УДК 378.1; 371.3

ОСОБЕННОСТИ УТОЧНЕНИЯ КАТЕГОРИИ «АДАПТАЦИЯ» В СТРУКТУРЕ ПОДГОТОВКИ ПЕДАГОГА В СИСТЕМЕ ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

Баландов Кирилл Геннадьевич1, Шварцкопф Елена Юрьевна2, Свинаренко Владимир Геннадьевич3
1Новокузнецкий институт филиал ФГБОУ ВО «Кемеровский государственный университет», г. Новокузнецк, студент
2Новокузнецкий институт филиал ФГБОУ ВО «Кемеровский государственный университет», г. Новокузнецк, преподаватель
3Национальный исследовательский ядерный университет «МИФИ», г. Москва, Информационно-аналитический отдел, Управление развития перспективных исследований, ведущий инженер

Аннотация
В статье описывается практика уточнения категории «адаптация» в структуре подготовки педагогов по физической культуре, учителей биологии и географии. Возможность продуктивного поиска оптимальных моделей развития личности педагога – сложный процесс. Качество исследования процесса адаптации в модели профессиональной подготовки педагога обусловлено уровнем сформированности общеучебных и общекультурных компетенций и потребностей. Адаптация как процесс определяется возможностью приспособления тех или иных составных детерминируемого и измеряемого процесса или явления, которые исследователь считает наиболее актуальными в поставленной цели работы. Адаптация – уникальный продукт, в ресурсах которого может быть отслежена цепь всех антропологически выгодных и устойчивых к изменениям механизмов и условий воспроизводства социального знания, образование в таком понимании является инновационной частью социального опыта личности обучающегося.

Ключевые слова: адаптация, культура самостоятельной работы, педагогическое моделирование, самореализация, социализация


FEATURES SPECIFICATION CATEGORY "ADAPTATION" IN THE STRUCTURE OF TEACHER PREPARATION IN THE SYSTEM OF HIGHER EDUCATION

Balandov Kirill Gennad'yevich1, Schwarzkopf Elena Yurievna2, Svinarenko Vladimir Gennadievich3
1Novokuznetsk branch of the Institute of FGBOU VPO "Kemerovo State University", Novokuznetsk, Student
2Novokuznetsk branch of the Institute of FGBOU VPO "Kemerovo state University", Novokuznetsk, lector
3National research nuclear University «MEPhI», Moscow, Information and analytical Department, Management development advanced studies, head of information-analytical Department of the office of scientific research, senior engineer

Abstract
This article describes the practice of refinement categories 'adaptation' in teacher training structure for physical culture, teachers of biology and geography. The ability to search for optimal models of productive development of the personality of the teacher - a complicated process. Quality study of the adaptation process in the teacher training model is due to the level of formation of general educational and general cultural competence and needs. Adaptation as a process determined by the ability of those devices or other composite determinate and measured process or phenomenon, the researcher considers most relevant to the set work objectives. Adaptation - is a unique product, the resources of which can be traced all the chain anthropologically profitable and resistant to change mechanisms and conditions for the reproduction of social knowledge, education in this sense is an innovative part of the social experience of the individual student.

Keywords: adaptation, culture independent work, self-realization, socialization, teacher modeling


Рубрика: Педагогика

Библиографическая ссылка на статью:
Баландов К.Г., Шварцкопф Е.Ю., Свинаренко В.Г. Особенности уточнения категории «адаптация» в структуре подготовки педагога в системе высшего профессионального образования // Психология, социология и педагогика. 2017. № 2 [Электронный ресурс]. URL: https://psychology.snauka.ru/2017/02/7688 (дата обращения: 31.10.2023).

Адаптация как категория педагогики определяет возможность личности приспосабливаться к различным изменениям, происходящим в структуре полисубъектных отношений и персонифицированных способов решения задач гуманно-нравственного сотрудничества и общения.

Научность воспроизводства опыта деятельности и общения [1] гарантирует обществу целостное понимание и решение определяемых противоречий и задач. В таком понимании появляется понятие «адаптивное знание» [2] и продукт системного его использования – «адаптивная педагогика» [3], гарантирующая личности своевременность и персонификацию развития в поле смыслов и ценностей современного образования.

Работы [4-33], написанные студентами НИФ КемГУ в соавторстве и единолично, раскрывают нюансы категории «адаптация» в иерархии решаемых задач современного образования и культуры взаимоотношений, гарантирующей успешное включение личности в социальное пространство (социализация) и самоутверждение через социально и личности значимые продукты ведущей деятельности (самореализация).

Определим понятие «развитие» в системе уровневого моделирования, выделив традиционные смыслы и условия решения задач современного образования и общения личности в поле информационного и поликультурного пространства с его моделями, механизмами, способами самосохранения и самоорганизации.

Развитие (широкий смысл) – категория педагогики, определяемая в конструктах качественно-количественных изменений в модели воспроизводства социального знания, где научное мировоззрение и способ построения всех изменений гарантирует высокие достижения в области создания средств и методов, технологий и форм решения задач в модели современного непрерывного образования.

Развитие (узкий смысл) – процесс качественно-количественных изменений в каком-либо рассматриваемом явлении или событии, процессе или процедуре, во всех объектах и предметах исследования, где хронологический порядок предопределяет успешность решения поставленных задач и выполняемых функций.

Развитие (локальный смысл) – процедура верификации качеств определяемых и решаемых противоречий и задач, предопределяющих успешность становления личности как продукта и объекта современного научного знания.

Развитие (унифицированный смысл) – педагогический конструкт, оптимизирующий условия воспроизводства тех или иных способов научного познания и его исторически сложившегося уровня (науки) в модели современного образования, являющегося антропологически обусловленным элементом самоорганизации и самосохранения всех звеньев детерминируемого явления в иерархии приоритетов и моделей воспроизводства научного поиска и научного познания.

Развитие как категория современной педагогики рассматривается как принцип, условие, модель, форма, единица и прочие формы самопрезентации качества определяемых явлений и процессов.

В системном поиске наиболее ярких примеров использования научного знания, определяемого в педагогической деятельности, развитие играет катализирующую роль выбора и оптимизации возможности высоких достижений личности и общества в целом.

Развитие как продукт научно-педагогического решения задач педагогического моделирования и научно-педагогической деятельности позволяет повысить качество выявляемого и уточняемого явления.

В выборе модели педагогического взаимодействия развитие позволяет гибко и системно рассмотреть необходимые явления и продукты научного познания и научной деятельности.


Библиографический список
  1. Свинаренко В.Г., Козырева О.А. Научное исследование по педагогике в структуре вузовского и дополнительного образования: учеб. пособ. для пед. вузов и системы ДПО. М.: НИЯУ МИФИ, 2014. 92с. ISBN 978-5-7262-2006-2.
  2. Свинаренко В.Г., Козырев Н.А., Козырева О.А. Адаптивное знание в модели профессионального образования // Современные научные исследования и инновации. 2016. № 1. С. 651-655.
  3. Свинаренко В.Г., Козырев Н.А., Козырева О.А. Адаптивная педагогика как ресурс гуманизации образования // Современные научные исследования и инновации. 2016. № 1. С.660-664.
  4. Августинович О. В. Адаптивное знание в структуре педагогической деятельности // Инновационная наука: прошлое, настоящее, будущее : сб. стат. Междун. науч.-практ. конфер. (Саранск, 3 июня 2016 г.) : в 2 ч. Ч.2. Уфа : ОМЕГА САЙНС, 2016. С.103-104.
  5. Богачев А. И. Особенности детерминации категории «адаптация» в системе профессионально-педагогического знания // Символ науки. 2016. № 6-2. С.115-116.
  6. Воронова К.В., Зубанов В.П. Возможности использования адаптивного и акмепедагогического знания в повышении качества педагогического взаимодействия педагога по физической культуре и обучающихся // Современные научные исследования и инновации. 2016. № 3. С. 597-604.
  7. Доловов А. Я. Адаптация как категория педагогики физической культуры и спорта // Символ науки. 2016. № 6-2. С.135-136.
  8. Евстафьев Е.А., Зубанов В.П., Свинаренко В.Г. Особенности определения и решения задач развития личности в модели адаптивного знания // Современная педагогика. 2016. № 1. С.71-83.
  9. Золотарёва Д.В. Особенности использования адаптивного подхода в уточнении категориального аппарата педагогики // Наука и молодежь: проблемы, поиски, решения : тр. Всеросс. науч. конфер. студ., аспир. и молодых ученых. Новокузнецк: Изд. центр СибГИУ, 2016. Вып. 20. Ч. II. Гуманитарные науки.   С.209-211.
  10. Зубанов В.П., Макарова Л.Н., Корниенко Е.Д. Адаптивная педагогика как продукт и условие гуманизации современного образования и культуры // Интернетнаука. 2016. № 6. С. 317-326. DOI:10.19075/2414-0031-2016-6-317-326
  11. Зубанов В.П., Пермяков С.М., Свинаренко В.Г. Адаптивность научного знания и профессиональной подготовки как ценность и продукт современной культуры и образования // Современные научные исследования и инновации. 2016. № 2. С.756-764.
  12. Ильин А.А. Особенности адаптивной педагогики в решении задач здоровьесбережения // Наука и молодежь: проблемы, поиски, решения : тр. Всеросс. науч. конфер. студ., аспир. и молодых ученых ; под общ. ред. М.В. Темлянцева. – Новокузнецк: Изд. центр СибГИУ, 2016. Вып. 20. Ч. II. Гуманитарные науки. С.219-221.
  13. Иорих И. Ю. Культура самостоятельной работы в моделях адаптивного и акмепедагогического знания // Глобализация научных процессов : сб. стат. Междун. науч.-практ. конф. (Киров, 23 июня 2016 г.) : 2-х ч. Ч.2. Уфа : Омега Сайнс, 2016. С.62-64.
  14. Камалов Н.В., Зубанов В.П., Свинаренко В.Г. Адаптивная педагогика в профессиональной подготовке будущих педагогов по физической культуре // Современная педагогика. 2016. № 4. URL: http://pedagogika.snauka.ru/2016/04/5594
  15. Клепуков Р.С. Особенности использования педагогического моделирования в моделях адаптивного знания // Наука и молодежь: проблемы, поиски, решения : тр. Всеросс. науч. конфер. студ., аспир. и молодых ученых ; под общ. ред. М.В. Темлянцева. – Новокузнецк: Изд. центр СибГИУ, 2016. Вып. 20. Ч. II. Гуманитарные науки. С.232-233.
  16. Кочадзе К. Д. Возможности использования адаптивного знания в модели развития личности обучающегося // Синтез науки и общества в решении глобальных проблем современности : сб. стат. Междун. науч.-практ. конфер. (Уфа, 28 июля 2016 г.) : в 2-х ч. Ч.1. Уфа : ОМЕГА САЙНС, 2016. С.194-196.
  17. Лузгин Д. А. Адаптивная педагогика как модель гуманизации общества // Проблемы внедрения результатов инновационных разработок : сб. стат. Междун. науч.-практ. конфер. (Пенза, 18 июня 2016 г.) : 2-х ч. Ч.2. Уфа : ОМЕГА САЙНС, 2016. С.181-183.
  18. Носовец Е. С. Адаптивное знание в педагогической деятельности как условие гуманизации образования // Современный взгляд на будущее науки : сб. стат. Междун. науч.-практ. конфер. (Томск, 25 мая 2016 г.) : в 5 ч. Ч.3. Уфа : Аэтерна, 2016. С.171-172.
  19. Остряков А.И., Острякова С.В. Дидактический тест: адаптивная и акмепедагогическая модель в структуре профессионального развития и становления личности педагога // Гуманитарные научные исследования. 2016. № 7. URL: http://human.snauka.ru/2016/07/15895
  20. Остряков А.И., Острякова С.В. Историко-педагогическое значение адаптации и фасилитации в реализации идей гуманизма // Современная педагогика. 2016. № 7. URL: http://pedagogika.snauka.ru/2016/07/5870
  21. Остряков А.И., Острякова С.В. Социализация личности в модели адаптивного и акмепедагогического знания // Гуманитарные научные исследования. 2016. № 8. URL: http://human.snauka.ru/2016/08/15897
  22. Петров Н. С. Возможности решения задач социализации личности в адаптивной педагогике и акмепедагогике // Влияние науки на инновационное развитие : сб. стат. Междун. науч.-практ. конфер. (Томск, 25февраля 2016 г.) : в 3-х ч. Ч.2. Уфа : АЭТЕРНА, 2016. С.207-209.
  23. Петрова И.А. Некоторые возможности адаптивной педагогики в решении задач социализации личности // Наука и молодежь: проблемы, поиски, решения : тр. Всеросс. науч. конфер. студ., аспир. и молодых ученых ; под общ. ред. М.В. Темлянцева. – Новокузнецк: Изд. центр СибГИУ, 2016. Вып. 20. Ч. II. Гуманитарные науки. С.275-276.
  24. Пичугин Н.П. Социализация как категория педагогического знания: адаптивные и акмепедагогические модели // Наука и молодежь: проблемы, поиски, решения : тр. Всеросс. науч. конфер. студ., аспир. и молодых ученых ; под общ. ред. М.В. Темлянцева. Новокузнецк: Изд. центр СибГИУ, 2016. Вып. 20. Ч. II. Гуманитарные науки. С.279-280.
  25. Подсадник И. Г. Возможности детерминации адаптивного знания в модели развития личности // Проблемы формирования единого научного пространства : сб. стат. Междун. науч.-практ. конфер. (Челябинск, 3 августа 2016 г.). Уфа : ОМЕГА САЙНС, 2016. С.224-226.
  26. Полиенко Б.С. Особенности моделирования категории «адаптации» в структуре изучения курса «Теоретическая педагогика» // Наука и молодежь: проблемы, поиски, решения : тр. Всеросс. науч. конфер. студ., аспир. и молодых ученых ; под общ. ред. М.В. Темлянцева. – Новокузнецк: Изд. центр СибГИУ, 2016. Вып. 20. Ч. II. Гуманитарные науки. С.285-286.
  27. Пьянков И. В. Адаптивность в теории и практике решения задач педагогической деятельности // Проблемы внедрения результатов инновационных разработок : сб. стат. Междун. науч.-практ. конфер. (Пенза, 18 июня 2016 г.) : 2-х ч. Ч.2. Уфа : ОМЕГА САЙНС, 2016. С.206-208.
  28. Ромашевская Н. И., Куренков М. А., Бойкова И. В. Адаптивное знание в структуре подготовки будущих педагогов по физической культуре // Научные механизмы решения проблем инновационного развития : сб. стат. Междун. науч.-практ. конфер. (Уфа, 1 мая 2016 г.) : в 3 ч. Ч.2. Уфа : Аэтерна, 2016. С.191-193.
  29. Салова А.Е. Адаптивное знание как основа гуманизации образования // Наука и молодежь: проблемы, поиски, решения : тр. Всеросс. науч. конфер. студ., аспир. и молодых ученых ; под общ. ред. М.В. Темлянцева. – Новокузнецк: Изд. центр СибГИУ, 2016. Вып. 20. Ч. II. Гуманитарные науки. С.294-295.
  30. Сальников В. Д. Адаптация как функция педагогической деятельности // Глобализация научных процессов : сб. стат. Междун. науч.-практ. конфер. (Киров, 23 июня 2016 г.) : 2-х ч. Ч.2. Уфа : ОМЕГА САЙНС, 2016. С.89-91.
  31. Судьина Л. Н., Козырева О. А. Педагогическая поддержка будущего педагога в адаптивном обучении как ресурс социализации и самореализации личности // Профессиональное образование в России и за рубежом. 2016. № 1 (21). С.152-156.
  32. Худышкин Р.Д. Особенности адаптивного знания в профессиональной подготовке будущих педагогов по физической культуре // Наука и молодежь: проблемы, поиски, решения : тр. Всеросс. науч. конфер. студ., аспир. и молодых ученых ; под общ. ред. М.В. Темлянцева. – Новокузнецк: Изд. центр СибГИУ, 2016. Вып. 20. Ч. II. Гуманитарные науки. С.338-339.
  33. Шаповалов А.В. Возможности детализации и верификации качества социализации личности в модели адаптивного знания // Наука и молодежь: проблемы, поиски, решения : тр. Всеросс. науч. конфер. студ., аспир. и молодых ученых ; под общ. ред. М.В. Темлянцева. – Новокузнецк: Изд. центр СибГИУ, 2016. Вып. 20. Ч. II. Гуманитарные науки. С.340-341.


Все статьи автора «НФИ КемГУ ФФК»


© Если вы обнаружили нарушение авторских или смежных прав, пожалуйста, незамедлительно сообщите нам об этом по электронной почте или через форму обратной связи.

Связь с автором (комментарии/рецензии к статье)

Оставить комментарий

Вы должны авторизоваться, чтобы оставить комментарий.

Если Вы еще не зарегистрированы на сайте, то Вам необходимо зарегистрироваться: