УДК 740,1400

ИЗ КУРСА «ШКОЛА ДОБРА И УСПЕХА». ЗАНЯТИЕ №1 «Я МОГУ» (МЕТОДИЧЕСКОЕ ПОСОБИЕ К ПРОВЕДЕНИЮ УРОКА В ФОРМАТЕ КЛАССНОГО ЧАСА)

Шадурко Олег Владимирович1, Шадурко Наталия Владимировна2, Сорина Татьяна Михайловна3
1ГБОУ СОШ 14, педагог начальных классов
2Московский педагогический государственный университет, студент
3Институт Идеал-Метода имени Джоэл и Чемпиона Тойчей, ведущая образовательных программ для детей и взрослых

Аннотация
Элективный курс «Школа добра и успеха» рассчитана на учащихся четвертых и пятых классов. Он носит воспитательный и развивающий характер, которые направлены и на овладение новыми знаниями и умениями. Содержание курса позволяет помочь учащимся понять свои возможности в достижении поставленных целей и получении желаемых результатов. Курс будет способствовать воспитанию и развитию духовно-нравственному росту личности, формированию ее сознания. «Школа добра и успеха» воспитывает в детях целеустремленность, повышает дисциплинированность. Обучает правильной постановке цели и успешному достижению. Развивает веру ученика в свои силы и лидерские качества.

Ключевые слова: , ,


Рубрика: Педагогика

Библиографическая ссылка на статью:
Шадурко О.В., Шадурко Н.В., Сорина Т.М. Из курса «Школа добра и успеха». Занятие №1 «Я могу» (методическое пособие к проведению урока в формате классного часа) // Психология, социология и педагогика. 2017. № 7 [Электронный ресурс]. URL: http://psychology.snauka.ru/2017/07/8327 (дата обращения: 01.10.2017).

Актуальность программы
Программа способствует раскрытию индивидуальности и развитию в учащихся способностей и талантов. Мотивирует их к трудолюбию. Через содержание предлагаемого материала воспитывает любовь и уважение к родителям, друзьям, окружающей среде и жизни.

Задачи курса
Способствует осознанию учащимися своих возможностей и способностей достигать поставленных целей в процессе изучения нового материала. Программа ориентирована на получение учащимися, представления о себе, своих талантах и способностях и о своем месте в окружающем мире.

Ценностный ориентир

Формирует ценностный ориентир школьника:
- жизнь человека является высшей ценностью
- возможности человека для осуществления любой задачи и достижения цели, безграничны

Направленность
Отличительной особенностью курса является его новизна и направленность на применение системно-деятельностного подхода к воспитанию ребенка, с помощью активной познавательной деятельности. Курс способствует снижению агрессии у школьников, развитию любознательности к природе человека и окружающему миру. Повышению успеваемости, дисциплинированности. Проявлению внимания и уважения друг другу, преподавателям и близким людям.

Основные умения и навыки
В ходе курса учащиеся должны овладеть умениями определить место и роль человека в окружающем мире. Раскрыть достижения выдающихся личностей в различных сферах общества.
Следовать инструкциям сопровождающим основы задания.
Самостоятельно анализировать свои поступки, делать выводы для получения желаемых результатов в учебе, семье, в окружающем мире.
Формирование коммуникативных умений, необходимых для работы в группе, общение между собой, оказание помощи друг другу и людям нуждающимся в ней.

Занятие №1 «Я могу»

Задачи занятия:

- Ознакомить учащихся с программой «Школа добра и успеха »;

- способствовать осознанию учащимися своих возможностей и способностей достигать поставленных целей;

- подготовить учащихся к восприятию и пониманию своих возможностей в достижении поставленных целей и получении желаемого результата на основе принципа «Я могу», который реализуется через формулу №1:

«Я есть=Я могу=Я делаю=Я имею=Я есть»;

- закрепить понимание «Я могу» на основе примеров через формулу №1.

Рекомендации для ведущего:

-          представление программы

ведущий рассказывает о программе, знакомит учащихся с задачами занятий. Программа ориентирована на получение  участниками представления о себе и своём «идеальном Я», полезных знаний и умений для эффективного преодоления страхов и неуверенности в себе для успешного достижения своих целей. Программа «Школа добра и успеха » поможет развить в учащихся духовно-нравственные качества, уважение к окружающим людям и миру.

Знакомство с содержанием работы в группе целесообразно осуществлять на основе презентаций, которая может быть подготовлена в различных форматах при наличии соответствующих условий.

Учитель предлагает учащимся придерживаться следующих правил:

-          быть искренним;

-          высказывать своё мнение;

-          проявлять взаимное уважение;

-          соблюдать дисциплину;

-          установить дружественную атмосферу взаимоотношений между учащимся и помогать друг другу.

Основные вопросы, рассматриваемые на занятии:

 

  1. 1.      Принцип «Я могу», его сущность.
  2. 2.      «Я живу, значит, я могу».
  3. 3.      Речевые привычки, их влияние на поведение человека и его результаты.

Ценностные ориентиры занятия:

- Жизнь является высшей ценностью человека;

- Возможности человека безграничны.

     В начале занятия учитель объясняет, что с самого раннего возраста детям говорят, что что-то они могут делать, а что-то другое по каким-то причинам – нет. Кроме того, они обнаруживают, что то, что им разрешено делать сегодня, запрещается делать завтра. Затем их учат верить в то, что из-за их возраста, пола, роста, величины IQ и их происхождения одни цели для них достижимы, а другие – нет. В то же время они видят, что другие дети и взрослые могут делать и делают то, что сами также хотели бы делать, но им это запрещается. Многие молодые люди принимают «приговор» родителей: «ты не можешь делать то-то и то-то» как окончательный. Мало кто знает, что это утверждение может пронизывать всю их дальнейшую жизнь. Большинство людей тратят много времени и усилий, стараясь получить то, что они хотят. Принято думать, что это удаётся немногим счастливчикам и лишь в некоторых случаях. Однако это не так. Фактически каждый человек всегда получает в точности то, что он хочет. Понимание этого принципа есть необходимое условие достижения настоящего успеха.

Принцип «я могу» является очень мощной движущей силой Вселенной. Состояние типа «я не могу» – результат навязанного человеку мнения или унаследственных привычек. Двойственное восприятие очень пагубно влияет на человека, лишая его правильного восприятия мира, достижения желаемого и радости жизни.

[1][2]По определениям, данным в Толковых словарях русского языка Ожегова С.И. и Даля В.И. , слово «мочь» имеет следующие значения:

быть в состоянии, иметь возможность, обладать способностью, иметь силы, иметь право (что-нибудь делать).

Поэтому, когда Вы говорите: «я могу», то утверждаете, что можете и знаете как сделать то или иное; имеете право или Вам разрешено делать то, что Вы хотите.

«Я МОГУ» – это утверждение того, что существует желание, способности, возможности, силы и правота для достижения любой цели или осуществления любой задачи. Этот принцип управляет любым человеком и всем миром. При наличии даже самой маленькой веры возможны любые достижения.

«Я НЕ МОГУ» – это навязанное ограничение, которое постоянно напоминается родителями, близкими людьми, на просторах Интернета, телевидения и в СМИ, обществом или любыми другими авторитетами. И ребенок постепенно впитывает и усваивает эту негативную информацию, которая становится правдой в его жизни. Потому что он еще не научился защищать себя от подобного воздействия.

Известно, что дети внутренне осознают истинную природу жизни, заключенную в принципе “я могу”. Поэтому они будут сопротивляться любым указаниям взрослых, в которых заключено противоположное убеждение “ты не можешь”. Утверждение «ты не можешь», насаждаемое взрослыми, находится в болезненном противоречии с глубинным состоянием «я могу» у ребенка. Взрослым целесообразно избегать использования своей власти и авторитета для ослабления или подавления характера ребёнка, который соответствует созидательному принципу Вселенной, и помогать ему поверить в свои силы и безграничные возможности. Часто дети в раннем подростковом возрасте проявляют себя как “бунтари” против подобных утверждений и ограничений. Из истории известно, что на деле это не редко является качеством лидера.

Учителю целесообразно рассказать о некоторых известных сильных личностях, которые вели себя именно таким образом и получили славу и бессмертие: государственный деятель Гай Юлий Цезарь, полководец Александр Македонский, король Карл Великий, ученый Михаил Ломоносов, президент Джордж Вашингтон, политический деятель Уинстон Черчилль, изобретатель Томас Эдисон, изобретатели самолета братья Райт, композитор Бетховен, спортсмен Евгений Гараничев, физик и химик Мария Склодовская-Кюри и многие другие.

Учитель может использовать предлагаемый материал о выдающихся личностях.

Краткая справка о великих людях из разных сфер деятельности:

Михаил Васильевич Ломоносов (1711-1765)

Российский учёный-естествознатель, поэт, художник, историк, первый русский академик, основатель Московского университета. Разработал конструкции около ста приборов, в том числе телескоп. Опубликовал руководство по металлургии. Создал первую в России химическую лабораторию. Настаивал на введении точных методов в практику геологии, горного дела и металлургии. Он сказал своё слово в физике и химии, истории и естествознании, поэзии и изобразительном искусстве.

Ломоносов родился в крестьянской семье. Отец его был рыбаком. В селе нашёлся грамотный человек, у которого Ломоносов выучился писать и читать. От приезжих он слышал, что в Москве и Петербурге есть школы. Ломоносов задумал идти учиться. Отец был против этого, и Ломоносов тайком сбежал из родного дома. В зимнюю стужу с обозом рыбаков он добрался до Москвы. Михаил Ломоносов из села Холмогоры в Москву шел аж три месяца, и за это время он прошел расстояние 1168 километров.

Но поступить учиться было не легко. Крестьянских детей в школу не принимали. Когда Михаил Васильевич поступил в школу, ему было уже около 12-и лет. Школьники смеялись над ним и указывали пальцами: «Смотри, какой болван пришёл учиться», – рассказывал потом сам Ломоносов о первых днях своего учения. Годы учёбы были тяжёлыми. Приходилось жить впроголодь: есть один хлеб с квасом.

Научившись читать 14 лет от роду, Михаил почувствовал огромный интерес к чтению и проводил свое время в поисках книг, находил в основном церковными. Но нашлись у соседей две замечательные книжки, которые всецело завладели вниманием подростка. Ломоносов всех удивлял своими способностями и трудолюбием. После окончания школы Ломоносова послали за границу продолжать учение.

Через несколько лет Михаил Васильевич вернулся в Россию и стал работать в Академии наук. В ней почти все академики были из немцев. Многие из них не хотели, чтобы у русских были свои учёные. Неприветливо встретили они Ломоносова и всячески мешали его работе. С презрением относились к крестьянскому сыну и спесивые дворяне. Много обид вытерпел Ломоносов. Всё же он преодолел все трудности и стал великим учёным. Ломоносов занимался химией, физикой и другими науками. Он был и историком, и поэтом, и художником. Ломоносов написал первую грамматику русского языка. Он мечтал о том времени, когда в России будет много образованных людей. И его мечты исполнились. По предложению Ломоносова в Москве был открыт первый русский университет. Этот университет существует в Москве и в наши дни. В память о великом русском учёном он носит имя Михаила Васильевича Ломоносова.

***

Томас Алва ЭДИСОН (Edison) (1847-1931)

Американский изобретатель и предприниматель, организатор и руководитель первой американской промышленно-исследовательской лаборатории (1872, Менло-Парк), иностранный почетный член АН СССР (1930). Для деятельности Эдисона характерны практическая направленность, разносторонность, непосредственная связь с промышленностью. Автор свыше 1000 изобретений, главным образом в различных областях электротехники. Усовершенствовал телеграф и телефон, лампу накаливания (1879), изобрел фонограф (1877), построил первую в мире электростанцию общественного пользования (1882), обнаружил явление термоионной эмиссии (1883) и многое другое.

Нуждаясь в деньгах для экспериментов, Эдисон в 12 лет стал продавцом газет и конфет в поезде. Чтобы не терять зря времени, перенес химическую лабораторию в предоставленный в его распоряжение багажный вагон и проводил опыты в поезде. В 15 лет купил по случаю печатный станок и в багажном вагоне издавал свою газету, которую продавал пассажирам.

В 1863 году освоил телеграфию и в течение 5 лет работал телеграфистом. В 1868 году он прочитал «Экспериментальные исследования электричества» М. Фарадея, и у него появились мысли об изобретательстве.

Эдисон отличался редким трудолюбием и упорством в экспериментах. В 1879 году он вместе с помощником просидел 45 часов подряд у первой в мире угольной нити, вставленной в электрическую лампу, а во время Первой мировой войны почти 70-летний Эдисон, задавшись целью в исключительно короткий срок создать завод синтетической карболовой кислоты, бессменно проработал 168 часов, не выходя из лаборатории. Из собственноручных записей Эдисона можно узнать, что, например, по щелочному аккумулятору было проделано около 59 тысяч опытов; 6 тысяч экземпляров разного рода растений, главным образом тростника, перепробовал Эдисон как материал для нити накаливания угольной лампы, остановившись на японском бамбуке.

Он усовершенствовал фонограф, создал диктофон, флуороскоп, прообраз кинокамеры и устройство для индивидуального наблюдения движущихся изображений (кинескоп), ферроникелевый щелочной аккумулятор. В одних лишь США Эдисон получил около 1200 патентов.

Он говорил: «Слишком много людей ломается, даже не подозревая о том, насколько близки к успеху они были в тот момент, когда упали духом».

***

Майя Михайловна Плисецкая (1925-2015)

Артистка балета, представительница театральной династии Мессерер-Плисецких, прима-балерина Большого театра СССР с 1948 по 1990 годы.

Герой Социалистического Труда (1985). Народная артистка СССР (1959). Полный кавалер ордена «За заслуги перед Отечеством», лауреат премии Анны Павловой Парижской академии танца (1962), Ленинской премии (1964) и множества других наград и премий, почётный доктор университета Сорбонны, почётный профессор МГУ имени М.В. Ломоносова, почётный гражданин Испании.

Майя Плисецкая – это целая эпоха в российском балете, один из его символов в России и за рубежом. По признанию критиков, в ее пластике танцевальное искусство достигает высокой гармонии. Легендарными стали ее прыжки и талант драматической актрисы.

Майя Плисецкая – легенда XX века. Один перечень ролей, которые она станцевала в России и других театрах мира, и перечень наград, полученных ею, занял бы не меньше страницы.

«Всю сценическую жизнь травмы не обходили меня стороною. Я рвала икру, защемляла спинной нерв, вывихивала сустав голеностопа, ломала пальцы, разбивала стопы. Каждая из этих травм отодвигала от меня премьеры, отменяла съемки, срывала гастроли». (из книги «Я Майя Плисецкая»)

И тем не менее, она никогда не сдавалась, не смотря на все серьёзнейшие травмы в течение ее 60-летней карьеры ее выступления – воплощенная магия захватывающего танца. Она одна заслуживала самых длинных оваций публики на всех континентах. Многолетний опыт выступлений на лучших сценах всего мира подтверждает: Майя Михайловна – настоящий гений и одна из самых ярких и талантливых представителей балетного искусства.

Время ей не подвластно: и в тридцать, и в сорок, и в пятьдесят лет она всегда была молодой и красивой женщиной, хорошеющей год от года. Даже будучи в 70-летнем возрасте, Плисецкая вышла к обожающей ее публике танцевать на пуантах, что является абсолютным рекордом балета! При этом она выглядела потрясающе и великолепно, чем вызвала бурю аплодисментов и овации зрителей. И ни какие врачи, травмы и боли не могли ее остановить! Она любила свое дело и желала дать лучшее своему зрителю!

***

Евге́ний Алекса́ндрович Гара́ничев (1988 -)

Российский биатлонист, бронзовый призёр зимних Олимпийских игр 2014 года в индивидуальной гонке, заслуженный мастер спорта, трёхкратный чемпион России, многократный призёр этапов Кубка мира.

Евгений появился на свет 13 февраля 1988 года в поселке Новоильинский Пермской области. Он – третий, младший ребенок в семье. Лыжи у Гараничевых любили все, родители сами с детства катались и своих детей приучили.

Правда, врачи запрещали Жене заниматься спортом: в 6 лет после простуды у него возникли осложнения, поставили диагноз «полиартрит» – воспаления суставов. Но во втором классе Гараничев все же записался в лыжную секцию! Он желал всем сердцем заниматься в секции и сказал себе: «Я могу!»

Как мы видим из данных примеров, этих абсолютно разных людей объединяет вера в себя, свои силы, достижение желаемого и демонстрация принципа «я могу». Никто из них не согласился с навязанными им ограничениями: «ты не можешь», «ты не достоин», «это очень рано для тебя», «тебе это не разрешено»! Никто из них не сдался, каждый из них победил на своем поприще и исполнил свое предназначение. При том, что многое у них не получалось, и окружающие их люди и обстоятельства часто были против. Но не смотря ни на что, они победно преодолели все трудности и достигли своих целей!

(При наличии соответствующих условий можно провести визуальную презентацию жизни и деятельности известных талантливых личностей)

В нашей бесконечной Вселенной не существуют предела времени, энергии, денег, возможностей и всех остальных форм добра. Недостаток чего-либо происходит из навязанного знания и убеждения о недостатке. А это противоположно истинной природе человека. Из этого следует очень глубокая идея: когда Вы говорите, что «не можете получить то, что хотите», Вы говорите неправду. Но в этом случае, как и во всех остальных, Вы получаете в точности то, о чём говорите. Получаемый Вами результат будет всегда позитивным, то есть будет находиться в полном соответствии с тем, что Вы решили именно для себя.

Для того, чтобы улучшить свои результаты и добиться успеха в жизни, существует специальная формула-помощница «Формула 1», которую мы сейчас рассмотрим.

Формула 1

 

В беседе с учащимися целесообразно рассмотреть содержание этой формулы.

-          Состояние «я могу» – является постоянным в жизни.

-          Поэтому можно уверенно утверждать: «Я есть, я живу, поэтому я могу».

-          Что Вы можете делать, зависит только от Вас.

-          Когда Вы понимаете, какие у Вас уже есть способности и возможности, Вы создаёте для себя состояние «я имею» или «я есть».

-          Теперь вам нужно воплотить ваше «я могу» в осязаемый результат – «я делаю» и «я имею».

-          Это и будет являться доказательством того, что «я есть». 

Речевые привычки, их влияние на поведение человека и его результаты.

Каждый человек выражает свои мысли серьезно или в шуточной форме. Часто некоторые мысли и слова складываются в привычки, то есть взрослый или ребенок использует привычный шаблон речи, не задумываясь об этом. Оказывается, то, что человек говорит и утверждает, то он и получит в будущем, как результат. Об этом принципе важно знать и научиться его правильно применять.

Пример речевых привычек:

«У меня хорошая память» (быстро выучу стих) (= я могу), «я всё понимаю» (урок) (= я могу), «я могу подружиться» и т.д.

Такой ученик будет получать соответствующие результаты, потому что он будет действовать в соответствии с принципом «я могу».

Другие примеры:

«Я не могу», «это невозможно», «я устал», «у меня всегда проблемы с…», «это сводит меня с ума», «это убивает меня», «у меня нет денег», «жизнь полна несправедливостей», «все плохо», «меня никто не понимает», «я не могу жить без…» и так далее.

Такие речевые привычки обязательно произведут будущие неудачи и трудности там и тогда, где и когда мы меньше всего ожидаем. При частом повторении определенной фразы в жизни начинают автоматически происходить результаты, которые соответствуют ее сути. Одно слово или утверждение может влиять на получение результата. Очень важна внимательность к тому, как мы мыслим и что говорим. 

Содержание этого урока можно проиллюстрировать схематически,

основываясь на принципе «я могу» и «я не могу»:

 

Рисунок 1. Результаты изречений «я могу» и «я не могу»

-          На любое утверждение человека, жизнь всегда отвечает «Да». См Рис 1

Наглядные примеры на экране, отрывки из видео: (в зависимости от возраста нужно продемонстрировать примеры из физики и других естественных наук)

Можно привести пример работы принципа «я могу» и «я не могу». Вам нужно зайти в закрытую дверь. Чтобы ее открыть, у вас есть связка из нескольких ключей, но только один из них подойдет. Назовем этот единственный ключ «я могу», а остальные ключи, которые не подходят к этой двери: всевозможные отговорки и ограничения из серии «я не могу». Понимание «я могу» открывает дверь к достижению конкретной цели или перехода на более высокий уровень. И наоборот, понимание «я не могу» вызывает противопо­ложный результат.

ВЫВОД:

-      неоспоримо, что жизнь является величайшей и главной ценностью для человека.

-      Вместе с жизнью каждому человеку дано могущество, и использование этого могущества целиком и полностью зависит от убеждений. Применение принципа «я могу» открывает для человека безграничные возможности любых достижений.

Подведение итогов занятия:

1.    Краткие выводы учителя по содержанию урока с упором на ценностные ориентиры;

2.    Что ты понял из этого урока? Какая основная идея урока?

Домашнее задание:

1.    Какую цель ты достиг за эту неделю, применяя формулу:

«Я есть=Я могу=Я делаю=Я имею=Я есть»

2.    Заполни своими примерами графы таблицы, которая может иметь следующее содержание:

Раньше думал(а),

что «я не могу»

 

Какой был результат

Применил(а)

урок «я могу»

Какой новый

результат

«я не могу петь», так как нет голоса и опыта, но петь хочу

Пел только в душе. Разочарование от неисполнения желаемого

«я могу петь»

стал заниматься с педагогом

Спел публично и имел огромный успех. счастье от достижения

Пример ученика  

 

 

«я не могу сказать правду», потому что боюсь

 

 

Чувство вины и разочарование «я могу сказать правду» во что бы то ни стало Признался. От честности я почувствовал силу и удовлетворение. Стал больше уважать себя.
Пример ученика  

 

 

 

«я не могу залезть на вершину скалодрома», так как боюсь, но хотел бы Печальное состояние из-за ощущения своей слабости и страха «я могу покорить эту вершину». Принятое решение подкрепляю систематическими тренировками. Победа! Цель достигнута! Состояние счастья и триумфа!
Пример ученика

 

 

 

 

 

 

3. Подготовь небольшое сообщение о любом человеке, который применил принцип этого урока (об известной личности, о родственнике или о друге), используя дополнительный материал.


Библиографический список
  1. Ожегов С.И. Толковый словарь русского языка // Мир и Образование.- 2014 г. С. 556
  2. Даль В.И. Толковый словарь русского языка // Издательство «Э».- 2015 г. С. 551


Все статьи автора «5290550»


© Если вы обнаружили нарушение авторских или смежных прав, пожалуйста, незамедлительно сообщите нам об этом по электронной почте или через форму обратной связи.

Связь с автором (комментарии/рецензии к статье)

Оставить комментарий

Вы должны авторизоваться, чтобы оставить комментарий.

Если Вы еще не зарегистрированы на сайте, то Вам необходимо зарегистрироваться: