Термин «Система дополнительного образования» подразумевает — систему образования, обеспечивающую получение дополнительных к основным знаний, умений и навыков, которые учащийся приобретает в течение всей жизни с целью продолжения саморазвития и самосовершенствования.[1] Рассматривается подобная система образования как дополнительный элемент к базовому профессиональному образованию. Система, лежащая в основе дополнительного образования — это совокупность закономерно связанных друг с другом, взаимодействующих между собой предметов, программ и мероприятий, направленных на процесс учения и обучения взрослых. Система функционирует посредством реализации дополнительных образовательных программ и оказания дополнительных образовательных услуг за пределами основных образовательных программ. Вся деятельность в рамках системы дополнительного образования осуществляется в интересах человека, общества, государства. [4] Обсуждаемое понятие «система» применительно к образованию относится к числу основополагающих категорий, которое получило широкое освещение в работах теоретиков и практиков в современной педагогики. [2], [3]
Говоря о системе дополнительного образования взрослых в Великобритании, используется понятие «система непрерывного образования», — «The system of lifelong (further) learning». Переводится на русский язык как «система продолжающегося, добровольного, поддерживаемого личной мотивацией и волей стремление к знанию, как для личных, так и для профессиональных целей обучения». Для определения категории непрерывного образования международное профессионально-педагогическое сообщество использует ряд терминов. В современной литературе можно встретить такие устойчивые сочетания, как «образование взрослых» (Adult Education), «продолжающееся образование» (continuing education), «дальнейшее образование» (further education), «возобновляющееся (рекуррентное) образование (recurrent education) как получение образования «по частям» в течение всей жизни путем чередования обучения с другими видами деятельности, главным образом с работой, и «пожизненное образование» (lifelong education). [5] Система состоит из курсов, за которые начисляются кредиты (зачеты) студентам, осваивающим обучающие программы в заочной, вечерней, дистанционной и других нетрадиционных формах обучения. Данные курсы направлены на:
‐ профессиональную подготовку;
‐ краткосрочное профессиональное обучение;
‐ обучение рабочих кадров;
‐ общеобразовательные аудиторные on-line-курсы;
‐ курсы личностного развития;
‐ самостоятельное обучение (через интернет, индивидуальная исследовательская деятельность).
В систему дополнительного образования взрослых в Великобритании наряду с участниками образовательного процесса входят: учреждения образования, реализующие образовательные программы дополнительного образования взрослых; организации, которым в соответствии с законодательством представлено право осуществлять образовательную деятельность, реализующие образовательные программы дополнительного образования взрослых; индивидуальные предприниматели, которым в соответствии с законодательством представлено право осуществлять преподавательскую деятельность, реализующие образовательные программы дополнительного образования взрослых; учебно-методические объединения в сфере дополнительного образования взрослых; государственные органы, подчиненные и (или) подотчетные Президенту, органы государственного управления, иные государственные организации, подчиненные Правительству, местные исполнительные и распорядительные органы, иные организации и физические лица в пределах полномочий в сфере дополнительного образования взрослых.[6] Основной практической задачей системы дополнительного образования взрослых становится так называемое «обучение без отрыва от производства». Отмечено, что преподавателям, обучающим взрослых, приходится работать в различных отраслях, поскольку учеба взрослых протекает в самых разнообразных условиях. Взрослому человеку необходима комплексная помощь на пути освоения новых компетенций, которая может быть выражена только целой системой, специально направленной на разрешение всех задач и проблем, связанных с обучением. [7] Под системой в данном случае понимается целый ряд организаций, учреждений, объединений и государственных органов, обладающих полномочиями курировать и вести преподавательскую деятельность. Данные наблюдения зафиксированы в международных документах, посвященных анализу и формированию видения непрерывного образования, например, в меморандуме непрерывного образования «Учиться никогда не поздно» [8] На качество успешной деятельности системы дополнительного образования взрослых влияет множество факторов — политические императивы, выделение ресурсов, инфраструктура, организация, управление и т. д. Дополнительное образование для взрослых является наиболее интенсивно развивающимся направлением в экономически благополучных государствах.
Библиографический список
- И.В.Высотская, А.М. Митина Дополнительное образование взрослых за рубежом: университет третьего возраста // М. : Наука, 2004. С. 7–8.
- Педагогика высшей школы Дружкин А.В., Капичникова О.Б., Капичников А.И. Саратов, 2013. (второе издание)
- Учебное пособие к курсу «Педагогика и психология» Капичников А.И. Саратов, 2009.
- Проблемы современного образования. Журнал, выпуск 4-2010, С. 9–10.
- Е.Е. Вяземский Современная система образования в Великобритании // Modern System of education in the UK: Великий Новгород, 2002. С. 172–176.
- Березина Kuper H. History in English Primary Schools. – Британия; история, культура, образование. Тезисы докладов международной научной конференции. 28-29 мая 2008 г. Ярославль, 2008.
- Бест Р. Личностное и социальное образование в контексте общества: опыт Англии. – Обществознание в школе, 1998, №1.
- Игнатович Е.В. Англоязычные термины со значением непрерывного образования; современный контекст // Непрерывное образование. ХХI век. Выпуск 1, 2013.