УДК 37.013

ФОРМИРОВАНИЕ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ О ЗДОРОВОМ ОБРАЗЕ ЖИЗНИ У ДОШКОЛЬНИКОВ

Лукашенко Надежда Петровна1, Лукашенко Дарья Анатольевна2
1Саратовский государственный национальный исследовательский университет им. Н.Г. Чернышевского, кандидат педагогических наук, доцент, профессор кафедры методологии образования
2МДОУ «Детский сад комбинированного вида № 158», Ленинский район, г. Саратов кандидат педагогических наук, педагог-психолог

Аннотация
В статье рассматриваются вопросы формирования у детей представлений о здоровом образе жизни на занятиях физической культуры. Физическая культура даёт возможность ребёнку сформировать качества, необходимые в любом виде деятельности; позволяет реализовать свои творческие способности в достижении успехов.

Ключевые слова: дошкольники, здоровый образ жизни, ЗОЖ, физическая культура


FORMATION OF REPRESENTATIONS ABOUT A HEALTHY LIFESTYLE IN PRESCHOOL CHILDREN

Lukashenko Nadezhda Petrovna1, Lukashenko Daria Anatolievna2
1Saratov State National Research University. NG Chernyshevsky, PhD, Professor of the Department of Education methodology
2Kindergarten "Kindergarten combined type № 158", Leninsky district, Saratov Ph.D., educational psychologist

Abstract
The article deals with the formation of children's perceptions of healthy lifestyles in the classroom physical education. Physical physical education enables the child to form the qualities necessary in any kind of activity; It allows to realize their creative abilities to achieve results.

Рубрика: Педагогика

Библиографическая ссылка на статью:
Лукашенко Н.П., Лукашенко Д.А. Формирование представлений о здоровом образе жизни у дошкольников // Психология, социология и педагогика. 2017. № 2 [Электронный ресурс]. URL: https://psychology.snauka.ru/2017/02/7722 (дата обращения: 04.11.2023).

Во всех программах, которые в настоящее время используются в воспитательно-образовательном процессе ДОУ (дошкольные образовательные учреждения), предполагается формировать у детей представления о здоровье и ЗОЖ (здоровый образ жизни).

Одной из задач ДОУ является воспитание у детей ответственности за своё здоровье и решить эту задачу только медицинскими средствами невозможно.

Под понятием «ЗОЖ» мы понимаем деятельность человека, направленная на улучшение и сохранение своего здоровья [1].

Формирование элементарных представлений о здоровом образе жизни старших дошкольников в условиях ДОУ проходит по следующим направлениям:

  • образовательное – вооружение детей новыми знаниями, умениями и навыками по формированию ЗОЖ;
  • развивающее – развитие у детей способности к умению устанавливать причинно-следственные связи между здоровьем и деятельностью, способствующей ЗОЖ;
  • поведенческое – формирование у детей потребности, мотивации и привычки в ЗОЖ.

Здоровьесберегающие технологии положены в основу работы ДОУ по формированию у детей представлений о ЗОЖ. «Здоровьесберегающая технология», как и любая другая образовательная технология, показывает, насколько эффективно решается задача сохранения здоровья детей и педагогов при её реализации.

Принципы здоровьесберегающих технологий включают в себя: заботу о здоровье детей и педагогов; учёт возрастных особенностей детей при организации обучения, при подборе содержания и использования активных методов обучения; грамотное сочетание обучающих, воспитывающих и развивающих педагогических воздействий и др. [2].

Неправильный образ жизни является одной из причин «утраты» здоровья. На здоровье ребёнка дошкольного возраста наиболее разрушительно влияют: неправильное питание и вредная пища; сокращение времени пpeбывания на открытом воздухе; гипокинезия (дефицит двигательной активности); существенный рост интеллектуальной нагрузки; влияние компьютерных технологий обучения и компьютерных игр и др.

Перечислим три этапа целенаправленного приобщения детей в ДОУ к ценностям ЗОЖ.

Первый этап – информационный. На этом этапе происходит формирование знаний в области культуры здоровья и физической культуры, проявляющиеся в высказываниях и суждениях.

Второй этап – личностный. Его показателями выступают интерес, потребность, положительные эмоции при выполнении заданий. А это, в свою очередь, свидетельствует о сформированности эмоционально положительного отношения ребёнка к содержанию занятий.

Третий этап – деятелъностный. Он характеризуется активной включенностью ребёнка в деятельность по организации ЗОЖ.

Большинство детей имеют представление о здоровье. Они считают, что быть здоровым, значит – не болеть, не принимать лекарств, быть сильным. А чтобы не болеть, по мнению детей, нельзя пить холодную воду; нужно соблюдать порядок и чистоту в доме; теплее одеваться в холодную погоду; по утрам делать зарядку.

Ведущим фактором укрепления и сохранения здоровья детей в ДОУ является систематическая двигательная активность, которая формируется в процессе физического воспитания.

На занятиях физической культуры можно использовать как традиционные, так и специфические средства физической культуры.

Традиционные упражнения входят в содержание программы по физической культуре: гимнастические, легкоатлетические и акробатические. Они способствуют повышению уровня физической подготовленности, коррекции психомоторного развития и комплексного развития ребёнка.

В канву физкультурных занятий можно включать элементы футбола, баскетбола, ручного мяча, бадминтона, тенниса, хоккея, ходьбы на лыжах, катание на роликовых коньках и ритмические упражнения. Все, вышеперечисленные виды спортивной деятельности, укрепляют здоровье, развивают физические качества, совершенствуют двигательные умения и навыки. Для снижения уровня возбуждения и снятия напряжения используются упражнения на мышечную релаксацию. Формированию выразительной речи могут помочь дыхательные упражнения и мимическая гимнастика. Межполушарное взаимодействие происходит более эффективно, если дети выполняют попеременно или одновременно движения разными руками [3].

Ценностное отношение к здоровью и ЗОЖ лучше всего формируется с помощью специальных игр и игровых упражнений, так называемых, специфических средств. Эстафеты и специальные игровые задания: игры-путешествия; игровой самомассаж; игропластика; пальчиковая гимнастика; креативная гимнастика и другие формируют представление о здоровье, функциях организма, о практической реализации ЗОЖ.

Учитывая физиологические особенности детей дошкольного возраста, (их быстрая утомляемость; слабая концентрация внимания на движениях; недостаточно развитое абстрактное мышление), следует применять упражнения с разнообразными предметами и разным темпом выполнения [4].

Обстановка на занятиях физической культуры должна быть комфортной. Эмоциональный настрой на занятии зависит от педагога, от его искренности, открытости, артистичности, способности к импровизации, всего того, что включает в себя творческий подход к детям.

Развитию образного восприятия, творческого мышления способствует использование на занятиях наглядности. Расстановка спортивного инвентаря должна соответствовать возрасту и росту детей.

Таким образом, дошкольный возраст является важным в формировании основ физического и психического здоровья: происходит ускоренное развитие органов; становление функциональных систем организма; происходит формирование основных черт личности и характера; складывается система отношений в социуме. Основную базу знаний, умений и навыков, в процессе реализации здоровье сберегающей технологии, дошкольник получает на занятиях физической культуры в ДОУ.


Библиографический список
  1. Тихомирова Л.Ф. Как сформировать у дошкольника здоровый образ жизни. – Ярославль: Академия развития, 2007. – 192с.
  2. Акимова Н.Л., Морокина И.Ф. Региональная модель «Детский сад здоровья» // Управление ДОУ, 2008. – №4. – С.8.
  3. Горькова Л.Г., Обухова Л.А. Занятия физической культурой в ДОУ. Основные виды, сценарии занятий. – М.: Айрис-пресс, 2007. – 244с.
  4. Воспитание личности детей с ОВЗ средствами адаптивной физической культуры Кухарчук О.В., Полякова С.С. //Психология, социология и педагогика. 2015. № 12 (51). С. 47-50.


Все статьи автора «Лукашенко Надежда Петровна»


© Если вы обнаружили нарушение авторских или смежных прав, пожалуйста, незамедлительно сообщите нам об этом по электронной почте или через форму обратной связи.

Связь с автором (комментарии/рецензии к статье)

Оставить комментарий

Вы должны авторизоваться, чтобы оставить комментарий.

Если Вы еще не зарегистрированы на сайте, то Вам необходимо зарегистрироваться: