УДК 37.047

АРХИТЕКТУРНО-ХУДОЖЕСТВЕННОЕ НАПРАВЛЕНИЕ В МУНИЦИПАЛЬНОЙ СИСТЕМЕ ПРЕДПРОФИЛЬНОЙ ПОДГОТОВКИ ШКОЛЬНИКОВ

Салихова Инна Альбертовна
Школа искусств «Маэстро» при ГБОУ СОШ №1298 г. Москвы
архитектор-педагог, руководитель студии архитектуры и дизайна «ФА-САД»

Аннотация
В последние годы ведется активная работа по созданию условий для успешной работы школы по организации предпрофильной подготовки школьников. Это важная составляющая профильного обучения. Для учащихся 8-9 классов учителя разрабатывают элективные курсы и большинство из них связаны с математикой, физикой, биологией. В любой школе найдутся учащиеся, которым не хотелось бы тратить свое драгоценное время на то, что им не по душе. Им хочется создавать что-то необычное. Для таких детей мы предлагаем курс «Развитие творческого мышления». С ведением этого курса можно быть уверенным в том, что большинство детей нашли для себя интересное дополнительное образование. Творческое мышление, которое будет развиваться на занятиях, еще не одному специалисту не помешало в работе.

Ключевые слова: , , , ,


Рубрика: Педагогика

Библиографическая ссылка на статью:
Салихова И.А. Архитектурно-художественное направление в муниципальной системе предпрофильной подготовки школьников // Психология, социология и педагогика. 2017. № 5 [Электронный ресурс]. URL: https://psychology.snauka.ru/2017/05/8175 (дата обращения: 01.11.2023).

В последние годы в системе образования ведётся активная работа по разработке программ доВУЗовского образования в различных профильных направлениях [1, с.97]. Основным условием успешного перехода к профильной школе является организация предпрофильной подготовки обучающихся в основной школе, которая является подсистемой профильного обучения и выполняет подготовительную функцию, готовит обучающихся к выбору профиля или путей дальнейшего образования [2, с.17]. Современная школа создает условия для сохранения здоровья обучающихся [3, с. 38] и в числе личностных качеств выпускника выделяет следующие: «ориентирующийся в мире профессий, понимающий значение профессиональной деятельности для человека» и для устойчивого развития общества и природы [4, 65]. Для учащихся 8-9 классов учителя разрабатывают элективные курсы и большинство из них связаны с математикой, физикой, биологией, организуются школьные трудовые объединения [5, с.101]. В любой школе найдутся учащиеся, которым не хотелось бы тратить свое драгоценное время на то, что им не по душе. А душевное спокойствие для человека имеет важное значение [6, с. 174]. Такие дети хотят создавать что-то необычное. Студия «ФА-САД», разработала авторские программы развития детей по направлению «Архитектура и Дизайн» и успешно реализует их в течение 8 лет на базе школы искусств «Маэстро» при общеобразовательной школе-комплексе №1298 г. Москвы. Изучая растущий интерес детей к данному направлению, наблюдая за успехами воспитанников студии, администрация школы предложило руководителям студии адаптировать программу для преподавания её в основной ступени школьного образования в рамках учебных часов урока ИЗО и занятий в детских садах с целью развития творческих способностей у детей, мотивации их к обучению.

Мы с Перлиной В.А. преобразовали и адаптировали программу «Развитие творческого мышления», преподаваемую в студии ФА-САД в рамках дополнительного образования школьников 8-11 лет и, как продолжение программы, продумали курс для 5-8 классов с углублением в теорию и практическую деятельность по профилю «Архитектура и Дизайн». Учебная программа легко воспринимается и выполняется любым учеником. Для обучения по этой программе не требуется предварительная подготовка. Программа может быть использована в любой школе и она может хорошо вписаться в программу воспитания и социализации [7, с. 53]. Учитель же должен иметь соответствующую подготовку [8, с.110].

Наша программа реализуется на базе общеобразовательной школы с углублённым изучением иностранных языков, начиная с 2009 года. В рамках урока ИЗО по специальной программе занимаются дети 5,6,7,8 общеобразовательных классов школы, не имеющих нагрузки спец.классов (филологическая, математическая специализация). Занятия проходят в помещении специально оборудованной студии архитектуры и дизайна в нестандартной для школьного процесса творческой обстановке, где есть место проектной деятельности [9, с. 12].

Дети открывают для себя новую область деятельности – творческую. Почти 1/5 учеников каждого класса заинтересованы, они приходят  на дополнительные занятия в студию архитектуры и дизайна во внеурочное время. Возможно, их привлекает язык искусства для общения [10, с.6379].

Атмосфера, возникающая на занятиях, которую создают присутствующие (ученики и преподаватели), раскрепощает и дает импульс к творчеству. В основу нашей работы заложена идея создания «школы-среды», где ребёнок и педагог являются коллегами, партнёрами, которые вместе занимаются и творят, фантазируют и проектируют, сотрудничают. Весь процесс базируется на идее доверия и позитивного сотворчества [11, с. 740]. Позитивное творчество создаёт соответствующее настроение, положительное отношение к учёбе, формирует у ребенка индивидуальный положительный образ профессий творческого направления. Как итог, решается одна из современных проблем образования – мотивация к обучению. Классы, посещающие студию в рамках школьной программы, занимаются с большим интересом и желанием, так как и формы оценивания совсем не похожи на те, которые ученик видит на уроке математики, русского языка [12, с. 26].

В результате учебы по нашей программе происходит знакомство с профессиями архитектор и дизайнер. Школьник может уже определиться с выбором профессии, построить свой индивидуальный образовательный маршрут к выбранной цели.


Библиографический список
  1. Салихова И.А. Педагогическое образование в современном мире. Монография. -  Казань: ТРИ “Школа”,2012.
  2. Габдрахманова Р. Г., Салихова И. А., Мингазова Л. М. Воспитание у современных школьников трудолюбия в процессе предпрофильной подготовки //Перспективы развития науки и образования: сб. научн. тр. Тамбов.  2015.
  3. Габдрахманова Р.Г., Корчагина Р.Р. Новый ФГОС начального общего образования–гарант укрепления здоровья и социализации личности ребенка //Вестник НЦБЖД. 2012. №. 4.
  4. Хузиахметов А.Н., Габдрахманова Р.Г. Социализация личности школьника: проблемы, поиски, решения. Учебно-методическое пособие. – Казань: Изд-во “Хэтер”, 2011.
  5. Габдрахманова Р.Г. Педагогические условия социализации старшеклассников в школьных трудовых объединениях. Дис. … канд.пед.наук.- Казань, 2005.
  6. Егерева С.Ф., Габдрахманова Р.Г. Экология школьника – залог успешной социализации личности//Казанская наука. 2012. № 5.
  7. Хузиахметов А.Н., Габдрахманова Р.Г. Подготовка будущего учителя к реализации программы воспитания и социализации //Казанский педагогический журнал. 2015. №. 3.
  8. Gabdrakhmanova, R.G., Kalimullina, G.I., & Ignatovich, V.G. (2016). Professional pedagogical education quality management. Mathematics Education, 11(1), 103-112.
  9. Габдрахманова Р.Г. Проектная деятельность обучающихся – основа воспитательной системы лицея//Новая наука: Стратегии и векторы развития. – Уфа: Агентство международных исследований. 2017.
  10. Gabdrakhmanova, R.G., & Guseva, T.S. (2016). Conditions of Social-Pedagogical Maintenance of Bilingual Children in Educational Institutions. International Journal of Environmental and Science Education, 11(14), 6373-6380.
  11. Khuziakhmetov, A. N., & Gabdrakhmanova, R. G. (2016). Creativity in Joint Activity of Teacher and Student in the Learning Process. IEJME-Mathematics Education, 11 (4), 735-745; Gabdrakhmanova, R.G., Khuziakhmetov, A.N., & Yesnazarova, U.A. (2015). The formation of values of education in the mathematics teachers of the future in the process of adaptation into university study. International Electronic Journal of Mathematics Education, 10(3), 147-155.
  12. Габдрахманова Р.Г. Форма проверки знаний учащихся на уроках технологии//Школа и производство. 2012. № 2.


Все статьи автора «Салихова Инна Альбертовна»


© Если вы обнаружили нарушение авторских или смежных прав, пожалуйста, незамедлительно сообщите нам об этом по электронной почте или через форму обратной связи.

Связь с автором (комментарии/рецензии к статье)

Оставить комментарий

Вы должны авторизоваться, чтобы оставить комментарий.

Если Вы еще не зарегистрированы на сайте, то Вам необходимо зарегистрироваться: