УДК 740,1400,316.612

ИЗ КУРСА «ШКОЛА ДОБРА И УСПЕХА». ЗАНЯТИЕ №4 «АКТИВНОЕ ВНИМАНИЕ»

Шадурко Олег Владимирович, Шадурко Наталия Владимировна

Аннотация
Методический материал первых пяти занятий из курса «Школа добра и успеха» для учащихся 4-6 классов. Занятия рекомендуются проводить в формате классных часов или уроков дополнительного образования.
Он носит воспитательный и развивающий характер, направленный на овладение новыми знаниями и умениями. Содержание курса позволяет помочь учащимся понять свои возможности для достижения поставленных целей и получения желаемых результатов. Курс будет способствовать воспитанию и развитию духовно-нравственного роста личности, формированию ее сознания. «Школа добра и успеха» воспитывает в детях целеустремленность, повышает дисциплинированность, обучает правильной постановке цели и успешному достижению, развивает веру ученика в свои силы и лидерские качества.
Так же данная программа способствует раскрытию индивидуальности и развитию в учащихся способностей и талантов. Мотивирует их к трудолюбию. Через содержание предлагаемого материала воспитывает любовь и уважение к родителям, друзьям, окружающей среде и жизни.
Формирует ценностный ориентир школьника:
- жизнь человека является высшей ценностью;
- возможности человека для осуществления любой задачи и достижения цели, безграничны.
Отличительной особенностью курса является его новизна и направленность на применение системно-деятельностного подхода к воспитанию ребенка с помощью активной познавательной деятельности. Курс способствует снижению агрессии у школьников, развитию любознательности к природе человека и окружающему миру. Повышению успеваемости, дисциплинированности. Проявлению внимания и уважения друг другу, преподавателям и близким людям.

Ключевые слова: ,


Рубрика: Педагогика

Библиографическая ссылка на статью:
Шадурко О.В., Шадурко Н.В. Из курса «Школа добра и успеха». Занятие №4 «Активное внимание» // Психология, социология и педагогика. 2017. № 7 [Электронный ресурс]. URL: https://psychology.snauka.ru/2017/07/8341 (дата обращения: 28.10.2023).

Задачи занятия 

-       Объяснить учащимся, что внимание является одним из важнейших ресурсов человека;

-       Для внимания характерна концентрация человека на определенной информации, позиции, действии, решении и т.д.

-       Познакомить учащихся  с формулой № 3 : ЗНАНИЕ + ПОНИМАНИЕ + ДЕЙСТВИЕ = ВНИМАНИЕ

-       Рассказать, что с помощью этой формулы и применяемым принципом «Я могу» (см. Занятие №1) Вы можете, получить желательный результат;

-       Подвести учащихся к тому, что истинное желание должно быть подтверждено действием. И только действие приносит результат.

Рекомендации для ведущего

Для получения оптимальных результатов ведущему важно:

-       Познакомить учащихся с формулой № 3: ЗНАНИЕ+ПОНИМАНИЕ+ДЕЙСТВИЕ=ВНИМАНИЕ на конкретных примерах, разъяснить её содержание и показать взаимосвязь с принципом «Я могу»;

-       Обратить внимание и разъяснить, что часто действия любого человека могут быть связаны с тем, чтобы угодить другим людям вопреки своим истинным желаниям;

-       Подчеркнуть, что для достижения своей цели важно концентрировать своё внимание на достижении и представлять свой путь к конечному и успешному результату, используя воображение;

-       Целесообразно организовать на уроке викторину, обсуждение в целях проверки понимания и усвоения учащимися нового материала.

Основные вопросы

-       Раскрытие термина «внимание»;

-       Формула №3, ее составные части и применение;

-       Дать объяснение, куда целесообразно направлять свое внимание;

-       Важная роль самооценки в правильном фокусе внимания.

Содержание занятия

Определения.

Вниманиесосредоточенность мыслей или зрения, слуха на чём-либо. Толковый словарь русского языка, Ожегов С.И., «Издательство «Мир и Образование», 2014.-1376с. (стр. 143)

Внимание — это ваша способность сосредоточить свои мысли и органы восприятия на каком-то действии, объекте, на какой-то информации. Толковый словарь Дмитриева.

Так же словари определяют внимание как сконцентрированную направленность мыслительных усилий, силу или способность мысленной концентрации или практическое внимание. Вот ряд других значений: внимание – это акт любезности или храбрости, а в военном смысле – заранее определенная позиция готовности к действиям. Как мы видим из определений, внимание является наиважнейшим ресурсом человека.

Поэтому ведущий предлагает рассматривать «внимание» как то, чем мы заняты или в чем проявляем активность. Лучше всего «внимание» определяется Формулой №3.

Формула №3ЗНАНИЕ + ПОНИМАНИЕ + ДЕЙСТВИЕ = ВНИМАНИЕ

Внимание человека может быть направлено в конструктивную или разрушительную сторону. Конструктивно – это то, что приносит желательные последствия. Разрушительно – нежелательные.

Жизнь можно уподобить всем известному телевизору, каждый канал которого представляет различную форму активного внимания. Есть научные и познавательные каналы об открытиях, путешествиях, исследованиях, интересных личностях. Так же есть каналы увеселительного характера, где транслируются: мультфильмы, комедии, спектакли, песни. Помимо всего прочего существует масса каналов негативного воздействия про убийства, войны, катастрофы, болезни, криминальность. И только от человека или зрителя этого телевизора зависит то, какой канал он выберет для просмотра. То есть – куда он направит свое внимание. В этом и заключается суть активного внимания. То, на что оно направлено, то и будет проявляться в твоей жизни. По аналогии можно сделать вывод о компьютерных играх и социальных сетях, куда часто погружаются школьники.

Важнейшую роль играет самооценка ученика: как он относится к себе, своим способностям, талантам. Именно это повлияет на что будет направлена жизнь: на разрушение, приводящее к разочарованию и горю, или созидание, приносящее радость и процветание.

В зависимости от того, какую цель вам нужно или хочется достичь, именно туда вам и следует направить и сосредоточить свои мысли, слова и действия. В этом случае желательное достижение гарантировано. Всё легко и просто.

Но если вы чего-то не достигаете, то бессмысленно придумывать какие-либо оправдания. (смотри занятие №1 «Я могу») Жизнь всегда говорит нам «Да» на наши устремления.

Пример

Томас Эдисон – великий изобретатель. Он начал говорить лишь в 4 года. А в школе был настолько туповат, что учитель, спустя несколько месяцев тщеты, велел ему больше в класс не приходить, ввиду бесполезности попыток дать хоть какое-то образование ущербному, у которого, утверждал раздосадованный педагог, мозги были явно всмятку.

Позднее Томас вспоминал: «Я слышал, как учитель сказал посетившему школу инспектору, что из меня не будет толку и нет больше смысла держать меня в школе. Я был так огорчен его словами, что разрыдался и бросился домой жаловаться матери».

Его мать, Нэнси, привела его обратно в школу и сказала учителю, что у Томаса мозгов больше, чем у него. Она забрала его из школы и стала учить дома. Она читала ему книги и Томас стал страстным читателем. К одиннадцати годам Эдисон оглох. И тем не менее, в 25 лет, получив первый патент на машину для регистрации голосов избирателей, Эдисон решил стать профессиональным изобретателем. И ведь стал самым знаменитым самоучкой в мире. В одной Америке, не считая Англии, Германии и Франции, ему выдали 1093 патента. Больше, чем кому-либо другому в мировой истории!

Точно известно, что в 12 лет официальное академическое образование Эдисона было закончено навсегда. Он больше никогда не учился ни в одном учебном заведении: ни в колледже, ни в университете. И если бы не “активное внимание” мамы будущего изобретателя, которая верила в хорошее будущее сына больше, чем школьным авторитетам, вряд ли карьера Томаса Эдисона сложилась бы так удачно.

Работа с классом.

Задать учащимся следующее вопросы по теме урока:

-Какие выводы мы можем сделать, прочитав пример из жизни Тома Эдисона?

-Как его мама использовала своё внимание относительно сына и куда его направила?

-Какие результаты получил Эдисон благодаря направленности внимания его матери?

Теперь ответственность всегда за вами, куда вы направите свои ресурсы.

Домашнее задание

-       Изучить тему занятия;

-       Применить знания, полученные на этом занятии, в своей повседневной жизни;

-       Проанализировать свои результаты в разных сферах и сделать самостоятельные выводы, куда было направлено ваше «активное внимание»;

-       Поделиться полученными результатами.


Библиографический список
  1. Ожегов С.И. Толковый словарь русского языка // Мир и Образование.- 2014 г. С. 556.
  2. Даль В.И. Толковый словарь русского языка // Издательство «Э».- 2015 г. С. 551.


Все статьи автора «5290550»


© Если вы обнаружили нарушение авторских или смежных прав, пожалуйста, незамедлительно сообщите нам об этом по электронной почте или через форму обратной связи.

Связь с автором (комментарии/рецензии к статье)

Оставить комментарий

Вы должны авторизоваться, чтобы оставить комментарий.

Если Вы еще не зарегистрированы на сайте, то Вам необходимо зарегистрироваться: