из самых действенных методов познания литературы определенного автора, ведь так, можно намного лучше понять смысл произведения, который хотел донести автор до обычного человека.

Видиадхар Найпол путешествовал по всему миру, изучал различные культуры, знакомился с гражданами многих стран. После своего длительного путешествия, он вернулся на родину в Индии, и провел там год, после чего написал множество книг. В них, автор передавал свой опыт путешественника, но в тот же момент, он настолько ярко описывал все события в книгах, что читатель получал не только знания о культурах, но так же и эмоциональный колорит автора.  Он уделял внимание описанию расовым группам, которые населяли различные страны, хотя до этого, его творчество не выделяло подобные элементы.  О литературе он говорит, как о мосте, который помогает людям из различных стран увидеть проблемы во всех уголках Земли. Для него писатель – человека, который способен изменить мир, главное автор должен осознавать, что именно он хочет сделать. А после выбора, он должен просто сотворить нечто, что было бы просто и интересно читать. Основные качества, которые он считает необходимыми для любого автора: талант, мировоззрение и восприятие.

Однако, несмотря на заключения Видиадхара Найпола, Имре Кертес считает, что писательское дело – это не слишком сложное занятие, для него необходимо лишь листок бумаги и карандаш. Смысл же книги для автора – это отображение жизни обычного человека, без каких-либо изысков. Это связано с жизненным путем автора, по его словам, он бы не задумывался об описании человека, который страдал под гнетом тоталитарного режима, если бы сам не прошел через это. Для него выражение каких-либо «пустых идеалов» общества в литературе, это пустая трата бумаги и чернил, он призывает писателей поднимать вопросы нравственности, ведь по мнению автора этой вещи так не хватает в современном мире.


Библиографический список
  1. Гусев Ю. Знак Освенцима. О творчестве Имре Кертеса. –  Москва, 2003. –  №5-6. –  С. 2-5.
  2. Дейниченко П. Бур для Нобеля //Книжное обозрение: лит.-худож.журн.  –  Москва, 2003. –  Вып. 5. –  С. 18-21.
  3. Елинек Э. Интервью Frankfurter Allgemeine 2004 [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://noblit.ru/node/1369
  4. Егоров И. О «желтизне» Мо Яня, конфуцианстве Толстого и культе Матери 2013 [Электронный ресурс]. –  Режим доступа: http://noblit.ru/node/2620


Все статьи автора «Иваненко Александра Евгеньевна»


© Если вы обнаружили нарушение авторских или смежных прав, пожалуйста, незамедлительно сообщите нам об этом по электронной почте или через форму обратной связи.

Связь с автором (комментарии/рецензии к статье)

Оставить комментарий

Вы должны авторизоваться, чтобы оставить комментарий.

Если Вы еще не зарегистрированы на сайте, то Вам необходимо зарегистрироваться: