УДК 316.613

РЕФОРМИРОВАНИЕ АНТИНАРКОТИЧЕСКОЙ ПОЛИТИКИ В США И ЧЕТВЁРТЫЙ ДРАЙВ

Ставропольский Юлий Владимирович
Саратовский государственный университет имени Н. Г. Чернышевского
кандидат социологических наук, доцент кафедры общей и социальной психологии

Аннотация
В США применение уголовных санкций не является эффективным анти-наркотическим средством и не решает проблем, порождаемых наркоманией, оно крайне затратно и в финансовом, и в человеческом отношениях, необоснованно отягащает американских налогоплательщиков и причиняет больше вреда, чем сами по себе наркотики. Пора уже перейти от заурядной критики действующего в США режима наркоконтроля к закладыванию на уровне американского государства основ новой регулятивной системы по контролю за оборотом психоактивных веществ, которые сегодня производятся и распространяются в США исключительно на нелегальных рынках.

Ключевые слова: вещество, наркотик, нелегальный, официальный, политика, психоактивное, сознание, употребление


REFORMING DRUG POLICY IN THE UNITED STATES AND THE FOURTH DRIVE

Stavropolsky Yuliy Vladimirovich
Saratov State University named after N. G. Chernyshevsky
Ph. D. (Sociology), Associate Professor of the General & Social Psychology Department

Abstract
In the United States the use of criminal sanctions is not an effective anti-drug policy and does not solve problems caused by addiction, it is extremely costly both financially and in human relations, unreasonably overburdens American taxpayers and causes more harm than drugs themselves. It is time to move from mediocre critics of current U.S. drug control regime to the establishing on the level of the American state the foundations of a new regulatory system of the trafficking of psychoactive substances’ control, which are now produced and distributed in the USA exclusively in illegal markets.

Keywords: consciousness, consumption, drug, illegal, official, policy, psychoactive, substance


Рубрика: Социология

Библиографическая ссылка на статью:
Ставропольский Ю.В. Реформирование антинаркотической политики в США и четвёртый драйв // Психология, социология и педагогика. 2017. № 3 [Электронный ресурс]. URL: https://psychology.snauka.ru/2017/03/7950 (дата обращения: 02.11.2023).

Фактически установлено, что ни продолжительный арест, ни судебное преследование, ни тюремное заключение лиц, нарушающих антинаркотическое законодательство, не способно ни ослабить хроническую социетальную проблему наркомании, ни уменьшить связанные с ней государственные и экономические издержки. Более того, установлено, что ужесточение антинаркотического законодательства в части санкций ни уменьшает уровень преступности, связанной с наркоманией, ни понижает уровень рецидивизма среди наркоманов. И более того, документально за-фиксированы многочисленные побочные эффекты официальной антинаркотической политики, как то разрушение здравоохранения, пренебрежение правами человека, перегруженность судов, непропорцио-нально антагонистическое воздействие антинаркотического правоприменения на богатых и на бедных, коррупция должностных лиц и утрата уважения к закону. Отсюда следует заключить, что применение уголовных санкций не является эффективным антинаркотическим средством и не решает проблем, порождаемых наркоманией, что оно крайне затратно и в финансовом, и в человеческом отношениях, необоснованно отягащает налогоплательщиков и причиняет больше вреда, чем сами по себе наркотики. Пора уже перейти от заурядной критики действующего режима наркоконтроля к закладыванию на уровне государства основ новой регулятивной системы по контролю за оборотом психоактивных веществ, которые сегодня производятся и распространяются исключительно на нелегальных рынках. Целями такой системы могли бы стать уменьшение рентабельности нелегальных рынков психоактивных веществ, усовершенствование ограничений доступа молодёжи к психоактивным веществам и решительное расширение возможностей терапевтического лечения от наркозависимости. Эти цели согласуются с задачами реформирования официальной антинаркотической политики, а именно уменьшение преступности и нарушений правопорядка, подъём здравоохранения, улучшение охраны детства, более продуманное распоряжение ограниченными ресурсами государства.
Для разработки политически устойчивой модели наркоконтроля полезно обратиться к рассмотрению наркотиков и наркомании в Америке в культурном контексте. В американском обществе употребляется значительное количество легальных и нелегальных наркотиков. В то время как сотни тысяч американских граждан ежегодно арестовываются и садятся в тюрьмы за хранение и употребление запрещённых психоактивных веществ, американский коммерческий рынок переполнен привлекательными медийными образами, агрессивно продвигающими изменяющие сознание и доставляющие удовольствие вещества для лечения различных новых болезней и синдромов, предназначенных немедленно удовлетворить американский аппетит.
Любые критические замечания в адрес действующей официальной антинаркотической политики, а также многочисленные рекомендации по проведению реформ должны основываться на рефлексивном понимании американского наркотического парадокса, когда нация сознательно сторонится наркотиков, но употребляет их, несмотря на запреты. Выработка более эффективной политики, направленной на решение хронической проблемы наркомании, нуждается в освещении историко-культурных контекстов употребления психоактивных веществ в человеческих обществах и в рассмотрении современных усилий, предпринимаемых для контроля за их употреблением, в особенности в США.
Археологические находки свидетельствуют о томи, что во повсюду в мире у людей имеется склонность к изменённым состояниям сознания, достигаемым благодаря употреблению психоактивных веществ. О. Хаксли писал, что все седативы и наркотики растительного происхождения, все эйфорики, растущие на деревьях, галлюциногены, созревающие в ягодах либо выжимаемые из корней – все без исключения стали ведомы и систематически употреблялись людьми с незапамятных времён [4]. Известно, что люди каменного века употребляли галлюциногенные грибы более двенадцати тысяч лет тому назад [7]. На шумерских табличках опиумный мак назван словом, которое означает испытывать удовольствие [6]. Древнейшие исторические свидетельства об одомашнивании и поедании маковых семян приходят от озёрных обитателей Швейцарии, живших четыре с половиной тысяч лет тому назад [8]. В наступившем вслед за тем бронзовом веке опиум широко использовался в качестве растирания при болях, вызванных деторождением и болезнями, а торговля опиумом охватила всю Европу и весь Ближний Восток вплоть до Азии [3]. Разведение каннабиса или конопли зародилось в Китае и в Европе в эпоху неолита примерно четыре с половиной тысячи лет тому назад [5]. Самые ранние неопровержимые свидетельства употребления макового сока описаны Теофрастом (371 – 287 гг. до н. э.), греческим натуралистом и философом, и относятся примерно к трёхсотому году до н. э. [9] Ещё более ранние индийские предания повествуют о дурманящих свойствах каннабиса, который, в брахманической традиции, почитался произрастающим в тех местах, куда попали капли божественной амброзии, разлившейся с небес, и наделяющим ум сообразительностью, жизнь долголетием, а сексуальность доблестью [2]. Употребление коки и других стимулирующих веществ в Южной Америке также берёт начало в незапамятные времена [1]. Наши предки употребляли психоактивные вещества не только в поисках изменённых состояний сознания, но и заботясь о собственном выживании, что предполагает употребление наркотических средств в эволюционных целях. Охотники и собиратели, которым приходилось бороться с суровыми природными условиями, искали растения, богатые алкалоидами, включая опиум и коку, поскольку они служат важными источниками питательных веществ и энергии [11]. Известно также, что низкоорганизованных животных привлекают фруктовые ферменты, содержащиеся в корнях и в ягодах, по причине их одурманивающего воздействия, что свидетельствует о том, что мотивация к изменению состояния сознания уходит в эволюционное прошлое гораздо далее. Практически все психоактивные растения были открыты животными, осведомленность которых о мире растений уберегала их от отравлений, а также позволяла изменять собственное восприятие, наиболее ярким примером чего служит употребление эвкалипта в пищу медведем коала [10] [12]. Эти данные подкрепляют тезис о том, что опьянение является всеобщей человеческой потребностью, поэтому вполне обосновано вести речь о так называемом четвертом драйве.


Библиографический список
  1. Davenport-Hines R. The Pursuit of Oblivion: A Global History of Narcotics. New York: W.W. Norton, 2002. P. 26.
  2. Escohotado A. A Brief History of Drugs: From the Stone Age to the Stoned Age. Rochester: Park Street Press, 1996. P. 9.
  3. Imlah N. Drugs in Modern Society. London: Geoffrey Chapman, 1970. P. 5.
  4. Kunitz D. On Drugs: Gateways to Gnosis, or Bags of Glue? // Harper’s Magazine, October 2001. P. 92.
  5. Lindesmith A. The Addict and the Law. New York: Vintage, 1965. P. 194.
  6. Lindesmith A. Addiction and Opiates. Chicago: Aldine, 1947. P. 207.
  7. McKenna T. Food of the Gods: The Search for the Original Tree of Knowledge. New York: Bantam, 1992. P. 47.
  8. Rudgley R. Essential Substances: A Cultural History of Intoxicants in Society. New York: Kodansha, 1993. P. 24 – 26.
  9. Szasz T. Ceremonial Chemistry. New York: Doubleday/Anchor, 1974. P. 184.
  10. Seigel R. K. Intoxication: Life in Pursuit of Artificial Paradise. New York: E. P. Dutton, 1989. P. 19 – 146.
  11. Thomas A. Survival of the Druggies // New Scientist, 2002. March, 30. P. 11.
  12. Yoon C. K. Of Drunken Elephants, Tipsy Fish and Scotch With a Twist // The New York Times, 2004. March, 23. P. D5.


Все статьи автора «Ставропольский Юлий Владимирович»


© Если вы обнаружили нарушение авторских или смежных прав, пожалуйста, незамедлительно сообщите нам об этом по электронной почте или через форму обратной связи.

Связь с автором (комментарии/рецензии к статье)

Оставить комментарий

Вы должны авторизоваться, чтобы оставить комментарий.

Если Вы еще не зарегистрированы на сайте, то Вам необходимо зарегистрироваться: