УДК 316.61

ОСОБЕННОСТИ СОЦИАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ АДАПТИРОВАННОСТИ УЧАЩИХСЯ СЕЛЬСКИХ И ГОРОДСКИХ ШКОЛ

Ульянова Наталья Юрьевна1, Близнюкова Виктория Викторовна2
1Южный федеральный университет, кандидат психологических наук, преподаватель кафедры психологии управления и юридической психологии
2Южный федеральный университет, студентка 1 курса магистратуры Академии психологии и педагогики

Аннотация
Статья представляет собой описание результатов пилотажного исследования социально-психологической адаптированности, мотивации учебной и будущей профессиональной деятельности, а также уровня притязаний старшеклассников сельских и городских школ. Выявлено, что городские школьники обладают значимо более высоким уровнем приятия себя, внутреннего контроля и мотивации содержания учения, а сельские – значимо более выраженной ведомостью. Установлен также ряд взаимосвязей показателей мотивации, профессиональных устремлений и социально-психологической адаптированности учащихся, позволяющих судить о наличии своеобразных мотивационных комплексов, характерных для современных старшеклассников.

Ключевые слова: подростки, профессиональная мотивация, профессиональная ориентация, профессиональные устремления, социально-психологическая адаптированность, старшеклассники, уровень притязаний


SOCIO-PSYCHOLOGICAL ADAPTATION OF STUDENTS IN RURAL AND URBAN SCHOOLS

Ulyanova Natalya Yuryevna1, Bliznukova Victoriya Viktorovna2
1Southern Federal University, PhD in Psychological Science , Lecturer of the Department of Management and Legal Psychology
2Southern Federal University, Student of the 1st year of the Master's Degree of the Academy of Psychology and Pedagogy

Abstract
The article descrips results of a pilot study of socio-psychological adaptation, motivation of educational and future professional activity and level of claims of senior pupils in rural and urban schools. It was revealed that urban students have a significantly higher level of acceptance of themselves, internal control and motivation of the content of the teaching, and rural ones have significantly more submissiveness. Interrelations of the parameters of motivation, professional aspirations and socio-psychological adaptation of students have been established, what indicates to some motivational complexes typical for modern senior pupils.

Keywords: adolescents, level of aspiration, professional aspirations, professional motivation, professional orientation, senior pupils, socio-psychological adaptation


Рубрика: Психология

Библиографическая ссылка на статью:
Ульянова Н.Ю., Близнюкова В.В. Особенности социально-психологической адаптированности учащихся сельских и городских школ // Психология, социология и педагогика. 2017. № 4 [Электронный ресурс]. URL: https://psychology.snauka.ru/2017/04/8077 (дата обращения: 31.10.2023).

Процесс социально-психологической адаптации, т.е. формирования навыков продуктивного взаимодействия с обществом, в том или ином виде протекает на протяжении всей жизни человека [1]. Однако существуют периоды, в которых вопрос приспособления к социальному миру и поиска своего места в нем выступает на первый план – одним из таких периодов, безусловно, является этап окончания средней школы и выбора дальнейшего профессионального пути [2].

Современное общество отличается неоднородностью и расслоенностью, что, безусловно, затрудняет адаптацию юношей и девушек. На их будущую социальную и профессиональную успешность влияет множество факторов, как внутренних: особенности характера, поставленные цели, мотивация к труду и т.д., – так и внешних: качество образования, условия воспитания, финансовый уровень семьи и др.
[3]. Последние, хоть и не являются прямой детерминантой уровня адаптированности молодых людей, во многом предопределяют «стартовую отметку» их социального развития, помогая либо препятствуя достижению успеха во взрослой жизни. С нашей точки зрения, одним из важнейших препятствий на пути самореализации будущих специалистов является социокультурный разрыв между городской и сельской средой. Разный уклад жизни, разные ценности и представления о мире, разные возможности получения основного и дополнительного образования – все это приводит к заметной сегрегации между горожанами и жителями поселков и деревень [4]. Подходя к достаточно значимому рубежу: окончанию школы и выбору между началом работы и получением дальнейшего образования – старшеклассники, живущие в сельской местности, оказываются в значительно более сложной ситуации по сравнению с их городскими сверстниками. С одной стороны, спектр их возможностей для начала работы сразу после окончания школы в поселках значительно уже, с другой – для получения последующего образования вчерашним школьникам зачастую приходится переезжать в города и ассимилироваться к урбанистической среде, что для многих становится источником дополнительного стресса, отнимающим множество психологических ресурсов [5].

Помочь преодолеть его может грамотно организованное психолого-педагогическое сопровождение учащихся старших классов общеобразовательных школ и младших курсов средне-специальных и высших учебных заведений. Однако для разработки адекватных программ психологической помощи и поддержки необходим специальный анализ проблемы социально-психологической адаптации и связанных с ней внутренних факторов (мотивации, уровня притязаний, профессиональных устремлений) школьников из той или иной среды.

Целью нашего исследования стало изучение особенностей социально-психологической адаптированности старшеклассников сельских и городских школ.

В качестве объекта исследования выступили учащиеся выпускных классов сельских и городских школ. Общую выборку составили 40 человек в возрасте 16-17 лет, в том числе 20 учащихся МОУ Манычская СОШ № 11 (п. Сорговый Ростовской области) и 20 учащихся МАОУ Естественнонаучного Лицея № 11 (г. Ростов-на-Дону).

Гипотезы исследования:

1. Существуют значимые различия социально-психологической адаптированности, особенностей мотивации, профессиональных устремлений и уровня притязаний городских и сельских школьников.

2. Существуют значимые взаимосвязи между уровнем социально-психологической адаптированности старшеклассников, с одной стороны, и их мотивацией, уровнем притязаний и сформированностью профессиональных устремлений – с другой стороны.

Исследование проводилось с использованием следующих диагностических методик: «Изучение мотивационной сферы учащихся» М.В. Матюхиной [6]; «Якоря карьеры» Э. Шейн (адаптация В.А. Чикер, В.Э. Винокурова) [7]; «Социально-психологическая адаптация» К. Роджерса – Р. Даймонд (адаптация Фетискина Н.П. и др.) [8]; «Самооценка уровня притязаний» Й. Шварцландера (адаптация В.И. Буянов и И.Б. Буянова) [9].

Эмпирическая проверка первой гипотезы проводилась с помощью сравнения средних показателей социальной адаптированности старшеклассников, а также тесно связанных с ней характеристик: особенностей их мотивации, профессиональных устремлений и уровня притязаний – с использованием U-критерия Манна – Уитни. Результаты исследования позволяют судить о наличии значимых различий по показателям «Мотивация содержания учения» (Uэмп = 112,0; p ≤ 0,05); «Приятие себя» (Uэмп = 123,0; p ≤ 0,05); «Внутренний контроль» (Uэмп=134,0; p ≤ 0,05); «Ведомость» (Uэмп=134,5; p ≤ 0,05), при этом показатель «Ведомость» сильнее выражен у сельских, а остальные – у городских школьников (рис. 1).


Рисунок 1. Средние значения показателей «Мотивация содержания учения», «Приятие себя», «Внутренний контроль» и «Ведомость» сельских и городских школьников

Сравнительно высокий уровень ведомости сельских школьников, с нашей точки зрения, связан с особенностями традиционного уклада семейных и общественных отношений, сохраняющегося в небольших населенных пунктах. К таким особенностям относятся, как правило, соблюдение иерархических отношений между старшими и младшими, преемственность поколений и обучение молодежи трудовым навыкам «от отца к сыну», следование принятым традициям. Все это способствует тому, что значимой ценностью для юношей и девушек является послушание авторитетам, в то время как родители, воспитывающие детей в городской среде, чаще ориентированы на формирование в них инициативности и критического восприятия действий сверстников и взрослых.

Общая ориентация на индивидуалистские ценности и на осознанный выбор жизненного пути также могут быть причиной значимо более высоких показателей внутреннего контроля городских школьников и их мотивированности на содержательное освоение обучения. Стратегия «сделай себя сам», ставшая лозунгом значительной части урбанизированной молодежи, предполагает принятие ответственности за события собственной жизни на себя. Сходным образом формируется желание самостоятельно выбирать будущую профессию, что становится причиной повышения интереса к учебе с перспективой поступления в желаемое учебное заведение. Кроме того, качество образования, особенно дополнительного, жителей крупных городов зачастую выше, чем сельских школьников – из-за различий как в материально-техническом, так и в кадровом обеспечении учебного процесса, что также может сказываться на особенностях мотивации старшеклассников.

Различия в приятии себя, на наш взгляд, объясняются большим разнообразием молодежных культур (в том числе субкультур) в городах по сравнению с деревнями и поселками. Иными словами, подростку в мегаполисе значительно проще найти единомышленников и стать частью референтной для него группы, чем в селе, где социокультурная среда значительно беднее в связи с небольшой численностью населения. Школьники в городе в целом меньше подвержены групповому давлению и влиянию социальных стереотипов, что также положительно сказывается на формировании их образа «Я».

Для проверки второй гипотезы нами был проведен корреляционный анализ первичных данных с использованием коэффициента Спирмена (рисунок 2).

По итогам эмпирической проверки нами было выявлено несколько кластеров положительно взаимосвязанных между собой характеристик мотивации, профессиональных устремлений и социальной адаптированности учащихся старших классов.


Примечание: КМ – коммуникативные мотивы; МДУ – мотивы достижения успеха; ВК – внутренний контроль; Д – склонность к доминированию; УП – уровень притязаний; ПС – приятие себя; ПД – приятие других; ПК – ориентация на профессиональную компетентность; П – ориентация на предпринимательство; СР – ориентация на стабильность работы; Л- – отрицательное отношение ко лжи; Л+ – положительное отношение ко лжи.

Рисунок 2. Взаимосвязь показателей социально-психологической адаптации, мотивации, профессиональных устремлений и уровня притязаний старшеклассников

Во-первых, выраженность коммуникативного мотива учения у школьников коррелирует с их степенью приятия себя (r = 0,509; p ≤ 0,01) и с уровнем внутреннего контроля (r = 0,484; p ≤ 0,01). Таким образом, ориентация на себя, самодостаточность и ответственность за собственные действия позволяют старшеклассникам активно взаимодействовать со сверстниками и учителями в процессе обучения, формируя опыт создания и поддержания социальных связей. Во-вторых, ориентация на предпринимательскую деятельность прямо связана с доминированием (r = 0,489; p ≤ 0,01) и отрицательным отношением ко лжи (r = 0,519; p ≤ 0,01). Возможно, это объясняется влиянием существующих стереотипов о предпринимателях как о жестких, властных, принципиальных людях – школьникам, мечтающим об открытии собственного дела, свойственно приписывать себе и стараться развивать соответствующие черты характера. В-третьих, взаимосвязанными оказались переменные «мотивация достижения успеха» и «приятие других» (r = 0,450; p ≤ 0,05). Вероятно, эта связь обусловлена тем, что высокий социальный интеллект и способность воспринимать и адекватно оценивать окружающих зачастую воспринимаются школьниками как залог будущей успешности – не только в профессиональной, но и в общественной жизни. В-четвертых, положительно коррелируют между собой ориентация на профессиональную компетентность и уровень притязаний (r = 0,420; p ≤ 0,05). Это представляется достаточно ожидаемым, поскольку высокий уровень притязаний практически всегда означает высокую оценку человеком себя как специалиста. В-пятых, ориентация на стабильность работы прямо связана с положительным отношением ко лжи (r = 0,457; p ≤ 0,05). Этот результат выглядит несколько парадоксальным, однако, с нашей точки зрения, может объясняться тем, что высокая ценность стабильности может обусловливать определенную терпимость ко лжи и, возможно, даже, самообману, вследствие нежелания перемен, которые могут наступить в результате обнаружения истины. Стоит, однако, отметить, что три последние взаимосвязи проявляются, скорее, на уровне тенденции, чем стабильной закономерности.

Таким образом, обе выдвинутые нами гипотезы подтвердились результатами эмпирического исследования. Старшеклассники, живущие в городе, в значительной степени больше ориентированы на собственные возможности и самостоятельность в выборе профессионального и жизненного пути, чем их сверстники из сельских школ. Им свойственна уверенность в себе, желание достигнуть профессионального успеха, в том числе в собственных предпринимательских проектах. Сельчане, в свою очередь, отличаются большей ведомостью, ориентацией на коллективистские ценности и традиционный уклад жизни. В список их ценностей чаще входят стабильные условия работы, одобрение со стороны окружающих, а, следовательно, им сложнее противостоять внешнему влиянию и следовать собственному, а не навязанному извне, мнению.

Полученные нами результаты носят, скорее, разведывательный характер и, безусловно, требуют углубленного и расширенного анализа. В то же время, итоги работы могут быть учтены психологами и педагогами при профессиональном ориентировании старшеклассников, разработке и реализации программ помощи в адаптации студентов младших курсов ССУЗов и ВУЗов.


Библиографический список
  1. Мороденко Е.В. Социально-психологическая адаптация и дезадаптация в процессе социализации личности // Вестник Томского государственного педагогического университета. 2009. № 8.
  2. Галуцкая М.Ю. Психологические условия становления психологической готовности к личностному саморазвитию в юношеском возрасте // Психология, социология и педагогика. 2015. № 6 [Электронный ресурс]. URL: http://psychology.snauka.ru/2015/06/5043 (дата обращения: 14.04.2017).
  3. Овчаренко Л.Ю. Проблемы успешности социально-психологической адаптации подростков в современной среде // Системная психология и социология. 2015. № 1 (13). С. 44-50.
  4. Шипитько О.Ю., Дмитриченко Н.А. Конфликтность в молодежном коллективе как условие профессиональной самореализации // Северо-Кавказский психологический вестник. 2014. № 12 (4). С. 14-20.
  5. Правдина Л.Р. Теоретические и методические вопросы развития толерантности к стрессу у студентов // Северо-Кавказский психологический вестник. 2007. № 5. С. 137-141.
  6. Бадмаева Н.Ц. Влияние мотивационного фактора на развитие умственных способностей. – Улан–Удэ. 2004. – С. 139–141.
  7. Почебут Л.Г., Чикер В.А. Организационная социальная психология: Учебное пособие. СПб.: Речь, 2002.
  8. Фетискин Н.П., Козлов В.В., Мануйлов Г.М. Социально–психологическая диагностика развития личности и малых групп. – М.: Институт Психотерапии, 2002.
  9. Бороздина Л.В. Исследование уровня притязаний: Учебное пособие. М.: МГУ, 1993.


Все статьи автора «Ульянова Наталья Юрьевна»


© Если вы обнаружили нарушение авторских или смежных прав, пожалуйста, незамедлительно сообщите нам об этом по электронной почте или через форму обратной связи.

Связь с автором (комментарии/рецензии к статье)

Оставить комментарий

Вы должны авторизоваться, чтобы оставить комментарий.

Если Вы еще не зарегистрированы на сайте, то Вам необходимо зарегистрироваться: