УДК 159.973

РАЗВИТИЕ СОЦИАЛЬНОГО ИНТЕЛЛЕКТА У ПОДРОСТКОВ С ЗАДЕРЖКОЙ ПСИХИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ

Назаренко Маргарита Михайловна1, Полянских Наталия Николаевна2
1ФГБОУ ВО «Липецкий государственный педагогический университет имени П.П. Семёнова-Тян-Шанского», кандидат педагогических наук, доцент кафедры психологии, педагогики и специального образования
2ФГБОУ ВО «Липецкий государственный педагогический университет имени П.П. Семёнова-Тян-Шанского», студентка 4 курса института психологии и образования

Аннотация
В статье обосновывается актуальность изучения социального интеллекта в подростковом возрасте. Представлены результаты исследования общих и модально-специфических качеств социального интеллекта подростков с задержкой психического развития, а также путей преодоления их недоразвития.

Ключевые слова: подростки с задержкой психического развития, психолого-педагогическая коррекция, социальный интеллект, способность


THE DEVELOPMENT OF SOCIAL INTELLIGENCE IN ADOLESCENTS WITH MENTAL RETARDATION

Nаzаrеnkо Маrgarita Mikhailovna1, Polyanskikh Natalia Nikolaevna2
1Lipetsk State Pedagogical P. Semenov-Tyan-Shansky, PhD in of pedagogical Sciences, associate professor, department of psychology, pedagogy and special education
2Lipetsk State Pedagogical P. Semenov-Tyan-Shansky, 4th year student of the Institute of psychology and education

Abstract
The article substantiates the urgency of studying social intelligence in adolescence. Presents results of a study of General and modality-specific qualities of social intelligence of adolescents with mental retardation, as well as ways to overcome their underdevelopment.

Рубрика: Психология

Библиографическая ссылка на статью:
Назаренко М.М., Полянских Н.Н. Развитие социального интеллекта у подростков с задержкой психического развития // Психология, социология и педагогика. 2017. № 3 [Электронный ресурс]. URL: https://psychology.snauka.ru/2017/03/7848 (дата обращения: 29.10.2023).

Социальный интеллект является одной из важнейших личностных характеристик, определяющих, по мнению, в частности, О.В. Лунёвой  успешность социально-психологической адаптации личности в различных сферах жизнедеятельности [1, с. 27]. Проблема оценки уровня социального интеллекта у подростков с задержкой психического развития (далее – ЗПР) является актуальной в настоящее время в связи с ростом этой патологии детства, недостаточной разработанностью научных представлений о качествах психики такого подростка, недостаточной приспособленностью диагностических методик для адекватного обследования детей с ЗПР. Изучение специфики социального интеллекта при задержанном развитии и путей его развития представляет определённый интерес для совершенствования практики психолого-педагогического сопровождения школьного обучения таких детей.

В нашем исследовании под термином «социальный интеллект» будем понимать «интегральный сложный конструкт, обеспечивающий поведение личности в коммуникативном взаимодействии» [2, с. 46]. Авторская концепция социального интеллекта личности О.В. Лунёвой включает три подструктуры: конструирование представлений о коммуникативном взаимодействии, проектирование поведения в коммуникативном взаимодействии, управление коммуникативным взаимодействием [там же, с. 48], т.е. речь идёт о способностях социального взаимодействия. Высокие корреляции социального интеллекта с личностными особенностями позволяют рассматривать социальный интеллект и как специфичную черту личности, которая определяет успешность социального взаимодействия. Социальный интеллект реализуется через различные познавательные процессы, непосредственно связанные с рассмотрением человека как партнёра по общению и деятельности. Поэтому в нашем исследовании использовалась методика диагностики социального интеллекта Дж. Гилфорда и М. Салливена, позволяющая выявить такие его составляющие как: способность предвидеть последствия поведения людей в определённой ситуации, предсказать то, что произойдет в дальнейшем; способность к логическому обобщению, выделению общих существенных признаков в различных невербальных реакциях человека; способность понимать изменение значения сходных вербальных реакций человека в зависимости от контекста вызвавшей их ситуации; способность понимать логику развития ситуаций взаимодействия, значение поведения людей в этих ситуациях [3, с. 12].

Формирование социального интеллекта стимулируется началом обучения в школе, когда с увеличением круга общения и усложнением межличностных связей у ребенка развивается чувствительность, социально-перцептивные способности, способность сопереживать, умение принимать точку зрения другого человека, отстаивать свое мнение. В идеальном случае в процессе обучения у школьника постепенно складывается целостная понятийная структура мышления, которая способна обрабатывать, анализировать и обобщать не только научную, но и любую другую, в том числе и социальную, информацию. По мнению О.Б. Чесноковой и Е.В. Субботского, способность действовать разнообразно, креативно, гибко сочетать кооперативный, конкурентный, псевдокооперативный стиль социального взаимодействия в рамках сложной социальной системы, а также  целостная понятийная структура мышления являются необходимыми  качествами для формирования социального интеллекта приемлемого уровня для успешной социальной адаптации [4, с. 28].

Личность подростка  с ЗПР характеризуется относительно низким уровнем развития общего интеллекта , а также разной степенью деформации системы поведенческой регуляции, несформированностью ценностных ориентаций, ригидностью установок социального взаимодействия. Такое своеобразие личности  подростка  с ЗПР определяет особенности его социального интеллекта, которые остаются малоизученными в современной психолого-педагогической практике. Поэтому целью нашего исследования стало изучение особенностей актуального  уровня развития способностей подростков с ЗПР в рамках социального интеллекта и возможностей их коррекции на специально организованных занятиях. Одним из методов исследования выступил сравнительный анализ, поэтому были выдвинута гипотеза: у подростков с ЗПР и их нормально развивающихся сверстников существуют общие и модально-специфические качества социального интеллекта.

По итогам первого этапа нашей работы, на котором проводилось сравнительное исследование сформированности социального интеллекта у выбранных категорий подростков, были получены следующие  данные В группе подростков с нормальным развитием 65% испытуемых имеет социальный интеллект среднего уровня, остальные подростки среднесильного или сильного уровня. В группе подростков с ЗПР средний уровень развития социального интеллекта обнаружен только у 3% респондентов,  у остальных он находился на  среднеслабом и слабом уровне. Статистический анализ показал, что между способностями, составляющими социальный интеллект,  у обследованных нами двух групп подростков нет общих признаков. Этот вывод основывается на том, что статистически достоверные различия по критерию Манна-Уитни были выявлены по результатам выполнения испытуемыми заданий всех четырёх субтестов диагностической методики Дж. Гилфорда и М. Салливена.

Таким образом, предположение о том, что у подростков с ЗПР и их нормально развивающихся сверстников существуют общие качества социального интеллекта не подтвердилась.  Подтвердилось лишь то предположение, что у подростков с ЗПР существуют модально-специфические качества развития социального интеллекта. Выявленные качества позволили нам спланировать коррекционную работу по развитию социального интеллекта в подростковом возрасте при задержанном развитии.

Специфические особенности социального интеллекта у подростков с ЗПР заключаются в следующем. Во-первых, слабые способности предвидения последствий поведения и предсказания дальнейших действий партнёров по общению являются причиной того, что подростки этой категории  плохо понимают связь между поведением и его последствиями, могут часто неосознанно нарушать правила, в том числе грубо, подчёркиваем, неосознанно провоцировать конфликт. Поэтому психолого-педагогическая коррекция должна быть направлена на расширение представлений о правилах социального взаимодействия, о возможных причинах конфликта, о способах поведения в конфликтных ситуациях, на упражнение навыков предупреждения конфликтных ситуаций, на овладение разнообразными стратегиями и тактиками социального взаимодействия.

Во-вторых, слабые способности по выделению общих существенных признаков в различных невербальных реакциях не позволяют подросткам с ЗПР правильно оценивать психологическое состояние, чувства и намерения людей по мимике, позам, жестам. Это объясняет их проблемы овладения языком телодвижений, бедности экспрессивного репертуара общения. Они могут неверно интерпретировать смысл сказанного потому как не учитывают сопутствующие невербальные реакции. Поэтому психолого-педагогическая коррекция должна быть направлена на развитие их чувствительности  к эмоциональным состояниям людей и распознавание способов проявления различных эмоциональных состояний в ситуациях общения. Подростков с ЗПР следует знакомить с приёмами распознавания и проявления кооперации или конкуренции в общении, развивать навыки проявления эмоциональной стабильности, сдержанности, невосприимчивости к критике, тактике поведения на основе обратной связи, наблюдательности и способности к расшифровке невербальных сообщений.

В-третьих, слабые способности подростков с ЗПР к пониманию  многозначных слов и выражений, а также сходных вербальных реакций человека в зависимости от контекста ситуации в сочетании с  бедным словарным запасом и слабой познавательной деятельностью, однообразной речевой экспрессией влекут за собой трудности быстрого и правильного понимания вербальных сигналов в контексте складывающихся взаимоотношений. Это, в свою очередь, может провоцировать непонимание, разногласия и конфликты. Подростки с ЗПР, в отличие от нормально развивающихся сверстников, плохо распознают различные смыслы, которые могут принимать одни и те же вербальные сообщения в зависимости от характера взаимоотношений людей и контекста ситуации общения, говорят «невпопад», проявляют нетактичность. Психолого-педагогическая коррекция  и развивающая работа должна быть направлена на развитие у них целостного понятийного мышления в различных сферах жизнедеятельности и социального взаимодействия, социально-перцептивных способностей, стремления и умения принимать точку зрения другого человека.

В-четвёртых, слабые способности подростков с ЗПР понимать логику развития ситуаций взаимодействия и значение поведения людей в этих ситуациях детерминируют трудности понимания причин тех или иных действий, а также последующего поведения. У них очень слабо развита способность адекватно определить намерения и потребности участников коммуникации, что влечёт за собой нарушение процесса адаптации к ситуации общения и деятельности, особенно при их быстрой смене. Подростки с ЗПР, зачастую, не испытывают интереса к другому человеку, к проблемам группы. Специфика их познавательной деятельности детерминирует, по всей видимости, и способ предвосхищения ими происходящих событий, который основывается не на основе логического мышления, как это происходит в норме, а на основе собственного небогатого житейского опыта. Психолого-педагогическая коррекция  и развивающая работа должны быть направлены на развитие способностей анализа ситуаций межличностного взаимодействия, рефлексии, самопринятия и принятия других людей, становления чувства собственного достоинства, активного интереса к социальным проблемам и общественной активности.

По итогам второго этапа нашей работы, на котором проводилось составление и реализация коррекционной программы, были сделаны выводы о том, что для достижения вышеперечисленных коррекционных целей требуется длительное время и больший объём занятий. Тем не менее, нам удалось вызвать у подростков интерес к процессу групповых занятий, вовлечь в активную работу по самосовершенствованию, пробудить неподдельный интерес к реальному восприятие внутреннего мира своей личности и личности партнёра по общению. Обсуждение упражнений во время обратной связи в конце занятия показало, что подростки с ЗПР по- прежнему слабо осознают свои проблемы во взаимоотношениях с другими людьми. Между тем, выполненные упражнения помогли им частично освоить некоторые стратегии и тактики социального взаимодействия, тем самым повысить адаптивный потенциал своего поведения.


Библиографический список
  1. Лунёва О.В. Социальный интеллект и социальная адаптация. Что общего? // Прикладная юридическая психология. –  2016.  – № 2. – С. 21-32.
  2. Лунёва О.В. Концепция социального интеллекта личности // ЗНАНИЕ. ПОНИМАНИЕ. УМЕНИЕ. –  2012.  – № 2. – С. 46-51.
  3. Михайлова Е.С. Методика исследования социального интеллекта.  Адаптация теста Дж. Гилфорда и М. Салливена /Руководство по ис-пользованию. – СПб, 1996.
  4. Чеснокова О.Б., Субботский Е.В. Социальный интеллект в условиях сложных социальных систем // Национальный психологический журнал. – 2010. – № 2, Т.4. – С. 22-29.


Все статьи автора «Назаренко Маргарита Михайловна»


© Если вы обнаружили нарушение авторских или смежных прав, пожалуйста, незамедлительно сообщите нам об этом по электронной почте или через форму обратной связи.

Связь с автором (комментарии/рецензии к статье)

Оставить комментарий

Вы должны авторизоваться, чтобы оставить комментарий.

Если Вы еще не зарегистрированы на сайте, то Вам необходимо зарегистрироваться: