УДК 159.923.5

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ МЕТОДОВ СКАЗКОТЕРАПИИ ДЛЯ СНИЖЕНИЯ АГРЕССИВНОГО ПОВЕДЕНИЯ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ

Янке Валерия Алексеевна1, Иванова Виктория Алексеевна2
1Северо-Восточный федеральный университет имени М. К. Аммосова, Республика Саха (Якутия) г. Нерюнгри, Технический институт (филиал), студент кафедры педагогики и методики начального образования
2Северо-Восточный федеральный университет имени М. К. Аммосова, Республика Саха (Якутия) г. Нерюнгри, Технический институт (филиал), доцент, кандидат психологических наук, кафедры Педагогики и методики начального образования

Аннотация
Данная статья раскрывает тему агрессивного поведения младших школьников, и влияния приёмов сказкотерапии на этот процесс. Для восстановления эмоционального фона и адекватного поведения ребенка используют создание сказок, песочную терапию, упражнения, тренинги, задачи и игры, связанные со сказками.

Ключевые слова:


Рубрика: Общая рубрика

Библиографическая ссылка на статью:
Янке В.А., Иванова В.А. Использование методов сказкотерапии для снижения агрессивного поведения младших школьников // Психология, социология и педагогика. 2017. № 5 [Электронный ресурс]. URL: https://psychology.snauka.ru/2017/05/8128 (дата обращения: 20.11.2023).

Сказкотерапия – это важный приём в психологии, используемый для младших школьников. История его создания относится к древности, но тема актуальна и по сей день. Суть способа заключается в том, что посредством сказки маленький ребенок строит представления о действительности, учится анализировать поступки людей и делать выводы. Возможность влияния на детей с помощью сказки позволяет педагогам оказать помощь трудному ребенку.

В сентябре 2016 г. мы провели констатирующий этап исследования агрессивного поведения у детей младшего школьного возраста. В качестве методик были использованы:

1) графическая методика «Кактус» (М. А. Памфилова);

2) Опросник Басса-Дарки (в модификации Г. В. Резапкиной);

3) методика «Несуществующее животное» (М. З. Друзкевич).

Экспериментальная часть исследования была осуществлена в МОУ «Гимназия №1 им. С. С. Каримовой» в г. Нерюнгри Республика Саха (Якутия). В исследовании принимали участие 28 детей из 2 «В» класса возрастом от 7 до 8 лет.

Данные эксперименты указали нам на наличие агрессивного поведения у большинства детей. Так, мы вначале использовали методику «Кактус» (М. А. Памфилова). Для эксперимента была взята группа из 20 человек. Среди них нормальное поведение и эмоциональный фон, а также низкая агрессивность была замечена всего у 6 испытуемых детей. Средняя агрессивность, то есть не критическая, наблюдается у 5 ребят. Оказалось, что большинство детей испытывают высокий уровень агрессивности – 8 детей.

Используя методику Опросник Басса-Дарки (в модификации Г. В. Резапкиной), мы получили следующие результаты. В указанной группе у 6 детей наблюдается косвенная агрессия, у 7 детей выявлено раздражение, а 10 детей испытывают словесную агрессию. Так, 11 детей склонны обижаться и проявляют агрессию физическим воздействием на оппонента, тогда как 12 детей склонны к подозрительности, а 13 детей страдают негативизмом.

Последняя третья методика показала такие результаты: низкий уровень агрессии – 11 детей, средний – 5 детей, высокий – 4 ребенка.

Следовательно, у данной группы исследуемых из 20 детей замечено явное преобладание высокого уровня агрессии. Мы использовали полученные нами данные для снижения агрессии с помощью сказкотерапии. В качестве исследования была взята педагогическая программа «Уходи злость, уходи!».

Программа была написана на основании работы психолога Е. Е. Варламовой, которая изучала поведение школьников младшего возраста и проявления ими агрессии.

Программа проводится с целью научить детей подавлять в себе гнев и проявлять его в более приемлемой форме. Также метод позволяет контролировать себя и владеть собой в той или иной ситуации.

Основные задачи программы:

1. Научить детей контролировать себя и исключать агрессивное поведение в повседневных ситуациях.

2. Способствовать социальному формированию ребенка.

3. Развивать умение чувствовать других людей, проявлять доброжелательность по отношению к товарищам.

Для осуществления указанных целей и задач мы воспользуемся следующими методами исследования:

  1. Игра.
  2. Рисование, пластилин.
  3. Сочинение сказок, инсценировка ситуаций и другие способы сказкотерапии.

Также применяются дополнительная методика, в частности дискуссии, беседы, методы расслабления.

Работа осуществляется в группе.

В исследовании принимают участие школьники младшего возраста.

Длительность занятий: 40 минут. Срок курса терапии – 12 недель.

Ожидаются такие результаты: ребенок после данной программы должен научиться контролировать приливы гнева и искать способы подавления агрессии, а также уметь проявлять гнев приемлемыми способами, относиться к другим людям с сочувствием и сопереживанием.

Этапы данной программы:

I. Введение.

II. Основная часть.

III. Заключение.

Первая часть состоит из приветствия, в ходе которого формируется доверие ребенка. Во второй части описана методика решения данной проблемы и далее происходит подведение итога, рефлексия и процесс сплочения группы.

Обратимся к сущности плана программы, который указан в таблице 1.

Таблица 1. Тематическое планирование занятий снижения агрессивного поведения у детей младшего школьного возраста

Тема Цель Методы и средства Длительность
1. Занятие 1. «Знакомство» Познакомиться со сверстниками, найти контакт с ними, а также установить доверительные отношения друг с другом. Знакомство с правилами игр, а также выбор ритуала приветствия.

 

Игры –

«Опиши друга»,

«Комплименты»,

«Аплодисменты по кругу»

 

40 минут
2. Занятие 2.

«Давайте жить дружно»

Избавиться от эмоционального давления, снять стресс и дискомфорт, обучить детей совместному взаимодествию, без проявления отрицатеьных эмоций и конфликтов.

 

Игры –

«Два барабана»,

«Уходи злость, уходи!»,

«Доброе животное»,

«Морщинки»;

Сказкотерапия –

«Придумай добрый конец»

40 минут
3. Занятие 3.

«Мои эмоции»

Работа с эмоциями, умение контролировать их, общаться с другими, понимать их чувства, уметь проявить себя, не бояться оказаться в центре внимания, учиться быть лидером. Игры –

«Эхо»,

«Гнев, ссора»,

«Выставка»,

«Эмоции в моем теле»,

Сказкотерапия –

«Притча о змее»

Релаксация –

«Место покоя»

40 минут

 

4. Занятие 4.

«Маленькое приведение»

Умение подавлять агрессиию и перемещать её в другое русло, построение реакции на негативные ситуации, умение искать компромисс. Развитие эмпатии, умение видеть себя со стороны, понимать свои чувства и контролировать свои эмоции.

 

Игры –

«Подари улыбку»,

«Маленькое привидение»,

«Жужа»;

«Пластическое изображение гнева»

Беседа –

«Как можно сделать ребенка агрессивным»

Релаксация –

«Апельсин»

40 минут

 

Данная схема создана для подавления негативных эмоций у детей младшего школьного возраста. Таким образом, можно избавиться от агрессивного поведения и научиться контролировать себя в сложных ситуациях посредством сказкотерапии и игротерапии. Указанная программа создана для использования её педагогами и психологами, а также студентами психологического профиля по время практики.


Библиографический список
  1. Вачков И. В. Сказкотерапия. Развитие самосознания через психологическую сказку. – М. : Ось, 2007. – 144 с.
  2. Елисеев О. П. Практикум по психологии личности. − М. : Эксмо, 2009. − 578 с.
  3. Лебедева Л. Д. Практика арт-терапии : подходы, диагностика, система занятий. − СПб. : Речь, 2003. – 539 с.
  4. Лютова Е. К., Монина Г. Б. Шпаргалка для взрослых : Психокоррекционная работа с гиперактивными, агрессивными, тревожными и аутичными детьми. − М. : Генезис, 2000. – 192 с.
  5. Сотник И. Ю. Игротерапия. Как преодолеть агрессию // Социальная сеть работников образования. Режим доступа : http://nsportal.ru/vuz/psikhologicheskie-nauki/library/2012/10/15/igroterapiya-kak-preodolet-agressivnost


Все статьи автора «Семёнова Валерия Алексеевна»


© Если вы обнаружили нарушение авторских или смежных прав, пожалуйста, незамедлительно сообщите нам об этом по электронной почте или через форму обратной связи.

Связь с автором (комментарии/рецензии к статье)

Оставить комментарий

Вы должны авторизоваться, чтобы оставить комментарий.

Если Вы еще не зарегистрированы на сайте, то Вам необходимо зарегистрироваться: