Сказкотерапия – это важный приём в психологии, используемый для младших школьников. История его создания относится к древности, но тема актуальна и по сей день. Суть способа заключается в том, что посредством сказки маленький ребенок строит представления о действительности, учится анализировать поступки людей и делать выводы. Возможность влияния на детей с помощью сказки позволяет педагогам оказать помощь трудному ребенку.
В сентябре 2016 г. мы провели констатирующий этап исследования агрессивного поведения у детей младшего школьного возраста. В качестве методик были использованы:
1) графическая методика «Кактус» (М. А. Памфилова);
2) Опросник Басса-Дарки (в модификации Г. В. Резапкиной);
3) методика «Несуществующее животное» (М. З. Друзкевич).
Экспериментальная часть исследования была осуществлена в МОУ «Гимназия №1 им. С. С. Каримовой» в г. Нерюнгри Республика Саха (Якутия). В исследовании принимали участие 28 детей из 2 «В» класса возрастом от 7 до 8 лет.
Данные эксперименты указали нам на наличие агрессивного поведения у большинства детей. Так, мы вначале использовали методику «Кактус» (М. А. Памфилова). Для эксперимента была взята группа из 20 человек. Среди них нормальное поведение и эмоциональный фон, а также низкая агрессивность была замечена всего у 6 испытуемых детей. Средняя агрессивность, то есть не критическая, наблюдается у 5 ребят. Оказалось, что большинство детей испытывают высокий уровень агрессивности – 8 детей.
Используя методику Опросник Басса-Дарки (в модификации Г. В. Резапкиной), мы получили следующие результаты. В указанной группе у 6 детей наблюдается косвенная агрессия, у 7 детей выявлено раздражение, а 10 детей испытывают словесную агрессию. Так, 11 детей склонны обижаться и проявляют агрессию физическим воздействием на оппонента, тогда как 12 детей склонны к подозрительности, а 13 детей страдают негативизмом.
Последняя третья методика показала такие результаты: низкий уровень агрессии – 11 детей, средний – 5 детей, высокий – 4 ребенка.
Следовательно, у данной группы исследуемых из 20 детей замечено явное преобладание высокого уровня агрессии. Мы использовали полученные нами данные для снижения агрессии с помощью сказкотерапии. В качестве исследования была взята педагогическая программа «Уходи злость, уходи!».
Программа была написана на основании работы психолога Е. Е. Варламовой, которая изучала поведение школьников младшего возраста и проявления ими агрессии.
Программа проводится с целью научить детей подавлять в себе гнев и проявлять его в более приемлемой форме. Также метод позволяет контролировать себя и владеть собой в той или иной ситуации.
Основные задачи программы:
1. Научить детей контролировать себя и исключать агрессивное поведение в повседневных ситуациях.
2. Способствовать социальному формированию ребенка.
3. Развивать умение чувствовать других людей, проявлять доброжелательность по отношению к товарищам.
Для осуществления указанных целей и задач мы воспользуемся следующими методами исследования:
- Игра.
- Рисование, пластилин.
- Сочинение сказок, инсценировка ситуаций и другие способы сказкотерапии.
Также применяются дополнительная методика, в частности дискуссии, беседы, методы расслабления.
Работа осуществляется в группе.
В исследовании принимают участие школьники младшего возраста.
Длительность занятий: 40 минут. Срок курса терапии – 12 недель.
Ожидаются такие результаты: ребенок после данной программы должен научиться контролировать приливы гнева и искать способы подавления агрессии, а также уметь проявлять гнев приемлемыми способами, относиться к другим людям с сочувствием и сопереживанием.
Этапы данной программы:
I. Введение.
II. Основная часть.
III. Заключение.
Первая часть состоит из приветствия, в ходе которого формируется доверие ребенка. Во второй части описана методика решения данной проблемы и далее происходит подведение итога, рефлексия и процесс сплочения группы.
Обратимся к сущности плана программы, который указан в таблице 1.
Таблица 1. Тематическое планирование занятий снижения агрессивного поведения у детей младшего школьного возраста
№ | Тема | Цель | Методы и средства | Длительность |
1. | Занятие 1. «Знакомство» | Познакомиться со сверстниками, найти контакт с ними, а также установить доверительные отношения друг с другом. Знакомство с правилами игр, а также выбор ритуала приветствия.
|
Игры –
«Опиши друга», «Комплименты», «Аплодисменты по кругу»
|
40 минут |
2. | Занятие 2.
«Давайте жить дружно» |
Избавиться от эмоционального давления, снять стресс и дискомфорт, обучить детей совместному взаимодествию, без проявления отрицатеьных эмоций и конфликтов.
|
Игры –
«Два барабана», «Уходи злость, уходи!», «Доброе животное», «Морщинки»; Сказкотерапия – «Придумай добрый конец» |
40 минут |
3. | Занятие 3.
«Мои эмоции» |
Работа с эмоциями, умение контролировать их, общаться с другими, понимать их чувства, уметь проявить себя, не бояться оказаться в центре внимания, учиться быть лидером. | Игры –
«Эхо», «Гнев, ссора», «Выставка», «Эмоции в моем теле», Сказкотерапия – «Притча о змее» Релаксация – «Место покоя» |
40 минут
|
4. | Занятие 4.
«Маленькое приведение» |
Умение подавлять агрессиию и перемещать её в другое русло, построение реакции на негативные ситуации, умение искать компромисс. Развитие эмпатии, умение видеть себя со стороны, понимать свои чувства и контролировать свои эмоции.
|
Игры –
«Подари улыбку», «Маленькое привидение», «Жужа»; «Пластическое изображение гнева» Беседа – «Как можно сделать ребенка агрессивным» Релаксация – «Апельсин» |
40 минут
|
Данная схема создана для подавления негативных эмоций у детей младшего школьного возраста. Таким образом, можно избавиться от агрессивного поведения и научиться контролировать себя в сложных ситуациях посредством сказкотерапии и игротерапии. Указанная программа создана для использования её педагогами и психологами, а также студентами психологического профиля по время практики.
Библиографический список
- Вачков И. В. Сказкотерапия. Развитие самосознания через психологическую сказку. – М. : Ось, 2007. – 144 с.
- Елисеев О. П. Практикум по психологии личности. − М. : Эксмо, 2009. − 578 с.
- Лебедева Л. Д. Практика арт-терапии : подходы, диагностика, система занятий. − СПб. : Речь, 2003. – 539 с.
- Лютова Е. К., Монина Г. Б. Шпаргалка для взрослых : Психокоррекционная работа с гиперактивными, агрессивными, тревожными и аутичными детьми. − М. : Генезис, 2000. – 192 с.
- Сотник И. Ю. Игротерапия. Как преодолеть агрессию // Социальная сеть работников образования. Режим доступа : http://nsportal.ru/vuz/psikhologicheskie-nauki/library/2012/10/15/igroterapiya-kak-preodolet-agressivnost