УДК 37.035

ОЦЕНКА ГОТОВНОСТИ ШКОЛЬНИКОВ К УЧАСТИЮ В ВОЛОНТЕРСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

Байбакова Анастасия Игоревна
Тульский государственный педагогический университет им. Л.Н. Толстого

Аннотация
Данная статья посвящена описанию процесса оценки готовности школьников к участию в волонтерской деятельности в условиях добровольческого объединения. Проведенное исследование позволило сделать вывод о том, что подростки становятся волонтерами, имея при этом необходимый набор нравственных качеств, а также обладают высокой мотивацией к оказанию помощи. Данная проблематика актуальна в условиях современности и имеет многогранный характер.

Ключевые слова: , ,


Рубрика: Педагогика

Библиографическая ссылка на статью:
Байбакова А.И. Оценка готовности школьников к участию в волонтерской деятельности // Психология, социология и педагогика. 2017. № 10 [Электронный ресурс]. URL: https://psychology.snauka.ru/2017/10/8402 (дата обращения: 27.10.2023).

В настоящее время волонтерство является одним из важнейших инструментов формирования нравственных качеств учащихся вне школы. Т.В. Пушкарева и В.Н. Мельникова отметили, что основополагающий принцип добровольчества – это отражение личной позиции. По их мнению, человек максимально реализует себя в каком-либо виде деятельности, если работает без принуждения [1]. Чтобы изучить степень готовности подростков, решивших стать волонтерами, к добровольчеству, мы реализовали ряд методик, применив критерий позитивного отношения к окружающему миру и себе и его показатели, исходя из научных взглядов современных российских ученых-педагогов И.Ф. Исаева, А.В. Мудрика, И.П. Подласого, А.А. Радугина и В.А. Сластенина:

-проявление уважения и эмпатии к окружающему миру и себе;

-проявление желания к оказанию помощи нуждающимся.

Участие в исследовании приняли 15 учащихся 9-11 классов г. Тулы, решивших стать добровольцами Тульского волонтерского центра в феврале 2017 года.

Чтобы оценить позитивность отношения подростков к окружающему миру и себе и выявить показатель проявления уважения и эмпатии, мы применили диагностику личностного роста П.В. Степанова. Данная методика предполагает оценку респондентами 91-го утверждения по шкале от +4 до –4, где оценка +4 выражает высшую степень согласия, 0 – неопределенность, –4 – соответственно, низшую, а оценки +3, +2, +1, –1, –2, –3 являются промежуточными. Данная диагностика раскрывает характер отношения школьников к семье, Отечеству, природе, мирным взаимоотношениям, труду, культуре, знаниям, ценности человеческой жизни и духовному миру.

Для определения позитивности семейных взаимоотношений подростков мы обработали их оценки утверждений, связанных с совместным времяпрепровождением с родственниками, обязательностью наличия семьи и детей, гордостью за семью, а также чувством ответственности перед ней. Результаты обработки показали, что 85% школьников из выборки любят, когда они с семьей собираются вместе или выполняют какое-то общее дело. Важность наличия семьи и детей подтвердили 90% подростков, а испытывают гордость за своих родных 79%. Чувство долга и ответственности перед семьей было выявлено у 83% учащихся.

Оценка любви к Родине и чувства патриотизма школьников проявилась через утверждения о критике происходящего в стране, чувстве обязанности государству, готовности защищать Отечество, народной памяти, национальной идентификации и принадлежности. По мнению 64% подростков, люди могут быть патриотами вне зависимости от их критики политической обстановки в стране. Чувство обязанности перед государством испытывают 56% учащихся. Возможно, что опрошенные школьники в силу возрастных характеристик пока не до конца могут оценить свою степень ответственности перед страной. Готовность защищать Отечество в случае военной угрозы и неоспоримую важность народной памяти выразили 100% подростков. Столько же опрошенных подтвердили свою национальную идентификацию с русской нацией, а также гордость за нее. Однако 5% школьников согласились бы в будущем переехать за границу, при этом продолжая относить себя к представителям русской нации.

Отношение подростков к Земле как планете и ее природным богатствам позволили продемонстрировать утверждения, связанные с нецелесообразной вырубкой деревьев, отношением к диким животным, в том числе редким, и борьбой с загрязнением окружающей среды. Из всех опрошенных 74% сочли вырубку деревьев в недолговременных личных целях в большей степени негативным явлением. Меньшая часть учащихся, которая составила 24%, считает, что диких животных можно эксплуатировать в развлекательных целях. Тем не менее положительно, что 100% подростков абсолютно согласились с отрицательностью явления использования или уничтожения редких видов животных. Негативное отношение к загрязнению окружающей среды выразили также 100% опрошенных, 13% из которых посчитали неправильным убирать мусор за другими людьми.

Оценку школьниками важности мирных взаимоотношений между людьми мы изучили с помощью утверждений о способах улаживания конфликтов, присваивании людям, выступающим против войны, позиции трусов, воспитании мужественности через жестокие фильмы, человеческих правах военнопленных, явлении уступчивости и количестве оружия в стране.

Большинство подростков считают (75%), что конфликтные ситуации возможно преодолеть исключительно мирным путем. С ненадобностью и нецелесообразностью войны и ложной позицией трусости согласились 100% опрошенных. Независимость формирования мужества от просмотра жестоких фильмов подтвердили 96%.  О том, что у военнопленных должны сохраняться человеческие права, указали 94% школьников. Не считают уступчивость признаком слабости 87% опрошенных, а 75% подростков охарактеризовали количество оружия в России как нормальное и умеренное.

Отношение подростков к труду мы выявили через оценку утверждений о радости выполнения работы, назначении физического труда, подработке в свободное время, учебе в школе, проведении субботников и воле исполнения неинтересной работы. Обработка результатов показала, что радость в процессе выполнения какой-либо трудовой деятельности испытывают 69% подростков. За респектабельность физического труда выступили 73% опрошенных, а нужность подработки в свободное время отметили 94%. Учебу в школе охарактеризовали как важную трудовую деятельность 94% подростков. Большинство опрошенных (89%) указали на необходимость проведения регулярных субботников. Готовность к выполнению неинтересной работы проявили 79% респондентов.

Для анализа культурного восприятия подростков были обработаны оценки утверждений об актуальности культурных памятников прошлого, назначении внешнего вида, вреде нецензурной речи, проявлении вандализма и хамства. По результатам обработки ответов, 100% подростков считают необходимым сохранение культурных ценностей прошлого. Важность внешнего вида отметили 64% опрошенных, а разрушительность нецензурной речи – 88%. Проявление вандализма посчитали губительным для общества 100% подростков. С отсутствием хорошего воспитания отождествляют хамство 94% респондентов.

Отношение школьников к знаниям показали оценки утверждений о выстраивании диалога с учителями во время уроков, поиске значений неизвестных слов, восприятии учебной деятельности как первостепенного процесса получения знаний, отношении к чтению и поиску интересующей информации, связи знаний с дальнейшим профессиональным будущим и назначении телевидения и Интернета. Ведение познавательного диалога с учителями во время уроков считают нужным и полезным 86% школьников. Выявлять значения неизвестных слов предпочитают 80% учащихся. Учебу в школе как первостепенный процесс получения знаний воспринимают 94% опрошенных. Необходимость чтения и поиска интересующей информации отметили также 94% учащихся, а прямую связь накопления знаний и становления профессионального будущего – 76%. В качестве главной функции телевидения и Интернета выделили образовательно-интеллектуальную 66% школьников.

Особенно важным стало изучение отношения школьников к ценности человеческой жизни как таковой, поскольку формирование нравственных качеств личности возможно только при условии восприятия жизни как высшего блага. Чтобы изучить этот вопрос, мы проанализировали подростковые оценки утверждений о способности человека, совершившего преступление, измениться к лучшему, психически нездоровых людях, лишении человека жизни ради справедливости, восприятии необычных людей и готовности к оказанию помощи беззащитным. Большая часть школьников (78%) посчитала, что человек, совершивший преступление, не сможет исправиться. Решили, что нужно с уважением и пониманием относиться к психически нездоровым людям, 89% подростков.

Рассматривая вопрос о лишении человека жизни, 58% опрошенных посчитали, что никакое действие не может стать причиной ее прерывания. Нормально воспринимать необычных, отличающихся от других людей готовы 94% школьников, а готовы к оказанию помощи беззащитным 100% опрошенных.

Для того, чтобы охарактеризовать восприятие подростков к своему внутреннему миру, мы обработали оценки утверждений о предпочтении общения исключительно с красивыми людьми, разочарованности жизнью, переживании от неудач, знакомстве с новыми людьми, ощущении в незнакомой компании и самооценке.

Большинство подростков (85%) указали, что внешность не является критерием выбора друзей. Выразили свою разочарованность жизнью 43% школьников. Сильно переживают из-за случившихся жизненных неудач 67% опрошенных. Свободно знакомятся с новыми людьми 77% школьников, а комфортно ощущают себя в незнакомых компаниях 61%. Назвали свою самооценку низкой 34% подростков.

Таким образом, можно сделать вывод о том, что школьники готовы проявлять уважение и эмпатию к окружающему миру и себе, что безусловно важно при посвящении себя волонтерской деятельности. Однако подросткам из выборки в ходе участия в работе добровольческого центра еще предстоит повысить свой уровень развитости таких нравственных качеств, как доброжелательность, милосердие, сочувствие, ответственность и терпимость, усвоить правила преодоления конфликтных ситуаций, определить ряд обязанностей перед государством, в большей степени осознать важность сохранения окружающей среды, а также идею мирных взаимоотношений, повысить мнение о физическом труде, актуализировать для себя важность получения знаний не только в процессе учебы, но и в свободное от нее время, разнообразить и усовершенствовать свой духовный мир и изменить отношение к действительности в лучшую сторону.

Подводя итог данному исследования, можно сделать вывод о том, что современные школьники, стремящиеся осознанно заниматься добровольческой деятельностью, уже обладают достаточным нравственным потенциалом, необходимым для принятия подобного решения. В сознании таких молодых людей имеется представление о милосердии, доброте, дружелюбии и ответственности. С большой долей вероятности можно предположить о том, что по прошествии времени они повысят свой уровень нравственности, укрепят понятие о добре и дружбе, станут более терпимыми и открытыми для окружающих.


Библиографический список
  1. Пушкарёва Т.В., Мельникова В.Н. Волонтерство как добровольная благотворительная деятельность // Вестник КГУ. 2013. №1. URL: http://cyberleninka.ru/article/n/volonterstvo-kak-dobrovolnaya-blagotvoritelnaya-deyatelnost (дата обращения: 10.09.2017).


Все статьи автора «Байбакова Анастасия Игоревна»


© Если вы обнаружили нарушение авторских или смежных прав, пожалуйста, незамедлительно сообщите нам об этом по электронной почте или через форму обратной связи.

Связь с автором (комментарии/рецензии к статье)

Оставить комментарий

Вы должны авторизоваться, чтобы оставить комментарий.

Если Вы еще не зарегистрированы на сайте, то Вам необходимо зарегистрироваться: