УДК 37

СУЩНОСТНЫЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ ПОНЯТИЯ “СИСТЕМА ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ВЗРОСЛЫХ В ВЕЛИКОБРИТАНИИ”

Капичникова Ольга Борисовна1, Павлова Маргарита Анатольевна2
1Саратовский государственный университет имени Н. Г. Чернышевского, профессор кафедры педагогики
2Саратовский государственный университет имени Н. Г. Чернышевского, магистрант 2 курса факультета психологии, кафедры педагогики по направлению "Образование взрослых"

Аннотация
В статье рассматриваются сущностные характеристики понятия "Система дополнительного образования взрослых в Великобритании".

Ключевые слова: , , ,


Рубрика: Педагогика

Библиографическая ссылка на статью:
Капичникова О.Б., Павлова М.А. Сущностные характеристики понятия "Система дополнительного образования взрослых в Великобритании" // Психология, социология и педагогика. 2017. № 10 [Электронный ресурс]. URL: http://psychology.snauka.ru/2017/10/8398 (дата обращения: 10.11.2017).

Термин «Система дополнительного образования» подразумевает — систему образования, обеспечивающую получение дополнительных к основным знаний, умений и навыков, которые учащийся приобретает в течение всей жизни с целью продолжения саморазвития и самосовершенствования.[1] Рассматривается подобная система образования как дополнительный элемент к базовому профессиональному образованию. Система, лежащая в основе дополнительного образования — это совокупность закономерно связанных друг с другом, взаимодействующих между собой предметов, программ и мероприятий, направленных на процесс учения и обучения взрослых. Система функционирует посредством реализации дополнительных образовательных программ и оказания дополнительных образовательных услуг за пределами основных образовательных программ. Вся деятельность в рамках системы дополнительного образования осуществляется в интересах человека, общества, государства. [4]  Обсуждаемое понятие «система» применительно к образованию относится к числу основополагающих категорий, которое получило широкое освещение в работах теоретиков и практиков в современной педагогики. [2], [3]

Говоря о системе дополнительного образования взрослых в Великобритании, используется понятие «система непрерывного образования», — «The system of lifelong (further) learning». Переводится на русский язык как «система продолжающегося, добровольного, поддерживаемого личной мотивацией и волей стремление к знанию, как для личных, так и для профессиональных целей обучения». Для определения категории непрерывного образования международное профессионально-педагогическое сообщество использует ряд терминов. В современной литературе можно встретить такие устойчивые сочетания, как «образование взрослых» (Adult Education), «продолжающееся образование» (continuing education), «дальнейшее образование» (further education), «возобновляющееся (рекуррентное) образование (recurrent education) как получение образования «по частям» в течение всей жизни путем чередования обучения с другими видами деятельности, главным образом с работой, и «пожизненное образование» (lifelong education). [5] Система состоит из курсов, за которые начисляются кредиты (зачеты) студентам, осваивающим обучающие программы в заочной, вечерней, дистанционной и других нетрадиционных формах обучения. Данные курсы направлены на:

‐​ профессиональную подготовку;

‐​ краткосрочное профессиональное обучение;

‐​ обучение рабочих кадров;

‐​ общеобразовательные аудиторные on-line-курсы;

‐​ курсы личностного развития;

‐​ самостоятельное обучение (через интернет, индивидуальная исследовательская деятельность).

В систему дополнительного образования взрослых в Великобритании наряду с участниками образовательного процесса входят:  учреждения образования, реализующие образовательные программы дополнительного образования взрослых; организации, которым в соответствии с законодательством представлено право осуществлять образовательную деятельность, реализующие образовательные программы дополнительного образования взрослых; индивидуальные предприниматели, которым в соответствии с законодательством представлено право осуществлять преподавательскую деятельность, реализующие образовательные программы дополнительного образования взрослых; учебно-методические объединения в сфере дополнительного образования взрослых;  государственные органы, подчиненные и (или) подотчетные Президенту, органы государственного управления, иные государственные организации, подчиненные Правительству, местные исполнительные и распорядительные органы, иные организации и физические лица в пределах полномочий в сфере дополнительного образования взрослых.[6] Основной практической задачей системы дополнительного образования взрослых становится так называемое «обучение без отрыва от производства». Отмечено, что преподавателям, обучающим взрослых, приходится работать в различных отраслях, поскольку учеба взрослых протекает в самых разнообразных условиях. Взрослому человеку необходима комплексная помощь на пути освоения новых компетенций, которая может быть выражена только целой системой, специально направленной на разрешение всех задач и проблем, связанных с обучением. [7] Под системой в данном случае понимается целый ряд организаций, учреждений, объединений и государственных органов, обладающих полномочиями курировать и вести преподавательскую деятельность. Данные наблюдения зафиксированы в международных документах, посвященных анализу и формированию видения непрерывного образования, например, в меморандуме непрерывного образования «Учиться никогда не поздно» [8] На качество успешной деятельности системы дополнительного образования взрослых влияет множество факторов — политические императивы, выделение ресурсов, инфраструктура, организация, управление и т. д. Дополнительное образование для взрослых является наиболее интенсивно развивающимся направлением в экономически благополучных государствах.


Библиографический список
  1. И.В.Высотская, А.М. Митина Дополнительное образование взрослых за рубежом: университет третьего возраста //   М. : Наука,  2004. С. 7–8.
  2. Педагогика высшей школы Дружкин А.В., Капичникова О.Б., Капичников А.И. Саратов, 2013. (второе издание)
  3. Учебное пособие к курсу «Педагогика и психология» Капичников А.И. Саратов, 2009.
  4. Проблемы современного образования. Журнал, выпуск 4-2010, С. 9–10.
  5. Е.Е. Вяземский  Современная система образования в Великобритании // Modern System of education in the UK: Великий Новгород, 2002. С. 172–176.
  6. Березина Kuper H. History in English Primary Schools. – Британия; история, культура, образование. Тезисы докладов международной научной конференции. 28-29 мая 2008 г. Ярославль, 2008.
  7. Бест Р. Личностное и социальное образование в контексте общества: опыт Англии. – Обществознание в школе, 1998, №1.
  8. Игнатович Е.В. Англоязычные термины со значением непрерывного образования; современный контекст // Непрерывное образование. ХХI век. Выпуск 1, 2013.


Все статьи автора «Павлова Маргарита Анатольевна»


© Если вы обнаружили нарушение авторских или смежных прав, пожалуйста, незамедлительно сообщите нам об этом по электронной почте или через форму обратной связи.

Связь с автором (комментарии/рецензии к статье)

Оставить комментарий

Вы должны авторизоваться, чтобы оставить комментарий.

Если Вы еще не зарегистрированы на сайте, то Вам необходимо зарегистрироваться: